ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Общая характеристика особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) Республики Тыва федерального и регионального значений 8
1.1. Краткое описание ООПТ Республики Тыва 8
1.2. Цели создания системы ООПТ Республики Тыва 11
1.2.1. Цели и задачи заповедников федерального значения 11
1.2.2. Цели и задачи заказников регионального значения 14
1.2.3. Цели создания памятников природы 18
1.2.4. Цели создания природного парка 20
1.3. Функции заказников Республики Тыва 21
ГЛАВА 2. Государственная политика и нормативно-правовая основа управления ООПТ на территории Республики Тыва 26
2.1. Федеральная политика и нормативно-правовая основа управления ООПТ
Республики Тыва 26
2.2. Региональная политика и нормативно-правовая основа управления ООПТ
Республики Тыва 28
2. 3. Анализ источников федеральных, региональных нормативно-правовых документов по регулированию ООПТ Республики Тыва 38
ГЛАВА 3. Пути в решении проблем сохранения особо охраняемых природных территорий регионального значения и управления ими в Республике Тыва 43
3.1. Анализ состояния ООПТ на территории Республики Тыва 43
3.1.1. Природный парк «Тыва» 48
3.1.2. Проектируемый новый природный парк Республики Тыва 51
3.2. Основные положения и направления дальнейшего развития ООПТ
Республики Тыва 53
3.3. Подходы к обеспечению эффективности функционирования сети ООПТ
Республики Тыва 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность магистерской диссертации. Вопросы сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, имеющих генетическое, экологическое, научное, культурно-просветительское значение, находятся в центре внимания государственных органов. Не зря 2017 год является годом ООПТ в России.
Однако отсутствие системного эколого-экономического подхода к определению границ и сущностных характеристик территорий с особыми режимами функционирования и направлениями развития требует тщательного изучения и совершенствования механизмов управления ими.
Функционирование и развитие особо охраняемых природных территорий в регионах объективно предопределено законами экоразвития, так как для ряда территорий механизм охраны является наиболее эффективным или единственно возможным. Целью таких ограничений является сохранение экологического каркаса территорий регионов и функциональности экосистем.
Необходимо отметить, что в регионах созданы особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения, правовой статус которых во многом определяет способы управления ими. Однако территориальная привязка приводит к тому, что часто на региональных землях функционируют особо охраняемые природные территории, имеющие национальное или международное значение, а в границах многих из них выделяются подчиненные территории более высокого или низкого охранного статуса. Это предопределяет поиск путей совершенствования механизмов управления этими территориями [22].
Всего в России по состоянию на 2013 год имеется более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) превышает 200 млн. га, что составляет 11,9 % от площади территории России (без учёта акваторий — 11,3 %) [11].
Федеральное значение имеют 299 ООПТ, в том числе 102 государственных природных заповедника, 46 национальных парков и 70 государственных природных заказников, а также памятники природы и прочие ООПТ федерального значения. Общая площадь ООПТ федерального значения составляет 59,2 млн. га (с учетом морских акваторий) или 48,3 млн. га (без акваторий).
Региональное значение имеют 11 647 ООПТ, их площадь (с морскими акваториями) составляет 119,1 млн. га. Местное значение имеют 1 213 ООПТ суммарной площадью 25,8 млн. га. [33].
Республика Тыва, субъект Российской Федерации, расположена на юге Сибири, в географическом центре Азии. На юге граничит с Монголией, а на западе, северо-западе, севере, северо-востоке и востоке - с другими российскими регионами, а именно Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью и Республикой Бурятия соответственно.
Площадь республики составляет 170 427 км2, высота территории над уровнем моря варьируется от 600 до 3970 м. Наивысшая точка Тувы расположена в горном массиве Монгун-Тайга («серебряная гора») на крайнем западе республики. Примерно 82% территории занимают горы, изрезанные ущельями с крутыми склонами, а остальную часть республики занимают равнинные участки. [7].
В целом, Тува представляет собой удаленный и относительно изолированный регион Российской Федерации. Удаленность республики от крупных экономических центров и транспортных путей является основным ограничением для ее экономического развития. В республике отсутствуют сколько-нибудь значительные промышленные предприятия, за исключением разработок различных полезных ископаемых, ведущихся в небольших масштабах. При этом Тува располагает многочисленными месторождениями ценных минеральных ресурсов, однако финансовые риски, связанные с их разработкой, весьма высоки, а возможности для вывоза продукции крайне ограничены...
Республика Тыва является одним из немногих регионов России с исключительно богатым биологическим разнообразием. Неслучайно она входит в 200 экорегионов планеты, имеющих глобальную значимость для сохранения биоразнообразия. В Республике Тыва расположен и объект Всемирного природного наследия «Убсунурская котловина», получивший этот статус как территория с исключительно высоким уровнем биологического и ландшафтного разнообразия.
В настоящий момент сеть ООПТ в Республике Тыва довольно развита и существующие 33 ООПТ различных категорий соответствует примерно 8,2% общей площади республики. Тем не менее проведенный анализ состояния сети ООПТ республики свидетельствует о том, что в существующем виде она не обеспечивает эффективного сохранения биоразнообразия в его различных контекстах. Так, в границы существующих охраняемых территорий включены не все типы фоновых ландшафтов (не обеспечены территориальной охраной низкогорья с реликтовой черневой тайгой и крупные межгорные котловины). В ООПТ не охраняется в полной мере разнообразие редких и исчезающих, а также эндемичных видов высших сосудистых растений. Существующая сеть ООПТ крайне нерепрезентативна для сохранения флаговых видов региона - снежного барса и тувинского горного барана. Для сохранения других редких и исчезающих видов млекопитающих, включенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Тыва, также необходимо создание условий для их территориальной охраны, особенно в северо-западной части республики. Далеко не все уникальные природные объекты - геолого¬геоморфологические, гидрологические, ботанические - имеют статус охраняемых, несмотря на все растущий антропогенный пресс. Наконец, не все территории, имеющие международное значение для сохранения биоразнообразия - участки объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Убсунурская котловина» имеют статус особо охраняемых.
В то же время проведенный анализ состояния сети ООПТ показывает, что наиболее успешно выполняют свои задачи заповедники - Убсунурская котловина и Азас. Основными проблемами природных заказников Республики Тыва являются недостаточные финансирование, штат и квалификация персонала, слабая материально-техническая база и наличие некоторых нерешенных юридических вопросов, например о наделении должностных лиц региональных ООПТ контрольно-инспекционными полномочиями. Это в значительной мере снижает эффективность управления республиканской системой ООПТ. Поэтому меры по повышению эффективности деятельности существующих ООПТ регионального уровня имеют, безусловно, первоочередную важность.
С целью повышения эффективности природоохранной деятельности в Республике Тыва разработана перспективная схема размещения ООПТ в регионе на период до 2020 г. Согласно новой схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Тыва на период до 2020 года планируется расширение ООПТ на 20 %. Работа в данном направлении ведется в тесном контакте с Муниципалитетами. Кожууны вносят свои предложения по созданию новых, реорганизации или ликвидации действующих ООПТ на их территории. Министерство же рекомендует создавать ООПТ местного значения, а именно природные парки, в целях сохранения традиционных типов хозяйствования...
1. Алексеев А. А. Проблемы правового функционирования ООПТ // О состоянии и перспективах развития сети особо охраняемых природных территорий. - Республика Тыва, 2008г. - с. 13-17.
2. Атлас туристических ресурсов Республики Тыва. Кызыл, 2007г. - 55 с.
3. Аракчаа К. Д. Природ аржаанный комплекс «Чойганские минеральные воды» и аржаан Борзу-Холь: перспективы туристско и лечебно¬рекреационного освоения/ ООО «Лаборатория аржаанологии и туризма». ТывГУ, 2012г.- 51 с.
4. Аракчаа К. Д., Смирнова И. Н. Аржаан Чойган- целительная жемчужина Тувы. ТывГУ, 2012г.- 162с.
5. Байлагасов Л. В., Важов В. М. Проблемы организации и
функционирования природного парка Республики Тыва. - Бийск:
БПГУ, 2009г. - 216 с.
6. Байлагасов Л. В., Манышев В. К. Особо охраняемые природные территории Республики Алтай - история организации, достижения, нерешенные проблемы // Современные проблемы геоэкологии горных территорий: материалы II междунар. науч.- практ. конф. - Республика Тыва: РИО ГАГУ, 2007г. - с. 69-75.
7. Булатов В.И., Ротанова И.Н. Ландшафтно-экологическое изучение
и картографирование юга Западной Сибири //Экологический анализ регионатеория, методы, практика: сборник научных трудов.
Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - с. 7-17.
8. Бондарев. А. И. Анализ законодательства и практики использования недревесных лесных ресурсов в России на примере Алтае-Саянского экорегиона / под общ.ред. Н. М. Шматкова, WWF России. — М., 2016г. — 119 с.
9. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Кревер О.Н., Шестаков А.С. - Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
10. Монгуш Б. С. Геологические памятники Республики Тыва. Кызыл: 2005г. - 31с.
11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2014г.
12. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Тыва в 2012г.
13. Геологические памятники природы России: состояние, проблемы и перспективы изучения / А. В. Лапо и др. // Жизнь Земли. Сборник Музея землеведения МГУ. Вып. 30, 1997. - C. 202-216.
14. Джонсон Ф.Э. Стратегия управления и развития региональных особо охраняемых природных территорий Республики Тыва. - Красноярск: WWF России, MAVA Foundation, 2012г. - 110 с.
15. Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». ЗМ, №10, 1995г...53