Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация внеклассной работы обучающихся 5 классов в процессе математической подготовки

Работа №170474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1. Сравнительный анализ образовательных стандартов второго и третьего
поколения 6
1.2. Дидактическая сущность понятия внеклассная работа 12
1.3. Функциональная грамотность как новый формат образовательных
результатов 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ 25
2.1. Дидактические условия организации внеклассной работы обучающихся
средней школы в процессе математической подготовки 25
2.2. Разработка внеклассного события по развитию функциональной
грамотности на основе математического содержания для обучающихся 5 классов 31
2.3. Описание апробации и её результатов 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49

Одной из главных задач современной школы является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму. Основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Однако в процессе таких стремительных изменений в различных сферах общества, обострились проблемы развития математического образования и науки. Проблема содержательного характера описана в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 года с изменениями на 8 октября 2020 года): «Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования» [14, с.2].
Одной из причин преемственности по мнению А. Г. Асмолова является тот факт, что обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня [11].
Подтверждением недостаточного уровня готовности обучающихся к дальнейшему обучению нашли своё отражение в исследование PISA - оценке различных компонентов, входящих в функциональную грамотность.
В России в 2018 году школьники показали такие результаты по PISA:по математической грамотности на наивысший - шестой уровень претендовали всего 2% подростков, на пятый - 7%, на четвёртый - 18%, на третий - 28%, на второй - 25%, на первый - 15%. Всего 7% не достигли первого уровня [21]. Показатели были средними, но, на наш взгляд, не критичными. В 2022 году Россия не участвовала в очередном исследовании PISA, однако не так давно стали известны результаты национального исследования по модели PISA, проведённого в 2021 году. По каждому уровню статистических данных не предоставили. Но известно, что второго уровня по математической грамотности не достигли целых 18,939% [30]. Считаем данные показатели достаточно высокими, при том, что задания не относятся к повышенному уровню сложности.
Преодоление данных дефицитов у обучающихся считаем возможным в рамках единства урочной и внеурочной деятельности. Это особенно актуально, поскольку появились нормативные акты, закрепляющие обязательность реализации внеурочной деятельности наряду с учебным планом: ФГОС ООО нового поколения [39], письмо Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» [25].
Теоретической основой для изучения проблемы использования внеклассной работы обучающихся средней школы в процессе математической подготовки являются изложения общедидактических и методических аспектов указанной проблемы, представленные в трудах Я. А. Тестова, И.А. Каирова, Н.М. Верзилина, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока- Росинского, В.А. Коростелевой, О.С. Гребенюк, Ю.Н. Ковшовой, М.Н. Сухоносенко, Е.А. Яровой.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная связь математической подготовки с реальной жизнью обучающихся.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-методическое обеспечение внеклассной работы обучающихся 5 классов в процессе их математической подготовки, направленное на развитие функциональной грамотности.
Объект исследования: процесс обучения математики обучающихся 5 классов.
Предмет исследования: внеклассная работа обучающихся 5 классов в процессе обучения математики.
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что, продуктивно организованная внеклассная деятельность обучающихся 5 классов в процессе их математической подготовки способствует формированию у них функциональной грамотности.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1) провести сравнительный анализ ФГОС второго и третьего поколения с целью выделения значимости внеклассной работы в процессе обучения;
2) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику внеклассной работы в современном образовании;
3) рассмотреть понятие функциональной грамотности и его роль в современном образовании;
4) описать дидактические и методические условия организации внеклассной работы обучающихся средней школы в процессе математической подготовки;
5) разработать внеклассное событие по развитию функциональной грамотности на основе математического содержания для обучающихся 5 классов;
6) провести апробацию, описать её результаты.
Содержание выпускной квалификационной работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты организации внеклассной работы обучающихся средней школы в процессе математической подготовки» раскрывается дидактическая сущность понятия «внеклассная деятельность», освещается его развитие на основе нормативно-правовых актов, описывается значение функциональной грамотности как нового формата образовательных результатов.
Во второй главе «Практические аспекты организации внеклассной работы в процессе математической подготовки обучающихся 5 классов» раскрываются дидактические и методические условия организации внеклассной работы обучающихся средней школы в процессе математической подготовки на основе описания трендов современного образования. На основе их учёта предлагается разработка внеклассного мероприятия с заданиями математической грамотности для обучающихся 5 классов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотим отметить, что внеклассную работу можно выстроить в рамках любого учебного предмета и разной сложности материала. Высокого уровня учебной мотивации возможно добиться за счёт соответствия дидактическим особенностям её организации с использованием современных образовательных методов и цифровых образовательных ресурсов. Однако с точки зрения основных нормативно-правовых документов считаем освещение понятия внеклассной работы недостаточным, на наш взгляд, проблеме её организации стоит уделить большее внимание.
В ходе проведённого исследования получили следующие результаты:
1. Раскрыли понятие и характеристику внеклассной работы в современном образовании.
2. Провели сравнительный анализ ФГОС второго и третьего поколения с целью выделения значимости внеклассной работы в процессе обучения.
3. Рассмотрели понятие функциональной грамотности.
4. Описали дидактические и методические условия организации
внеклассной работы обучающихся средней школы в процессе математической подготовки.
5. Разработали внеклассное событие по развитию функциональной грамотности на основе математического содержания для обучающихся 5 классов.
6. Провели апробацию, описали её результаты.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы выполнена за счёт решения обозначенных задач. Предложенная разработка показала механизм организации внеклассного мероприятия с использованием заданий математической грамотности. Считаем её как один из возможных способов внедрения заданий функциональной грамотности в рамках подготовки по предмету во внеклассной работе. Для описания динамики уровня математической грамотности обучающихся необходимо системно включать типы предложенных заданий во внеклассной работе.



1. OECD Governing Board PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft),
April 2018 [For Official Use], p. 8, 21-22.
2. Актуальные проблемы развития математического образования в школе и
вузе материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, г. Барнаул, 9-10 декабря 2021 года / под науч. ред. И.В. Кисельникова, И.Г. Кулешовой. - Барнаул: АлтГПУ, 2021.
3. Бойко Л.В., Василенко И.В., Терехова М.Д. Внеклассная работа по
математике // Символ науки. 2019. №9. С.78-80.
4. Вифлеемский А. В. Урочная деятельность: правовое регулирование и
педагогические реалии // Народное образование, 2018. № 6(7). С. 48-56.
5. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Кевин
Вербах, Дэн Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.
6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калининградский ун-т.
Калининград, 1996. 107 с.
7. Добриогло Л. Г., Уставщикова В. А. Геймификация преподавания
русского языка как иностранного // Актуальные вопросы развития научно-образовательного сотрудничества на просторах Евразии: сборник статей Международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Международного образовательного форума «Русский язык и евразийский вектор развития образования, науки и культуры», организуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. М.: ГУУ, 2022. С. 54-60.
8. Единое содержание общего образования: Федеральное государственное
бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования» [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru(дата обращения 15.01.2024).
9. Ермаков С. А., Кашина О. П. Жизненные ценности и смыслы возрастной
периодизации человека // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 19-23.
10. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореферат дис... канд. пед. наук: Оренбург, 2009
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для. учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
12. Качикеев Т. Ж., Кожогелдиев А. С. Ведущий вид деятельности детей раннего возраста как важнейшее условие психического развития // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 6. С. 396-400.
13. Ковшова Ю.Н., Сухоносенко М.Н., Яровая Е.А. Геймификация как средство формирования математической грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. С. 1-13.
14. Концепции развития математического образования в Российской
Федерации (от 24 декабря 2013 года N 2506-р) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499067348?marker=6540IN(дата
обращения 04.01.2024).
15. Коростелёва В.А. Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.htm. (дата обращения 05.01.2024).
16. Кустова С.А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru(дата обращения 10.02.2024).
17. ЛапинаМ.А. Исследование эффективности применения геймификации как средства повышения мотивации и производительности в процессе обучения // Вопросы цифрового образования. 2023. № 1 (13). С. 39-45.
18. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности / под ред. А.А. Бучек. М.: Академия Минпросвещения России, 2022 г.
19. Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. - М.: ИСРО РАО, 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank- adaniy/matematicheskayagramotnost/МГ_МетодическиеРекомендации_2021.pdf (дата обращения 04.02.2024)
20. Мухамедова Х.Б., Юлдашева Н.Ю. Инновационный подход к эффективной организации внеклассной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Вестник науки и образования. 2020. Ч.1. № 5(83). С. 71-73.
21. Основные результаты российских обучающихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А.В. Капуза., А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с.
22. Певзнер В.В. Некоторые особенности применения геймификации в процессе обучения // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 98-101.
23. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.
24. Педагогический словарь. Книга 2 / под ред. И. А. Каиров. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
25. Письмо Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://sosh7ugansk.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/oo/fgos/ooo/582c267f 5558a692874077.pdf (дата обращения 10.01.2024).
26. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/(дата обращения: 07.01.2024).
27. Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312(дата обращения: 07.01.2024).
28. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653(дата обращения: 07.01.2024).
29. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / под ред. Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 114 с.
30. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 // ФГБУ
«ФИОКО» [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/результаты- общероссийской-оценки-по-модели-PISA-2021 (дата обращения:
20.12.2023).
31. Рослова Л.О. Что такое математическая грамотность: ключевые понятия и структура оценки в исследовании PISA. Семинар от
01.10.2021 [Электронный
https://drive .google.eom/file/d/1QIbz6 -
TO0u3WSb_0Ns7JSuZaA7Hb6VU8/view
32. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1999.
33. Рябус И.М. От игры до геймификации в условиях цифровизации образования: методические рекомендации. Азовский район, 2021. 36 с.
34. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
35. Тарханова И. Ю. Формирование функциональной грамотности школьников: Новые дидактические решения [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.eom/book/283373(дата обращения: 18.05.2024).
36. Тестова Я. А. Модель организации внеурочной деятельности в
условиях опережающего введения ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.eom/a/seh87.ru/testova/home (дата обращения 05.01.2024).
37. Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования // Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2003. С. 106-109.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/edueational_standard/ federalnyi-gosudarstvennyi- obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshehego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 05.01.2024).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 7 декабря 2022 г. № 568 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/edueational_standard/ federalnyi-gosudarstvennyi-
obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 (дата обращения: 05.01.2024).
40. Функциональная грамотность школьника: книга для учителя / Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
41. Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.centeroko.ru(дата обращения 10.01.2024).
42. Широколобова А.Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки», 2022. Т. 19. № 1. С. 5-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ