ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ
1.1. Школьные предметные олимпиады: сущность, ретроспектива организация
1.2. Организация факультативных занятий по биологии 15
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ
2.1. Программы факультативов по биологии «Зелёная лаборатория», «Мир животных» (5-7 класс)
2.2. Методика организации факультативных занятий по биологии 46
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» говорится о том, что в Российской Федерации осуществляется выявление и поддержка лиц проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие получениями такими лицами образования [26].
В целях обнаружения и поддержки лиц, показавших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений [26].
Учащиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается [26].
Одна из основных задач педагога поиск одаренных учеников. Задача учителя открыть одаренного ученика, активизировать познавательный интерес и мотивировать учащихся к достижению высоких результатов в учёбе, участие в предметных олимпиадах, конкурсах. Для получения высокого результата участия в олимпиаде, ученик должен владеть основами мыслительной деятельностью, то есть умеет анализировать, синтезировать и выигрывать, сравнивать, классифицировать, абстрагировать и обобщать.
Кроме всего, ученик должен располагать определёнными природными данными: хорошо развитую логику, цепкую память, он имеет более высокие интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда. При наличии этих качеств ученик может стать потенциальным участником олимпиад [26].
Участвуя в олимпиадах, такие ученики оказываются в среде себе равных. У них проявляется стремление к соревнованию с другими, желание победить. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в школьной среде, а так же повысить свою самооценку, проявить уверенность в своих возможностях. Участие в олимпиаде не должно стать разовым мероприятием, необходимо создать условия для эффективной подготовки к олимпиаде, дающие надежду в победу на олимпиаде, при этом подготовка к олимпиаде должна быть систематической. [3].
Исходя, из выше изложенного была выдвинута гипотеза, что если методически грамотно организованы факультативных занятий, составлена программа по подготовки учащихся к олимпиаде по биологии в соответствии с требованиями, правильно подобрано программно-методическое обеспечение, мотивировать ученика на участие в олимпиаде, то можно получить высокие результаты в олимпиаде по биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий подготовку учащихся к предметным конкурсам, олимпиада, соревнованиям.
Предмет исследования: методика организации факультативных занятий по биологии, как условие подготовки школьников к олимпиадам.
Цель: выявить эффективность факультативных занятий в подготовке к олимпиадам по биологии....
1. Предметные олимпиадные движения по биологии - это система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы. Одна из форм подготовки учащихся к олимпиаде является факультативные занятия проводятся в дополнение к школьным предметам и строятся на добровольных началах с учетом интересов учащихся
2. Анализ психолого-педагогической методической литературы позволил выделить, основные этапы подготовки учащихся к олимпиаде по биологии:
• разработка программ факультативного курса, разработка методики проведения факультативных занятий;
• выявление учащихся, проявляющих интерес к биологии, имеющих творческую способность к научно- исследовательской деятельности, желание и готовность участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах;
• создание необходимых условий для поддержки наделенных детей, сформировать умение учащихся разобраться и решить более сложные вопросы и задания по биологии.
3. Разработанная программа для факультативного курса по биологии 5-7 классов «Зеленая лаборатория», «Мир животных» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, учитывает возрастные особенности учащихся, содержание школьных программ по биологии и показывает эффективный результат при подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам.
1. Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. Гиляров М.С. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 831 с.
2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.
3. Галкина Е.А., Бережная О.В. Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии, учебное пособие, Красноярск.
4. Гашинская Н.С., автор статьи «Методическая разработка по биологии для подготовки к олимпиаде (7 класс)», https://infourok.ru.
5. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М., Теоретические вопросы методики обучения биологии. Красноярск
6. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
7. Захаров В.Б., Сонин Н.И. "Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998.
8. Зверев И.Д., Мягкова Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
9. Иванова А.М., учитель биологии «Методическая разработка на тему: «План подготовки к олимпиадам», http://nsportal.ru.
10. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1989. 224с.
11. Каюмова Р.И. автор статьи «Подготовка школьников к олимпиаде по биологии», http://www.prodlenka.org
12. Келина Е.А. Сайт учителя биологии, экологии и химии
13. Константинов В.М и др. "Биология. Животные. 7 класс", М.: Вентана- Графа, 1999.
14. Латюшин В.А., Шапкин В.В. Биология. Животные учебник 7 класс, - М.: Дрофа, 2012.
15. Назаренко В.В., статья «Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность». http://nsportal.ru...(26)