Организация внеурочной деятельности по физике обучающихся основной школы на основе видео-задач
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы по физике 6
1.1. Организация внеурочной деятельности по физике в основной школе 6
1.2. Роль внеурочной деятельности в формирование функциональной
грамотности обучающихся 14
Глава 2. Методика организации внеурочной деятельности по физике на основе видео-задач 19
2.1. Разработка видео-задач по физике для формирования функциональной
грамотности 19
2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности использования
видео-задач 41
Список используемой литературы 45
Приложение А
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы по физике 6
1.1. Организация внеурочной деятельности по физике в основной школе 6
1.2. Роль внеурочной деятельности в формирование функциональной
грамотности обучающихся 14
Глава 2. Методика организации внеурочной деятельности по физике на основе видео-задач 19
2.1. Разработка видео-задач по физике для формирования функциональной
грамотности 19
2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности использования
видео-задач 41
Список используемой литературы 45
Приложение А
Современное общество XXI века быстро развивается и изменяется, что приводит к росту объема самой разнообразной информации. Человечество располагая богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации, требует от современного человека быстрой адаптации к новым условиям передачи информации. Таким образом обществу необходимы функционально грамотные люди, способные быстро адаптироваться в большом потоке информации.
Функционально грамотные люди - это люди, имеющие универсальные навыки, требующиеся в любых сферах жизни. Данные навыки начинают развиваться у человека с раннего детства и развиваются на протяжении всего жизненного пути. За время обучения в школе учащиеся получают наибольшее количество универсальных навыков и умений. Наличие и качество таких навыков оценивается с помощью уровня функциональной грамотности. На сегодняшний день уровень сформированности функциональной грамотности является показателем качества образования.
В понятие функциональная грамотность включены различные аспекты, в том числе и естественнонаучную грамотность, формирование которой можно осуществить в процессе изучения научной дисциплины - физика. Процесс познания этой фундаментальной науки позволяет обеспечивать развитие обучающихся в различных сферах, формируя как предметные, так и метапредметные результаты.
Одним из способов развития функциональной грамотности школьников — это работа с ситуационными задачами, которые представляют собой описание ситуации, которую необходимо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. В учебно-методической литературе основная масса ситуационных задач представлена в текстовом виде, визуально представленных задач крайне мало. Таким образом проблема состоит в том, что при решении ситуационных задач задействованы только одни формы восприятия информации, и существует необходимость в задействовании других каналов восприятия.
Актуальность исследования определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся. Современных школьников необходимо научить креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, легко адаптироваться в окружающем мире и в большом информационном потоке. Достичь желаемого учителю помогают различные методы и приемы, которые способствуют развитию функциональных умений у учащихся. Данные умения возможно развивать как во время урочной деятельности, так и внеурочной. Как показывает практика во время уроков большая часть времени отводится на достижение предметных результатов, поэтому значимость внеурочной деятельности с каждым годом увеличивается, так как, именно во вне уроков у учащихся развиваются метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что необходимо научить учащихся искать, анализировать и использовать информацию, полученную из различных типов источников (текстовых, аудио, видео), а также соотносить её с имеющимися знаниями по школьным дисциплинам, в частности, по физике.
Целью работы является разработка системы ситуационных физических видео-задач для организации внеурочной деятельности обучающихся, способствующей развитию функциональной грамотности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: уровень развития функциональной грамотности обучающихся может быть повышен, если в процессе внеурочной деятельности организовать работу с другими источниками информации, и активизировать другие каналы восприятия.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно- и учебно- методическую литературу, посвященную теме данной работы;
2. Разработать систему ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
3. Сконструировать ситуационные физические видео-задачи;
4. Провести апробацию по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; моделирование системы физических видео-задач;
2. Эмпирические: наблюдении и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью выявления эффективности использования видео - задач для повышения уровня сформированности функциональной грамотности;
Объектом исследования является внеурочная деятельность в процессе обучения физике.
Предметом исследования является использование ситуационных физических видео-задач для формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе внеурочной деятельности по физике.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрение системы физических ситуационных видео - задач для развития функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения занятий в МАОУ СШ №121 города Красноярска в период прохождения педагогической интернатуры. Результаты были представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука XXI века: физика, информатика и технология в смарт-мире».
Функционально грамотные люди - это люди, имеющие универсальные навыки, требующиеся в любых сферах жизни. Данные навыки начинают развиваться у человека с раннего детства и развиваются на протяжении всего жизненного пути. За время обучения в школе учащиеся получают наибольшее количество универсальных навыков и умений. Наличие и качество таких навыков оценивается с помощью уровня функциональной грамотности. На сегодняшний день уровень сформированности функциональной грамотности является показателем качества образования.
В понятие функциональная грамотность включены различные аспекты, в том числе и естественнонаучную грамотность, формирование которой можно осуществить в процессе изучения научной дисциплины - физика. Процесс познания этой фундаментальной науки позволяет обеспечивать развитие обучающихся в различных сферах, формируя как предметные, так и метапредметные результаты.
Одним из способов развития функциональной грамотности школьников — это работа с ситуационными задачами, которые представляют собой описание ситуации, которую необходимо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. В учебно-методической литературе основная масса ситуационных задач представлена в текстовом виде, визуально представленных задач крайне мало. Таким образом проблема состоит в том, что при решении ситуационных задач задействованы только одни формы восприятия информации, и существует необходимость в задействовании других каналов восприятия.
Актуальность исследования определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся. Современных школьников необходимо научить креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, легко адаптироваться в окружающем мире и в большом информационном потоке. Достичь желаемого учителю помогают различные методы и приемы, которые способствуют развитию функциональных умений у учащихся. Данные умения возможно развивать как во время урочной деятельности, так и внеурочной. Как показывает практика во время уроков большая часть времени отводится на достижение предметных результатов, поэтому значимость внеурочной деятельности с каждым годом увеличивается, так как, именно во вне уроков у учащихся развиваются метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что необходимо научить учащихся искать, анализировать и использовать информацию, полученную из различных типов источников (текстовых, аудио, видео), а также соотносить её с имеющимися знаниями по школьным дисциплинам, в частности, по физике.
Целью работы является разработка системы ситуационных физических видео-задач для организации внеурочной деятельности обучающихся, способствующей развитию функциональной грамотности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: уровень развития функциональной грамотности обучающихся может быть повышен, если в процессе внеурочной деятельности организовать работу с другими источниками информации, и активизировать другие каналы восприятия.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно- и учебно- методическую литературу, посвященную теме данной работы;
2. Разработать систему ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
3. Сконструировать ситуационные физические видео-задачи;
4. Провести апробацию по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; моделирование системы физических видео-задач;
2. Эмпирические: наблюдении и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью выявления эффективности использования видео - задач для повышения уровня сформированности функциональной грамотности;
Объектом исследования является внеурочная деятельность в процессе обучения физике.
Предметом исследования является использование ситуационных физических видео-задач для формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе внеурочной деятельности по физике.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрение системы физических ситуационных видео - задач для развития функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения занятий в МАОУ СШ №121 города Красноярска в период прохождения педагогической интернатуры. Результаты были представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука XXI века: физика, информатика и технология в смарт-мире».
Цель исследования заключалась в разработке системы ситуационных физических видео-задач для организации внеурочной деятельности обучающихся, способствующей развитию функциональной грамотности. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности внеурочной деятельности школьников;
2. Изучены особенности заданий по формированию функциональной грамотности;
3. Разработана система ситуационных видео-задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
4. Проведена апробация по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Практическая ценность проведенного исследования состоит в разработке и внедрении ситуационных видео-задач для развития функциональной грамотности учащихся, а также в положительном влиянии составленных задач на повышение у обучающихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенных ситуационных задач с точки зрения заинтересованности и успешности реализации.
Проведенное исследование по внедрению разработанных задач показало, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня функциональной грамотности учащихся. Применение результатов исследования возможно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Во время урочной деятельности данные задачи помогут продемонстрировать учащимся практическую направленность изучаемой темы. Во время внеурочной деятельности данные задачи помогут в актуализации пройденных знаний, также углубиться в изучение темы, а также отработать умения по функциональной грамотности.
Работа является открытой для продолжения исследования и пополнения списка ситуационных видео-задач.
1. Рассмотрены особенности внеурочной деятельности школьников;
2. Изучены особенности заданий по формированию функциональной грамотности;
3. Разработана система ситуационных видео-задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
4. Проведена апробация по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Практическая ценность проведенного исследования состоит в разработке и внедрении ситуационных видео-задач для развития функциональной грамотности учащихся, а также в положительном влиянии составленных задач на повышение у обучающихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенных ситуационных задач с точки зрения заинтересованности и успешности реализации.
Проведенное исследование по внедрению разработанных задач показало, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня функциональной грамотности учащихся. Применение результатов исследования возможно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Во время урочной деятельности данные задачи помогут продемонстрировать учащимся практическую направленность изучаемой темы. Во время внеурочной деятельности данные задачи помогут в актуализации пройденных знаний, также углубиться в изучение темы, а также отработать умения по функциональной грамотности.
Работа является открытой для продолжения исследования и пополнения списка ситуационных видео-задач.
Подобные работы
- Создание видеороликов занимательного характера как форма организации внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Внеурочная деятельность по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Внедрение использования Web 2.0-сервисов на базе программы Nearpod в организацию самостоятельной работы обучающихся средней школы на уроках английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формировании инженерных способностей у обучающихся основной школы посредствам стендового моделизма
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУ-РА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 8-9 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Организация изучения прикладных математических вопросов с применением
электронного курса «Физические основы математики» в старшей школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Методика реализации междисциплинарного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2025 - Проектирование обучающей системы по
программированию для формирования алгоритмического мышления
старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



