Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация внеурочной деятельности по физике обучающихся основной школы на основе видео-задач

Работа №170459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы по физике 6
1.1. Организация внеурочной деятельности по физике в основной школе 6
1.2. Роль внеурочной деятельности в формирование функциональной
грамотности обучающихся 14
Глава 2. Методика организации внеурочной деятельности по физике на основе видео-задач 19
2.1. Разработка видео-задач по физике для формирования функциональной
грамотности 19
2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности использования
видео-задач 41
Список используемой литературы 45
Приложение А

Современное общество XXI века быстро развивается и изменяется, что приводит к росту объема самой разнообразной информации. Человечество располагая богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации, требует от современного человека быстрой адаптации к новым условиям передачи информации. Таким образом обществу необходимы функционально грамотные люди, способные быстро адаптироваться в большом потоке информации.
Функционально грамотные люди - это люди, имеющие универсальные навыки, требующиеся в любых сферах жизни. Данные навыки начинают развиваться у человека с раннего детства и развиваются на протяжении всего жизненного пути. За время обучения в школе учащиеся получают наибольшее количество универсальных навыков и умений. Наличие и качество таких навыков оценивается с помощью уровня функциональной грамотности. На сегодняшний день уровень сформированности функциональной грамотности является показателем качества образования.
В понятие функциональная грамотность включены различные аспекты, в том числе и естественнонаучную грамотность, формирование которой можно осуществить в процессе изучения научной дисциплины - физика. Процесс познания этой фундаментальной науки позволяет обеспечивать развитие обучающихся в различных сферах, формируя как предметные, так и метапредметные результаты.
Одним из способов развития функциональной грамотности школьников — это работа с ситуационными задачами, которые представляют собой описание ситуации, которую необходимо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. В учебно-методической литературе основная масса ситуационных задач представлена в текстовом виде, визуально представленных задач крайне мало. Таким образом проблема состоит в том, что при решении ситуационных задач задействованы только одни формы восприятия информации, и существует необходимость в задействовании других каналов восприятия.
Актуальность исследования определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся. Современных школьников необходимо научить креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, легко адаптироваться в окружающем мире и в большом информационном потоке. Достичь желаемого учителю помогают различные методы и приемы, которые способствуют развитию функциональных умений у учащихся. Данные умения возможно развивать как во время урочной деятельности, так и внеурочной. Как показывает практика во время уроков большая часть времени отводится на достижение предметных результатов, поэтому значимость внеурочной деятельности с каждым годом увеличивается, так как, именно во вне уроков у учащихся развиваются метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что необходимо научить учащихся искать, анализировать и использовать информацию, полученную из различных типов источников (текстовых, аудио, видео), а также соотносить её с имеющимися знаниями по школьным дисциплинам, в частности, по физике.
Целью работы является разработка системы ситуационных физических видео-задач для организации внеурочной деятельности обучающихся, способствующей развитию функциональной грамотности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: уровень развития функциональной грамотности обучающихся может быть повышен, если в процессе внеурочной деятельности организовать работу с другими источниками информации, и активизировать другие каналы восприятия.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно- и учебно- методическую литературу, посвященную теме данной работы;
2. Разработать систему ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
3. Сконструировать ситуационные физические видео-задачи;
4. Провести апробацию по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; моделирование системы физических видео-задач;
2. Эмпирические: наблюдении и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью выявления эффективности использования видео - задач для повышения уровня сформированности функциональной грамотности;
Объектом исследования является внеурочная деятельность в процессе обучения физике.
Предметом исследования является использование ситуационных физических видео-задач для формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе внеурочной деятельности по физике.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрение системы физических ситуационных видео - задач для развития функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения занятий в МАОУ СШ №121 города Красноярска в период прохождения педагогической интернатуры. Результаты были представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука XXI века: физика, информатика и технология в смарт-мире».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования заключалась в разработке системы ситуационных физических видео-задач для организации внеурочной деятельности обучающихся, способствующей развитию функциональной грамотности. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности внеурочной деятельности школьников;
2. Изучены особенности заданий по формированию функциональной грамотности;
3. Разработана система ситуационных видео-задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
4. Проведена апробация по использованию ситуационных физических видео-задач во время внеурочной деятельности школьников;
Практическая ценность проведенного исследования состоит в разработке и внедрении ситуационных видео-задач для развития функциональной грамотности учащихся, а также в положительном влиянии составленных задач на повышение у обучающихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенных ситуационных задач с точки зрения заинтересованности и успешности реализации.
Проведенное исследование по внедрению разработанных задач показало, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня функциональной грамотности учащихся. Применение результатов исследования возможно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Во время урочной деятельности данные задачи помогут продемонстрировать учащимся практическую направленность изучаемой темы. Во время внеурочной деятельности данные задачи помогут в актуализации пройденных знаний, также углубиться в изучение темы, а также отработать умения по функциональной грамотности.
Работа является открытой для продолжения исследования и пополнения списка ситуационных видео-задач.



1. Абушкин Х. Х. Методика проблемного обучения физике: учеб. пособие для СПО / Х. Х. Абушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 178 с. — (Серия: Профессиональное образование).
2. Аитова Е. В. Использование видеоресурсов для формирования умения формулировать гипотезу при обучении физике в 7 классе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2022. №18. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videoresursov-dlya-formirovaniya-umeniya-formulirovat-gipotezu-pri-obuchenii-fizike-v-7-klasse(дата обращения: 20.11.2022).
3. Акбаш Е. У. Сборник заданий по формированию функциональной
грамотности обучающихся: из опыта работы педагогических работников общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Е. У. Акбаш, О. Г. Ярлыкова ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». - Ханты- Мансийск : Институт развития образования, 2022. - 70 с. - Текст : электронный.
4. Алексеева Е. А., Морозова М. В. Организация проектной и
исследовательской деятельности для формирования естественно-научной грамотности // Видеонаука. 2022. №1 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-dlya-formirovaniya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 15.04.2023).
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили - М., «Университет», 1990 г
6. Асанова Л.И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Л.И. Асанова, И.Е.
Барсукова, Л.Г. Кудрова, и др. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 84с.
7. Астахова Н. И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. И. Астахова, Л. Н. Гиенко, Л. Г. Куликова [и др.] - Барнаул: АлтГПУ, 2019. — 191 с.
8. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа
развития образования // Наука и школа. 2021. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya(дата обращения: 20.10.2022).
9. Буш А. Ф. Внеурочная деятельность и её роль в мотивации обучающихся к
изучению физики в основной школе // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика.
2018. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-i-
eyo-rol-v-motivatsii-obuchayuschihsya-k-izucheniyu-fiziki-v-osnovnoy-shkole(дата обращения: 19.05.2023).
10. Власова И. Н., Дубась Г. И., Худякова А. В. Подготовка педагогов к
проектированию экспериментальных заданий для развития
естественнонаучной грамотности обучающихся // ПНиО. 2022. №1 (55). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-proektirovaniyu-eksperimentalnyh-zadaniy-dlya-razvitiya-estestvennonauchnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya(дата обращения: 16.11.2022).
11. Генденштейн Л. Э. «Физика. 7 класс» - М.: Мнемозина, 2012 - 255 с.
12. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / И. З. Гликман. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 175 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с.
14. Едиханова, Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г. Г. Едиханова. — [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С.
381-383. — URL:https://moluch.ru/archive/134/37595/(Дата обращения
05.10.2022).
15. Кабардина О.Ф. Внеурочная работа по физике. / Под ред. О.Ф.Кабардина. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
16. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казначеев Д. А. Внеурочная деятельность по
физике как условие повышения интереса и качества освоения учебного материала // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-po-
fizike-kak-uslovie-povysheniya-interesa-i-kachestva-osvoeniya-uchebnogo-materiala(дата обращения: 25.02.2023).
17. Каменецкий С. Е. Методика решения задач по физике в средней школе.
Пособие для учителей / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. - М.,
«Просвещение», 1971. - 448 с.
18. Ковалёва Г. С. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г. С. Ковалёва, А. Ю. Пентин, Н. А. Заграничная [и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. — 143 с.
19. Кузнецов В.Ф. Методика организации внеурочной деятельности по физике в основной школе на основе видео-задач и активных методов обучения / В.Ф. Кузнецов, Н.А. Муратова, А.Г. Русаков и др. - М.: Изд-во Педагогического института, 2014. - 100 с.
20. Лебедева О. В., Морозов О. А. Староверова В. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях по физике в современных условиях, Педагогическое образование в России.
2019. № 8
21. Немирович Е. М. Методы, формы и средства используемые во внеурочной деятельности по физике // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-formy-i-sredstva-ispolzuemye-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-po-fizike(дата обращения: 23.12.2022).
22.Оспенников А. А., Оспенников Н. А. Виды задач по физике и их разнообразие в традиционных и цифровых учебных пособиях по предмету // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-zadach-po-fizike-i-ih-
raznoobrazie-v-traditsionnyh-i-tsifrovyh-uchebnyh-posobiyah-po-predmetu(дата обращения: 20.11.2022).
23. Открытые задания PISA [Электронный ресурс]. - URL: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D 1%87-pisa(дата обращения: 01.11.2022).
24. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII¬IX классы) [Электронный ресурс]. - URL:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti(дата обращения: 10.11.2022).
25. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013. - 221 с.
26. Перышкин А.В. Физика. 8класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013. - 237 с.
27. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
28. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
29. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
30. Трубачева М. В. Формы проведения занятий внеурочной деятельности //
Евразийский научный журнал. 2017. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formy-provedeniya-zanyatiy-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения: 12.12.2022).
31. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
32. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ