Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация групповых форм работы обучающихся 9-х классов на уроках ОБЖ

Работа №170457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Понятие группового метода обучения 6
1.2. Особенности группового метода обучения, его виды 11
1.3. Применение группового метода на уроках ОБЖ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Анализ рабочей программы по основам безопасности
жизнедеятельности 27
2.2. Методические рекомендации по применению группового метода
обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Анализ литературы 37
3.2. Описание опытно-экспериментальной работы 37
3.3. Педагогическое тестирование 38
3.4. Педагогическое наблюдение 39
3.5. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. В современном мире пристальное внимание науки и практики привлекают вопросы, связанные с изучением проблемы функционирования человека в обществе. В этом контексте противоречия особенно ярко проявляются при установлении специфики профессиональной ориентации человека. Она заключается в том, что сегодняшнее время требует от специалиста не только высокого уровня образования, но и эффективных коммуникативных навыков, умения работать в команде.
В связи с этим современные обучающиеся могут найти свое место в социальном пространстве только при взаимодействии с другими членами общества. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что школа должна выбирать такие формы обучения, которые позволяют реализовать заявленные тенденции. Это КТД (коллективные технологии деятельности), которые активно используются в современном образовании. Одним из видов КТД является технология группового обучения, основным смыслом которой является ориентация на всестороннее развитие личности ребенка при организации актуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Групповые формы организации обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) способствуют вовлечению каждого обучающегося в активный познавательный процесс, который развивает способность самостоятельно мыслить, позволяет решать разнообразные задачи, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться к меняющейся обстановке. жизненная ситуация; развитие коммуникативных навыков, продуктивное сотрудничество с другими людьми, культура социального общения, поэтому, будучи обучающимся, он попеременно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, оратора, эксперта, исследователя и т.д.;
Групповые формы работы на уроках ОБЖ не только привносят новизну в организацию традиционного образовательного процесса, но и способствуют развитию социально значимых взаимоотношений между преподавателем и группой обучающихся, обучающимися между собой. Работа в группах предполагает соревнование и борьбу за положение и авторитет, повышается мотивация и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, запускается эмоциональный импульс к активной поисковой деятельности. Именно в группе учат рефлексии, то есть умению взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны, понять, что вы делаете, зачем и почему вы делаете и говорите то или иное, и оценить свои действия.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса обучающихся на уроках ОБЖ за счет использования группового метода обучения, способствующего не только непосредственному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися, но и развитию у обучающихся уверенности в себе, убежденность в том, что в реальной ситуации они смогут принять адекватное решение и применить безопасную модель поведения в сложной ситуации
Объект исследования - процесс обучения предмету ОБЖ на ступени основного общего образования.
Предмет исследования - применение группового метода на уроках ОБЖ.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций с использованием группового метода обучения на уроках ОБЖ для вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
Задачи исследования
1. Изучить состояние вопроса в научно-методической литературе.
2. Изучить возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации.
3. Экспериментально проверить эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс
Гипотеза - предполагается, что использование группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности позволит вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования выявили что, обучение в группах на уроке ОБЖ имеет очень важный эффект социализации личности обучающегося, формирует его коммуникативные умения, учит вместе работать, творить, быть готовым прийти на помощь друг к другу, быть доброжелательным и заинтересованным в успехе других, а это в дальнейшей жизни становится качествами личности. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Изучили состояние вопроса в научно-методической литературе. Проанализировав литературные источники по применению группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, мы убедились в высокой производительность использования данного метода обучения на занятиях. Существуют разнообразные формы групповой работы, поэтому учитель обладает возможностью выбрать вид групповой работы в соответствии с темой занятия, а также знаниями и навыками, которые необходимо усвоить для полноценного понимания.
2. Изучили возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В соответствии с поставленными целью и задачами занятия, учитель может выбрать подходящую для него форму групповой работы из многообразия форм данного метода обучения.
3. Экспериментально проверили эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В экспериментальной группе в положительную сторону изменилась учебная атмосфера в процессе обучения, обучающиеся этой группы почувствовали личную ответственность, за результаты своего учебного труда. Уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке значительно возрос за время исследования. Необходимо отметить позитивную динамику общительности, коммуникативной готовности и стремления к взаимодействию при работе, проявляется стойкий интерес к учению, который помогает преодолевать многие трудности и добиваться успеха



1. Акимова, О. Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе / О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Дискуссия. - 2014. - № 9 (50). - с. 92-96.
2. Алексеева, Т. А. Проблемы группового проектног о обучения в
современном образовании / Т.А. Алексеева // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: сборник. - Томск: Томский государственный университет систем
управления и радиоэлектроники, 2019. - с. 167-168.
3. Архипова, Е. А. Системно-деятельностный подход в обучении
ОБЖ как основа реализации ФГОС / Е.А. Архипова, Н.В. Кузнецова // Наука и образование. - 2019. - №4. - с. 122-123.
4. Асташенко, И. Ю. Применение групповых технологий, как
средство совершенствования процесса обучения / И.Ю. Асташенко, М.А. Луканина // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник. - Москва: Интернаука, 2019. - с. 70-75.
5. Ахкиямова, Г. Р. Особенности преподавания учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках реализации ФГОС / Г.Р. Ахкиямова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3.- с. 20-23.
6. Веремеева, И. Г. Использование групповой и парной форм работы
для продуктивной и творческой деятельности на уроке / И.Г. Веремеева, В.И. Соломякина, Т.А. Чужинова // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - с. 36-38.
7. URL: http://festival.1september.ru/articles/530702/ (дата обращения
11.10.2022 ).
8. Гущина, Л. В. Групповые формы работы как средство
формирования компетентности в общении подростков / Л.В. Гущина // Общество - наука - инновации. - 2019. - с. 176-179.
9. Иванкова, Е. М. Групповая работа - эффективная форма
организации учебно-воспитательной деятельности / Е.М. Иванкова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник статей. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. - №3. - с. 23-25.
10. Камерилова, Г.С. Технологии образования в области безопасности
жизнедеятельности: учебное пособие / Г.С. Камерилова, М.А. Картавых - Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2017. - 294 с.
11. Климонова, Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках
/ Г.Н. Климонова // Эйдос: интернет-журнал. - 2008. - с. 45-48. -
URL: http://eidos.ru/journal /2008/1218.htm (дата обращения: 22.02.2023) .
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов
высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
13. Конышева, А.В. Групповой метод обучения / А.В.
Конышева // Высшее образование в России. - 2010. - №7. - с. 139¬146.
14. Кузнецова, Н.В. Методика организации самостоятельной
работы учащихся при обучении ОБЖ: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - Москва: ДиректМедиа, 2018. - 122 с.
15. Куликовская, М.А. Групповые формы организации работы по
ОБЖ как способ развития информационной компетенции учащихся 8-х классов / М.А. Куликовская, О.В. Брагина // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник трудов конференции. - Уфа:
ООО «Аэтерна», 2016. - с. 123-126.
16. Курилина, Н.А. Применение групповых форм обучения как
средство управления познавательной активностью студентов / Н.А. Курилина, М.С. Шейхова // Инновационное развитие науки и образования: сборник трудов конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и
просвещение», 2019. - с. 196-198.
17. Курилина, Н.А. Индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности при изучении специальных дисциплин / Н.А. Курилина, М.С. Шейхова // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - с. 129-131.
18. Лучик, Т. С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном
процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. -
с. 21-26.
19. Лядова, Ю.В. Целесообразность использования технологий групповой деятельности в обучающем про цессе / Ю.В. Лядова // Advances in science and technology: сборник трудов конференции. - Москва: ООО «Актуальность.РФ», 2019. - с. 133-134.
20. Махотин, Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как
педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник Российской международной академии туризма. - 2014. - № 1. - с. 98.
21. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин. - Москва: Академия, 2018. - 288 с.
22. Мочкаева, И. А. Технология организации групповой работы /
И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. №4. - с. 54-57.
23. Неустроев, А.А. Активные методы обучения на уроках ОБЖ в старших классах / А.А. Неустроев // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. Материалы III региональной
научной конференции молодых ученых / под редакцией А.Ф. Сыроватской. - Якутия: ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС». - 017. - с. 189¬190
24. Николаева, Е.К. Методы обучения на уроках ОБЖ / Е.К.
Николаева, Ю.Н. Суриков // Colloquium-journal. - 2019. №17-4 (41). -с. 40-41.
25. Нимакова, А.Р. Формирование культуры безопасности
жизнедеятельности в школе / А.Р. Нимакова, М.С. Баранова // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике. Материалы VII международной научно-практической конференции: Башкирский
государственный университет, 2018. - ч. 2. - с. 81-84.
26. Нор, Е.Ф. Технология организации групповой учебной
деятельности / Е.Ф. Нор. - Николаев, 1998. - 75 с.
27. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах / И.В. Носова
// Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - с. 78-82.
28. Образовательная программа // Академик: [сайт] - URL:
https://current_pedagogy.academic.ru/1097(дата обращения: 27.02.2023 ).
29. Подласый, И.П. Современные образовательные технологии / И.П.
Подласый. - Москва: Высшее образование, 2017. - 384 с.
30. Поспелов, И.Г. Групповая работа на уроках ОБЖ как способ
формирования готовности к безопасному поведению у семиклассников / И.Г. Поспелов, М.А. Куликовская // Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества: сборник трудов конференции. -
Уфа: ООО «Аэтерна», 2018. - с. 83-86.
31. Российская Федерация. Министерство Просвещения. Федеральный
государственный стандарт основного общего образования // Основное общее образование. - 2010. - 41 с.
32. Российская Федерация. Министерство Просвещения. Федеральный
государственный стандарт среднего общего образования // Среднее общее образование. - 2009. - 45 с.
33. Серпиков, Н. Как сделать урок ОБЖ интересным / Н. Серпиков
// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - №5. - с. 63-64.
34. Сибгатуллин, Р.С. Групповая работа учащихся как форма
развития учебного сотрудничества при изучении предмета ОБЖ /
Р.С. Сибгатуллин // Мой профессиональный стартап: сборник статей по материалам V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. - с. 169-171.
35. Симон, Н.А. Ситуационная игра как средство достижения
планируемых результатов обучения по предмету ОБЖ на ступени
основного общего образования / Н.А. Симон // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: сборник трудов конференции. - Тюмень: Вектор бук, 2019. - с. 111-115.
36. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5¬9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2016.-63 с.
37. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - Москва: Просвещение, 2014. - 96 с.
38. Сорокатая, Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов / Е.А. Сорокатая // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - с. 686¬689.
39. Степанов, А.В. Нетрадиционные формы организации обучения
ОБЖ в школе / А.В. Степанов, А.А. Михайлов // Наука, образование и культура. - 2019. - с. 96-98.
40. Столяренко, Л. Д. Групповые формы учебной деятельности
как фактор интенсификации обучения / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 118 с.
41. Туктамышев, Б.С. Активные технологии на уроках ОБЖ как
средство современных технологий обучения / Б.С. Туктамышев, М.С. Баранова // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы
развития: сборник трудов конференции. - Иркутск: Иркут, 2019. - с. 34¬37.
42. Уваров, А.Ю. Групповая работа: кооперация в обучении /
А.Ю. Уваров. - Москва: МИРОС, 2001. - 224 с.
43. Утеева, Р.А. Групповая работа как одна из форм
деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева// Математика в школе. - 2005. - № 2. - с. 89-94.
44. Учебные программы. Понятие и методические требования к
учебным программам // Справочник: [сайт] - URL:
https://spravochnick.ru/pedagogika/uchebnye_programmy_ponyatie_i_metodicheskie _trebovaniya_k_uchebnym_programmam/ (дата обращения: 15.03.2023 ).
45. Учебный план // Академик: [сайт] - URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/143582(дата обращения: 15.03.2023 ).
46. Учурова, С.А. Антропологический способ рассмотрения обучения
в группах / С.А. Учурова // Антропологические основания теоретического мышления: материалы научной конференции. -
Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. - с. 246-248
47. Учурова, С.А. Групповая работа как механизм совершенствования обучения в условиях глобализации / С.А. Учурова // Проблемы образования в условиях глобализации: материалы 8-й Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Часть V. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. - с. 66-71.
48. Учурова, С.А. Проблемы современного образования: перспективы
групповой работы / С.А. Учурова // Образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций: тезисы докладов III региональной научно- практической конференции. - Екатеринбург: Издательство
Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2005. - с. 118- 119.
49. Учурова, С.А. Психолого-педагогический потенциал групповой
работа для социализации учащихся / С.А. Учурова // Социализация личности в XXI веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию профессора В.Д. Семенова. -
Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2005. - с. 247-252.
50. Учурова, С.А. Обучение работе в группе (из опыта работы) /
С.А. Учурова // Педагогический пазл классического университета: Сб. науч. тр. - Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2006.- с. 146-150.
51. Учурова, С.А. Проблемы проведения групповой работы: мифы
и «подводные камни» / С.А. Учурова // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования: материалы IX международной конференции. ч.2. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2006. - с.108-109.
52. Учурова, С.А. Психолого-педагогические условия успешного про
ведения групповой работы / С.А. Учурова // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень, 2006.- с.51-54.
53. Учурова, С.А. Психолого-педагогические условия эффективного
использования групповой учебной работы / С.А. Учурова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы X международной конференции.
ч.1. - Екатеринбург, 2007. - с.56-57.
54. Ушакова, О.А. Организация групповой формы работы, как
способ формирования универсальных учебных действий на уроках и во внеклассной деятельности / О.А. Ушакова // Современный педагогический взгляд. - 2019. - №12 (37).- с. 26-31.
55. Чекарев, Л.В. Методические аспекты обучения безопасному поведению учащихся / Л.В. Чекарев, С.В. С мекалкин // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности. - 2019. - с. 240-250.
56. Что такое планирование учебного процесса? // Справочник: [сайт] -
URL: http://www.mesport.rU/index.php/education-and-career/215-planirovaniye-
ychebnogo-processa (дата обращения 02.04.2023 ).
57. Шейнов, В.П. Технология активного группового обучения / В.П. Шейнов // Социокультурные проблемы современного высшего образования сборник научных трудов. - Москва: Российский университет дружбы народов(РУДН), 2019. - с. 38-43.
58. Яценко, Д.А. Условия эффективного использования групповых методов в практике обучения студентов / Д.А. Яценко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. - 2009. - № 1. - с. 76-80.
59. Рудаков Д.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 частях» / Д. П. Рудаков. - М. : Просвещение, 2020. - 144 с.
60. Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие. М: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. 74с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ