Организация групповых форм работы обучающихся 9-х классов на уроках ОБЖ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Понятие группового метода обучения 6
1.2. Особенности группового метода обучения, его виды 11
1.3. Применение группового метода на уроках ОБЖ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Анализ рабочей программы по основам безопасности
жизнедеятельности 27
2.2. Методические рекомендации по применению группового метода
обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Анализ литературы 37
3.2. Описание опытно-экспериментальной работы 37
3.3. Педагогическое тестирование 38
3.4. Педагогическое наблюдение 39
3.5. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Понятие группового метода обучения 6
1.2. Особенности группового метода обучения, его виды 11
1.3. Применение группового метода на уроках ОБЖ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Анализ рабочей программы по основам безопасности
жизнедеятельности 27
2.2. Методические рекомендации по применению группового метода
обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Анализ литературы 37
3.2. Описание опытно-экспериментальной работы 37
3.3. Педагогическое тестирование 38
3.4. Педагогическое наблюдение 39
3.5. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. В современном мире пристальное внимание науки и практики привлекают вопросы, связанные с изучением проблемы функционирования человека в обществе. В этом контексте противоречия особенно ярко проявляются при установлении специфики профессиональной ориентации человека. Она заключается в том, что сегодняшнее время требует от специалиста не только высокого уровня образования, но и эффективных коммуникативных навыков, умения работать в команде.
В связи с этим современные обучающиеся могут найти свое место в социальном пространстве только при взаимодействии с другими членами общества. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что школа должна выбирать такие формы обучения, которые позволяют реализовать заявленные тенденции. Это КТД (коллективные технологии деятельности), которые активно используются в современном образовании. Одним из видов КТД является технология группового обучения, основным смыслом которой является ориентация на всестороннее развитие личности ребенка при организации актуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Групповые формы организации обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) способствуют вовлечению каждого обучающегося в активный познавательный процесс, который развивает способность самостоятельно мыслить, позволяет решать разнообразные задачи, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться к меняющейся обстановке. жизненная ситуация; развитие коммуникативных навыков, продуктивное сотрудничество с другими людьми, культура социального общения, поэтому, будучи обучающимся, он попеременно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, оратора, эксперта, исследователя и т.д.;
Групповые формы работы на уроках ОБЖ не только привносят новизну в организацию традиционного образовательного процесса, но и способствуют развитию социально значимых взаимоотношений между преподавателем и группой обучающихся, обучающимися между собой. Работа в группах предполагает соревнование и борьбу за положение и авторитет, повышается мотивация и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, запускается эмоциональный импульс к активной поисковой деятельности. Именно в группе учат рефлексии, то есть умению взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны, понять, что вы делаете, зачем и почему вы делаете и говорите то или иное, и оценить свои действия.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса обучающихся на уроках ОБЖ за счет использования группового метода обучения, способствующего не только непосредственному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися, но и развитию у обучающихся уверенности в себе, убежденность в том, что в реальной ситуации они смогут принять адекватное решение и применить безопасную модель поведения в сложной ситуации
Объект исследования - процесс обучения предмету ОБЖ на ступени основного общего образования.
Предмет исследования - применение группового метода на уроках ОБЖ.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций с использованием группового метода обучения на уроках ОБЖ для вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
Задачи исследования
1. Изучить состояние вопроса в научно-методической литературе.
2. Изучить возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации.
3. Экспериментально проверить эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс
Гипотеза - предполагается, что использование группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности позволит вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
В связи с этим современные обучающиеся могут найти свое место в социальном пространстве только при взаимодействии с другими членами общества. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что школа должна выбирать такие формы обучения, которые позволяют реализовать заявленные тенденции. Это КТД (коллективные технологии деятельности), которые активно используются в современном образовании. Одним из видов КТД является технология группового обучения, основным смыслом которой является ориентация на всестороннее развитие личности ребенка при организации актуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Групповые формы организации обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) способствуют вовлечению каждого обучающегося в активный познавательный процесс, который развивает способность самостоятельно мыслить, позволяет решать разнообразные задачи, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться к меняющейся обстановке. жизненная ситуация; развитие коммуникативных навыков, продуктивное сотрудничество с другими людьми, культура социального общения, поэтому, будучи обучающимся, он попеременно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, оратора, эксперта, исследователя и т.д.;
Групповые формы работы на уроках ОБЖ не только привносят новизну в организацию традиционного образовательного процесса, но и способствуют развитию социально значимых взаимоотношений между преподавателем и группой обучающихся, обучающимися между собой. Работа в группах предполагает соревнование и борьбу за положение и авторитет, повышается мотивация и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, запускается эмоциональный импульс к активной поисковой деятельности. Именно в группе учат рефлексии, то есть умению взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны, понять, что вы делаете, зачем и почему вы делаете и говорите то или иное, и оценить свои действия.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса обучающихся на уроках ОБЖ за счет использования группового метода обучения, способствующего не только непосредственному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися, но и развитию у обучающихся уверенности в себе, убежденность в том, что в реальной ситуации они смогут принять адекватное решение и применить безопасную модель поведения в сложной ситуации
Объект исследования - процесс обучения предмету ОБЖ на ступени основного общего образования.
Предмет исследования - применение группового метода на уроках ОБЖ.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций с использованием группового метода обучения на уроках ОБЖ для вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
Задачи исследования
1. Изучить состояние вопроса в научно-методической литературе.
2. Изучить возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации.
3. Экспериментально проверить эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс
Гипотеза - предполагается, что использование группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности позволит вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
В результате исследования выявили что, обучение в группах на уроке ОБЖ имеет очень важный эффект социализации личности обучающегося, формирует его коммуникативные умения, учит вместе работать, творить, быть готовым прийти на помощь друг к другу, быть доброжелательным и заинтересованным в успехе других, а это в дальнейшей жизни становится качествами личности. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Изучили состояние вопроса в научно-методической литературе. Проанализировав литературные источники по применению группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, мы убедились в высокой производительность использования данного метода обучения на занятиях. Существуют разнообразные формы групповой работы, поэтому учитель обладает возможностью выбрать вид групповой работы в соответствии с темой занятия, а также знаниями и навыками, которые необходимо усвоить для полноценного понимания.
2. Изучили возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В соответствии с поставленными целью и задачами занятия, учитель может выбрать подходящую для него форму групповой работы из многообразия форм данного метода обучения.
3. Экспериментально проверили эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В экспериментальной группе в положительную сторону изменилась учебная атмосфера в процессе обучения, обучающиеся этой группы почувствовали личную ответственность, за результаты своего учебного труда. Уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке значительно возрос за время исследования. Необходимо отметить позитивную динамику общительности, коммуникативной готовности и стремления к взаимодействию при работе, проявляется стойкий интерес к учению, который помогает преодолевать многие трудности и добиваться успеха
1. Изучили состояние вопроса в научно-методической литературе. Проанализировав литературные источники по применению группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, мы убедились в высокой производительность использования данного метода обучения на занятиях. Существуют разнообразные формы групповой работы, поэтому учитель обладает возможностью выбрать вид групповой работы в соответствии с темой занятия, а также знаниями и навыками, которые необходимо усвоить для полноценного понимания.
2. Изучили возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ и составить методические рекомендации. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В соответствии с поставленными целью и задачами занятия, учитель может выбрать подходящую для него форму групповой работы из многообразия форм данного метода обучения.
3. Экспериментально проверили эффективность применения группового метода обучения, направленного на вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В экспериментальной группе в положительную сторону изменилась учебная атмосфера в процессе обучения, обучающиеся этой группы почувствовали личную ответственность, за результаты своего учебного труда. Уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке значительно возрос за время исследования. Необходимо отметить позитивную динамику общительности, коммуникативной готовности и стремления к взаимодействию при работе, проявляется стойкий интерес к учению, который помогает преодолевать многие трудности и добиваться успеха
Подобные работы
- Использование групповых форм работы при изучении предмета ОБЖ (Методика обучения безопасности жизнедеятельности, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОБЖ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков безопасного поведения у обучающихся 7 класса методом проектирования с использованием электронных
образовательных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



