Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности

Работа №15427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
635
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Характеристика универсальных учебных действий, как основного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования 7
1.2. Психологическое содержание и условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 14
1.3 Технология позиционного обучения в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-эмпирическое исследование проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии позиционного обучения 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 30
2.3. Описание формирующего и контрольного этапов исследования 36
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60


Актуальность исследования вызвана переменностью образовательной модели в соответствии с аспектами компетентностного подхода: от цели усвоения обучающимися определенных предметных знаний, умений и навыков в границе отдельных учебных дисциплин, к цели развития социальных, личностных, познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, которые обеспечивают у них ключевую компетенцию, а именно умение обучаться, благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим основным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые определили ориентацию на однозначное формирование компетенций обучающихся. Это значит уход от классической знаниево-ориентированной модели, хотя она и была основана на фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала его практичность в применении, не формировала компетентного, т.е. умеющего в большей мере пользоваться полученным знанием человеком. Системо¬образующим компонентом ФГОС считаются результаты образования, изучаемые в контексте деятельностного подхода. Благодаря этому, процесс обучения воспринимается не просто как система получения новых навыков, знаний, умений, образующих центральную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. В новом образовательном стандарте записано: «Развитие личности есть смысл и цель современного образования». Таким образом, компетентностный подход - это методологическая основа ГОСТа нового поколения [1].
Системно-деятельностный подход даёт возможность выделить главные результаты обучения и воспитания и создать основу для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Формирование личности в системе образования обеспечивается, посредством образования универсальных учебных действий, являющиеся инвариантной базой воспитательного и образовательного процесса. Освоение обучающимися универсальных учебных действий создаёт возможность эффективного самостоятельного освоения новых знаний и умений, в том числе организацию освоения. Однако какие бы не свершались изменения, урок остается основной формой организации обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. При реализации ФГОС, во- первых, меняются дидактические подходы к уроку. Современный урок ОБЖ по ФГОС - это методическая и профессиональная подготовка учителя; мотивация и целеполагание учения; компетентностный подход; средства современного обучения; формирование условий для саморазвития; анализ всех занятий. Во-вторых, происходит переосмысление позиций учителя, который становится не источником знаний, а личностью, обучающей методам творческой деятельности, усваивать и приобретать новые знания. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что обучающийся выступает как партнер в процессе обучения.В третьих, пересматривается методическая система работы учителя.
Следует научиться проектировать урок ОБЖ в логике обучения продуктивной деятельности, которая обязана быть соответствующей уровню способностей обучающихся и направленной на формирование элементарных компетенций. На уроке от 50 % времени должны говорить и работать учащиеся, а не учитель.[11] В связи с этим, важным моментом при построении урока ОБЖ в критерии реализации компетентностного образования является внедрение и выбор таких методов и технологий обучения, которые могут поспособствовать включению обучающихся в активную деятельность, развитию их важнейших компетентностей. Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много, однако учитель часто использует знакомый набор, не включая новых и эффективных. Одной из таких является технология позиционного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой. Эта технология позволяет формировать не только предметные, но и, в первую очередь, коммуникативные действия обучающихся, что является важным результатом освоения ФГОС. Однако в основной школе технология позиционного обучения не получила широкого распространения, несмотря на свою универсальность [9].
Вышесказанное позволяет сформулировать тему исследования: «Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Цель работы: формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках ОБЖ с помощью использования технологии позиционного обучения.
Объект исследования: коммуникативные УУД обучающихся.
Предмет исследования: технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить возможность использования технологии позиционного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности для сформированности коммуникативных УУД обучающихся;
3) разработать и реализовать уроки по ОБЖ с помощью технологии позиционного обучения.
Гипотеза исследования: технология позиционного обучения как вид групповой технологии является оптимальным средством формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Эмпирическая база исследования: обучающиеся 6-х классов МБОУ СОШ №8 в количестве 32 человек.
Методы исследования:
1) теоретический - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
2) эмпирические - эксперимент, опросный метод.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в образовательной практике учителей школ,лицеев, колледжей.
Структура работы: работа включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Апробация исследования: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме системы занятий, разработанных по данной теме, на базе МБОУ «СОШ №8» города Бийска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные образовательные технологии, используемые в основной школе, достаточно разнообразны. Технология позиционного обучения позволяет педагогу осуществлять компетентностный подход, где смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования. Эта технология призвана покончить с пассивной практикой передачи знаний.
На уроках данной технологии педагог вводит своих учеников в процесс познания, который является инструментом самопостроения и саморазвития личности. Понимая то, что обучающиеся имеют различный склад мышления, а традиционное обучение базируется на формальной логике, что неизбежно приводит к противоречивой ситуации в образовательном процессе, приходим к выводу, что данная технология способствует развитию высокого уровня логического мышления. Высокий уровень развития логического мышления позволяет учащимся чувствовать себя комфортно в ситуации, требующей новых методов ее решения.
В соответствии с планом эмпирической работы на констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся двух классов: контрольного 6 «А» класса и экспериментального 6 «Б» класса. Результаты показали, что в этих классах уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий очень низок.
Десять уроков, составленные и проведённые мной в 6 «А» классе, в рамках технологии позиционного обучения, помогли развить у обучающихся коммуникативные универсальные учебные действия, это подтверждают повторно проведённые тесты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Благодаря организации коллективного диалога, в котором звучат голоса различных позиций, у обучаемых начинает формироваться адекватная предмету структура средств, а также снимается отчуждение между предметом и субъектом.
Таким образом, развивать коммуникативные умения в рамках технологии позиционного обучения - значит научить обучающихся ставить вопросы и четко формулировать на них ответы группой, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, соглашаться с точкой зрения собеседника или отвергать её, аргументировать свое мнение в группе, то есть сотрудничать с одноклассниками в группе в процессе коммуникативного общения.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/ Г.С. Абрамова. - М.: Наука, -2011. - 475с.
2. Агеева, И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [Текст]/ И.А. Агеева. - СПб.: Речь, 2013. - 471с.
3. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 492с.
4. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994. №3. - С. 122-129.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,2010.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967.- 360 с.
7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
8. Гришина, Н.В. Психология подростка [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2005. - 428с.
9. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Гриценко — М.: Академия, 2005. — 240 с.
10. Гусева Т.А., Леушина И.С. Мониторинг учебных универсальных действий младших школьников от старта до выпуска в среднее звено [Текст] / Т.А. Гусева, И.С. Леушина// Труды Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования «Преемственность федеральных госдарственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» (Бийск, 29 апреля 2016г.): Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2016.- С.135-140.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
12. Катаева - Венгер, А.А Трудный возраст: подростки сегодня [Текст] /
A. А. Катаева - Венгер. - М.: ВЛАДОС, 2002. 167с.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] / Л.И. Ковальчук. - М.: Айрис-Пресс, 1985. - 689с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина,
B. Н. Колюцкий. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 378с.
15. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы [Текст] / М.И. Лукьянова, У.Ф. Линкольн, Н.В. Калинина. - М.: Творческий центр, 2004. - 457с.
16. Маркова, А.К. Психология обучения подростка [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1984. -258 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Прсовещение, 2001. - 527с.
18. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. // Избранные психологические труды: в 2-х томах. - М.: Просвещение, 1995. - Т.1.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М.: 2008.
20. ОБЖ: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников "C М.; Просвещение, 2014, (глава 1, стр 6-21).
21. Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева. - М: Наука, 1987.-279с.
22. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: «Пеленг», 1993. - 38 с.
23. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под.ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
24. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1990. - 494 с.
25. Подросток на перекрестке эпох [Текст] / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Просвещение, 2007. - 193с.
26. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Н.И. Шевандрин. - СПб, Питер, 1999. - 195с.
27. Ремишидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / М.: Мир, 1994. - 320 с.
28. Самоукина, Н.В. Игры, в которые играют [Текст] / Н.В. Самоукина. - Дубна, ФЕНИКС, 2000. - 127с.
29. Сафронова И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2014. - C 63 с.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
31. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2001.- 288с.
32. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512с.
33. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Наука, 1989. - 278с.
Интернет-ресурсы:
1. Конякина Т.В. Позиционный метод. Развитие универсальных учебных действий. Режим доступа:
http://www.imc"Cnew.com/mdex.php/teachrng"Cpotential/58"Cmetodrecommend/
462"C2013"C01"C29"C08"C29"C41
2. Мастер-классы в системно-деятельностном подходе: http://asosh5.3dn.ru/news/obshhenie_na_mezhregionalnom_urovne/2014-12-08-228
3. https://infourok.ru/prezentaciya_vnedrenie_tehnologii_ pozicionnogo_obucheniya.-109799.htm
4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/librarv/2011/08/27/tekhnologiva-pozitsionnogo-obucheniva
5. http://mv-vmeste.ucoz.net/index/tekhnologija pozicionnogo _chtenija/0-7
6. https://refdb.ru/look/2758909-p11.html
7. http://ssosh.3dn.ru/news/metodicheskij _den_8/2013-02-11-381


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ