Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170444

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «читательский интерес» 7
1.2. Литературное воспитание детей дошкольного возраста 14
1.3. Сказка как жанр художественной литературы, ее функции 17
1.4. Особенности восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Описание констатирующего этапа исследования 27
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие читательского интереса 39
2.3 Выявление динамики сформированности читательского интереса 52
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность исследования на педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI веков ознаменовался кризисом чтения в мировом масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не интересующихся чтением. Книга как носитель духовности перестала так сильно влиять на маленького читателя. Во многом это связано с тем, что современное образование динамично развивается в области информационных и компьютерных технологий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года №1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
С появлением телевидения и компьютерных технологий поток информации идет с большой скоростью. По мнению психологов, современный ребенок, получающий большой объем информации, быстро устает, снижает свою творческую активность, поэтому отказывается читать. Ребенок дошкольного возраста осваивает навыки управления компьютером и телевизором раньше, чем чтение книг, умение быстрее ориентироваться в оглавлении книги на клавиатуре и литературный опыт читателя в период от 5 до 7 лет ограничивается просмотром мультфильмов. В связи с этим многие педагоги в организациях дошкольного образования изо всех сил стараются вызвать у читателя интерес к чтению книги.
Целенаправленно с книгами ребенок начинает работать в начальной школе. Поэтому необходимо побуждать ребенка читать в дошкольном возрасте, чтобы развить у него интерес к чтению с великим литературным миром. Книжка знакомит ребенка с миром человечных эмоций и в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который станет опираться всё знакомство эмоций, радостей, отношений, мыслях, поступков с находящимся вокруг миром.
Любовь к книге не придет к ребенку сама по себе, необходима помощь и поддержка взрослых. Задача взрослого - открыть ребенку все необыкновенное, что приносит книга, какое удовольствие приносит погружение в чтение. Взрослому, прежде всего самому надо любить читать, чтобы заинтересовать ребенка. С сопереживанием героям произведений искусства дети начинают понимать настроение находящихся вокруг людей. В их начинают просыпаться людские ощущения - умение показывать соучастие, доброту, возражать напротив несправедливости. Это и есть основа, на которой воспитываются принципиальность, добросовестность и настоящее гражданство.
Ребенок дошкольного возраста еще он не умеет читать, и его читательская деятельность основана на другом типе художественного восприятия: слуховом. При таком восприятии ему доступны подтипы чтения, такие как слушание, размышление о том, что он услышал, переживание того, что происходит в художественном тексте, просмотр иллюстраций. Когда дети слушают литературные произведения, они не видит перед собой описываемые события, но они должны их представить, опираясь на свой личный опыт.
Введение в чтение - педагогическая деятельность, осуществляемая в дошкольной организации. Педагог в этом играет решающую роль. Его эффективность зависит от того, как и где родители детей будут в этот процесс вовлечены. Единые основы приобщения к чтению художественной литературы в детском саду и дома делают его естественным для ребенка, важной частью его жизни.
Объект: процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сделать следующие заключения:
В первой части данной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. В ходе теоретического исследования изучена степень разработанности проблемы сформированности читательского интереса детей, а также ее актуальность в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике дошкольного образования, где были выявлены существующие подходы к трактовке понятий «заинтересованность», «познавательный интерес», «читательский интерес», «литературное воспитание». Охарактеризовано понятие сказки, ее виды, функции и роль в художественно-эстетической деятельности детей. Изучен потенциал сказки в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй части работы нами была проведена экспериментальная деятельность, которая проводились на базе дошкольного учреждения в г. Красноярске. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет. Экспериментальная деятельность проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для подтверждения гипотезы исследования нами были подобрана диагностическая методика: Экспериментальная методика диагностики читательских интересов Л.М. Гурович. С помощью диагностического инструментария определили уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
На основании уровня сформированности читательского интереса нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на развитие читательского интереса. В результате совместной деятельности (воспитатели, дети и родители) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные и моральные эталоны поведения.
После реализации комплекса мероприятий был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого мы сравнили результаты, полученные до и после формирующего эксперимента, и выявили динамику развития читательского интереса, затем определили эффективность разработанного комплекса мероприятий.
В результате проведенного комплекса мероприятий произошли изменения в развитии уровня читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в развитии осознанного и устойчивого интереса к книге и художественной литературе. 70% детей проявили яркое и положительное отношение к книге и деятельности читателя. Высказывали личные предпочтения в выборе книг со сказками, объясняют, чем им понравилось произведение. 30% детей проявляли положительное отношение к сказкам, личные предпочтения при выборе сказочных книг высказывают при стимулировании взрослого. Выражается это в повысившемся интересе детей к чтению книг и дома, и в саду, увеличении осознанности детьми причин своего интереса к чтению сказок, а также росте устойчивого читательского интереса. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа явилась эффективной.
Отсюда можно сделать вывод, что сказка способствует развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста при учете в разработке формирующих мероприятий особенностей ее поэтики и особенностей восприятия ребенком художественной литературы, имеющих значение для развития компонентов читательского интереса, а также активных методов работы со сказочным текстом.
Цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.


1. Алексеевская А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. М.: Академия, 2008. 18 с.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. 1959. № 16. С. 72-83.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. Т.3.М., 1984. 512 с.
4. Афанасьева Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2007. №2. С. 72-78.
5. Балашихина И.В. Любимое чтение в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 12-18.
6. Барташева Н.В. Воспитание будущего читателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 28-34.
7. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей детей. М.: Книга, 1979. 24 с.
8. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Просвещение, 2008. 224 с.
9. Божович Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 87 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 286 с.
11. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 73, 1955. 3-14 с.
12. Болотская С.Т. Приобщение детей к художественной литературе // Дошкольное образование. 2008. № 4. С. 50-56.
13. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов. М.: Владос, 2008. 176 с.
14. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. В 6 т. Т.2.М.: Педагогика, 1983. 340 с....(80)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ