Исследование нарушения письма у младших школьников с ЗПР
|
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма
1.2 Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма.
1.3 Характеристика детей с ЗПР.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития.
2.1 Цель, задачи, методы исследования.
2.2 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования.
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Глава 3. Методические рекомендации к логопедической работе по
преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
3.1 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики формирующего эксперимента.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма
1.2 Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма.
1.3 Характеристика детей с ЗПР.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития.
2.1 Цель, задачи, методы исследования.
2.2 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования.
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Глава 3. Методические рекомендации к логопедической работе по
преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
3.1 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики формирующего эксперимента.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы
Письменная речь - одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная. Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении программы по родному языку, что является одной из важнейших проблем обучения в школе.
Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. При задержке психического развития, характеризующейся недоразвитием познавательной деятельности, нарушением формирования всех компонентов речевой системы в целом, дети испытывают значительные трудности в овладении такими важными умениями, как чтение и письмо, что приводит в дальнейшем к возникновению нарушений письма и чтения, и является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения. Таким образом, актуальность данной работы определяется значимостью трудностей овладения письменной речью младшими школьниками с задержкой психического развития для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования : нарушения письма у данной категории детей.
Цель исследования: выявление особенностей нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента;
Методы исследования:
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные,психодиагностические, биографические.
Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. При задержке психического развития, характеризующейся недоразвитием познавательной деятельности, нарушением формирования всех компонентов речевой системы в целом, дети испытывают значительные трудности в овладении такими важными умениями, как чтение и письмо, что приводит в дальнейшем к возникновению нарушений письма и чтения, и является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения. Таким образом, актуальность данной работы определяется значимостью трудностей овладения письменной речью младшими школьниками с задержкой психического развития для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования : нарушения письма у данной категории детей.
Цель исследования: выявление особенностей нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента;
Методы исследования:
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные,психодиагностические, биографические.
Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения; ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между слышимым словом и произносимым, видимым словом и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение работы какого-либо из анализаторов, или связей между ними, влечет за собой нарушения письменной речи.
Нарушения письменной речи - это распространенное речевое расстройство у детей младшего школьного возраста, а современная школа требует от детей,поступающих в первый класс, не только определенных знаний и умений, но и способности к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению.
Современный этап в развитии образования характеризуется усилением внимания к актуальной проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости. Одна из причин дезадаптации вызвана задержкой психического развития, изучение которой в настоящее время проводится в различных направлениях: клиническом,психолого-педагогическом, логопедическом и других.
Важным условием школьной адаптации является письмо, которое предполагает сформированность внутренней мотивации деятельности,процессов анализа, синтеза и обобщения, логических операций систематизации и классификации, ориентировки в акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова, понимание языковых значений и функциональных структурных элементов, лексико-грамматических обобщений. Изучение специальной литературы показало,что особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, большая распространенность нарушений устной речи оказывают негативное влияние на формирование письменной речи у школьников с задержкой психического развития. Это свидетельствует о необходимости тщательного исследования письма у младших школьников с ЗПР, с целью выявления особенностей проявления дисграфии у данной категории детей. Результаты исследования по выбранной нами методике позволят определить наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей изучаемой категории
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между слышимым словом и произносимым, видимым словом и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение работы какого-либо из анализаторов, или связей между ними, влечет за собой нарушения письменной речи.
Нарушения письменной речи - это распространенное речевое расстройство у детей младшего школьного возраста, а современная школа требует от детей,поступающих в первый класс, не только определенных знаний и умений, но и способности к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению.
Современный этап в развитии образования характеризуется усилением внимания к актуальной проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости. Одна из причин дезадаптации вызвана задержкой психического развития, изучение которой в настоящее время проводится в различных направлениях: клиническом,психолого-педагогическом, логопедическом и других.
Важным условием школьной адаптации является письмо, которое предполагает сформированность внутренней мотивации деятельности,процессов анализа, синтеза и обобщения, логических операций систематизации и классификации, ориентировки в акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова, понимание языковых значений и функциональных структурных элементов, лексико-грамматических обобщений. Изучение специальной литературы показало,что особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, большая распространенность нарушений устной речи оказывают негативное влияние на формирование письменной речи у школьников с задержкой психического развития. Это свидетельствует о необходимости тщательного исследования письма у младших школьников с ЗПР, с целью выявления особенностей проявления дисграфии у данной категории детей. Результаты исследования по выбранной нами методике позволят определить наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей изучаемой категории
Подобные работы
- Преодоление нарушений письма у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



