Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма
1.2 Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма.
1.3 Характеристика детей с ЗПР.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития.
2.1 Цель, задачи, методы исследования.
2.2 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования.
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Глава 3. Методические рекомендации к логопедической работе по
преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
3.1 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики формирующего эксперимента.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы
Письменная речь - одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная. Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении программы по родному языку, что является одной из важнейших проблем обучения в школе.
Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. При задержке психического развития, характеризующейся недоразвитием познавательной деятельности, нарушением формирования всех компонентов речевой системы в целом, дети испытывают значительные трудности в овладении такими важными умениями, как чтение и письмо, что приводит в дальнейшем к возникновению нарушений письма и чтения, и является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения. Таким образом, актуальность данной работы определяется значимостью трудностей овладения письменной речью младшими школьниками с задержкой психического развития для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования : нарушения письма у данной категории детей.
Цель исследования: выявление особенностей нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента;
Методы исследования:
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные,психодиагностические, биографические.
Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения; ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между слышимым словом и произносимым, видимым словом и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение работы какого-либо из анализаторов, или связей между ними, влечет за собой нарушения письменной речи.
Нарушения письменной речи - это распространенное речевое расстройство у детей младшего школьного возраста, а современная школа требует от детей,поступающих в первый класс, не только определенных знаний и умений, но и способности к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению.
Современный этап в развитии образования характеризуется усилением внимания к актуальной проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости. Одна из причин дезадаптации вызвана задержкой психического развития, изучение которой в настоящее время проводится в различных направлениях: клиническом,психолого-педагогическом, логопедическом и других.
Важным условием школьной адаптации является письмо, которое предполагает сформированность внутренней мотивации деятельности,процессов анализа, синтеза и обобщения, логических операций систематизации и классификации, ориентировки в акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова, понимание языковых значений и функциональных структурных элементов, лексико-грамматических обобщений. Изучение специальной литературы показало,что особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, большая распространенность нарушений устной речи оказывают негативное влияние на формирование письменной речи у школьников с задержкой психического развития. Это свидетельствует о необходимости тщательного исследования письма у младших школьников с ЗПР, с целью выявления особенностей проявления дисграфии у данной категории детей. Результаты исследования по выбранной нами методике позволят определить наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей изучаемой категории
1. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.Коррекционные упражнения. - М., 1997. - 224.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.; Воронеж, 2001.
3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб,РГПИ им. А.И. Герцена, 1993. - 45с.
4. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять,чтобы помочь. - М., 2005 - 96 с.
5. Костенкова, Ю.А, Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности письма, чтения, счета. - М, 2004. - 64 с.
6. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2005. - 80 с.
7. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е Левиной. - М.,1965. - С. 99-103.
8. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс. - М.,1970.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб, 2002. - 286 с.
10. Лалаева, Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб, 2001. - 224 с.
11. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 1983. - С.29.
12. Лалаева, Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - СПб, 1992. - 87 с.
13. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их
коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003. - 304 с.
14. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М.,1982. - С.5-21.
15. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. - М.,1985.- 167с.
16. Левина, Р. Е. Недостатки письма и чтения в детском возрасте. - М.,1940. -72с.
17. Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. - М.,2005. - 224 с.
18. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой - М., 2004. - 680с.
19. Логинова, Е.А. Психолого-педагогические основы коррекции речевых нарушений у младших школьников с ЗПР / Сборник научных статей. - СПб,1999.
20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. СПб,2004. - 208с.
21. Логинова, Е.А., Голубева Г.Г., Липакова В. И., Яковлев С. Б. Логопедия.Ч. II: Учебно-методическое пособие - СПб: РГПУ им. А. И.Герцена, 2007.
22. Лопатина, Л. В., Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития.- СПб, 2007.
23. Лурия, А.Р. Психологическое содержание письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5: Нарушения письменной речи: Дислексия,дисграфия. - М., 2003.
24. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.,2002. - 345с.
25. Насонова, В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. №2. с.17.
26. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой - М., 2003. -480с.
27. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников. - СПб, 2006.-240с.
28. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших школьников: Учебное пособие. М., 1997. - 256 с.
29. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. С. 348-373.
30. Чиркина, Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляторного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М.,1967.
31. Яковлев, С. Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //
Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб, 1993.