Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование нарушения письма у младших школьников с ЗПР

Работа №17042

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы исследования нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма
1.2 Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма.
1.3 Характеристика детей с ЗПР.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития.
2.1 Цель, задачи, методы исследования.
2.2 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования.
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Глава 3. Методические рекомендации к логопедической работе по
преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
3.1 Научно-теоретическое обоснование и содержание методики формирующего эксперимента.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы

Письменная речь - одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная. Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении программы по родному языку, что является одной из важнейших проблем обучения в школе.
Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. При задержке психического развития, характеризующейся недоразвитием познавательной деятельности, нарушением формирования всех компонентов речевой системы в целом, дети испытывают значительные трудности в овладении такими важными умениями, как чтение и письмо, что приводит в дальнейшем к возникновению нарушений письма и чтения, и является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения. Таким образом, актуальность данной работы определяется значимостью трудностей овладения письменной речью младшими школьниками с задержкой психического развития для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования : нарушения письма у данной категории детей.
Цель исследования: выявление особенностей нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента; 
Методы исследования:
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные,психодиагностические, биографические.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения; ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между слышимым словом и произносимым, видимым словом и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение работы какого-либо из анализаторов, или связей между ними, влечет за собой нарушения письменной речи.
Нарушения письменной речи - это распространенное речевое расстройство у детей младшего школьного возраста, а современная школа требует от детей,поступающих в первый класс, не только определенных знаний и умений, но и способности к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению.
Современный этап в развитии образования характеризуется усилением внимания к актуальной проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости. Одна из причин дезадаптации вызвана задержкой психического развития, изучение которой в настоящее время проводится в различных направлениях: клиническом,психолого-педагогическом, логопедическом и других.
Важным условием школьной адаптации является письмо, которое предполагает сформированность внутренней мотивации деятельности,процессов анализа, синтеза и обобщения, логических операций систематизации и классификации, ориентировки в акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова, понимание языковых значений и функциональных структурных элементов, лексико-грамматических обобщений. Изучение специальной литературы показало,что особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, большая распространенность нарушений устной речи оказывают негативное влияние на формирование письменной речи у школьников с задержкой психического развития. Это свидетельствует о необходимости тщательного исследования письма у младших школьников с ЗПР, с целью выявления особенностей проявления дисграфии у данной категории детей. Результаты исследования по выбранной нами методике позволят определить наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей изучаемой категории


1. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.Коррекционные упражнения. - М., 1997. - 224.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.; Воронеж, 2001.
3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб,РГПИ им. А.И. Герцена, 1993. - 45с.
4. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять,чтобы помочь. - М., 2005 - 96 с.
5. Костенкова, Ю.А, Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности письма, чтения, счета. - М, 2004. - 64 с.
6. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2005. - 80 с.
7. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е Левиной. - М.,1965. - С. 99-103.
8. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс. - М.,1970.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб, 2002. - 286 с.
10. Лалаева, Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб, 2001. - 224 с. 
11. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 1983. - С.29.
12. Лалаева, Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - СПб, 1992. - 87 с.
13. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их
коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003. - 304 с.
14. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М.,1982. - С.5-21.
15. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. - М.,1985.- 167с.
16. Левина, Р. Е. Недостатки письма и чтения в детском возрасте. - М.,1940. -72с.
17. Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. - М.,2005. - 224 с.
18. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой - М., 2004. - 680с.
19. Логинова, Е.А. Психолого-педагогические основы коррекции речевых нарушений у младших школьников с ЗПР / Сборник научных статей. - СПб,1999.
20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. СПб,2004. - 208с. 
21. Логинова, Е.А., Голубева Г.Г., Липакова В. И., Яковлев С. Б. Логопедия.Ч. II: Учебно-методическое пособие - СПб: РГПУ им. А. И.Герцена, 2007.
22. Лопатина, Л. В., Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития.- СПб, 2007.
23. Лурия, А.Р. Психологическое содержание письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5: Нарушения письменной речи: Дислексия,дисграфия. - М., 2003.
24. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.,2002. - 345с.
25. Насонова, В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. №2. с.17.
26. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой - М., 2003. -480с.
27. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников. - СПб, 2006.-240с.
28. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших школьников: Учебное пособие. М., 1997. - 256 с.
29. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. С. 348-373. 
30. Чиркина, Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляторного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М.,1967.
31. Яковлев, С. Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //
Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ