Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ «ШКОЛЫ №2 им. Ю.А. ГАГАРИНА» г. ДИВНОГОРСКА

Работа №170406

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИДЕЙНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ РОССИИ 6
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, задачи, принципы 6
1.2. Содержание деятельности российской школы по патриотическому
воспитанию учеников 14
1.3. Российские движения детей и молодежи в системе воспитания
личности учащихся образовательных школ 23
ГЛАВА II. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ №2 им.
Ю.А. ГАГАРИНА г. ДИВНОГОРСКА 30
11.1. Краткая история школы 30
11.2. Направления патриотической деятельности школы 34
11.3. Поисковый отряд «Гагаринцы» в системе патриотической работы
школы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

Актуальность темы: многовековая история нашего государства свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её процветания, государственной целостности и безопасности. В связи с проведением Специальной военной операции Президент России подчеркнул актуальность укрепления авторитета нашего Государства, посредством идейно-патриотического воспитания граждан и прежде всего подрастающего поколения, а также формирования государственной идеологии, как одной из основ безопасности нашей Родины. Обращаясь к учителям, 5 октября 2022 года, В.В. Путин сказал, что «все поколения педагогов давали своим ученикам важнейшие уроки совести, чести и долга, верности своим корням, своей истории, ответственности за родную землю, готовности прийти на помощь, защитить свое Отечество» [27].
Степень изученности: проблемы патриотического воспитания учащихся волновали общество во все времена. Что касается современного этапа, отметим, что в 1990-е годы данная проблема рассматривалась в трудах таких исследователей, как Евгений Петрович Белозерцев, Зайнулабид
Тухтарханович Гасанов, Виктор Аполлонович Кобылянский, Александр Дмитриевич Солдатенков, Михаил Афанасьевич Терентий, Надежда Егоровна Щуркова и др. [17]. В 2000-е годы глубину и разносторонность исследований проблемы патриотизма и патриотического воспитания характеризуют диссертационные исследования Марии Леонидовны Афанасьевой, Татьяны Ефимовны Вежевич, Владимира Владиславовича Гладких, Валентины Егоровны Мусиной, Ольги Юрьевны Стреловой и др. [31]. Из регионального педагогического сообщества особое место занимают исследования профессора Сергея Николаевича Ценюги, а также работы профессора Дениса Николаевича Гергилёва; Игоря Игоревича Мирошникова, главного специалиста Министерства образования Красноярского края; дивногорского педагога Игоря Геннадьевича Федорова и др. [36; 37; 50; 51; 52].
Объект исследования: идейно-патриотическое воспитание учеников «Школы №2 им. Ю.А. Гагарина» города Дивногорска
Предмет исследования: возможности школы по идейно­
патриотическому воспитанию учащихся.
Цель работы: выявление эффективных методов, форм и приемов, используемых в воспитательной работе по формированию идейно­патриотического сознания учащихся общеобразовательной «Школы №2 им. Ю.А. Гагарина» г. Дивногорска.
Задачи работы:
• обосновать задачи и принципы патриотического воспитания учащихся;
• выявить методы, формы и приемы патриотического воспитания учащихся в школе;
• показать эффективность работы по патриотическому воспитанию в «Школе №2 им. Ю.А. Гагарина» г. Дивногорска.
Хронологические рамки: определяются этапом становления нового Российского общества с 1990-х годов по 2023 год.
Территориальные рамки: включают в себя, прежде всего, город Дивногорск и Красноярский край, а также результаты педагогического опыта других регионов России.
Методологическую основу исследования составляют: - философские положения о единстве общего, особенного и единичного; - комплексный подход к построению методов и способов изучения и преобразования явлений действительности; - системный подход, основанный на поиске и выявлении целостных, взаимосвязанных характеристик, изучаемых педагогических фактов и явлений; - культурологический и аксиологический подходы.
Характеристика источников: основными источниками нашей работы являются нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию учащихся, в том числе «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Кроме того, публикации в различных СМИ, научно-педагогические сборники, сборник трудов «Вестник школы №2 им. Ю.А Гагарина» (1-6 выпуски). [3; 4; 5; 6; 7; 8; 28; 32].
Структура работы: данная работа состоит из Введения, двух Глав, состоящих из трех параграфов каждая, Заключения, Списка использованных источников и пяти приложений. Краткое содержание глав: первая глава «Развитие системы патриотического воспитания в российских школах» является теоретической частью из трёх параграфов. В них рассматриваются понятия, задачи, принципы патриотического воспитания; содержание деятельности школы по патриотическому воспитанию; а также различные российские движения детей и молодежи. Вторая глава «Патриотическое воспитание в школе №2 им. Ю.А. Гагарина г. Дивногорска» является практической частью и состоит из трех параграфов. В них рассматривается история школы; направление патриотической деятельности школы, и более подробно деятельность поискового отряда «Гагаринцы» в системе патриотической работы школы. При оформлении работы использованы «Методические рекомендациям к оформлению выпускной квалификационной работы проектного типа на уровне бакалавриата и магистратуры (нормоконтроль) / сост. Т.А. Шкерина, И.В. Турова, Е.В. Улыбина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 46 с.» [21].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы исследования: подводя итоги нашему исследованию, отметим следующее. Действенное идейно-патриотическое воспитание школьников - это важный путь, нацеленный на укрепление позиций и авторитета нашей страны, традиционное возрождение нашего общества, духовных ценностей, восстановление справедливости, единства и процветания Отечества в сознании людей. Эффект такого воспитания проявляется в системе отношений школьника к действительности, его внутренней самоотдаче. Показатель его действенности - ответственность, патриотическая направленность поступков, уважение. Результативность деятельности образовательной организации по идейно-патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело по сохранению исторической памяти, увековечиванию имен Защитников, благополучия Отечества и своей Малой Родины.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой деятельный вклад в его процветание. Школа в этой системе призвана решать определенные задачи, главными из которых являются следующие: формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и воспитать у обучающихся готовность к защите Отечества. Фундаментом патриотического воспитания в школе является принцип системно-организованного подхода и принцип адресного подхода в формировании патриотизма. Что касается содержания деятельности образовательного учреждения по патриотическому воспитанию учащихся, то оно реализуется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
В системе воспитания личности учащихся образовательных школ ведущее место принадлежит Российскому движению детей и молодежи «Движение Первых», которое с 2022 года объединило все организации, направленные на патриотическое воспитание школьников. Главным же итогом всей системы патриотического воспитания в Российских школах является выпускник-патриот, будущий надежный защитник Отечества.
Что касается эффективности форм патриотического воспитания в школе №2 им. Ю.А. Гагарина г. Дивногорска мы констатируем следующее.
Школа №2 им. Ю.А. Гагарина является старейшей школой города Дивногорска. Открытие школы состоялось 10 ноября 1959 г. и история её тесно переплелась с легендарной эпохой строительства Красноярской ГЭС и Дивногорска. 25 сентября 1963 г. почётным гостем школы был Юрий Алексеевич Гагарин. Заметим, что наша школа - единственная из школ Красноярского края, где побывал первый космонавт Земли. Мы чтим этот исторический факт, являющийся частью историко-культурного наследия нашей малой Родины, и с гордостью носим имя великого сына России. Школа №2 им. Ю.А. Гагарина своей работой и правильно выбранным в 2011 году направлением воспитательной деятельности реализует поставленные государством задачи, направленные на военно-патриотическое образование подрастающего поколения, являясь примером и образцом для общеобразовательных организаций города Дивногорска и Красноярского края.
Значительный вклад в военно-патриотическую деятельность школы вносит поисковый отряд «Гагаринцы». Деятельность поискового отряда началась в 2016 году. Общий итог работы отряда «Гагаринцы» за 2016-2023 гг. - найдены и захоронены с воинскими почестями 263 бойцов и командиров Рабоче-крестьянской Красной армии Союза Советских Социалистических Республик.
Апробация результатов исследования: за последние три года, по проблемам патриотического воспитания учащихся, мною были представлены доклады на различных конференциях (XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения; Конференция «Культура, просвещение, духовность: проблемы и перспективы», посвященная 10-летию центра духовной культуры Красноярского края Касьяновский дом»; IX Сибирский исторический форум; I Всероссийская научно-практическая конференция «Красноярские военно-исторические чтения»). Были опубликованы статьи в различных научных сборниках и СМИ [46; 47; 48; 49].


1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 224 с.
2. Бауэр Ирина. «Батальоны, что остались на войне» // Наш Красноярский край. Красноярск. - 2015. - 26 февраля.
3. Вестник школы №2. Выпуск 1 / Редактор-составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: КЛАСС, 2013. - 144 с.
4. Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 2 / Редактор- составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2014. - 148 с.
5. Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 3 / Редактор-
составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2016. - 148 с.
6. Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 4 / Редактор-
составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2017. - 148 с.
7. Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 5/ Редактор- составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2018. - 174 с.
8. Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 6 / Редактор- составитель И.Г. Федоров. - Красноярск: Поликом, 2022. - 174 с.
9. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога. - Ростов н /Д: Феникс, 2009.- 404 с.
10. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. - М.: Педагогика, 1990. - 152с.
11. Демченко А.П. Методика и практика поисковой работы:
Методическое пособие. - Красноярск, 2014. - 222 с.
12. Ерошкина И.Ю. Патриотизм - как основа воспитания в Гагаринской школе// Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 4 / Редактор-составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2017. - С.75-81.
13. Журлова И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В.Журлова. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - С. 167-181.
14. Ивашова Ю.А. Особенности воспитательной работы в школе // Вестник школы №2 им. Ю.А. Гагарина. Выпуск 3 / Редактор-составитель И.Г. Фёдоров. - Красноярск: Поликом, 2016. - С.75-78.
15. Информационная справка о РДДМ «Движение Первых». - URL: https://sosh2ugansk.gosuslugi.ru/netcat_files/160/2642/Istoriya_sozdaniya_RDDM .pdf?ysclid=lpqq2mkspq899394403 (дата обращения 04.12.2023)....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ