Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения эволюции учебников по отечественной истории для средней школы в СССР.
1.1 Создание предпосылок становления учебников по отечественной истории для средней школы на основе исторической концепции 1930-х годов
1.2. Развитие дидактических возможностей учебников по отечественной истории для средней школы в 1940-1960-е гг.
1.3. Работка новых моделей учебников по отечественной истории для средней школы в 1960-1980-е гг.
Глава 2. Сравнительно-исторический анализ учебников по отечественной истории для средней школы нового и предыдущих поколений
2.1. Концепция учебников «нового поколения» по отечественной истории для средней школы
2.2. Разработка критериев сравнительно-исторического анализа учебников по отечественной истории для средней школы нового и предыдущих поколений
2.3. Итоги сравнительно-исторического анализа учебников по отечественной истории для средней школы нового и предыдущих поколений
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Интерес со стороны разных слоёв российского общества к изучению вопросов становления и развития школьных учебников вызван тем, что в настоящее время учебник, в том числе и нового поколения, остаётся одним из основных источников информации подлежащей усвоению учащимися и материальным средством ее хранения, адекватно отображающим основные особенности существующей в Российской федерации образовательной системы.
Общественные взгляды на учебники истории постоянно менялись вместе с изменением целей, содержания и методов обучения. С момента своего появления школьные учебники рассматривались как содержательная и процессуальная основа процесса обучения юных граждан и как его овеществление средство, используемое и учителем в передаче знаний, и учащимися в их усвоении. Дальнейшая их эволюция отразила весь комплекс социально-экономических, политических, социокультурных и научных проблем, отозвавшихся сложностью, противоречивостью, неоднозначностью реформирования системы школьного исторического образования в различные периоды его трансформации. Учебник истории, с одной стороны, стал мерилом степени успешности проводимой модернизации исторического образования, а, с другой стороны, важным фактором в развитии системы школьного исторического образования, т.е. для выявления общих закономерностей в развитии школьного учебника по истории необходимо произвести анализ более истории изменения учебной литературы.
Как пишут современные исследователи: «Только тщательный анализ школьного учебника воспроизводит представления о времени, пространстве и силах, которые общество желает исподволь внушить ученикам, позволяет ухватить социальные и политические параметры каждого данного общества, его социальные и культурные представления, тревоги и заботы»1.
Степень изученности проблемы: реализуя историографический анализ публикаций по проблеме исследования можно выделить несколько этапов:
В первые десятилетия советской власти определенную лепту в выработку теории школьного учебника и практики становления стабильных учебников по отечественной истории внесли П.П. Блонский Л.В. Занков, Ф.П. Коровкин, Н.К. Крупская, Е.И. Перовский, М.Н. Покровский и др.
1930-1950-х гг. к данной проблеме обращались: Андриевская Н.В, Бернадский В.Н.2, Зиновьев М.А.3, Ефимов A.B.4, Карцов В.Г.5, Никифоров Д.Н.6, Стражев А.И.7, Фохт A.B.8 Наиболее важные вопросы исторического образования тех лет: освещение и периодизация исторического процесса, основанного на принципах марксизма-ленинизма, который являлся основой для изучения и интерпретации истории; поиск эффективного решения задач формирования знаний учащихся, основываясь на принципах коммунистического воспитания, что означало формирование у детей политических и социальных идей с целью создания новой, коммунистической культуры.
В литературе 1930-1940-е гг. обосновывался отход от идей «школы Покровского» и критика её взглядов, «тормозивших динамичное развитие исторической науки и образования». Причастность партийно-государственного и лично И.В. Сталина руководства к процессу подготовки первого школьного учебника по отечественной истории в период Советского Союза исключала серьезные критические замечания. В то время власть стремилась к полной идеологизации образования, выдвигая политические цели на первый план и контролируя процесс создания учебников.
В 1950-х - начала 1960-е гг. шел процесс обобщения опыта развития исторического образования в стране за несколько лет. В результате вышли в свет труды, представляющие интерес для изучающих проблемы исторического образования: Бущик Л.П.9, Гончаров Н.К.10, Дайнеко М.Н., Королев Ф.Ф.11, Медынский E.H.12, Стражев А.И., Шестаков A.B13, Коровкин Ф.К.14.
Значимым водоразделом между периодами стал 1961 г., когда вышла в свет монография Л.П. Бущика «Очерк развития школьного исторического образования в СССР». В ней он рассмотрел содержание исторического образования на протяжении всей истории советского государства, дав при этом краткую характеристику дореволюционному периоду. Также автор дал оценку методическому аппарату наиболее распространенных школьных учебников.
Работа Стражева А.И. действительно имеет значительную научную ценность в понимании переломного момента в развитии исторического образования и содержания школьного учебного материала в СССР. В данной работе подчеркивается, что в новых "революционных" основах построения учебного материала было отражено очень важное значение экономики в развитии общества. Также в работе отмечается, что в учебных материалах наряду с этим подчеркивалась важность борьбы рабочего класса, международное значение Великой Октябрьской социалистической революции, именно изучение деятельности народных масс было одним из главных направлений в образовании 15.
Данные положения были отражены в содержании школьного учебника истории в перестроечный период в нашей стране. Однако, после перестройки эти положения утратили свою значимость и были пересмотрены. Сейчас некоторые из этих вопросов уже не рассматриваются в учебниках истории. Научная же ценность его работ заключается не только в том, что она позволяет лучше понять переломный момент в развитии исторического образования в прошлом, но и в том, что она может быть использована для анализа современных проблем исторического образования и для формулирования новых задач в этой области.
В 1970-1980-х гг. были опубликованы монография Д.Д. Зуева и многочисленные статьи, посвященные дискуссионным вопросам обновления школьных учебников В.П. Беспалько, С.М. Бондаренко, А.А. Гречихина, В.И. Дайнеко, И.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Я.А.
Микка, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, В.С. Цетлин, Н.М. Шахмаева, С.Г.
Шаповаленко.
Несмотря на то, что историческое образование и наука в СССР строились в соответствии с постановлениями партии и правительства, в этих сферах всё же были места для научных дискуссий и споров.
В 1980-1990 гг. в рамках советской исторической науки многое обсуждалось и критиковалось. Вопросы истории страны всегда являлись предметом интереса не только для ученых и для широкой общественности, но и коммунистической партии и советского государства. Ведь история — это не только наука, но и инструмент формирования национальной идентичности и понимания «нравственных идеалов».
Было много обсуждений по поводу интерпретации исторических событий, уточнения формул и терминологии, расширения границ периодов истории, внедрения новых методов изучения истории, начиная от археологии и палеографии до критического изучения источников и т.д.
Можно сказать, что советская историческая наука не была однозначной и в ней было много места для научных дискуссий и споров. Это является еще одной научной ценностью работы Стражева А.И. - она демонстрирует, что элементы научных дискуссий и споров также были свойственны периоду становления советской исторической науки и образования.
Новые политическим и социальные реалии имели серьезные последствия для исторической науки и образования в СССР. Этот переход стал толчком к неизбежным изменениям в системе исторической науки и ее методах, которые продолжились и после распада Советского Союза.
В этот период историки, методисты и другие специалисты пересматривать стали учебные программы и учебники, чтобы отразить новые требования и вызовы современности. В частности, была необходимость сконцентрироваться на более гуманистических и антропоцентрических принципах преподавания, а также на необходимости расширения исследований истории, включая «белые пятна», которые раньше были умышленно скрыты или игнорированы.
Также была потребность избавиться от устаревших понятий и терминов, которые раньше были широко используемы в советской исторической науке. Это включало в себя и отход от классового освещения исторических событий, уточнение их подлинной исторической природы и мотивов. Кроме того, был проделан огромный объем работы по обновлению исторической литературы и учебников в соответствии с новыми методами и технологиями, которые стали доступными в этот период.
В эти годы появляются обобщающие работы, освещающие историю развития советского образования, что свидетельствует о решении одной из первоочередных задач - переосмысление опыта педагогического прошлого и с учетом сделанных выводов, обозначить перспективы будущего развития исторического образования.
В 1990-2010 гг. проблемы школьного учебника особенно интенсивно разрабатывались в мире последние годы, обобщался опыт составления учебной книги. Этим проблемам посвятили свои труды Кинкулькин А.Т.16, Клокова ГЦ 17 РлРГ'пяпкк'м R I I 18 ^rpitpr 1/Т П 19 П П 20 Огм-трттры R А/Г 21 ТТрппрп
г .в. , Беспалько в.п. , Зверев и.д. , зуев д.д. , донской г .ivi. , Лернер И.Я.22 и ряд других23.
Уже позднее появилось специальное исследование А. Н. Фукса24, посвященное школьным учебникам истории различных эпох. Также вопросам о становлении нового поколения школьных учебников истории в России в 1990-е гг. XX века посвящены исследования Е.А. Крючковой25. В них Автор показывает современные подходы к понятию учебники «нового поколения»....
Реформирование образования в России происходит в сложных условиях. Сложные процессы происходят и в самом обществе, которое испытывает множественные изменения и можно с уверенностью сказать кризис.
Реформирование, в частности, исторического образования совпадает с переломным моментом политического развития нашей страны. Происходит смена ориентиров движения страны, изменение целей и задач общественного развития. В таких условиях историческая наука всегда отражает данные перемены в обществе.
В прошедшем веке у нашего государства была выработана официальная идеология, а в настоящее время общество еще не могло выработать такую концепцию. В такой плоскости ученые не могут выработать единую методологическую концепцию исторического образования. Параллельно школа не может ждать, пока методисты ее разработают. Необходимо создавать основные направления развития школьного исторического образования.
Особую актуальность приобретает создание основных средств обучения, в частности учебника истории как связующее звено исторического образования.
С целью решения последней проблемы мы осуществили анализ школьных учебников истории на протяжении последних 80 лет.
Исследование школьных учебников позволило рассмотреть основные направления науки, смены концепций построения пособий, а также выявление тенденций дальнейшего развития учебников и пути их возможного совершенствования. С момента возникновения учебники рассматривались как носители основного учебного содержания по истории. Взгляды на учебник пересматривались в процессе изменения целей, содержания и методов обучения. К концу советского периода учебник рассматривался не только как учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и внеурочной деятельности по истории.
Одним из результатов исследования является выявление факторов, влияющих на изменение концептуальных представлений.
Одним из факторов, влияющих на развитие образования и создание учебных книг, была политика государства. Оно определяло характер и задачи исторического образования.
Задачей любого государства является воспитание личности, которая отвечает меняющимся потребностям общества и его государственной политики. Поэтому история и учебник на уроках выступают как основополагающие субъекты в формировании личности.
За исследуемый период в школе сменилось несколько поколений учебников, которым мы дали оценку в нашей работе. В 30-е годы было принято решение о введение самостоятельного курса истории в школе. Данная реформа положила начало к созданию новых программ и созданию новых школьных учебников по истории. В 1930 - х гг. советская школа в преподавании истории вернулась к применению учебников, отказавшись от рабочих книг 1920 - х гг., критикуя методику самостоятельного исследования источника без достаточных знаний исторического курса. Но в отличии дореволюционной традиции, создание учебников истории было взято под жесткий партийно-государственный контроль.
Нормализации преподавания истории и налаживание работы по политическому воспитанию способствовало издание учебника А. В. Шестакова «Краткий курс истории СССР». Основной задачей учебника ставилась передача фактического материла, а обучение истории сводилось к заучиванию текста и его дальнейшему пересказу. Функция учебника заключалась в передаче информации об основных событиях нашей страны без особых средств по закреплению и усвоению изучению материала.
Таким образом, к концу 30-х годов обучение истории в школе представляло собой устойчивую систему исторического образования. В 40-е годы произошло появление стабильных программ и учебников, которые соответствовали постулатам социалистического образования и воспитания.
В послевоенный период в свет вышел учебник по истории СССР в 3-х частях под редакцией Панкратовой А.М., «История древнего мира» Коровкина Ф.П., «История средних веков» Агибаловой Е.В. Донского Г.М.
В учебниках был положен линейный принцип изложения материала (с древнейших времен до наших дней) и описательная форма изложения материала. Учебная книга не предполагала многообразия, вариативности подходов в отношении концептуальной основы учебника, принципов отбора содержания, построения методического аппарата. В данный период школьный учебник был основным средством обучения истории, часто единственным для учеников источником учебной информации, воспринимаемой ими без критического анализа и личностного к ней отношения. Учебник воспринимался учителями и учениками как документ нормативного характера, все материалы которого подлежат заучиванию и воспроизведению в близком к оригиналу объеме и содержании.
Реформирование исторического образования можно свести к следующим предписаниям власти: постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» (октябрь 1959 г.). В данном документе акцентировалось ознакомление школьников с историей нашей страны до современности и с основными сведениями по всеобщей истории. Дальнейшее реформирование произошло в мае 1965 г. с постановлением «Об изменениях порядка преподавания истории в школах».
В 1960-е годы изменилась методическая модель учебной книги: было более рациональное разделение на главы и параграфы, включены введение, заключение, словарь терминов и хронологические таблицы, определена преемственность параграфов, причинно-следственные связи, увеличился иллюстративный ряд пособий. Улучшению качества учебников способствовала конкурсная система отбора.
Таким образом, в 1960-е годы был создан новый тип учебников истории, который наряду с подачей фактического материала, способствовал успешному его закреплению, развитие школьников. Учебники предлагали работу с многочисленными видами работ: с документами, с художественной литературой, картами, а также способствовали развитию мышления и памяти с помощью различных вопросов заданий.
В 1970-1980- е годы происходит типизация школьных учебников по истории. Постепенно начала, заложенные в 1950-1960-е годы, которые могли служить основой проблемного обучения, сошли на нет. Таким образом, к концу советского периода учебник рассматривался не только как источник учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и внеурочной деятельности по истории.
В 1990-е гг. спустя десятилетия действия «единого» учебника истории, школьное историческое образование вновь вернулась к вариативным авторским учебникам, и этот процесс в силу разных причин протекал сложно и противоречиво. Новые представления о школьном учебнике истории, связанны были с дискуссиями о сущности исторической науки и с гуманистическими подходами к реформированию общего образования. В этом контексте учебник истории воспринимались как «авторская интерпретация исторического прошлого», «вариант индивидуального исторического повествования», «один из инструментов обучения», поэтому единственного и правильного учебника истории не должно существовать в принципе. Однако данная ситуация весьма опасна так как нельзя знать наверняка какой учебник лучше. Так же возникает трудность отслеживания правильности составления учебной книги, так как это не регулируется на высшем государственном уровне, недостатки и замечания не справляются. В данной ситуации может возникнуть проблема при подготовке школьников. Будем надеяться, что подобная ситуация не возникнет.
В современной образовательной ситуации учебник истории можно определить как средство обучения, в котором систематически, в определенной последовательности излагается содержание курса истории и создаются условия для реализации различных видов учебной деятельности школьников. Содержание учебных пособий отражают историю в различных плоскостях (История России в контексте мировой истории, История через повседневный быт и т.п.). Современные учебники, как правило, излагают материал в соответствии с существующими научными подходами к освещению прошлого. Учебное содержание включает как последовательное изложение фактов, так и определения понятий, теоретические положения. Материал в учебнике структурируется по разделам, главам, параграфам, обеспечивает определенную систему упорядоченного предъявления исторического материала.
Учебник реализует на конкретном материале курса нормативные требования стандартов, программ к историческому содержанию, к освоению основных единиц знаний Содержание и методический аппарат учебника создает условия для организации различных видов деятельности учеников. Учебник ориентирует на самостоятельную работу школьника с историческим материалом, способствует самостоятельному восполнению пробелов в знаниях.
Учебник, как и многие другие печатные издания, содержит оглавление, основной раздел, где предъявляются его основное содержание, а также разные виды дополнительной информации. Дополнительная информация может быть справочного характера (словари, хронологические таблицы), часто содержит списки литературы (рекомендуемой для внеклассного чтения).
Образовательный процесс в школах строится теперь не только в традиционной среде, где преобладали бумажные, печатные средства обучения, но и в электронной, где используются средства обучения на цифровых носителях, позволяющих представлять информацию с большого экрана или выводить ее на монитор персонального компьютера. Наиболее удачным в этом отношении является УМК линии «Сферы», который предполагает электронный носитель как обязательное приложение к учебнику. Оно содержит в себе комплекс методических средств, которые 86 необходимы при полноценном изучении истории с 5 класса. При этом данный компонент содержит материал метапредметных категорий, что позволяет наиболее полноценно изучать предмет историю. Историко-культурный стандарт, который появился несколько лет назад, реализовал в себе весь перечень требований, предъявляемых к современным учебным пособиям. Издатели учебников стараются соответствовать всем.
1. История - в школу: создание первых советских учебников. М., 2008.
2. Об историческом опыте и его уроках: сборник. - М., 1989. - 288 с.
3. Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г. - М., 1919. - 153.
Периодическая печать
4. Алексашкина Л.Н. Отечественная методика преподавания истории во второй половине XX в.: эволюция и тенденции развития // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 2. С. 60.
5. Алексеева, Г. Д. Из истории разработки теоретических проблем в советской исторической науке (20-е начало 30-х гг.) / Г. Д. Алексеева // История и историки. Историографический ежегодник. - М., 1973. - № 8. - С. 22 - 28.
6. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - Нижний Тагил, 2016. - № 1. - С. 116-131.
7. Багдасарян, В. Э. Н. К. Крупская в фокусе борьбы в советской педагогике 1920-х - 1930-х годов: уроки истории для формирования стратегии политики в сфере образования / В. Э. Багдасарян // Вестник Московского государственного областного университета. - М., 2019. - № 1. - С. 8-20.
8. Бахтина О.И. Учебник истории в советской школе. Советская педагогика. 1987. №10.
9. Богоявленский, Б. Д. Преподавание истории: старые вопросы, 74 новые подходы, вечные претензии / Б. Д. Богоявленский // Преподавание истории в школе. - М., 1995. - № 5. - С. 12-23.
10. Богуславский, М. В. П. Ф. Каптерев - классик отечественной педагогики / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. М., 2014. - № 5. - С. 7-13.
11. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5-21.
12. Булыгина, Т. А. Модели исторической памяти и изучение локуса в исторической науке / Т А. Булыгина // Гуманитарные и юридические исследования. - М., 2017. - № 1. - С.8-12.
13. Быкова, Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты / Е. Ю. Быкова // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 1. - С.179-180.
14. Васильева М.С. Что показала опытная проверка в школе учебной книги по истории для 4 класса. Начальная школа. 1958, №1.
15. Вендровская В.В. Становление и развитие исторического образования в советской школе. Преподавания истории в школе. 1989, №5....139