ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. Понятие учебно-познавательной деятельности 6
1.2. Виды учебно-познавательной деятельности 11
1.3. Учебно-познавательная деятельность учащихся во внеурочное
время по географии 13
ГЛАВА 2. ОТРЯДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 17
2.1. Понятие и виды школьных отрядов 17
2.2. Школьные поисковые отряды на территории Красноярского края 22
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ ПОИСКОВОМ ОТРЯДЕ 27
3.1. Программа курса по географии для школьных поисковых отрядов 27
3.2. Примеры занятий по географии в школьном поисковом отряде... .34
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение
«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». В этой ёмкой фразе отмечена проблема, без решения которой невозможно построить и сохранить сильную суверенную Россию. Именно российский патриотизм на протяжении последних десятилетий подвергается нападками со стороны определённых кругов как внутри России, так и извне.
Одной из самых действенных форм деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение, которое не только способствует формированию гражданственности и патриотизма, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне, культуру почитания павших за Отечество, участвует в решении социальных проблем наследия войн. В процессе общественно-полезного труда по увековечению памяти павших за Родину воинов подросток обретает смысл деятельности, понимает что нужен обществу, что его судьба не безразлична окружающим, и это немаловажно для формирования его как личности. Поисковая работа помогает воспитывать разнообразные качества: желание работать, целеустремленность, жажду активной деятельности, желание помогать, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность.
Поисковое движение - это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Работа поисковиков не ограничивается только поиском и захоронением останков военнослужащих. Большое внимание уделяется помощи гражданам по нахождению информации о родных защитниках Отечества в общественных приемных «Судьба солдата». Проводятся беседы, уроки мужества, тематические уроки, создаются передвижные выставки из экспонатов, найденных в ходе поисковых работ.
Во время поисковой экспедиции ребята выполняют общее с друзьями дело, которое не дает возможности быть слабым и заставляет юного поисковика стать требовательнее к себе, более ответственным, не бросать друзей в сложной ситуации, всегда прийти им на выручку. В них формируются качества человека, крайне необходимые для умения реализовывать свои потребности путем целенаправленного и упорного труда.
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Внеклассная работа, в том числе и по географии, ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. В развитии данных умений и способностей большую роль играет внеклассная краеведческая работа по географии.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что согласно требованиям ФГОС особое внимание должно уделяться деятельностному компоненту обучения. Основное условие эффективности обучения - занятость учеников продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы, а географическое краеведение - это одно из эффективнейших средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Немаловажно и то, что географическое краеведение имеет большое значение в эстетическом воспитании, которое осуществляется при восприятии природных объектов, дает широкие возможности учителю в изучении индивидуальных особенностей детей, способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, правильно организованная система внеклассной работы по географии, позволит создать условия для того, чтобы школьники учились вести себя в природной и социальной среде, были готовы к непрерывному образованию, имели склонность к самопроявлению и самовыражению своей личности.
Цель: разработка программы по географии для школьных поисковых отрядов.
Задачи:
1. Раскрыть формы и направления внеурочной учебно-познавательной деятельности по географии.
2. Раскрыть понятие и виды школьных отрядов.
3. Изучить географию школьных поисковых отрядов на территории Красноярского края.
4. Разработать примеры занятий по географии для школьных поисковых отрядов.
Объект исследования: внеурочная учебно-познавательная деятельность по географии.
Предмет исследования: учебно-познавательная деятельность по географии в рамках школьного поискового отряда.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение.
- эмпирические: педагогическое проектирование, картографический.
Познавательная деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности. Если эта деятельность осуществляется в специфических учебных условиях, она становится учебно-познавательной. Учебно-познавательную деятельность с учащимися можно проводить не только на уроках, но и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность - важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеурочная работа, в том числе и по географии, ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. В развитии данных умений и способностей большую роль играет внеурочная краеведческая работа по географии.
Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала
1. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г.
Технологии педагогической деятельности: учебное пособие для вузов. 2-я часть. Ярославль, ЯГПУ, 2012. URL:
https: //studfile. net/preview/1619937/page: 7 6/
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность Личность. М.:
Академия Естествознания, 2010.
3. Вечный огонь. Красноярская региональная общественная
молодежная патриотическая организация. URL: https://xn--24-
dlcejy1achb8g3bs.xn--p1ai/
4. Внеурочные формы организации обучения географии.
URL:https://oso.rcsz.ru/inf/vneuroch.htmметодические материалы. Дата
обращения 06.06.2023
5. Волонтеры победы. Всероссийское общественное движение
URL:https: //xn--90abhd2amfbbj kx2j f6f.xn--p 1 ai/ Дата обращения: 12.02.23
6. Воробьева Е.Д. Внеклассная работа по географии (из опыта работы). Горький, 1971. 73 с.
7. Гаврилина Ю.А., Маслова Д.Д, Покровский Д.Е., Шестов А.М.,
Баженова А.К., Коренюгина Т.Ю., Ревина Е.В.; Методические рекомендации для педагогов по поднаправлению деятельности Российского движения школьников «Экология». Методическое пособие. ; ФГБУ «Российский детско-юношеский центр». «НОК», 2018. - 76 с. URL:
https://rdsh.education/media/redactor/Дата обращения: 25.05.2023
8. Гребенкина О.В. Географические умения и навыки, приемы их формирования. URL:http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3726
9. Дружины юных пожарных. МЧС России. URL:
https://54.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/pozharnaya-bezopasnost/tema-10-celi-i-zadachi-druzhin-yunyh-pozharnyh-dyup Дата
обращения : 30.05.2023
10. Золотухина Е.А. Внеурочное занятие объединения «Юный турист» по теме «Туристический поход». МБОУ ООШ № 53, Хабаровскйи край, г. Бикин, 2016. URL:https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-turisticheskiy-pohod-klass-1810762.htmlДата обращения : 15.05.2023
11. Куликовских Н.Г., Аскерко Л.П. Каждый исполняет свой долг (Деятельность смоленских поисковиков на страницах периодической печати). Смоленск, 2009. 448с.
12. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв [Текст] : В 2-х т. Том 1. М.: 1983.
13. Миловидова О.В. Мастер-класс "Формирование универсальных
учебных действий на уроках географии." URL:
https://multiurok.ru/files/mastier-klass-formirovaniie-univiersal-nykh-uchi-2.htmlДата обращения : 17.05.2023
14. Никитченко Т.В. Теоретические основы организации
исследовательской деятельности школьников: Семинар-тренинг для
руководителей исследовательских групп, участников городского краеведческого конкурса «Мой город». Октябрь 2010 г. Владивосток, ОТиК ЦДТ, 2010. URL: http://cdt-vlad.ru/wp-
content/uploads/2015/01/Organizatsiya deyatelnosti shkolnikov.pdf Дата
обращения : 10.05.2023
15. Образовательные возможности туристического похода. URL: https://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelnie-vozmozhnosti-turisticheskogo-pohoda.html Дата обращения : 01.05.2023
16. Организация клубной деятельности школьников. URL: https://studme.org/298130/pedagogika/organizatsiya_klubnoy_deyatelnosti_shkolnikov Дата обращения : 02.05.2023
17. Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как
воспитательный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). Ярославль, Ярославский педуниверситет. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klubnoe-obedinenie-v-shkole-kak-vospitatelnyy-fenomenДата обращения : 30.05.2023
18. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. М.:Эксмо, 2009. 592 с.
19. Пистрак М.М. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1935. С.369
20. Поисковое движение России. Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества. URL: кйрз://рф-поиск.рф/гей1оп/50/геез1г/Дата обращения : 15.05.2023
21. Поликарпова Е.Н. Программа внеурочной деятельности "Юный географ-исследователь". 5-й класс. - URL:https://urok.1sept.ru/articles/675989Дата обращения : 01.06.2023
22. Положение о школьном отряде волонтеров победы. URL:
https://cloud.mail.ru/public/NNqN/uJXhTF9WEДата обращения : 10.05.2023.
23. Полярная съёмка https: //www. yaklass.ru/p/geo grafiya/5 -
klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/ Дата
обращения : 30.05.2023
24. Поход как средство воспитания младших школьников https://infourok.ru/statya-pohod-kak-sredstvo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-1570115.htmlДата обращения : 03.05.2023
25. Примерное содержание и методика организации практических работ в 6 классе. URL:http: //900igr.net/prezentacij a/geo grafij a/prakticheskaj a-napravlennost-printsip-obuchenija-geografii-v-sovremennoj-shkole-77282/geograficheskie-umenija-shkolnikov-4.htmlДата обращения : 50.05.2023
26. Расшколивание: как вывести учебу за пределы школьного здания. URL:https://eddesignmag.com/rasshkolivanie-kak-vyvesti-uchebu-za-predely-shkolnogo-zdanija/Дата обращения : 18.05.2023
27. Российское движение школьников. URL:https://xn--d1axz.xn--p1ai/Дата обращения : 30.05.2023
28. Трудовой отряд Главы города Красноярска. URL:http://xn--d 1 atgh0e.xn--d 1 acqdamb4hf.xn--p 1 ai/Дата обращения : 30.05.2023
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). М.Ю Просвещение. 2022. Электронный ресурс. Дата обращения 01.06.23
30. Федеральная программа воспитания. Электронный ресурс. Дата обращения 01.06.23
31. Федоров А.С., Зотова В.А., Метелев А.П. Модель школьного
добровольческого отряда. М.: Перо, 2018.
URL:https://edu.dobro.ru/upload/uf/b70/b70309fcc9ca33bc719f07ea77c52e06.pdfДата обращения : 30.04.2023
32. Хахова Г.А. Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии». - URL: https: //nsportal .ru/shkola/geo grafiya/library/2014/02/12/formirovanie -u-shkolnikov-prakticheskikh-umeniy-i-navykov-priДата обращения : 30.05.2023
33. Школьные отряды «Волонтёры победы» Новгородской области. URL:https://vk.com/shkolnye.otryady.vp53Дата обращения : 30.05.2023
34. Шумаков А.М. Организация и проведение туристической работы в школе. URL:https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/organizatsiya-i-provedenie-turistiches-2/Дата обращения : 03.06.2023
35. ЮИД. Юные инспекторы движения России. URL:https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/Дата обращения : 03.06.2023
36. Юнармия. Всероссийское детско-юношеское движение. URL:https://yunarmy.ru/.Дата обращения : 03.06.2023
37. "Я СЕГОДНЯ ДО ЗАРИ ВСТАНУ..." СТАРАЯ РУССА. ДУЛАГ- 150. ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. URL: https://www.liveinternet.ru/users/verajera/post454358998/ Дата обращения: 03.06.2023
38. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. - URL: https://www.dostoyanie-pokoleniy.ru/upload/iblock/393/3936dca827153be534a6b23daee1d64b.pdfДата обращения : 03.05.2023