Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения

Работа №170305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Безопасность дорожного движения как направление современных педагогических знаний 9
1.1. Зарубежный и российский опыт безопасности дорожного движения 9
1.2. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования
безопасности поведения на дорогах у учащихся старших классов 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Особенности проведения факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасного дорожного движения 31
2.1. Этапы формирования безопасного поведения старших школьников в
учебной деятельности 31
2.2. Содержание и организация факультативных занятий с обучающимися
старших классов 41
2.3. Критериальные измерения готовности учащихся старших классов к
обеспечению безопасного поведения на дорогах на факультативных занятиях 51
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение 62


В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам и последствиям: гибели и ранениям детей и тяжести полученных ими травм - имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, число детей, погибших в дорожнотранспортных происшествиях (ДТП), в расчете на 100 тыс. населения в России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются дети и подростки школьного возраста. Согласно данным Госавтоинспекции, в 2019 году в дорожных авариях погибли 794 ребенка в возрасте до 18 лет, в то время как в позапрошлом году - 869 детей. При этом пострадавших детей в прошлом году стало больше на 343 ребенка, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Так, в 2019 году ранены в дорожных авариях - 27 тыс. 468 человек, в 2018 году - 27 тыс. 125 человек.
Всего число аварий с детьми в России в минувшем году увеличилось и составило 24 тыс. 820 (24 тыс. 623 - в 2018 году). В результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибает около 1,35 миллиона человек. Иначе говоря, на дорогах планеты каждые 24 секунды обрывается чья-то жизнь. Половину всех погибших в результате ДТП составляют пешеходы, велосипедисты, а также водители моторизованных двухколесных транспортных средств и их пассажиры. Травмы в результате ДТП являются восьмой по значимости причиной смерти в мире и первой - среди детей в возрасте 5-14 лет и молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.
«За пять последних лет на территории РФ благодаря комплексу мер, принимаемых как по правоохранительной направленности, дорожной отрасли, профилактике среди участников дорожного движения, мы зафиксировали 26-процентное снижение погибших в результате ДТП»,— сказал господин Горовой в Саратове на церемонии вручения патрульных автомобилей сотрудникам ГИБДД в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Но не взирая на снижении количества погибших в ДТП нам есть еще куда стремиться и продолжать работу в области снижения детского и подросткового травматизма на дорогах.
Профилактика детского дорожно транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во- первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе образования на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды.
Сохранение жизни и здоровья юных участников транспортных процессов имеет социальные, технико-экономические, экологические, психологические, культурологические, правовые, этические, эстетические и педагогические аспекты, что не всегда учитывалось ранее теоретиками и практиками в области безопасности на транспорте, психологии и педагогики, управления образованием. Не учитывалось и то, что большинство людей, среди которых немало учителей и родителей, привыкли руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и процессах, происходящих в ней.
Создание в образовательном учреждении условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах - настоятельная потребность сегодняшнего дня.
В Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» говорится о том, что целью является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом;
задачами являются:
создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; повышение культуры вождения; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.
Таким образом, обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает прежде всего семья. Однако продолжительную часть времени обучающийся находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Решение задачи по охране жизни и здоровья детей предполагает формирование устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах с помощью изучения, практической отработки Правил дорожного движения в урочной и внеурочной деятельности.
С 1991 года, когда в практику общеобразовательных учреждений введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности», развивается образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. А.А. Желтиков, Н.А. Крючек, А.Г. Курылев, К. Миронов, Б.И. Мишин, В.В. Поляков, О.Н. Пономарева, О.Н. Русак, А.Т. Смирнов и другие изучают условия организации и программно-методическое обеспечение новой образовательной области. Диссертационные исследования В.В. Гафнера, Э.М. Киселевой, Л.А. Михайлова и других посвящены важной проблеме подготовки учителей, преподающих курс ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. В публикациях О.Н. Пономаревой, О.Н. Русак и других подчеркивается, что главным, решающим и основополагающим моментом в решении проблем выживания является обучение подрастающего поколения; раскрывается суть этого обучения, которая, по мнению ученых, состоит в привитии человеку навыков распознавания опасностей и обучении методам защиты от них. Проблема безопасности трактуется с позиции создания условий для обеспечения безопасной жизнедеятельности людей и их обучения безопасному поведению.
В настоящее время в проекте Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности рассматриваются не просто вопросы формирования основ безопасности жизнедеятельности, а технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая представлена как совокупность культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способной принять безопасные решения в быту и профессиональной деятельности.
Таким образом, организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения является актуальной темой сегодняшнего дня. Этому будет посвящена данная работа.
Актуальность - в связи с увеличением количества авто, мото- транспортных средств на дорогах и улицах населенных пунктов России, а также появлением в магазинах и пунктах проката электросамокатов развивающих скорость до 50 км/ч возрастает необходимость более качественного обучения подростков правилам безопасного поведения на дорогах, транспорте и в пешеходных зонах.
Так как из обучающихся старших классов большая часть после окончания общеобразовательной организации пойдет обучаться в автошколы для получения прав на управления транспортными средствами, то организация факультативных занятий по изучению ПДД является своевременной и необходимой.
Проблема исследования - поведение обучающихся старших классов на транспорте, дорогах и пешеходных зонах.
Объект исследования - факультативные занятия с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения.
Предмет исследования - факультативные занятия как средство формирования безопасного поведения на транспорте, дорогах и тротуарах.
Цель исследования - организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасного поведения на транспорте и дорогах.
Гипотеза исследования: предполагается что применение факультативных занятий позволит наиболее эффективно усвоить материал по безопасному поведению на дорогах и транспорте .
Задачи исследования:
1. проанализировать зарубежный и российский опыт безопасности дорожного движения, путем изучения научно методической литературы и статистики.
2. Организовать и провести серию факультативных занятий по безопасному поведению на дорогах, транспорте и пешеходных зонах с обучающимися старших классов.
3. экспериментально проверить организацию факультативных занятий по безопасному поведению на дорогах, транспорте и пешеходных зонах с обучающимися старших классов.
Методологическую основу исследования составили важнейшие общеметодологические принципы и методы познания социальной действительности. Основными методологическими подходами явились подходы в образовании: системный (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, К.Ю. Богачев, В.И. Загвязинский и др.), антропологический (Э.А. Орлова, Ю.И.Салов, Г.А.Соколова, Д.К. Танатова и др.), культурологический (А.Ю. Белогуров, В.С. Библер, М.Р. Битянова, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, С.Е. Карпова и др.) и рефлексивный (Г.А.Голицын, Г.Г. Гранатов, Т.М. Давыденко, А.А. Найн, Н.Я. Сайгушев, И.Н. Семенов и др.)
Особое значение имели идеи ученых и специалистов: в области безопасности на транспорте - В.Ф. Бабков, Г.Я. Волошин, Г.И. Клинковштейн, И.К. Коршаков, В.И. Лукьянов и др. и культуры безопасности (Ю.Л. Воробьев, П.И. Костенок, В.Н. Мошкин, В.В. Сапронов и др.
Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов, направленные на снижение уровня травматизма путем подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности на дороге. Выявлен, обоснован комплекс организационно-педагогических условий, направленный на специальное обучение обучающихся безопасности на транспорте и их подготовку к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах; формирование у них специальных качеств, определяющих их как транспортнобезопасных личностей, и развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности на дороге.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определены содержание и организация факультативных занятий с обучающимися старших классов, выявлены новые принципы, учет которых позволит повысить ответственность, снизить риск для них и объединить усилия субъектов рассматриваемого процесса в подготовке обучающихся к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть широко использованы во всех общеобразовательных школах, а также в начальных и средних образовательных профессиональных учебных заведениях; в вузах и колледжах в процессе профессиональной подготовки учителей, при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и
семинаров в области формирования транспортной культуры школьников; в системе дополнительного профессионального образования учителей.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей и подростков.
Согласно данным Госавтоинспекции, в 2019 году в дорожных авариях погибли 794 ребенка в возрасте до 18 лет, в то время как в позапрошлом году - 869 детей. При этом пострадавших детей в прошлом году стало больше на 343 ребенка, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Так, в 2019 году ранены в дорожных авариях - 27 тыс. 468 человек, в 2018 году - 27 тыс. 125 человек.
Всего число аварий с детьми в России в минувшем году увеличилось и составило 24 тыс. 820 (24 тыс. 623 - в 2018 году).
Статистика за 2020 год не отражает полную картину происходящего, в связи с большим количеством ограничительных мероприятий из-за распространения коронавирусной инфекции, а следовательно уменьшении на дорогах и улицах страны количества пешеходов и автотранспортных средств.
Создание безопасного образовательного пространства, является одной из главных задач современной школы одним из направлений которого, является обучение детей правилам дорожного движения, так как известно, что детям намного легче привить мотивы правильного поведения на дороге, в транспорте, общественных местах и т.д. Наши дети, живущие в условиях мегаполиса должны не только знать правила дорожного движения, но и что самое главное быть психологически готовы к выходу на улицу самостоятельно, не бояться дорог, а быть уверенными в правильности своих действий.
Обучение правилам безопасности дорожного движения, начинаясь в детском саду должно продолжаться, соблюдая преемственность, на всех ступенях школы.
Усвоение этих важных правил представляет собой отдельную дисциплину и требует определенных теоретических и практических знаний.
Эти знания и умения приобретаются в процессе анализа и усвоения информации, выполнения упражнений, которые отражают реальные жизненные ситуации. Таким образом, изучение правил безопасности дорожного движения вовлекает обучающегося в образовательный процесс, позволяя планировать, действовать и корректировать свое поведение в повседневной жизни.
Следовательно, основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего, среднего и старшего школьного возраста посредством повышения уровня знаний ими ПДД; формирование культуры общественного поведения; воспитание дисциплины и осознанного поведения на улицах города; развитие самоконтроля за выполнением изученного материала по ПБДД; формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей; привлечение родителей к содействию и помощи в изучении детьми ПБДД.
Содержание обучения ПДД должно обеспечивать целостный, законченный характер проблемных знаний, умений и навыков. Естественно, помимо уроков по ПДД, большими образовательными и воспитательными возможностями обладают факультативные и внеклассные занятия.
В ходе анализа российского и зарубежного опыта безопасности дорожного движения путем изучения научно-методической литературы и статистики, мы установили, что знание и применение в полном объеме правил дорожного движения способствует сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения.
На базе автошколы ДОСААФ г. Красноярска были организованы и проведены серия факультативных занятий с применением материально-технической базы автошколы (теоретическое обучение с применением современных информационных технологий в собственном компьютерном классе; занятия на тренажерах-симуляторах; изучение устройства автомобиля и т.д.), с обучающимися старших классов, что позволило повысить уровень знаний и заинтересованности школьников.
В ходе эксперимента мы убедились в том, что факультативные занятия по изучению правил дорожного движения повышают у обучающихся старших классов знания и навыки безопасного поведения в дорожно¬транспортных ситуациях.
Результативность факультативных занятий обучающихся 10-х классов позволяет подтвердить гипотезу нашего исследования.
Организованные факультативные занятия по безопасному поведению на дорогах позволяют повысить уровень знаний правил дорожного движения у обучающихся старших классов.



1. Абрамова С. В., Станкевич П. В., Бояров Е. Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). - С. 246-250.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. М.: Детство-Пресс, 2019 г.
4. Акимова Л. Лучше один раз увидеть ... (аудиовизуальные технологии в обучении ОБЖ) // Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. М., 2011. № 9. С. 24-28.
5. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник Текст. /
Э.А. Арустамов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
- 448 с.
6. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города Текст. : дис. ... канд. пед. наук / Асянова С.Р. - Уфа, 2012. - 219 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов Текст. / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2012. - 461 с.
8. Безопасность жизнедеятельности / Волощенко А.Е., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.; Под ред. Арустамова Э.А., - 20-е изд., перераб. и доп.
- М.:Дашков и К, 2018. - 448 с.
9. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2014г.
10. Берсенева, Т., Мельникова, Т., Осокин, А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст. / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № Ю.- 11-16.
11. Блинов Д.И. Причины дорожно-транспортного травматизма // ОБЖ: Ежемесячный научно-методический и информационный журнал. М.: Русский журнал, 2013. № 12. С. 34-35.
12. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
13. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 160 с.
14. Ижевский П.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Культура безопасности: Учебник / П.В.Ижевский, С.В.Петров, Я.Б.Каплан. М.: Баласс, 2013. - 207 с.
15. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с обучающимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 2011. - 119 с.
16. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 160с.
17. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М: Вако, 2015. - 192с.
18. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 719 с.
19. Козловская Е.А., Безруков Ю.Г. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015. - 84 с.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Владос, 2011. - 647 с.
21. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград: Учитель, 2012. - 237с.
22. Маклаков А. Г. Общая психология. СПБ: Питер, 2018. - 584 с.
23. Марчук, Н. Ю., Пестова, И. В., Дильмиева, Т. Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
24. Мельникова, Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения Текст. : дис.... канд. пед. наук / Т.В. Мельникова. - СПб, 2006. - 191 с.
25. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. - Волгоград: издательство «Учитель», 2017. - 31 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М., 2013. - 420 c.
27. Педагогические технологии в условиях модернизации образования: материалы международной конференции (24-25 сентября 2015 года) / под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - 474 с.
28. Полякова С.В. Безопасность дорожного движения: истоки, история, реальность // Проблемы права. 2013. No 2 (40). С. 109-112.
29. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М: Атберг 98, 2021. - 64с.
30. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
31. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. - СПб: Издательский дом "Мим", 2011. - 224с.
32. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 64 с.
33. Статмен, П. Безопасность вашего ребенка: как воспитывать уверенных и осторожных детей Текст. / П. Статмен / пер. с анг. А. Юрчука. — Екатеринбург: У-Фактория, 2012. - 272 с.
34. Степанов В.П. Юные инспектора движения. - Минск: Красико- Принт, 2012. - 123с.
35. Топоров, И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
36. Учебное пособие. Учебно-методический комплект, обеспечивающий повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении - Москва: АНО «СУВАГ», 2014. - 123 с.
37. Филипова, А. Г. Общественные пространства и дети: Владивосток, Хабаровск. Вестник Института социологии, 2016 № 1 (16), с. 27-42.
38. Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности : материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 г.)/ Рос. гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена; [под ред. П. В. Станкевича, Э. М. Ребко, В. Р. Фугаевой]. - Казань : Бук, 2020. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ