ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ШКОЛЬНЫЙ КУРС ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОБРАЗЦА 1930-Х ГГ 11
1.1 Нормативно-правовые документы о целях учебно-воспитательной
работы в школе в XX веке 11
1.2 Система учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе
и место уроков истории в ней 13
1.3 Как создавался учебник истории СССР в 1930-е гг 19
1.4 Роль уроков истории в формировании исторического сознания
школьников 30
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА II. ШКОЛЬНЫЙ КУРС ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НАЧ. XXI В 37
2.1 Нормативно-правовые документы о целях учебно-воспитательной
работы в школе в XXI веке 37
2.2 Анализ современных школьных учебников по истории 54
2.3 Сравнительный анализ содержания исторического образования в СССР
и РФ 61
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность темы возрастает на фоне современной политической ситуации. Актуальность заключается в том, что руководство страны как в XX веке, так и в XXI веке продолжает заботиться о содержании курса отечественной истории в школьных учебниках. Мы можем говорить о том, что именно школьное историческое образование является одним из приоритетных направлений в идеологическом обеспечении политики в вопросах национальной безопасности.
Обсуждения, касающиеся вопросов содержания школьных учебников по истории, занимают ключевое место в общественной и научной среде страны. Так как именно через историческое образование формируется мировоззрение у подрастающего поколения. Поэтому школьные учебники по отечественной истории обладают не только образовательной функцией, но также и воспитательной. Под воспитательной функцией понимается идейнополитическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. И правящие круги, всегда осознавая идеологическую сущность школьной истории, уделали ей пристальное внимание. Как в XX веке, так и XXI веке мы видим, как государство формирует человека для своей страны.
В 1930-е гг. была реформирована коренным образом система исторического образования. И реформы отражали основные тенденции общественной жизни. Такие, как желание вышестоящего руководства страны сформировать «правильные и нужные» политические взгляды своих граждан, жесткий контроль общественного мнения и постепенное становление культа личности И.В. Сталина. Реформы призваны были создать систему преподавания истории в вузах и школах, способную решать поставленные страной задачи. Анализируя тенденции и учебники по истории, распространенные в данный период времени, мы сможем увидеть, как обучение в школе может быть инструментом для формирования «необходимого» человека для общества.
И это достаточно ярко откликается и в наше время. Мы можем увидеть, что государство делает определенный заказ на качества будущего гражданина: почти каждый год меняются стандарты образования. А также, как и прежде ведутся споры о том, каким именно должен быть учебник по истории.
Степень изученности: Выявленную по теме литературу, мы условно разделили на две большие группы: советские и постсоветские исследования. И внутри этих групп мы выделяем подгруппы, которые разделяются на общепедагогические работы, определяющие педагогические условия образовательного процесса, и методические исследования по преподаванию отечественной истории в школе.
Среди общепедагогических исследований наибольшую ценность для нашего исследования представляют работы Петуховой Ирины Владимировны. Так, в статье под названием «Проблемы содержания образования в советской школе 1918-1941»1 рассматривается вопрос содержания общего советского образования в школе 1920-1930 гг. Разбираются главные государственные документы, характеризовавшие главные тенденции в разработке содержания образования в выбранный промежуток времени, который определялся грандиозными экспериментами по формированию советской школы «нового типа», и, несомненно, воспитанию в ней нового советского человека.
Особенно, хотелось бы отметить статью Огоновской Изабеллы Станиславовны «Школьный курс отечественной истории как инструмент формирования советского человека образца 1930-х годов»2, главной проблемой в которой является изучение отечественной истории в школе 1920-1930 гг. А также, разбираются учебные издания и программы. И в конце чего, делается вывод о том, что школьный курс истории обладал значительным потенциалом в вопросе воспитания «нового» человека, который бы соответствовал новым идеалам и нормам, что были приняты в обществе 1930-х годов.
Также, стоит отметить статью Шваб Марины Михайловны под названием «Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. XX в.»3, в ней он изучает главные перемены в системе школьного образования в 1930-е года. Так, например, формирование единых типов общеобразовательной советской школы, создание новых учебных программ и учебников. И в конце, Шваб отмечает сильные и слабые стороны проделанных реформ.
И статью «Развитие системы исторического образования в СССР в 30-е гг. XX века. Реформы образования»4, что была написана Шашахметовым Даниилом Викторовичем, в ней он рассматривал систему исторического образования через ее эволюцию, что проявлялась в изменениях принципов и методов обучения. Также, в статье анализируются постановления ЦК, касающиеся вопросов исторического образования.
Работа, связанная с историей педагогики и образования: «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.»5 изучает в контексте единой истории зарубежной и отечественной педагогики. Также, была предпринята попытка рассмотреть параллельно развитие педагогики у разных стран в одно и тоже время.
Приступая к методическим исследованиям, касающихся образования Российской Федерации, стоит отметить статьи Вяземского Евгения Евгеньевича6, профессора, доктора педагогических наук и кандидата исторических наук. В своих статьях он анализирует не только нормативноправовую базу, но и также раскрывает современные тенденции в сфере образования.
Также, хотелось бы отметить статью Манюхина Игоря Семеновича «Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования»7, что посвящена истории создания, а также реализации новой концепции учебно-методического комплекса по истории в России.
В статье же Акульшина Петра Владимировича и Гребенкина Игоря Николаевича «Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание»8 анализируются положения историко-культурного стандарта, а также рассматривается влияние социально-политической ситуации в современной России на восприятие отечественной истории и ее преподавание в школе.
Проведенный анализ свидетельствует о недостаточной изученности выбранной темы, что обосновывает ее актуальность.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в определении инструментов воздействия на образовательную систему для удовлетворения потребностей государства в формировании определённого образа человека. На основе сравнения инструментов можно сделать выводы о том, как меняются подходы к содержанию исторического образования.
Материалы работы могут использоваться в курсе методики преподавания истории.
Объект исследования: школьные учебники по отечественной истории.
Предмет исследования: содержание курса отечественной истории в школьных учебниках.
Цель исследования: проанализировать учебники по отечественной истории с точки зрения социокультурного и исторического феномена.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ нормативно-правовых документов,
регламентирующих преподавание курса отечественной истории в советской и новейшей российской школе;
2. Провести сравнительное историческое исследование учебников советского периода (1930-ых гг.) и новейших учебников с точки зрения дидактики и содержания;
3. Выявить социокультурный феномен, на который были направлены учебники.
Методы исследования примененные нами, в основном были: проблемно-хронологический и историко-сравнительный. Так как рассмотрение данного феномена происходит в историко-хронологической последовательности, через призму предмета, который мы поставили в исследовании. А сравнительно-исторический позволяет осуществить выявление общего и особенного в исследуемом феномене в советский и постсоветский период.
Источниковая база исследования: мною были использованы письменные источники в виде официальных законодательных актов и постановлений, касающиеся вопросов советского образования, такие как: «О введении в начальной и средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР»9, «О преподавании гражданской истории в школах СССР»10, «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»11, «О структуре начальной и средней школы в СССР»12, «Об учебниках истории»13, «Об учебниках для начальной и средней школы»14, «О начальной и средней школе»15.
Говоря об нормативно-правовой базы XXI века, стоит отметить такие документы, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»16, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования17, Историко-культурный стандарт18, приказ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»19, «Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию»20, распоряжение «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»21.
Данные источники дают представление о задачах и требованиям, предъявляемых государству для системы образования.
Следующая группа источников - учебники, распространенные в советский период: «История СССР. Краткий курс»22, «Наш Союз (СССР)»23. И замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»24. Так, А.М. Панкратова отмечает, что все учебники, что существовали в это время, имели одну и ту же схожесть, которая характеризовалась передачей отечественной истории через призму марксистской идеологии. Все учебники были направлены на формирование у обучающихся коммунистических идеалов, гордости за свою Родину, готовности к труду, непримиримости к буржуазным идеям и др. В исследовании также использовались учебники современного периода: «История России»25 (издательство «Просвещение»), «История России. 1801-1914»26 (издательство «Русское слово»), «История России: XIX - начало XX века»27 (издательство «Дрофа»).
Учебники хоть и адаптированы для соответствующего возраста, но обладают слишком большим объемом материала, который детям крайне сложно будет запомнить, что повышает роль и ответственность учителя за реализацию государственных требований к результатам обучения учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из двух глав и семи параграфов. В первой главе четыре параграфа, во второй главе три параграфа
Подводя итог, стоит сказать, что 1930-е года были периодом переосмысления важности исторического знания с целью формировать новое советское общество. Сделалось очевидным, что подход в историческом образовании, разработанный еще в 1920-е года, на нынешнем этапе развития государства является несостоятельным, так как ранее истории отводилась лишь роль иллюстративных материалов в изучении общественных наук, чтобы приобрести навыки, которые были бы полезными в управлении государством. В 1930-е гг. эта идея отрицается, потому что появилась иная потребность, которая заключается в теоретическом знании и системном изучении исторического прошлого человечества с древнейших времён и до современности. И без таких системных знаний по истории невозможно было бы создать целостную картину развития человечества в сознании обучающихся.
То же самое мы видим и в современное время, дискуссии об образовании в последнее время набирают обороты. После развала советской системы появилась необходимость в модернизации образовательной среды. Со сменой политической системы нужно было менять и системы ценностей, принципов и требований к подрастающему поколению.
В начале исследования были обозначены задачи, которые в ходе работы были раскрыты.
Так, был осуществлен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание курса отечественной истории в советской и новейшей российской школе;
В различных программах и постановлениях писалось о том, что школа должна быть не только проводником идей коммунизма, но и еще и быть проводником идейного организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс с целью воспитания поколения людей, которые бы были способны окончательно утвердить коммунизм. То есть главная цель, которую ставит перед собой советская школа — это подготовка всесторонне развитого члена коммунистического общества.
В постановлениях, касающихся преподавания истории, говорится о том, что обучение истории в советских школах происходит крайне неудовлетворительно. Преподавание и учебники имеют лишь отвлеченный и схематический характер. Первостепенной задачей встает организация новых учебных программ и учебников по истории.
И только новый курс по истории, который содержит в себе историкохронологическую последовательность исторических событий, персоналий, может дать необходимую для обучающихся доступность и конкретность исторических знаний, на основе которых возможен «правильный» разбор и «правильное» обобщение исторических событий, что подводил бы обучающегося к марксистскому пониманию истории.
Одним из решающих условий твердого усвоения обучающимися исторической дисциплины, по мнению ЦК, является соблюдение историкохронологической последовательности в изложении различных исторических событий, важных деятелей.
Правительство доверило научным работникам в самые краткие сроки создать новейшие учебники по истории. Перед ними стояла задача, которая заключалась в том, чтобы отобразить все политические изменения в содержании новейшего учебника. Учебник по истории обязан был содержать ясную историческую концепцию, которая бы отвечала современным интересам советского государства.
Главными задачами абсолютно любого большевистского учебника по истории провозглашались: демонстрация истории в свете исторической борьбы пролетариата за рабочую диктатуру и социализм абсолютно во всем мире, а также согласование событий вчерашнего дня с сегодняшним «с теми громадными новыми задачами социалистического строительства, какие встают перед нами на сегодняшний день и еще будут стоять и завтра»1.
В феврале 1933 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором осуждалось желание сформировать создать какой-либо «динамичный» учебник. Необходимо было «сформировать такие учебники, которые можно было бы применять в отсутствии изменений в течении ряда лет»2.
В выполнение данной директивы Наркомпросом был организован проект по изданию учебников. Были созданы рабочие группы для написания новых учебников по каждому школьному курсу истории. Так, по созданию учебника по Истории СССР были назначена группа Н.Н. Ванага. И к июлю 1934 года группа Н.Н. Ванага представила готовый конспект учебника, что был направлен на рассмотрение в Центральный Комитет. Но данный проект учебника не удовлетворял желания руководства.
И в январе 1936 создается другая комиссия под руководством Жданова, которая объявляет конкурс на лучший учебник. Первое место никто не взял, но на второе был выдвинут учебник А. В. Шестакова.
Что же касается постсоветского образования, одним из ключевых документов, относящихся к сфере образования является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)3. Именно он определяет содержание образования в целом и исторического в частности. Он содержит в себе совокупность требований и предписаний, которые необходимы для реализации образования (начального, основного общего, среднего общего). Методологической основой стандарта является системнодеятельностный подход. Данный подход нацелен на развитие личности, так как при таком способе организации учебной деятельности обеспечиваются условия для возникновения активной работы обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей (возрастных, психологических или физиологических).
Государство стремится создать условия для развития у обучающихся самостоятельности и стремление к самообразованию. Развитие личностных компетенций, которые необходимы для ответственного и конструктивного поведения в современном обществе с учетом различных правовых норм и установок, направленных на уважительное отношение к правам другим людей и себе. Создание условий для формирования мотивации и уважительного отношения к труду, к выбору будущей профессии и желания благоустройства класса или населенного пункта. Также, большое внимание со стороны государства направлено на формирование чувства патриотизма и любви к Родине. Обучающийся должен обладать знаниями о том, какое место занимает Россия в мире, какая у нее историческая роль, а также уделить внимание культурному и технологическому развитию. Вместе с тем, стандарт предусматривает приобщение к российским традиционным духовным ценностям, включая в себя различные культурные ценности этнической группе, к которой принадлежит тот или иной обучающийся.
Особенное внимание необходимо уделить историко-культурному стандарту (ИКС)4. Он содержит в себе перечень обязательных тем, терминов и понятий, важнейшие события и исторических деятелей, а также и основные подходы для преподавания отечественной истории в школе и оценки ключевых событий. Вместе с тем, стандарт включает в себя список «трудных вопросов истории», который представляет из себя проблемные вопросы, вызывающие дискуссии в историческом обществе.
В историко-культурном стандарте5, как и в федеральном государственном образовательном стандарте6, особое внимание уделяется одинаковым аспектам:
1. патриотическое воспитание;
2. формирование российской гражданской идентичности;
3. духовное и нравственное воспитание;
4. приобщение к культурному наследие РФ;
5. изучение России с точки зрения многонационального и многоконфессионального государства....
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.11.2022)
2. О преподавании гражданской истории в школах СССР: постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года // Истмат. URL: http://istmat.info/ node/40824. (дата обращения: 18.01.2022)
3. Историко-культурный стандарт // Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj- kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html (дата обращения: 01.11.2022)
4. Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 01.11.2022 N 70799 // Гарант. URL:
https://www.garant.ru/files/7/8/1582887/2550180.pdf (дата обращения: 01.11.2022)
5. О введении в начальной и средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР: постановление ЦК ВКП(б) от 9 июня 1934 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 168.
6. Постановление от 25 августа 1932 «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» // Истмат. URL: http://istmat.info/node/57330. (дата обращения: 18.01.2022)
7. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР» // Истмат. URL: http://istmat.info/ node/40823. (дата обращения: 18.01.2022)
8. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 26.01.1936 «Об учебниках истории» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=32136# 03548395021877122. (дата обращения: 18.01.2022)
9. Постановление ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы» // Истмат. URL: http://istmat.info/node/58635. (дата обращения: 18.01.2022)
10. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. «О начальной и
средней школе» // Livejournal.
URL:https://psyhistorik.livejournal.com/56331.html. (дата обращения:
18.01.2022)
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848#6540IN (дата обращения: 01.11.2022)
12. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022). // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf/ (дата обращения: 01.11.2022)
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультатПлюс. URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/06/2.-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF- ot-29.05.2015-N-996-r.pdf (дата обращения: 01.11.2022)
14. Наш Союз (СССР): Книга для чтения и работы для IV года обучения / сост. Е.П. Литвиненко, Е.П. Шумова, А.В. Крассов, М.Л. Крылова, Л.Г. Терехова; под ред. Л.Г. Тереховой. Изд. 9-е. М., 1930. 300 с.
15. История СССР. Краткий курс / под ред. проф. А.В. Шестакова. М., 1937. 250 с....50