Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста 10
1.1. Использование средств игровых видов спорта в физическом
воспитании в дошкольных учреждениях России и за рубежом 10
1.2. Особенности использования элементов игры в футбол в физическом
воспитании детей дошкольного возраста 20
1.3. Особенности развития детей 5-6 лет 30
Выводы по первой главе 42
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по проведению физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с использованием элементов игры в футбол 44
2.1. Обоснование программы физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с
использованием элементов игры в футбол 44
2.2. Внедрение программы физкультурных занятий с элементами игры в
футбол с детьми 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении . . . 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению
программы физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с использованием элементов игры в футбол 74
Выводы по второй главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Актуальность исследования. В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
В данном контексте особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Среди спортивных игр футбол является одним из популярных видов двигательной активности детей. В теории физического воспитания детей дошкольного возраста методика обучения элементам игры в футбол является одной из наименее изученной, при этом возможности использования упражнений с элементами игры в футбол для психофизического развития ребенка значительны. Наблюдения показывают, что применение на физкультурных занятиях упражнений с элементами игры в футбол с детьми дошкольного возраста носят эпизодический характер, либо не используются совсем. Прежде всего, это объясняется отсутствием разработанной и апробированной методики проведения физкультурных занятий на основе применения элементов игры в футбол с детьми старших и подготовительных групп детского сада.
Учитывая состояние данной проблемы и то, что уровень физической подготовленности, физического и психического развития является одним из главных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольных учреждениях, возникла потребность более глубокого изучения влияния занятий с применением элементов игры в футбол на развитие детей 5-6 лет и разработки соответствующей методики физкультурных занятий. Таким образом, необходимость в научном обосновании методики физкультурных занятий с детьми старших и подготовительных групп в ДОУ с применением элементов игры в футбол определило актуальность настоящего исследования.
Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики в аспекте данного исследования позволили выделить следующие противоречия:
- между необходимостью совершенствования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе разработки методик физкультурных занятий с применением элементов игры в футбол и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов содержательного их обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях;
- между объективной необходимостью своевременного формирования двигательных действий, повышения уровня физической подготовленности и развития психических процессов детей 5-6 лет и недооценкой потенциальных возможностей использования элементов игры в футбол.
- между потребностью детей 5-6 лет в игровой деятельности и отсутствием методики физкультурных занятий на основе элементов игры в футбол.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании и разработке методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования «Организация физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с использованием элементов игры в футбол».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе программу физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: физическое воспитание детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: программа физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет.
Гипотеза исследования: использование программы физкультурных занятий с элементами игры в футбол позволит повысить уровень физической подготовленности, физического и психического развития детей 5-6 лет, если будет:
- определено содержание и блоки футбольных упражнений, доступных для освоения детьми на основе учета их двигательной подготовленности, физического и психического развития;
- установлено необходимое и достаточное количество физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол в системе физического воспитания детей в дошкольных учреждениях;
- выявлены степень влияния физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие физических качеств детей.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ современного состояния проблемы совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе использования игровых видов спорта.
2. Определить необходимость разработки программы
физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Выявить особенности выполнения двигательных действий
ногами при выполнении различных элементов игры в футбол детьми 5-6 лет.
4. Разработать и внедрить в практику физического воспитания дошкольного образовательного учреждения программу физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет.
5. Определить эффективность влияния разработанной программы на физическую подготовленность, физическое и психическое развитие детей 5-6 лет.
Теоретико-методологической базой исследования являются: представления о ведущей роли деятельности в становлении личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); теория функциональных систем и системогенеза (П.К. Анохин, А.А. Маркосян); закономерности развития человека в онтогенезе (НА. Бернштейн, В.К. Бальсевич); роли двигательной деятельности в биологическом и социальном развитии ребенка (И.А. Аршавский); о единстве умственного, нравственного и физического в формировании личности и важнейшей роли физической культуры в этом процессе (П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева); основные положения поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); положения Л.С. Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, И.М. Сеченов); научные представления о функциональной системе (П.К. Анохин); а также деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леоньтьев), системно-структурный (Л. Берталанфи), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) подходы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по общеобразовательной школе; методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов; методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ прогимназия № 131 г. Красноярска.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и научно-теоретической базой; применением разнообразных методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены место и роль применения элементов игры в футбол в процессе занятий по физической культуре с детьми 5-6 лет, что позволило дополнить программное содержание по физическому воспитанию в ДОУ;
- разработана и апробирована программа физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении;
- экспериментально доказано, что применение элементов игры в футбол на физкультурных занятиях в ДОУ обеспечивает повышение уровня физической подготовленности, физического развития и способствует развитию психических процессов у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе расширены знания о влиянии физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на формирование двигательных действий, развитие физических качеств и психических процессов детей 5-6 лет, обосновано содержание методики занятий и адаптированы специальные упражнения из арсенала двигательных действий в футболе для занятий с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении программы физкультурных занятий с элементами игры в футбол с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях; разработке практических рекомендаций по использованию элементов игры в футбол в системе физического воспитания детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование в процессе физического воспитания детей 5-6 лет элементов игры в футбол как эффективного средства двигательной подготовки и физического и психического развития носит эпизодический характер и сдерживается отсутствием научно обоснованной методики физкультурных занятий.
2. Экспериментальная программа физкультурных занятий с элементами игры в футбол направлена на последовательное освоение детьми 5-6 лет пяти блоков специальных упражнений и игр на каждом занятии в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности в течение учебного года в объеме 25% (34 занятия) на начальном, 50% (44 занятия) на основном и 100% (24 занятия) на заключительном этапе освоения основных двигательных действий.
3. Применение экспериментальной программы физкультурных занятий с элементами игры в футбол позволяет повысить показатели физической подготовленности и способствует физическому развитию детей 5-6 лет.
4. Проведение физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях с использованием элементов игры в футбол позволяет интегрировать двигательную и умственную деятельность детей 5-6 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ прогимназия № 131 г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных» (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.) и Международной научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» (г. Красноярск, 23-26 ноября 2021 г.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (52 источника), 92 страниц.
1. Анализ исследований свидетельствует о том, что использование упражнений с элементами спортивных игр в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях оказывает положительное влияние на повышение уровня физической подготовленности, физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста. При этом в теории физического воспитания выявлена проблема использования элементов игры в футбол на физкультурных занятиях с детьми старших и подготовительных групп ДОУ, которая является одной из наименее разработанных и экспериментально обоснованных.
2. На основе анализа анкетных данных выявлено, что в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп ДОУ доля использования спортивных игр составляет от 10% до 15% от общего числа рекомендованных в программе упражнений. В различных формах занятий физическими упражнениями специалистами используются элементы игры в баскетбол (100%), волейбол (22%) и лишь в 13% упражнения из арсенала футбола. Специалистами отмечается необходимость разработки методики занятий (87%), создания доступных возрастным особенностям детей условий, опирающихся на интеграцию двигательной и познавательной деятельности, обеспечивающих развитие координационных способностей и расширение двигательного опыта детей за счет формирования новых двигательных действий ногами (79%).
3. Выявлены особенности владения мячом детьми 5-6 лет, характеризующие нерациональность совершаемых двигательных действий решения двигательных задач в футболе. Большинство мальчиков (57,1%) и девочек (46,2%) выполняют ведение мяча по прямой только правой ногой, ведение мяча только левой ногой осуществляют в среднем от 14 до 23% детей. Поочередное ведение мяча правой и левой ногой используют лишь 30% мальчиков и девочек. Удары по мячу при ведении его наносят либо внутренней стороной стопы, либо используют сочетание ударов носком и внутренней стороной стопы, что не является рациональным с точки зрения скорости продвижения вперед. Удар по мячу большинство детей наносят носком стопы (86,3%). Другие способы ударов детьми практически не используются, что свидетельствует о низким уровнем управления движениями и ограниченностью использования всего потенциала движений ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
4. Разработана программа физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол для детей 5-6 лет, которая основывается: на подборе доступных возрастным особенностям способов и приемов выполнения детьми ударов и ведений мяча; подборе упражнений, обеспечивающих координацию движений для выполнения двигательных действий футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения и др.); распределении упражнений по сложности выполнения; составление блоков специальных упражнений по направленности для освоения двигательных действий и игр в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Программа реализуется в течение года на 3-х занятиях в неделю по 25-30 минут в объеме 25% (на 34 занятиях), 50% (на 44 занятиях) и 100% (на 24 занятиях) применения элементов игры в футбол от общего времени занятий по отношению к другим средствам, традиционно используемым в процессе физкультурных занятий в дошкольном учреждении.
5. Определено, что физкультурные занятия на основе использования элементов игры в футбол оказывают положительное влияние на развитие физических качеств дошкольников 5-6 лет. По окончанию педагогического эксперимента дети экспериментальной группы показали результаты достоверно выше, чем сверстники из контрольной группы (р<0,05) в тестах: «Бег 10м с хода», «Бег 30 м», «Бег змейкой», «Челночный бег 6x5 м», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед», «Поднимание туловища».
6. Улучшение результатов в тесте «Ведение мяча 10м с обводкой стоек», после окончания педагогического эксперимента у детей экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной, как у мальчиков (на 45,7%), так и у девочек (50,5%), что связано с использованием ими более рациональных способов решения двигательной задачи - ведения мяча внутренней и внешней частью подъема, а также внутренней, внешней частью подъема и носком. Подтверждением результативности методики служат и результаты теста «Удары по мячу в створ 4 ворот». Точность попаданий и время выполнения у детей экспериментальной группы по окончанию педагогического эксперимента достоверно выше, чем в контрольной группе. Результативность детей в экспериментальной группе больше в среднем на 28% и составила 85,2% попаданий от общего числа нанесенных ударов у мальчиков и 80,7% - у девочек. В контрольной группе результативность мальчиков составила 60,2%, у девочек - 53,6% (р<0,05).
7. Подтверждением эффективности экспериментальной методики служат результаты физического развития дошкольников. По окончанию педагогического эксперимента детей с гармоничным физическим развитием в экспериментальной группе стало на 32% больше, чем в контрольной (р<0,05), что является следствием увеличения интенсивности и объема двигательной активности детей в процессе занятий футболом.
1. Абдульманова, Л.В. Проектирование организационно-методических условий развития самоорганизации детей в подвижной игре / Л.В. Абдульманова, С.А. Губина // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 55-7. - С. 5-8.
2. Абрашина, И.В. Использование современных технологий в футболе / И.В. Абрашина, В.А. Нуждин, М.А. Солдатова, С.В. Титовец // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 12. - С. 103-110.
3. Адольф, В.А. Физическая культура и спорт - спорт - здоровье. Социально-воспитательный аспект / В.А. Адольф, К.В. Адольф, Л.К. Сидоров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 февраля 2019 г.). - Чебоксары, 2019. - С. 300-306.
4. Адольф, В.А. Исследования технико-тактических действий мужской команды по футболу при выступлениях на соревнованиях среди команд организации высшего образования / В.А. Адольф, С.С. Ситничук // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 5. - С. 97-102.
5. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - URL: http: vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-psikhologicheskogo- razvitiya-doshkolni/(дата обращения 30.10.2021)
6. Баландин, В.А. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / В.А. Баландин, К.Ю. Чернышенко, Т.А. Эфендиев // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2019. - № 3. - С. 74-78.
7. Беликов, М.В. Здоровье как национальное достояние России в контексте физического воспитания детей дошкольного возраста / М.В.
Беликов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 21 февраля 2018 г.). - Казань, 2018. - С. 473-477.
8. Бойко, В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Бойко. - Ярославль, 2018. - 23 с.
9. Бочкарникова, Н.В. Повышение двигательной активности как
основа здоровья дошкольников Читы / Н.В. Бочкарникова, Е.Г. Фоменко, Н.И. Самойлова // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы II Международной научно-практической
конференции (г. Чита, 6-7 ноября 2016 г.). - Чита, 2016. - С. 68-70.
10. Бусловская, Л.К. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Л.К. Бусловская, В.Л. Волошина, Г.Е. Воробьева [и др.] / под общ. ред. Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова, Е.Н. Копейкиной. - Белгород: Литературный караван, 2019. - 176 с.
11. Бутко, М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Физическая культура и здоровье. - 2016. - № 2 (53). - С. 60-62.
12. Волошина, Л.Н. Обогащение двигательного опыта дошкольников в детском взрослом взаимодействии в спортивных играх / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С. 45-50.
13. Волошина, Л.Н. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, О.В. Никулина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - Т. 6. - № 4. - С. 16-27.
14. Волошина, Л.Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, И.Г. Волошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 47-49.
15. Дворкина, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.И. Дворкина. - Майкоп, 2015. - 46 с.
16. Дмитриев, С.В. Смысловое проектирование решения двигательных задач в контексте онтодидактики / С.В. Дмитриев, А.И. Загревская // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 427. - С. 184-190.
17. Евтушенко, И.Н. К вопросу об организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях / И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова, Б.А. Артеменко, М.Н. Терещенко, Н.Е. Пермякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 108-113.
18. Едакова, И.Б. Формирование гипоаллергенной развивающей предметно-пространственной среды в условиях дошкольной образовательной организации / И.Б. Едакова, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, И.В. Колосова, И.Н. Евтушенко, Е.Н. Бехтерева // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3 (45). - С. 207-225.
19. Ермакова, Ю.Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Н. Ермакова. - Шуя, 2010. - 24 с.
20. Жукова, П.А. Особенности физического воспитания современных дошкольников / П.А. Жукова, Е.В. Хомутова // Наука-2020. - 2019. - № 6 (31). - С. 153-157.
21. Засим, В.А. Принципы подготовки футболистов-дошкольников / В.А. Засим, М.Ю. Оганичев // Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.). - Красноярск, 2021. - С. 67-69.
22. Засим, В.А. Особенности подготовки футболистов-дошкольников //
В.А. Засим, М.Ю. Оганичев, А.А. Абдиев // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической
конференции (г. Красноярск, 23-26 ноября 2021 г.). - Красноярск, 2021. - С. 70-73.
23. Иванова, И.Ю. Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 111-115.
24. Ильина, Г.В. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования / Г.В. Ильина, Г.В. Тугулева, Л.А. Яковлева [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26301 (дата обращения
30.10.2021)
25. Ильина, Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / Г.В. Ильина, М.В. Овчинникова. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 80 с.
26. Иовва, О.А. Спортивные игры как стимул всестороннего физического развития ребёнка дошкольного возраста / О.А. Иовва, Л.В. Скитская, Ю.И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 65-68.
27. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Н.Н. Кожухова. - М.: Академия, 2002. - 316 с.
28. Коноплев, В.В. Необходимость включения занятий с элементами футбола в программы дошкольных образовательных учреждений по физическому воспитанию / В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Т.А. Банку // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 167-170.
29. Кривошеина, Н.П. Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6-8 лет с признаками дефицита внимания / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Н.Н. Кошко, Э.М. Казин, И.А. Свиридова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С.34-48.
30. Кузьменко, А.И. Особенности динамики показателей физической подготовленности детей 6-7 лет в годичном цикле процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях / А.И. Кузьменко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 4. - С. 8-12.
31. Лысова, А.С. Организация здорового ритма жизни дошкольников за
счет повышения двигательной активности / А.С. Лысова, А.С. Стригина [Электронный ресурс] // Вестник Науки и Творчества. - 2019. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-zdorovogo-ritma-zhizni- doshkolnikov-za-schet-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti (дата обращения
30.10.2021)
32. Мерабян, В.С. Теоретические основы организации занятий футболом с детьми старшего дошкольного возраста / В.С. Мерабян, В.А. Косьян, Б.И. Бондарь // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2. - С. 25-34.
33. Мещерякова, Е.А. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования / Е.А. Мещерякова, Н.М. Воронина // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 60-62.
34. Микерина, А.С. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания / А.С. Микерина, И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 137-139.
35. Набойченко, А.Г. Особенности развития физических качеств у старших дошкольников на занятиях футболом / А.Г. Набойченко, Г.В. Ильина // Международный журнал экспериментального образования. - 2017.
- № 7 (часть 2). - С. 20-24.
36. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: «Детство-пресс», 2018. - 109 с.
37. Парфенов, А.С. Совершенствования точности ударов в футболе /
А.С. Парфенов [Электронный ресурс] // Наука-2020. - 2020. - URL:
http://nauka-2020.ru/MKN_1(46)2021.pdf(дата обращения 01.11.2021)
38. Правдов, Д.М. Комплексный тест для оценки двигательного и психического развития детей дошкольного возраста / Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 192-196.
39. Рунова, М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.А. Рунова. - М.: Издательство «Линка-Пресс», 2017. - 234 с.
40. Сосуновский, В.С. Физическое развитие, психомоторная и двигательная подготовленность детей дошкольного возраста / В.С. Сосуновский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169).
41. Сосуновский, В.С. Взаимосвязь компонентов кинезиологического потенциала дошкольников 5-6 лет / В.С. Сосуновский, К.В. Сухоставская, Е.О. Веревкина // Вестник Томского государственного университета. - 2018.
- № 427. - С. 191-194.
42. Стафеева, А.В. Особенности организации занятий футболом с дошкольниками / А.В. Стафеева, О.В. Реутова, А.Е. Замашкина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 5. - С. 48-54.
43. Строгова, Н.Е. Возможности современной семьи в оздоровлении детей / Н.Е. Строгова, О.А. Хитина // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 18 ноября 2020 г.). - Кемерово,
2020. - С. 53-55.
44. Строгова, Н.Е. А.С. Макаренко о воспитании и родительском
авторитете / Н.Е. Строгова, З.К. Бакшеева // Педагогика А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания: материалы VII Всероссийских
Макаренковских чтений. - Красноярск-Канск, 2018. - С. 35-40.
45. Тарасова, И.В. Развитие двигательных качеств у детей 6-7 лет с применением элементов игры в футбол / И.В. Тарасова, М.А. Соломченко // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 5. - С. 45-49.
46. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 176 с.
47. Таштаев, Ш.Ж. Спортивные игры как основная часть дисциплины физического воспитания / Ш.Ж. Таштаев, З.К. Худайберганов // Проблемы педагогики. - 2021. - № 1 (52). - С. 77-79.
48. Чернышенко Ю.К. Динамика параметров уровня развития интеллектуального компонента личностной физической культуры дошкольников 4-5 лет / Ю.К. Чернышенко, В.Е. Кузнецова // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, 21-27 июня 2016 г.). - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. - С. 247-249.
49. Чимаров, В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях / В.И. Чимаров // Образование и наука. - 2015. - № 1 (3). - С. 87.
50. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / В.Н. Шебеко. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 196 с.
51. Bertolazzi, А. Football for Kids: an Illustrated Guide / А. Bertolazzi, E. de Pieri. - Nui Nui, 2017. - 87 р.
52. Stokes R. Sports Coloring Book For Kids. Football, Baseball, Soccer, Basketball and Many More! / R. Stokes. - Adrian Ghita Ile, 2021. - 64 р.