Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 7
1.1. Сущность, содержание и структура понятий «досуг» и «досуговая
деятельность» 7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 12
1.3. Условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 26
2.1. Диагностика детско-родительских отношений семей, находящихся в
социально опасном положении 26
2.2. Реализация проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в
социально опасном положении 35
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б
Глава 1. Теоретические аспекты организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 7
1.1. Сущность, содержание и структура понятий «досуг» и «досуговая
деятельность» 7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 12
1.3. Условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 26
2.1. Диагностика детско-родительских отношений семей, находящихся в
социально опасном положении 26
2.2. Реализация проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в
социально опасном положении 35
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б
Семья является ключевым фундаментальным условием функционирования российского общества, главным элементом его самоорганизации. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждения супругов, рост числа бракоразводных процессов, сожительство без регистрации брака, рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. Быть родителем сегодня нелегко. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за содержание и воспитание своих детей, так как поменявшиеся экономические условия в большей части заставляют родителей искать источники существования, а не заниматься надлежащим исполнением своих родительских обязанностей в отношении детей в полной мере.
Наибольшую тревожность в практике социальной работы вызывают семьи, находящиеся в социально опасном положении. В России в условиях непростой и изменчивой политической жизни продолжается рост численности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение материального благосостояния семьи, распад традиционной структуры семьи, безработица, алкоголизация, асоциальный образ жизни ее членов и прямое уклонением родителей от исполнения обязанностей по воспитанию и обучению, содержанию несовершеннолетних, что приводит к дезадаптации детей и подростков, к их девиантному поведению в подростковой среде. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, педагогическая несостоятельность родителей, злоупотребление ими алкогольными и наркотическими средствами толкает детей к уходам из дома, к правонарушениям. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности: неуспешного обучения в школе, дезадаптации в обществе, повторения негативного опыта родителей. Дети из таких семей с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление.
Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.[2].
Существенный вклад в разработку общих проблем социально¬культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков и другие российские ученые[1].
Анализ проблем современной российской семьей и характеристики социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности даны в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковского, В.А. Сысенко и А.Г. Харчева и других исследователей.
В практике учреждений социального обслуживания традиционно проводятся мероприятия, направленные на организацию досуговой деятельности, в рамках которых семьи, находящиеся в социально опасном положении, занимают пассивную позицию, и направлены данные мероприятия преимущественно на детей. Данные семьи характеризуются нарушенными детско-родительскими отношениями, что приводит к дезадаптации, проявлениям девиантного поведения у детей и подростков, это и становится во многих случаях причиной отнесения их к категории "семьи, находящиеся в социально опасном положении". В рамках исследования нами была предпринята попытка ответить на вопрос как посредством организации совместного досуга решить проблемы семей, находящихся в социально опасном положении, что определило тему, цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Объект - процесс организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет - условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений семей, находящихся в социально опасном положении
3. Разработать и реализовать проект в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении
4. Проанализировать результативность проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, «Вместе с детьми».
Положения, выносимые на защиту:
- в семьях, находящихся в социально опасном положении, нарушены детско-родительские отношения, что проявляется в отсутствии эмоциональной близости между родителем и ребенком, наличием межличностных конфликтов; педагогической некомпетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, возможна при условии проведения обучающих мероприятий для родителей по способам проведения семейного досуга; включения родителей и детей в совместные досуговые мероприятия: игры, экскурсии, походы, мастер- классы, направленные на сплочение членов семьи и на получение опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
Методология исследования: теоретические методы нашего исследования включают в себя анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод сравнения и обобщения. Эмпирическими методами исследования являются: методы формирующего эксперимента, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Центральный» и Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семья и детям «Октябрьский» г. Красноярска. В реализации проекта приняли участие 10 семей, находящихся в социально опасном положении
Наибольшую тревожность в практике социальной работы вызывают семьи, находящиеся в социально опасном положении. В России в условиях непростой и изменчивой политической жизни продолжается рост численности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение материального благосостояния семьи, распад традиционной структуры семьи, безработица, алкоголизация, асоциальный образ жизни ее членов и прямое уклонением родителей от исполнения обязанностей по воспитанию и обучению, содержанию несовершеннолетних, что приводит к дезадаптации детей и подростков, к их девиантному поведению в подростковой среде. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, педагогическая несостоятельность родителей, злоупотребление ими алкогольными и наркотическими средствами толкает детей к уходам из дома, к правонарушениям. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности: неуспешного обучения в школе, дезадаптации в обществе, повторения негативного опыта родителей. Дети из таких семей с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление.
Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.[2].
Существенный вклад в разработку общих проблем социально¬культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков и другие российские ученые[1].
Анализ проблем современной российской семьей и характеристики социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности даны в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковского, В.А. Сысенко и А.Г. Харчева и других исследователей.
В практике учреждений социального обслуживания традиционно проводятся мероприятия, направленные на организацию досуговой деятельности, в рамках которых семьи, находящиеся в социально опасном положении, занимают пассивную позицию, и направлены данные мероприятия преимущественно на детей. Данные семьи характеризуются нарушенными детско-родительскими отношениями, что приводит к дезадаптации, проявлениям девиантного поведения у детей и подростков, это и становится во многих случаях причиной отнесения их к категории "семьи, находящиеся в социально опасном положении". В рамках исследования нами была предпринята попытка ответить на вопрос как посредством организации совместного досуга решить проблемы семей, находящихся в социально опасном положении, что определило тему, цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Объект - процесс организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет - условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений семей, находящихся в социально опасном положении
3. Разработать и реализовать проект в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении
4. Проанализировать результативность проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, «Вместе с детьми».
Положения, выносимые на защиту:
- в семьях, находящихся в социально опасном положении, нарушены детско-родительские отношения, что проявляется в отсутствии эмоциональной близости между родителем и ребенком, наличием межличностных конфликтов; педагогической некомпетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, возможна при условии проведения обучающих мероприятий для родителей по способам проведения семейного досуга; включения родителей и детей в совместные досуговые мероприятия: игры, экскурсии, походы, мастер- классы, направленные на сплочение членов семьи и на получение опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
Методология исследования: теоретические методы нашего исследования включают в себя анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод сравнения и обобщения. Эмпирическими методами исследования являются: методы формирующего эксперимента, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Центральный» и Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семья и детям «Октябрьский» г. Красноярска. В реализации проекта приняли участие 10 семей, находящихся в социально опасном положении
В ходе теоретического анализа социально-педагогической и психолого- педагогической литературы по теме исследования нами было подробно рассмотрено понятие «досуг». На основе анализа и сравнения различных источников, было выделено следующее рабочее определение : досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека ; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Также нами были проанализированы виды, формы и функции досуга.
Организация совместного досуга, является одной из проблем семей находящихся в социально опасном положении. Родители не проводят время с детьми, не владеют знаниями и способами проведения совместного досуга, что приводит к ухудшению взаимоотношений и совершению противоправных деяний не совершеннолетними детьми. Досуговая деятельность направлена не только на отдых, но и на развитие познавательной сферы, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения.
Вовлечение семей, находящихся в социально опасном положении в досуговую деятельность, является одной из важнейших задач деятельности социальных учреждений, мероприятий по совместной деятельности родителей и детей в Центрах немного, приурочены к праздничным датам, носят тематический характер.
Нами были изучены проблемы семей, затем проведена диагностика родительского отношения к детям и детско-родительских отношений с точки зрения подростков, посредством тестов - опросников для детей и родителей. Количество участников опроса - 10 семей (10 родителей и 10 детей), находящихся в социально опасном положении. Были получены следующие результаты: у родителей и детей имеются проблемы во взаимоотношениях. Родители в основном, воспринимают своих детей как «трудный подросток», не приспособленным к обучению, развитию. Мало уделяют времени детям в следствии педагогической неграмотности в вопросах воспитания. В семьях наблюдается неблагоприятный психологический климат, у подростков изменена система ценностей, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Также родите ли не пользуются а вторите том у подростков, поэтому не могут повлиять на них. Взаимоотношения в семье недоверительные, родители мало общаются с детьми, не проводят свободное время вместе. У них отсутствует совместная деятельность. В качестве одной из важнейших проблем семей является отсутствие организации досуга. Все это ведет к разрушению семейных отношений. У большинства семей, находящихся в социально опасном положении наблюдается нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности. Не понимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга.
С целью организации совместного досуга нами был разработан Проект «Вместе с детьми», в нем приняло участие 10 семей (10 родителей и 10 несовершеннолетних детей). Мероприятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю. Родители были ознакомлены с понятием, видами, форма ми досуговой деятельности, затем был проведен цикл мероприятий: экскурсии, игры, мастер-классы, направленные на приобретение детьми и родителями опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
В процессе участия мероприятий родители были заинтересованы данным видом деятельности, проявляли активность. Виден явный интерес родителей и детей к совместному досугу. Многие родители, отметили положительные изменения в поведении и отношениях их детей, взаимоотношения в семье оптимизировались, стали более сплоченные. Семьи на учились способом самостоятельной организации досуга. Включение родителей вместе с детьми в совместную деятельность способствовало нормализации ситуации в семьях, гармонизации детско-родительских отношений, формированию сетей взаимной поддержки с участием специалистов. Семьи включались в эту систему позитивных социальных отношений, переходили на иной уровень взаимоотношений. Родители научились проектировать свой дальнейший жизненный путь и планировать совместную деятельность с ребенком.
Организация совместного досуга, является одной из проблем семей находящихся в социально опасном положении. Родители не проводят время с детьми, не владеют знаниями и способами проведения совместного досуга, что приводит к ухудшению взаимоотношений и совершению противоправных деяний не совершеннолетними детьми. Досуговая деятельность направлена не только на отдых, но и на развитие познавательной сферы, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения.
Вовлечение семей, находящихся в социально опасном положении в досуговую деятельность, является одной из важнейших задач деятельности социальных учреждений, мероприятий по совместной деятельности родителей и детей в Центрах немного, приурочены к праздничным датам, носят тематический характер.
Нами были изучены проблемы семей, затем проведена диагностика родительского отношения к детям и детско-родительских отношений с точки зрения подростков, посредством тестов - опросников для детей и родителей. Количество участников опроса - 10 семей (10 родителей и 10 детей), находящихся в социально опасном положении. Были получены следующие результаты: у родителей и детей имеются проблемы во взаимоотношениях. Родители в основном, воспринимают своих детей как «трудный подросток», не приспособленным к обучению, развитию. Мало уделяют времени детям в следствии педагогической неграмотности в вопросах воспитания. В семьях наблюдается неблагоприятный психологический климат, у подростков изменена система ценностей, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Также родите ли не пользуются а вторите том у подростков, поэтому не могут повлиять на них. Взаимоотношения в семье недоверительные, родители мало общаются с детьми, не проводят свободное время вместе. У них отсутствует совместная деятельность. В качестве одной из важнейших проблем семей является отсутствие организации досуга. Все это ведет к разрушению семейных отношений. У большинства семей, находящихся в социально опасном положении наблюдается нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности. Не понимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга.
С целью организации совместного досуга нами был разработан Проект «Вместе с детьми», в нем приняло участие 10 семей (10 родителей и 10 несовершеннолетних детей). Мероприятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю. Родители были ознакомлены с понятием, видами, форма ми досуговой деятельности, затем был проведен цикл мероприятий: экскурсии, игры, мастер-классы, направленные на приобретение детьми и родителями опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
В процессе участия мероприятий родители были заинтересованы данным видом деятельности, проявляли активность. Виден явный интерес родителей и детей к совместному досугу. Многие родители, отметили положительные изменения в поведении и отношениях их детей, взаимоотношения в семье оптимизировались, стали более сплоченные. Семьи на учились способом самостоятельной организации досуга. Включение родителей вместе с детьми в совместную деятельность способствовало нормализации ситуации в семьях, гармонизации детско-родительских отношений, формированию сетей взаимной поддержки с участием специалистов. Семьи включались в эту систему позитивных социальных отношений, переходили на иной уровень взаимоотношений. Родители научились проектировать свой дальнейший жизненный путь и планировать совместную деятельность с ребенком.
Подобные работы
- Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защита их
прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



