Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»

Работа №170244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 7
1.1. Сущность, содержание и структура понятий «досуг» и «досуговая
деятельность» 7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 12
1.3. Условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении 26
2.1. Диагностика детско-родительских отношений семей, находящихся в
социально опасном положении 26
2.2. Реализация проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в
социально опасном положении 35
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б

Семья является ключевым фундаментальным условием функционирования российского общества, главным элементом его самоорганизации. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждения супругов, рост числа бракоразводных процессов, сожительство без регистрации брака, рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. Быть родителем сегодня нелегко. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за содержание и воспитание своих детей, так как поменявшиеся экономические условия в большей части заставляют родителей искать источники существования, а не заниматься надлежащим исполнением своих родительских обязанностей в отношении детей в полной мере.
Наибольшую тревожность в практике социальной работы вызывают семьи, находящиеся в социально опасном положении. В России в условиях непростой и изменчивой политической жизни продолжается рост численности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение материального благосостояния семьи, распад традиционной структуры семьи, безработица, алкоголизация, асоциальный образ жизни ее членов и прямое уклонением родителей от исполнения обязанностей по воспитанию и обучению, содержанию несовершеннолетних, что приводит к дезадаптации детей и подростков, к их девиантному поведению в подростковой среде. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, педагогическая несостоятельность родителей, злоупотребление ими алкогольными и наркотическими средствами толкает детей к уходам из дома, к правонарушениям. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности: неуспешного обучения в школе, дезадаптации в обществе, повторения негативного опыта родителей. Дети из таких семей с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление.
Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.[2].
Существенный вклад в разработку общих проблем социально¬культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков и другие российские ученые[1].
Анализ проблем современной российской семьей и характеристики социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности даны в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковского, В.А. Сысенко и А.Г. Харчева и других исследователей.
В практике учреждений социального обслуживания традиционно проводятся мероприятия, направленные на организацию досуговой деятельности, в рамках которых семьи, находящиеся в социально опасном положении, занимают пассивную позицию, и направлены данные мероприятия преимущественно на детей. Данные семьи характеризуются нарушенными детско-родительскими отношениями, что приводит к дезадаптации, проявлениям девиантного поведения у детей и подростков, это и становится во многих случаях причиной отнесения их к категории "семьи, находящиеся в социально опасном положении". В рамках исследования нами была предпринята попытка ответить на вопрос как посредством организации совместного досуга решить проблемы семей, находящихся в социально опасном положении, что определило тему, цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Объект - процесс организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет - условия организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений семей, находящихся в социально опасном положении
3. Разработать и реализовать проект в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении
4. Проанализировать результативность проекта по организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, «Вместе с детьми».
Положения, выносимые на защиту:
- в семьях, находящихся в социально опасном положении, нарушены детско-родительские отношения, что проявляется в отсутствии эмоциональной близости между родителем и ребенком, наличием межличностных конфликтов; педагогической некомпетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, возможна при условии проведения обучающих мероприятий для родителей по способам проведения семейного досуга; включения родителей и детей в совместные досуговые мероприятия: игры, экскурсии, походы, мастер- классы, направленные на сплочение членов семьи и на получение опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
Методология исследования: теоретические методы нашего исследования включают в себя анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод сравнения и обобщения. Эмпирическими методами исследования являются: методы формирующего эксперимента, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Центральный» и Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семья и детям «Октябрьский» г. Красноярска. В реализации проекта приняли участие 10 семей, находящихся в социально опасном положении

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа социально-педагогической и психолого- педагогической литературы по теме исследования нами было подробно рассмотрено понятие «досуг». На основе анализа и сравнения различных источников, было выделено следующее рабочее определение : досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека ; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Также нами были проанализированы виды, формы и функции досуга.
Организация совместного досуга, является одной из проблем семей находящихся в социально опасном положении. Родители не проводят время с детьми, не владеют знаниями и способами проведения совместного досуга, что приводит к ухудшению взаимоотношений и совершению противоправных деяний не совершеннолетними детьми. Досуговая деятельность направлена не только на отдых, но и на развитие познавательной сферы, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения.
Вовлечение семей, находящихся в социально опасном положении в досуговую деятельность, является одной из важнейших задач деятельности социальных учреждений, мероприятий по совместной деятельности родителей и детей в Центрах немного, приурочены к праздничным датам, носят тематический характер.
Нами были изучены проблемы семей, затем проведена диагностика родительского отношения к детям и детско-родительских отношений с точки зрения подростков, посредством тестов - опросников для детей и родителей. Количество участников опроса - 10 семей (10 родителей и 10 детей), находящихся в социально опасном положении. Были получены следующие результаты: у родителей и детей имеются проблемы во взаимоотношениях. Родители в основном, воспринимают своих детей как «трудный подросток», не приспособленным к обучению, развитию. Мало уделяют времени детям в следствии педагогической неграмотности в вопросах воспитания. В семьях наблюдается неблагоприятный психологический климат, у подростков изменена система ценностей, отмечается низкий уровень учебной мотивации. Также родите ли не пользуются а вторите том у подростков, поэтому не могут повлиять на них. Взаимоотношения в семье недоверительные, родители мало общаются с детьми, не проводят свободное время вместе. У них отсутствует совместная деятельность. В качестве одной из важнейших проблем семей является отсутствие организации досуга. Все это ведет к разрушению семейных отношений. У большинства семей, находящихся в социально опасном положении наблюдается нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности. Не понимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга.
С целью организации совместного досуга нами был разработан Проект «Вместе с детьми», в нем приняло участие 10 семей (10 родителей и 10 несовершеннолетних детей). Мероприятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю. Родители были ознакомлены с понятием, видами, форма ми досуговой деятельности, затем был проведен цикл мероприятий: экскурсии, игры, мастер-классы, направленные на приобретение детьми и родителями опыта организации и проведения совместного семейного досуга.
В процессе участия мероприятий родители были заинтересованы данным видом деятельности, проявляли активность. Виден явный интерес родителей и детей к совместному досугу. Многие родители, отметили положительные изменения в поведении и отношениях их детей, взаимоотношения в семье оптимизировались, стали более сплоченные. Семьи на учились способом самостоятельной организации досуга. Включение родителей вместе с детьми в совместную деятельность способствовало нормализации ситуации в семьях, гармонизации детско-родительских отношений, формированию сетей взаимной поддержки с участием специалистов. Семьи включались в эту систему позитивных социальных отношений, переходили на иной уровень взаимоотношений. Родители научились проектировать свой дальнейший жизненный путь и планировать совместную деятельность с ребенком.



1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность.- М. 2006.- С.7.
2. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга
обучающейся молодёжи // Педагогика . 2005. № 1. - С. 27-32.
3. Бабицкая Е .А . Третьякова Т.А .Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова . 2014. № 9. С. 64-67.
4. Болотина Л. Р. Баранов С. П. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Изд. 2-е . Москва : Академический Проет.Культура , 2005. - 240 с.
5. Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО // Н. И. Бочарова , О. Г. Тихонова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт. 2018. - 218 с.
6. Вахрамеева О.А . Моделирование социально-культурной
деятельности в профилактиче девиантного поведения по демия на Республики Армения, Институт философии и права - Санкт-Петербург:
Петрополис, 1999. - 320 с.
8. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности// Текст лекции/ Ярославский государственный университет.- Ярославль.: ЯрГУ. 2009.¬75 с.
9. Демографический энциклопедический словарь / глав. Ред. Д. И. Валентий. — М.: Советская энциклопедия. 1985.- 527 с. - URL: http://de mography.a ca de ш1е.гн(дата обращения 15.11. 2015).
10. Ершова Е .В. Работа с семьями находящихся в социально-опасном положении, на пути к социализации личности в современных условиях //Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне
профессионального образования мате риал IV peгиональной научно-
практической (очно-заочной) конференции. 2007. С.3-4.
11. Жарков А . Д. Культурно досугова я деятельность как
самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество. - 2007. - №2.- С. 98-104.
12. Зайцева Л.В. Алгоритм и модель работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении в рамках индивидуальной реабилитационно- профилактической работы //Сборники конференции НИЦ Социосфера . 2016 №12.С.38-44
13. Закон Красноярского края «Об организации социального
обслуживания граждан в Красноярском крае » от 16 декабря 2014 г. № 7-3023 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
14. Захаров А . В. Развлечение subspe cia социологии // Социологические исследования. - 2008. - № 1.
15. Змановская Е .В.Девиантология: учеб. Для вузов/ Е .В.Змановская.- М.:Изд. Центр «Академия». 2009. 288 с.
16. Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей // Педагогика: традиции и инновации : материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 84-87.
17. Киселева Т.П., Красильников Ю.Д. Социально-культурная
деятельность : учебник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.
18. Константинова Н.Н., Котенков А .В. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение // Проблемы современной экономики. 2009. № 2(30) // http://www.m-economy.ru/a rt.php?nA rtId=2565
19. Куликова Т. А . Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Москва : Академия, 1999. - 232 с.
20. Лаврецова С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Лаврецова Светлана Васильевна ; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2007.- 19 с.
21. Леванова Е. А., Волошина А. Г. Игра в тренинге . Возможности игрового взаимодействия. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 208 с.
22. Мещерякова И. В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье : учебное пособие для студентов специальности 100110.65 (230600) «Домоведение »». - Санкт-Петербург : Из-во СПбГУСЭ, 2011.
23. Мудрик А .В. Социальная педагогика . Академия. М., 2000г.
24. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 537-540. [Электронный ресурс]. - URLhttps://moluch.ru/a rchive /64/10337
25. Оже гов С. И., Шве дова Н. Ю. Толковый словарь русского языка . - Москва : А ТЕ МП, 2010. - 944 с.
26. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 - Соц. педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга , И. Ф. Дементьева . - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 253 с.
27. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 600-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг». от 05 июля 2016 г. № 337-п [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
28. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. М.: ООО «Вариант», 2015. - 100 с.
29. Талпенко Е. В. Организация досуга городской семьи как педагогическая проблема // Социально-педагогическая работа. - 2008. - № 89. - С. 32-36.
30. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999 № 120- ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +.
31. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +.
32. Чудова С.Г., Захарова Т.В. Семьи, находящиеся в социально опасном положении: специфика социальной работы с учетом их жизненных стратегий // Социология в современном мире : наука, образование, творчество. 2013. № 5. С. 245-264
33. Ширяева Ю.А .Культурно-досуговая деятельность в социокультурном проектировании// Социально-культурная деятельность: векторы
исследовательских и практических перспектив Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Под научной редакцией П.П.Терехова. 2018. С. 595-599.
34. Шмаков С.А . Досуговая деятельность детей [Электронный ресурс].- URL: http://goo.gl/541Isu
35. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6 (50). - С. 130¬134.
36. Ярошенко Н. Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 5.- С. 27-34.
37. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. - URL: http://krsdstat.gks.ru/
38. Официальный сайт КГБУ СО «КЦСОН Центрального района» [Электронный ресурс]. - URL:https://csocentr24.ru/
39. Официальный сайт КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский» [Электронный ресурс]. - URL:http://helpdeti7.ru/
40. Официальный сайт Министерства социальной политики
Красноярского края [Электронный - ресурс]. - URL:http://szn24.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ