ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-13 ЛЕТ 7
1.1 Особенности процесса биологического развития организма обучающихся
10-13 лет 7
1.2 Быстрота - характеристика и особенности развития 12
1.3 Средства и методы развития быстроты с использованием
легкоатлетических упражнений 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Методы исследования 24
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-13 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 28
3.1 Реализация комплекса средств развития быстроты у обучающихся 10-13 лет во внеучебной деятельности с использованием легкоатлетических
упражнений 28
3.1 Обсуждение результатов эксперимента 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
В современном мире, наряду со стремительной цифровизацией, трансформацией политической, деловой и повседневной жизни возникает потребность повышения у населения нашей страны интереса к физической культуре, спорту и спортивным достижениям. Сохранение населения, здоровье и благополучие россиян определено как один из важнейших приоритетов развития нашей страны, что отражено в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Одним из целевых показателей определено увеличение доли граждан страны систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70 процентов. На фоне обозначенных целей прослеживается увеличение вовлеченности населения страны в занятия спортом, поддержание здорового образа жизни и стремление к высоким спортивным показателям. Способствуют этому правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, закрепленные в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", процесс воспитания и обучения, в том числе физического, который регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Физическая культура тесно взаимосвязана с различными аспектами человеческой деятельности. Как выясняется на практике, развитие научнотехнического прогресса заметно сократило двигательную активность человека. Наблюдается растущий дефицит физических нагрузок и движения, что ведет к замедлению обмена веществ, нарушению метаболизма, сокращению активности клеток организма, что в свою очередь приводит к снижению физической выносливости, набору лишнего веса, лени, апатии и даже депрессии, поэтому возникает вопрос о замещении части объема естественной физической активности человека.
Принимая во внимание современные особенности физического развития подрастающего поколения, проблемы со здоровьем в виду малой подвижности и значительного времени, проведенного за компьютерами и другими гаджетами, возникает необходимость развития и популяризации новых технологий, методов обучения и внедрения в жизнь детей школьного возраста развивающих физических упражнений. На текущий момент наработан огромный опыт в процессе физической подготовки обучающихся. Хороший уровень физической подготовленности выступает основой высокой работоспособности во всех видах деятельности учащихся и является базой всей двигательной деятельности человека. На этой основе необходимо комплексно подходить к развитию всех физических качеств организма и направлять физическое воспитание на укрепление здоровья и поддержания высокой работоспособности обучающихся.
Процесс освоения школьной программы по физической культуре трудно представить без использования физических упражнений, таких как бег, прыжки, метание и др., позволяющих сформировать и развить ряд физических качеств, таких как, быстрота, ловкость, сила, выносливость. Быстрота - один из важных факторов физического развития, позволяющий в течении минимального промежутка времени достичь максимального результата. Многие специалисты полагают, что именно быстрота трудно поддается развитию. В процессе внеучебной деятельности, развитие быстроты достигается не только воздействием на собственные скоростные способности, но и через оттачивание техники движений, воспитании скоростно-силовых, силовых способностей, скоростной выносливости, улучшения тех факторов, от которых зависит проявление различных качеств быстроты. Сама по себе быстрота специфична, высокая скорость при стартовом разгоне не гарантирует высокой скорости на протяжении всей дистанции и наоборот, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь низкую частоту движений, соответственно диапазон взаимного переноса способностей ограничен. Для развития быстроты подбор физических упражнений ведется с учетом преимущественной направленности т.к. проявления быстроты очень разнообразны и неоднородны.
...
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы:
1. В процессе изучения научно-методической литературы и
практического опыта по проблеме развития быстроты у
обучающихся 10-13 летнего возраста определена важность изучения функциональных особенностей развития организма обучающихся, особенности сократительных возможностей мышц, координации движений, волевых качеств и мотивации.
2. Определен и проанализирован уровень развития скоростных способностей у обучающихся 10-13 лет. Выявлено, что в среднем школьном возрасте необходимо уделять значительное внимание развитию скоростных способностей, так как в этот возрастной период имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества.
3. Разработан и опробован, в процессе эксперимента, комплекс
средств, направленный на развитие скоростных способностей
обучающихся 10-13 лет, преимущественно включающий упражнения из легкоатлетических видов и представляющий из себя задания, подвижные игры и эстафеты с элементами бега и прыжков. Результатом применения разработанного комплекса средств стало экспериментально подтвержденное повышение уровня развития быстроты у обучающихся экспериментальной группы. На начальном этапе эксперимента во всех тестах средний результат обучающихся экспериментальной и контрольной групп отличался незначительно, а по завершении эксперимента средний результат тестирования экспериментальной группы значительно превысил средний результат обучающихся контрольной группы. Опираясь на полученные в ходе эксперимента результаты, можно сделать заключение об эффективности использования разработанного комплекса средств развития быстроты обучающихся в процессе внеучебной деятельности, с включением элементов легкой атлетики, а значит, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Абакоров Т.Г. Новые педагогические технологии в преподавании предмета «Физическая культура» // Специалист. - 2001. - №5. - С.23-24.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 2010- 46с.
3. Гужаловский, А.А. Г93 Развитие двигательных качеств у школьников. — Мн.: Нар. асвета, 1978. — 88 с, ил.
4. Детское легкоатлетическое многоборье: учебно-методическое
пособие / В.В. Янов, С.В. Кравченко. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. - 216 с.
5. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания : монография / В. М. Зациорский ; художник А. Ю. Литвиненко. — Москва : Спорт-Человек, 2020. — 200 с. — ISBN 978-5906132-49-9.
6. Лаврова, Н. Ю. Анатомия опорно-двигательного аппарата : учебнометодическое пособие / Н. Ю. Лаврова. — Чайковский : ЧГИФК, 2018. — 136 с.
7. Ландырь, А. П. Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте / А. П. Ландырь, Е. Е. Ачкасов. — Москва : Спорт-Человек, 2018. — 240 с. — ISBN 978-5-9500181-1-4.
8. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов вузов / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — 6-е изд.,стер.-М.: Academia, 2009. — 464 с.
9. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 863 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-17012478-3
10. Основы техники легкоатлетических упражнений : учебное пособие / составитель В. И. Никитин. — Екатеринбург : УрГПУ, 2016. — 40 с.
11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. - 368 с.
12. Жилкин, В.С. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.С Жилкин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 464 с.
13. Сокунова, С. Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 8. [Текст] / С.Ф. Сокунова. - С. 56-59.
14. Коц, Я. М. Физиологические основы быстроты. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК. / Я.М. Коц. - Москва: 1986, с. 70-98.
15. Легкая атлетика: энциклопедия : в 2-х т. / ред.: В. В. Балахничев, В. Б. Зеличенок, В. Н. Спичков, В. Л. Штейнбах .— М.: Человек, 2013 .
16. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: практическое руководство для тренера / С. А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2007. - 404 с.
17. Особенности подготовительной части занятия по легкой атлетике в вузе: учебно методическое пособие / В. В. Янов. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 192 с. - 121.88, 121.88, р.
18. Интернет ресурс http://www.fizkult-ura.com/ - онлайн справочник;