ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
|
Введение 3
Глава I. Общие теоретические подходы к проблеме психологических особенностей личности младших школьников в инклюзивном образовании
1.1 Особенности проявления детской агрессивности в младшем школьном
возрасте 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста 18
1.3 Психолого-педагогические проблемы организации инклюзивного
образования в младшей школе 21
Выводы по первой главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в обычной и инклюзивной образовательной среде
2.1 Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования тревожности младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе.. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования агрессии
младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Разработка психолого-педагогической рекомендаций по коррекции тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста 52
3.2 Психолого-педагогическая рекомендации по снижению агрессивности и
тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе 64
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 77
Глава I. Общие теоретические подходы к проблеме психологических особенностей личности младших школьников в инклюзивном образовании
1.1 Особенности проявления детской агрессивности в младшем школьном
возрасте 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста 18
1.3 Психолого-педагогические проблемы организации инклюзивного
образования в младшей школе 21
Выводы по первой главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в обычной и инклюзивной образовательной среде
2.1 Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования тревожности младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе.. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования агрессии
младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Разработка психолого-педагогической рекомендаций по коррекции тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста 52
3.2 Психолого-педагогическая рекомендации по снижению агрессивности и
тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе 64
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 77
Как говорил британский политик Дэвид Бланкетт в 1987 году: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу стать полноценным его членом» [53;с.39].
На сегодняшний день статистка показывает, что 2019 году детей- инвалидов в РФ было 617 тысяч, в 2020-м году — 651 тысяча, а к 1 января 2021 года — уже 670 тысяч [31]. Это означает, что инклюзивное и интегрированное образование развивается наравне с обычным, как в России, так и за рубежом. Но при этом есть как положительные черты такого образования, так и отрицательные.
В настоящее время созданы и успешно функционируют системы специального образования для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. В данных учреждениях работают медицинские работники и специалисты узкого профиля. Одна из систем специального коррекционного образования - это инклюзивное образование. Инклюзивное образование (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [50;с.242].
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» [2;с.144].
В России интенсивно практикуется инклюзивное образование, что порождает огромное количество сложных проблем и новых задач в системе образования. Когда мы сравниваем отечественную и зарубежную системы образования, мы видим явные различия. Зарубежная система образования наиболее развита в направлении инклюзии, но нашей системе все еще не хватает такого опыта.
Согласно официальной статистике, 38 тысяч детей в России сегодня исключены из образования, поскольку у них нет возможности учиться из-за сопутствующих проблем со здоровьем и отсутствия соответствующих условий обучения [44]. С 1 месяца каждый ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться там. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее приходят? Первая проблема заключается в том, что школа готова принять.
В наше время в России стараются уделять как можно больше внимания инклюзивному образованию, но есть некоторые связанные с этим проблемы. Психологи отмечают, что дети, обучающиеся в инклюзивном классе, характеризуются повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, агрессивностью, тревожностью [53].
Агрессивность и тревожность рассматривают как адаптивные механизмы. Агрессивность - это свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Главный эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Дети младшего школьного возраста, используют агрессию для самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения каких-либо собственных целей [11]. В приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.
Дети младшего школьного возраста наиболее уязвимы проявлениям агрессии и тревоге. Формирование личности начинается в течение 4 лет. И во многом проявление агрессии у детей младшего школьного возраста влияет на их отношения с родителями, учителями и сверстниками.
Проблемы тревожных и агрессивных детей разнообразны: с одной стороны, плохая успеваемость, неспособность установить контакт, с другой- низкая самооценка, чувство вины, неспособность помочь детям преодолеть эти чувства, каждому ребенку нужен особый способ чувствовать себя спокойным, защищенным и уверенным в себе и своих силах [27].
Таким образом, при выборе данной темы исследования были определены:
Объект исследования - агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Гипотеза исследования: существует различие в уровне тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше.
Цель исследования - исследование особенностей агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Исходя, из заданной цели нужно решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивной среде.
2. Выявить уровни агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста обучающихся в инклюзивном и обычном классе.
3. Разработать рекомендации по коррекции агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение и обобщение психолого¬педагогической литературы;
• эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, методы математической статистики;
• методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
• методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
• тест школьной тревожности Филлипса.
• тест Басса-Дарки на агрессивность.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающих в инклюзивном классе.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
На сегодняшний день статистка показывает, что 2019 году детей- инвалидов в РФ было 617 тысяч, в 2020-м году — 651 тысяча, а к 1 января 2021 года — уже 670 тысяч [31]. Это означает, что инклюзивное и интегрированное образование развивается наравне с обычным, как в России, так и за рубежом. Но при этом есть как положительные черты такого образования, так и отрицательные.
В настоящее время созданы и успешно функционируют системы специального образования для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. В данных учреждениях работают медицинские работники и специалисты узкого профиля. Одна из систем специального коррекционного образования - это инклюзивное образование. Инклюзивное образование (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [50;с.242].
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» [2;с.144].
В России интенсивно практикуется инклюзивное образование, что порождает огромное количество сложных проблем и новых задач в системе образования. Когда мы сравниваем отечественную и зарубежную системы образования, мы видим явные различия. Зарубежная система образования наиболее развита в направлении инклюзии, но нашей системе все еще не хватает такого опыта.
Согласно официальной статистике, 38 тысяч детей в России сегодня исключены из образования, поскольку у них нет возможности учиться из-за сопутствующих проблем со здоровьем и отсутствия соответствующих условий обучения [44]. С 1 месяца каждый ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться там. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее приходят? Первая проблема заключается в том, что школа готова принять.
В наше время в России стараются уделять как можно больше внимания инклюзивному образованию, но есть некоторые связанные с этим проблемы. Психологи отмечают, что дети, обучающиеся в инклюзивном классе, характеризуются повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, агрессивностью, тревожностью [53].
Агрессивность и тревожность рассматривают как адаптивные механизмы. Агрессивность - это свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Главный эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Дети младшего школьного возраста, используют агрессию для самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения каких-либо собственных целей [11]. В приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.
Дети младшего школьного возраста наиболее уязвимы проявлениям агрессии и тревоге. Формирование личности начинается в течение 4 лет. И во многом проявление агрессии у детей младшего школьного возраста влияет на их отношения с родителями, учителями и сверстниками.
Проблемы тревожных и агрессивных детей разнообразны: с одной стороны, плохая успеваемость, неспособность установить контакт, с другой- низкая самооценка, чувство вины, неспособность помочь детям преодолеть эти чувства, каждому ребенку нужен особый способ чувствовать себя спокойным, защищенным и уверенным в себе и своих силах [27].
Таким образом, при выборе данной темы исследования были определены:
Объект исследования - агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Гипотеза исследования: существует различие в уровне тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше.
Цель исследования - исследование особенностей агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Исходя, из заданной цели нужно решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивной среде.
2. Выявить уровни агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста обучающихся в инклюзивном и обычном классе.
3. Разработать рекомендации по коррекции агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение и обобщение психолого¬педагогической литературы;
• эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, методы математической статистики;
• методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
• методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
• тест школьной тревожности Филлипса.
• тест Басса-Дарки на агрессивность.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающих в инклюзивном классе.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
В ходе данного исследования были получены следующие практические и теоретические результаты:
1. Выявлены особенности проявления детской агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте в зависимости от типа образовательной среды (инклюзивной или традиционной).
2. Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №22, для которого были отобраны и описаны следующие методики:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
- тест школьной тревожности Филлипса.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
- тест Басса-Дарки на агрессивность.
По результатам проведенного эксперимента были получены следующие результаты от общего количества детей с двух классов:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф), не выполнили 3%, частично выполнили - 20, допустили ошибки - 40%, выполнили задание - 27% .
- в тесте школьной тревожности Филлипса, повышенный уровень
тревожности - 13%, нормальный уровень тревожности - 40% , страх самовыражения - 27%, не имеют психологических и эмоциональных трудностей - 7%, страх не соответствия - 3%, не испытывают страха не соответствия - 10%.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова), недостаточно адекватная самооценка - 17%, средний уровень выраженной агрессии - 13%, не всегда уверены в себе - 17%, высокий уровень агрессии - 15 %, высокая и завышенная самооценка - 38%.
- тест Басса-Дарки на агрессивность, вербальная агрессия - 7%, обида - 10%, чувство вины - 30%,физическая агрессия - 7%, косвенная агрессия - 23%, подозрительность - 10%, раздражение - 13%, негативизм - 0%.
3. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации по снижению агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Основной вопрос, на наш взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, - необходим баланс. Как, в общем - то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как уже было сказано выше, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у ребенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможна коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза о существовании различия в уровнях тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше - подтверждена.
1. Выявлены особенности проявления детской агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте в зависимости от типа образовательной среды (инклюзивной или традиционной).
2. Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №22, для которого были отобраны и описаны следующие методики:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
- тест школьной тревожности Филлипса.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
- тест Басса-Дарки на агрессивность.
По результатам проведенного эксперимента были получены следующие результаты от общего количества детей с двух классов:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф), не выполнили 3%, частично выполнили - 20, допустили ошибки - 40%, выполнили задание - 27% .
- в тесте школьной тревожности Филлипса, повышенный уровень
тревожности - 13%, нормальный уровень тревожности - 40% , страх самовыражения - 27%, не имеют психологических и эмоциональных трудностей - 7%, страх не соответствия - 3%, не испытывают страха не соответствия - 10%.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова), недостаточно адекватная самооценка - 17%, средний уровень выраженной агрессии - 13%, не всегда уверены в себе - 17%, высокий уровень агрессии - 15 %, высокая и завышенная самооценка - 38%.
- тест Басса-Дарки на агрессивность, вербальная агрессия - 7%, обида - 10%, чувство вины - 30%,физическая агрессия - 7%, косвенная агрессия - 23%, подозрительность - 10%, раздражение - 13%, негативизм - 0%.
3. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации по снижению агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Основной вопрос, на наш взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, - необходим баланс. Как, в общем - то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как уже было сказано выше, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у ребенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможна коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза о существовании различия в уровнях тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше - подтверждена.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



