Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ

Работа №170228

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общие теоретические подходы к проблеме психологических особенностей личности младших школьников в инклюзивном образовании
1.1 Особенности проявления детской агрессивности в младшем школьном
возрасте 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста 18
1.3 Психолого-педагогические проблемы организации инклюзивного
образования в младшей школе 21
Выводы по первой главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в обычной и инклюзивной образовательной среде
2.1 Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования тревожности младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе.. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования агрессии
младших школьников неинклюзивном и инклюзивном классе 46
Выводы по второй главе 50
Глава III. Разработка психолого-педагогической рекомендаций по коррекции тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста 52
3.2 Психолого-педагогическая рекомендации по снижению агрессивности и
тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе 64
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 77


Как говорил британский политик Дэвид Бланкетт в 1987 году: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу стать полноценным его членом» [53;с.39].
На сегодняшний день статистка показывает, что 2019 году детей- инвалидов в РФ было 617 тысяч, в 2020-м году — 651 тысяча, а к 1 января 2021 года — уже 670 тысяч [31]. Это означает, что инклюзивное и интегрированное образование развивается наравне с обычным, как в России, так и за рубежом. Но при этом есть как положительные черты такого образования, так и отрицательные.
В настоящее время созданы и успешно функционируют системы специального образования для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. В данных учреждениях работают медицинские работники и специалисты узкого профиля. Одна из систем специального коррекционного образования - это инклюзивное образование. Инклюзивное образование (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [50;с.242].
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» [2;с.144].
В России интенсивно практикуется инклюзивное образование, что порождает огромное количество сложных проблем и новых задач в системе образования. Когда мы сравниваем отечественную и зарубежную системы образования, мы видим явные различия. Зарубежная система образования наиболее развита в направлении инклюзии, но нашей системе все еще не хватает такого опыта.
Согласно официальной статистике, 38 тысяч детей в России сегодня исключены из образования, поскольку у них нет возможности учиться из-за сопутствующих проблем со здоровьем и отсутствия соответствующих условий обучения [44]. С 1 месяца каждый ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться там. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее приходят? Первая проблема заключается в том, что школа готова принять.
В наше время в России стараются уделять как можно больше внимания инклюзивному образованию, но есть некоторые связанные с этим проблемы. Психологи отмечают, что дети, обучающиеся в инклюзивном классе, характеризуются повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, агрессивностью, тревожностью [53].
Агрессивность и тревожность рассматривают как адаптивные механизмы. Агрессивность - это свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Главный эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Дети младшего школьного возраста, используют агрессию для самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения каких-либо собственных целей [11]. В приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.
Дети младшего школьного возраста наиболее уязвимы проявлениям агрессии и тревоге. Формирование личности начинается в течение 4 лет. И во многом проявление агрессии у детей младшего школьного возраста влияет на их отношения с родителями, учителями и сверстниками.
Проблемы тревожных и агрессивных детей разнообразны: с одной стороны, плохая успеваемость, неспособность установить контакт, с другой- низкая самооценка, чувство вины, неспособность помочь детям преодолеть эти чувства, каждому ребенку нужен особый способ чувствовать себя спокойным, защищенным и уверенным в себе и своих силах [27].
Таким образом, при выборе данной темы исследования были определены:
Объект исследования - агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Гипотеза исследования: существует различие в уровне тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше.
Цель исследования - исследование особенностей агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Исходя, из заданной цели нужно решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий агрессивность и тревожность у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивной среде.
2. Выявить уровни агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста обучающихся в инклюзивном и обычном классе.
3. Разработать рекомендации по коррекции агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение и обобщение психолого¬педагогической литературы;
• эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, методы математической статистики;
• методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
• методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
• тест школьной тревожности Филлипса.
• тест Басса-Дарки на агрессивность.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающих в инклюзивном классе.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования были получены следующие практические и теоретические результаты:
1. Выявлены особенности проявления детской агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте в зависимости от типа образовательной среды (инклюзивной или традиционной).
2. Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №22, для которого были отобраны и описаны следующие методики:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
- тест школьной тревожности Филлипса.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
- тест Басса-Дарки на агрессивность.
По результатам проведенного эксперимента были получены следующие результаты от общего количества детей с двух классов:
- методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф), не выполнили 3%, частично выполнили - 20, допустили ошибки - 40%, выполнили задание - 27% .
- в тесте школьной тревожности Филлипса, повышенный уровень
тревожности - 13%, нормальный уровень тревожности - 40% , страх самовыражения - 27%, не имеют психологических и эмоциональных трудностей - 7%, страх не соответствия - 3%, не испытывают страха не соответствия - 10%.
- методика «Кактус» (М. А. Панфилова), недостаточно адекватная самооценка - 17%, средний уровень выраженной агрессии - 13%, не всегда уверены в себе - 17%, высокий уровень агрессии - 15 %, высокая и завышенная самооценка - 38%.
- тест Басса-Дарки на агрессивность, вербальная агрессия - 7%, обида - 10%, чувство вины - 30%,физическая агрессия - 7%, косвенная агрессия - 23%, подозрительность - 10%, раздражение - 13%, негативизм - 0%.
3. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации по снижению агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в инклюзивном классе.
Основной вопрос, на наш взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, - необходим баланс. Как, в общем - то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как уже было сказано выше, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у ребенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможна коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза о существовании различия в уровнях тревожности и агрессивности у младших школьников, обучающихся в инклюзивной и традиционной образовательной среде: в инклюзивном классе уровень тревожности и агрессивности выше - подтверждена.



1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2016. - С.302
2. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2017. - № 1. -С. 144¬148.
3. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду. — 2016. - №4 - С. 78-81.
4. Андрэ Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. - М.: ПрофитСтайл, 2018. - 224 с.
5. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2015. -125 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2017. - 213с.
8. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 153 с.
9. Бодалева А.А. Столина В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2015. - 208с.
10. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
11. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2017. - 144 с.
12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2018. - 245с.
13. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2016. - 416с.
14. Виневская А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 268 с.
15. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр. соч.: в 6 т. М., 2015. Т.3. - 235с.
16. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы/ Л.С. Выготский. - Москва: Издательство ЮРАЙТ, 2021. - 281с.
17. Гупта М. К. Как всегда оставаться счастливым. Рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности / М.К. Гупта. - М.: АСТ, Астрель, Времена 2, 2017. - 128 с.
18. Гришина Н. Психология конфликта: учебное пособие / Н. Гришина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018. - 574 с.
19. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 с.
20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 с.
21. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2019. - 244с
22. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 2016. №1. - С. 53 -57.
23. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2016. № 4. С. 85-92.
24. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - ОИЦ «Академия», 2016. - 325с.
25. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. // Прикладная психология. 2014. № 1. С.95-102.
26. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2.
2016. С. 42 - 46.
27.Зинченко В.П., Мещерякоа Б.Г. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., Педагогика-Пресс, 2016. - 440с.
28. Кабанова М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Академия, 2015. - 312с.
29. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2016. - 254с.
30. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - М.: Речь, 2016. - 999 с.
31. Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - М.: Речь, 2016. - 80 с
32. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая
коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2016. -
371с.
33. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. - СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2016. - 288 с.
34. Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. - 544 с.
35. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 с.
36. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях
инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. - М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
37. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2017.- 116с.
38. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2016. - 118с.
39. Леонтьев А.Н.. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика, 2017. - т. 1. - 264 с.
40. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии. 2014. №6. С.18-21.
41. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской
патопсихологии Учебное пособие. - Феникс, 2015. - 576 с.
42. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. 4-е междунар. изд. СПб.: Олма Пресс, 2014. 510 с.
43. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт- Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
44. Малютова Е.К., Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2016. - 190 с.
45. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2014. - 248 с.
46. Михальчи, Е. В. Моделирование социокультурной среды вуза для
студентов с ОВЗ и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Социально - гуманитарные знания. — 2015. — Вын. 1. — С. 354—3б0.
47. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 201б. - 504 с.
48. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 184 с.
49. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2015. - 736с.
50. Нарзулаев С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы /С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова, Л. А. Шуклова. - (Коррекционная педагогика, социальная психология) // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 242-248.
51. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2018. - 522с.
52.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 275 с.
53. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма
государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2019 г. -№ 9(83). - 47с.
54. Перешенко, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник:
Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
55. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2016. - 336 с.
56. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-
психологических тренингов. - М.: МООДиМ «Новая цивилизация»,
Педагогическое общество России, 2015. - 155 с.
57. Ратинова Н.А. Тест руки Э. Вагнера // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М., 2016. - 159 с.
58. Рачин А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А.П. Рачин, Е.В. Михайлова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 106 с.
59. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20¬21 сентября 2018 г. - СПб, 2010. - С. 200
60. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12.
- №3. - 2017 г. - С. 136.
61. Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М.:
62. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2016. - 806с.
63. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - С. 96
64. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 432 с.
65. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных
психологов. В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998. 160 с.
66. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2012. - 400 с.
67. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагостика и коррекция. - Минск: Литера, 2016. - 192с.
68. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. - М., 2017. - 198 с.
69. Хеллэм, Ричард Консультирование по проблемам тревожности / Ричард
Хеллэм. - М.: ПЕР СЭ, Институт консультирования и системных
решений, 2016. - 191 с.
70. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 с.
71. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ