ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ
РЕКЛАМЫ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...6
1.1. Понятие рекламы в психолого-педагогической науке 6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 17
1.3. Восприятие рекламы детьми младшего школьного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
ТЕЛЕРЕКЛАМЫ ДЕТЬМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3. Разработка программы по коррекции восприятия телевизионной рекламы
детьми младшего школьного возраста 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования заключается в том, что воздействие рекламы на психику детей приобретает в наше время все большую значимость и, соответственно, исследование данного вопроса очень важно, хотя и не очень развито в настоящее время, время информационных технологий. Не стоит забывать, что в настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества.
В современном мире человек постоянно находится под воздействием различного рода информации, поступающей из всевозможных источников. Одним из них является реклама. Реклама не только информирует потребителей о разнообразии товаров на рынке, но и является средством психологического воздействия и манипуляции мнениями, представлениями и взглядами людей.
Вопрос о воздействии рекламы на психику и поведение человека стал популярен и заботит немало людей. Некоторые, конечно, отрицают влияние рекламы на психику человека как такового и считают эти мысли глупостью. Другие же бьют тревогу, потому что не знающими людьми легче управлять и получать то, что нужно. Если человек не верит, что на него что-то влияет, значит, это имеет на него очень сильное влияние.
Телевидение для современного человека это — источник информации, развлечения, просто времяпрепровождения. Миллионы людей не представляют свой дом без телевизора, несмотря на то, что появились более современные носители информации и развлечения. Следует отметить, что значительную долю телеэфира занимает реклама, которая демонстрирует нам достижения современности: от продуктов питания до средств индивидуальной гигиены. День и ночь на телевидении бушует многоцветный, увлекательный и таинственный рекламный карнавал. Взрослое население настолько привыкло к этому, что уже не обращает особого внимания на то, что мелькает на экране, но различные возрастные группы, реагируют на действие рекламы по-разному.
Реклама — явление социально-психологическое. Это многоплановое явление, затрагивающее самые затаенные участки психики современного человека. Особенно значима проблема воздействия рекламы на детей, практически не изученная в отечественной психологии. Телевизионная реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают психологическое заражение, подражание, внушение.
Дети — идеальная аудитория для рекламодателей. Критичность к рекламе в этом возрасте небольшая, поэтому ребенок просит всё и верит во всё, что видит на экране. Детям присуща высокая эмоциональность, отклик на позитивные яркие рекламные символы. Они самозабвенно напевают прилипчивые рекламные мелодии, повторяют слова и фразы и не устают сотни раз смотреть понравившийся рекламный ролик.
С точки зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не могут противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды.
Изучением данной проблемы занимались следующие отечественные ученые: А. Астахова, В.И. Гостенин, Н.Э. Лазарева, Е.В. Медведева, М.В. Петрушко, И.Я. Рожкова, В.С. Собкин, Т.А. Ульянова, Л.Н. Федотова и другие. Также проблемой восприятия телерекламы занимались и зарубежные ученые: В. Мак-Гир, К. Мозер, С. Мориарти, У. Уэллс и другие.
Цель исследования: изучить особенности восприятия телерекламы детьми младшего школьного возраста.
Объектом изучения являются дети младшего школьного возраста.
Предметом является восприятие телерекламы детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети младшего школьного возраста имеют следующие особенности восприятия рекламы: умение выделять из полученной информации общие факты, при этом анализ и синтез информации вызывает значительные затруднения; внимание концентрируется на яркости и динамичности сюжета, реже — на содержании рекламного ролика; младшие школьники не всегда способны объяснить сущность рекламы и назначение рекламируемого товара.
Задачи:
1. Выявить социально-психологическую сущность рекламы.
2. Изучить особенности развития детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности восприятия телерекламы детьми младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия телерекламы в младшем школьном возрасте.
5. Разработать программу для повышения уровня восприятия телевизионной рекламы детьми младшего школьного возраста.
Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические методы: методы опроса и анализа продуктов деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист, содержание работы, введение, основная часть, состоящая из двух глав и выводов по ним, заключение, список использованных источников и приложения.
Психологическая проблематика изучения восприятия рекламы является новой и малоизученной, хотя и имеет прочные корни в психологии изучения восприятия и сознания. В настоящий момент эта проблема является актуальной, поскольку реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества, и ее присутствие ощущается все с большей силой.
В начале исследования была поставлена цель — изучить особенности восприятия рекламной продукции детьми младшего школьного возраста, которая привела нас к решению следующих задач:
1. Выявить социально-психологическую сущность рекламы. В результате решения данной задачи можно сделать вывод, что реклама — это особая форма воздействия на человека. Реклама представляет собой информацию, адресованную неопределенному кругу лиц с целью привлечения внимания к рекламируемому объекту. В психологическом плане рекламу можно определить, как искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров и слуг. Основными функциями рекламы являются: информационно-познавательная, нормативная, социально-проблемная, интегративная, развлекательно-компенсаторная, фоновая. Существует много разнообразных видов рекламной деятельности: внутренняя реклама, наружная реклама, транзитная реклама, интернет-реклама, реклама в прессе, радио реклама, телевизионная реклама, реклама в местах продаж. Следует отметить, что реклама охватывают почти все сферы жизнедеятельности человека. По способам воздействия на потребителя реклама делится на два вида: рациональная реклама, которая воздействует на людей системой аргументов; эмоциональная реклама, которая обращается к чувствам людей.
2. Изучить особенности развития детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что психические процессы у детей младшего школьного возраста развиваются неравномерно. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Наглядно-образное мышление переходит к словесно-логическому. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Также можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Воображение детей младшего школьного возраста становится более управляемым и реалистичным. Младшие школьники еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны и откровенны. Следует помнить, что в младшем школьном возрасте сохраняется много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками.
3. Выявить особенности восприятия рекламы детьми младшего школьного возраста. Телевизионная реклама вызывает интерес у детей, так как они очень много времени проводят у телевизора. Большинство детей привлекает яркая, живая, динамичная реклама. Также из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, разбираться в новинках игрушек. Все это нужно ребенку для поддержания своего статуса среди сверстников. Но не стоит забывать о том, что дети еще не могут в полной мере проникнуть в содержание рекламы, все же их увлекает яркость и красочность сюжета. Для понимания в полной мере сущности рекламного ролика детям младшего школьного возраста не хватает умения рассуждать логически, а также недостаточно богат их жизненный опыт. В младшем школьном возрасте большинство детей с удовольствием смотрят рекламу, способны пересказать ее сюжет, могут распознавать эмоции героев, а также делать общие выводы и умозаключения, но анализ содержания рекламного ролика все же вызывает значительные затруднения.
4. Изучив теоретический материал, были выделены следующие критерии оценивания уровня восприятия телерекламы детьми младшего школьного возраста: когнитивный, отношенческий, поведенческий. Для определения уровня восприятия телерекламы младшими школьниками было проведено три методики: письменный опрос обучающихся, анкетирование родителей, мини-сочинение на тему «Моя любимая реклама». По результатам проведенных методик, мы выяснили, что большая часть обучающихся, а именно 85% имеют средний уровень восприятия телерекламы, то есть их внимание все еще направлено на динамичность сюжета, вместе с тем дети могут выделять из рекламного ролика ключевые умозаключения, но не всегда могут определить, насколько полезна полученная ими информация. 11% обучающихся все еще подвержены сильному воздействию телерекламы, не в силах проникнуть в смысл рекламных роликов, особое внимание уделяют отдельным ярким объектам. Лишь 4% из числа всех опрошенных имеют высокий уровень восприятия телерекламы, то есть могут объяснить ее смысл, пользу тех или иных товаров, в меньшей мере подвержены навязыванию им несуществующих потребностей.
5. Разработанная нами программа строится в основном в игровой форме, где создается доброжелательная атмосфера, атмосфера принятия друг друга. Занятия способствуют стимулированию психологических процессов обучающихся, а также способствуют формированию познавательной активности младших школьников. Представленный блок занятий направлен на развитие навыков критического осмысления медиаинформации, развитие внимания, а также способствуют развитию умения полноценно воспринимать объекты.
1. Авдеева Н.Н, Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков // журнал "Человек". 2003. №1. С. 17-19.
2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. М.: Просвещение, 1986. 244 с.
3. Андреева А.Г. Социальная психология. М.: Прогресс, 2002. 160 с.
4. Батр Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М.: Вильямс, 2004. 784 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 347 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
7. Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н. Маркетинг: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2012. 448 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педвузов / [Дубровина И.В. и др.]; М.: AcademiA, 1999. 320 с.
9. Волкова О. Влияние рекламы на ребенка // Мой кроха и Я. 2007. № 5 . С. 15 - 17.
10. Выготский Л.С. История высших психических функций. М.: Просвещение, 1983. 104 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2014. 305 с.
12. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр.соч. М.: Просвещение, 1984. 449 с.
13. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 2003. 230 с.
14. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
15. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Школа- Пресс, 2005. 69 с.
16. Ермолаев-Томин О.Ю. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 79 с.
17. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2006. 379 с.
18.Запарожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Знание, 1986. 376 с.
19.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Инфо, 2006. 322 с.
20. Коган Е. Методы воздействия рекламы // Рекламные технологии. 2002. № 4.С. 9-11.
21. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. М.: Прайм- Еврознак, 2003. с. 512.
22. Крылов И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций: учеб. пособие для студентов. М.: Центр, 1998. 120 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Просвещение, 2010. 299 с.
24. Лазарева Н.Э. Влияние телевизионной рекламы на мотивационную сферу младших школьников. М.: Проспект, 2013. 89 с.
25. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. М.: Питер. 2005. 104 с.
26. Леонтьев Д.А. 50 % рекламы // Рекламист. 1995. № 1. С. 18-24.
27. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. М.: Центр, 1987. 43 с.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Просвещение, 2007. 204 с.
29. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
30. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / [Дубровина И.В. и др.]; Под ред. Дубровиной И.В. М.: Просвещение, 2007. 148 с.
31. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / [И.В. Дубровина И.В. и др.]; Под ред. Дубровиной И.В. М.: Просвещение. 2007. 208 с.
32. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. X.: Гуманитарный Центр, 2004. 380 с.
33. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2007. 336 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие. М.: Академия, 2000. 452 с.
35. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 2001. 686 с.
36. Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. М.: Речь, 2006. 342 с.
37.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 443 с.
38.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
39. Первак Е.В. Влияние средств массовых коммуникаций на детей младшего школьного возраста: материалы научной конференции «Вологдинские чтения». Владивосток, 25 ноября 2006 г. 102 с.
40. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1972. 237 с.
41. Практикум по возрастной и педагогической психологии / [Данилова Е.Е. и др.] ; Под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 2000. 160 с.
42. Райгородский Д.Я. Реклама: внушение и манипуляция. М.: Просвещение, 2011. 189 с.
43. Рожков И. Я. Реклама: планка для «профи». М.: Юрайт, 1997. 135 с.
44. Романов А.А. Реклама: между социумом и маркетингом. М.: Маркет ДС, 2002. 300 с.
45. Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2003. 560 с.
46. Телевидение для детей как средство социализации личности: материалы научной конференции «Гуманитарное образование в Сибири». Новосибирск, 25 января 2001 г. / Отв. Ред.: Рюхов П. Н.: НГУ, 2001. 120 с.
47. Тимшин В.А. Феномен рекламы в контексте философии постмодернизма: автореф. дис. канд. филос. Наук: 09.00.11 / Тимшин Вадим Алексеевич; РУДН. М., 2003. 24 с.
48. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-холдинг, 2006. 282 с.
49. Сергиенко Е.А. Модель психического в онтогенезе человека. Спб.: Питер, 2009. 80 с.
50. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: учеб. для пед. вузов и училищ. М.: Школа-пресс, 1997. 383 с.
51. Собкин В.С. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа. М.: Академия педагогических наук, 2009. 176 с.
52. Ульянова Т.А. Социологические исследования средств распространения рекламы. М.: ИНИОН РАН, 1995. 183 с.
53. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2008. 1239 с.
54. Ушинский К.Д. Первые уроки логики. М.: Наука, 1948. 554 с.
55. Уэллс У, Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001. 797 с.
56. Федеральный закон «О рекламе». М.: Омега-Л, 2006. 34 с. (Закон Российской Федерации).
57. Харрис Р «Психология массовых коммуникаций». Спб.: Питер, 2001. 130 с.
58. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Логос, 2009. 304 с.
59. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых
информационных процессов. М.: Мысль, 2001. 322 с.
60.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
61.Юцкова Е.М. Средства массовой информации. М.: Инфра — М, 2000. 90 с.