Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Российский Государственный Гуманитарный Университет.
Выборка: 10 студентов в возрасте от 18 до 22 лет.
Есть приложение.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения финансовой грамотности студенческой молодежи в социальных науках 10
1.1 Понятие и сущность финансовой грамотности 10
1.2 Основные подходы к изучению финансовой грамотности студенческой молодежи в условиях цифровой экономики 19
2 Современное состояние финансовой грамотности студенческой молодежи в Российской Федерации 28
2.1 Состояния финансовой грамотности студентов вузов по оценкам исследовательских организаций 28
2.2 Возможности повышения финансовой грамотности студенческой молодежи в России со взгляда экспертов 35
3 Анализ финансовой грамотности студенческой молодежи на примере РГГУ 41
3.1 Уровень финансовой грамотности студенческой молодежи 41
3.2 Факторы, влияющие на финансовую грамотность студентов 47
3.3 Рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности 50
Заключение 54
Список источников и литературы 57
Приложение 1 61
Актуальность исследования. В эпоху цифровизации финансовые отношения все глубже проникают в повседневную жизнь. Современный человек ежедневно сталкивается с необходимостью управлять как личным бюджетом, так и финансами домохозяйства, а также анализировать многообразие финансовых инструментов. Характерной чертой нынешнего этапа развития является экспансия финансовых институтов, появление инновационных возможностей и усложнение процедуры принятия ключевых монетарных решений.
Изучение финансового поведения студенчества приобретает особую значимость по ряду причин. С одной стороны, молодые люди зачастую не обладают достаточным опытом в условиях социально-экономических трансформаций, что обуславливает необходимость интенсивной работы по формированию их финансовой грамотности и навыков эффективного обращения с деньгами. С другой стороны, студенты демонстрируют повышенную восприимчивость к инновациям. Современные реалии открывают перед молодежью новые горизонты, стимулируя принятие большего числа самостоятельных финансовых решений по сравнению с предыдущими поколениями. Однако это также создает риски вовлечения в сомнительные и потенциально опасные схемы.
Хочется отметить, что процесс социального взросления студентов неразрывно связан с развитием чувства ответственности и способности действовать в соответствии с общественными нормами, не подвергая опасности себя и близких, в том числе в финансовой сфере. В связи с этим, критически важно выявить факторы, влияющие на принятие финансовых решений молодежью, формирование определенных паттернов финансового поведения, а также изучить существующие механизмы управления этими процессами.
В свою очередь, данная тема является также актуальной и для развития Российской Федерации. В стране принята долгосрочная «Стратегия повышения финансовой грамотности» , расширяющая доступ граждан к финансовым услугам именно благодаря постепенному формированию определенной финансовой грамотности населения, обеспечению активной защиты их ключевых финансовых прав. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, постоянное увеличение числа пользователей сети Интернет в итоге приводят к тому, что каждый день граждане с достаточно низкой финансовой грамотностью становятся жертвами мошенников. Таким образом, формирование финансовой грамотности в настоящее время является важнейшей задачей общества, императивом его активного социально-экономического развития. В том числе, на это в своих выступлениях указывает и В.В. Путин: «Намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности, и для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях - от школы до высших учебных заведений» .
В современных реалиях финансовая грамотность становится ключевым элементом профессиональной компетенции молодых кадров. Вопрос ее планомерного развития у студенчества приобретает исключительную важность, требуя глубокого анализа и разработки эффективных практических методов решения. Трансформация социально-экономических отношений и переход России к цифровой экономике диктуют новые стандарты умений и знаний для будущих высококвалифицированных специалистов в сфере использования финансовых инструментов. Это ставит перед отечественной системой высшего образования неотложную задачу по формированию финансовой компетентности обучающихся.
Современное поколение студентов существует и взаимодействует в цифровом пространстве, сформированном информационно-коммуникационными технологиями. В этих условиях преподавательские составы ВУЗов должны обладать высочайшим уровнем цифровой компетентности, поскольку именно они готовят молодежь к жизни и профессиональной деятельности в новых реалиях. Финансовая грамотность, несомненно, может стать краеугольным камнем высшего образования в эпоху становления цифровой экономики в России.
Актуальность данной проблематики обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных эффективно ориентироваться в усложняющемся финансовом ландшафте. Это предполагает не только овладение теоретическими знаниями, но и развитие практических навыков управления личными финансами, оценки рисков и принятия взвешенных финансовых решений.
В контексте цифровизации экономики особую значимость приобретает интеграция финансовой грамотности с навыками использования современных технологий. Это включает в себя понимание принципов работы цифровых финансовых инструментов, осознание потенциальных киберугроз и умение защищать свои финансовые интересы в виртуальной среде. На актуальность темы также указывает и то, что потребность общества в формировании финансовой грамотности студенческой молодежи отражается в многочисленных нормативно-правовых актах. Так, можно отметить Указ Президента от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» ; распоряжение Правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года» ; распоряжение Правительства от 6 октября 2021 г. № 2861-р «Об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» ; паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» .
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы формирования финансовой грамотности студенческой молодежи обуславливается тем, что современная цифровая экономика уже стала важнейшей частью, о которой человек должен не просто знать, но и действовать в ее рамках, пользоваться ею, так как она формирует почву цифровой грамотности населения для стабильного ее функционирования.
Степень разработанности темы. Что касается самой темы «финансовая грамотность», то можно найти истоки изучения в работах классиков экономической и социологической науки, такие как: В. Парето, П. Самуэльсон, М. Вебер, К. Маркс. Вильфредо Парето исследовал распределение доходов и богатства, что связано с пониманием экономической неравенства и финансовых знаний. Пол Самуэльсон, в своем учебнике по экономике «Экономика. Вводный курс» , заложил основы для понимания экономических концепций, необходимых для управления личными финансами. Макс Вебер, в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» , анализировал рациональность и планирование, что напрямую связано с принципами финансовой грамотности. Карл Маркс в своих трудах, таких как «Капитал» , обсуждал структурные причины экономической неграмотности и неравенства, что важно для понимания текущих вызовов в области финансового образования. Именно они заложили основы понимания термина, рассматривая базовые экономические концепции, распределение доходов и причины экономической неграмотности. Проблематика развития финансовой грамотности студенческой молодежи находится в поле зрения представителей разных наук, в социологии же теория и методология изучения феномена находится только в процессе формирования. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Быстрова Н.В. со своей работой «Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики» , Резник С.Д. «Финансовая грамотность российского студенчества» и другие.
Объект исследования: Студенческая молодежь от 18 до 23 лет.
Предмет исследования: Финансовая грамотность студенческой молодежи
Цель исследования: Выявить основные характеристики и особенности финансовой грамотности среди студенческой молодежи, а также выявить ключевые факторы, влияющие на формирование их финансовых знаний и поведения.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и значение финансовой грамотности студенческой молодежи;
изучить современное состояние финансовой грамотности студенческой молодежи в Российской Федерации;
изучить финансовую грамотность студенческой молодежи на примере РГГУ;
определить способы повышения финансовой грамотности студенческой молодежи в России.
Эмпирическая база курсовой работы:
1. Данные авторского исследования:
1.1 Качественное исследование «Практика финансовой грамотности студенческой молодежи»; г. Москва, декабрь 2023 года; метод – глубинное интервью. Были опрошены 10 информантов в
возрасте от 18 до 22 лет. Все 10 респондентов являлись студентами РГГУ.
2. Данные других исследований:
2.1 Всероссийский опрос «Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап»; Институт фонда «Общественное мнение» 13 марта 2023 г.; метод – анкетный опрос. Выборка репрезентативная по полу, возрасту и месту проживания – 4000 респондентов.
2.2 Всероссийский опрос «Каждый второй представитель молодежи считает, что ему недостаточно знаний о финансовой безопасности»; Аналитический центр НАФИ в июне 2022 г.; метод– анкетный опрос. Выборка репрезентативная по возрасту и месту проживания – 1000 респондентов.
Определения (интерпретация) основных понятий:
1. Студенческая молодёжь — это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием.
2. Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия.
3. Цифровая экономика— все виды экономической деятельности, зависящие от использования цифровых технологий, цифровой инфраструктуры, цифровых услуг и данных, либо в значительной степени усиливающиеся за счет такого использования
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данном исследовании, были успешно выполнены. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
Финансовое поведение населения оказывает непосредственное влияние на макроэкономические показатели и инвестиционную привлекательность регионов. Высокий уровень финансовой грамотности свидетельствует о том, что часть населения готова получать дополнительные знания и, соответственно, использовать финансовые продукты, которые предлагает рынок. Низкий уровень финансовой грамотности может говорить о нежелании получать дополнительные знания.
Уровень развития финансовой грамотности определяет участие студентов в общественной и бытовой жизни, как они справляются со своими финансовыми трудностями. Современный студент должен обладать тем минимальным багажом нравственных и профессиональных качеств, благодаря которым он сможет благополучно реализовать свою жизнь, а также проявить свой потенциал на месте работы для карьерного роста.
Финансовая грамотность среди студентов – это способность эффективно управлять своими финансами, принимать обоснованные финансовые решения и развивать необходимые навыки для успешной финансовой жизни, несмотря на свой ограниченный бюджет. Это включает в себя ориентирование в финансовой сфере, знание и применение основных финансовых концепций в жизни, управление личными финансами, планирование бюджета, принятие обоснованного решения по поводу покупки и знание финансовых продуктов и услуг, а также совершение банковских услуг.
Финансовая грамотность является важным фактором для экономического развития страны. Появляются всё больше программ по изучению финансов, реализации своих бизнес-идей и по условиям кредитования, но чаще всего эти курсы предназначены для школьников. Что же касается студентов, то возможностей у них меньше, но имеются в виде онлайн и офлайн курсов от их ВУЗов.
Ключевые выводы исследования на примере респондентов.
1. Студенты имеют неполные знания о финансовой грамотности, что может вызвать проблемы с финансовым планированием в будущем, но у них есть мотивация получать больше знаний в этой сфере.
2. Явным фактором, оказывающий влияние на недостаточную осведомленность об финансовой грамотности студентов, является отсутствие обучения финансовой грамотности как обязательного предмета в учебных заведениях, в частности в РГГУ. Они получают свой опыт в первую очередь от семьи или своего окружения, что носит в себе практический характер.
3. Рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности:
внедрение обязательных курсов по финансовой грамотности в учебные планы школ и вузов.
проведение финансовых тренингов и семинаров для студентов, на которых им будут рассказывать об основных правилах ведения бюджета.
популяризация финансовой грамотности среди молодежи через СМИ и социальные сети.
Проведенное исследование выявило, что студенты проявляют финансовую грамотность в ведении бюджета посредством разумной экономики, воздерживаясь от ненужных трат, и благоразумие, уделяя внимание своим финансовым действиям (организации бюджета, его траты на жизненно необходимые вещи и исключение пассивных трат) и стремясь к достижению стабильности в своем бюджете. Они систематически откладывают средства на накопления, следят за расходами и стараются инвестировать свои деньги в акции различных компаний, чтобы положить начало к дополнительному пассивному заработку. Однако, они не обладают высоким знанием финансовых инструментов, которые помогают им вести учет доходов и расходов, только на правах обывателя, но они способны принимать обоснованные решения, так как избегают необоснованных трат, хотя студенты признаются, что могут совершить импульсивные покупки, не вписывающиеся в их бюджет.
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. – 2020. – № 159.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 50. – ст. 7185.
3. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 40. – ст. 5894.
4. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р (ред. от 14.03.2022) «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 41. – ст. 7051.
5. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 45. – ст. 8091.
6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «Консультант Плюс»
Литература:
7. Алдошина М.И. Университетское образование как гарант национальной безопасности в полицентричном мире // Образование и общество. – 2022. – № 4. – С. 46-49.
8. Богдан Н.В. Анализ уровня финансовой грамотности студентов ВУЗа физической культуры // Научно-спортивный журнал. – 2023. – №1. – С. 75-84.
9. Болотнова Е.А. Анализ финансов домашних хозяйств // ЕГИ. – 2020. – №6 (32). – С. 66-70.
10. Боярских Е.В. Система управления качеством образования в высших учебных учреждениях // ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень. – 2022. – №1 (15). – С. 13-14.
11. Быстрова Н.В. Организация профессионального воспитания студентов колледжа / Н.В. Быстрова, И.Р. Воронина // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс: материалы Международной научно-практической конференции 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». – Москва, 2020. – С. 477-483.
12. Быстрова Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 51-54.
13. Быстрова Н.В. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-4. – С. 70-74.
14. Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // АНИ: экономика и управление. – 2019. – №1 (22). – С. 86-89.
15. Дронов Р.В. Развитие финансовой грамотности населения как первой ступени финансового образования / Р. В. Дронов, Е. Е. Шарафанова // Финансовое просвещение: III всероссийская научно-практическая конференция по финансовому просвещению в России «Современные тренды и технологии просвещения и обеспечения финансовой безопасности населения». Сборник материалов / под общ. ред. С. А. Лочана. М.: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2021. – С. 96-101.
16. Игнатикова О.А. Практические аспекты повышения уровня финансовой грамотности студентов Курского электромеханического техникума // Педагогический поиск. – 2021. – № 2. – С. 39-43.
17. Клокова Н.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня благосостояния населения Российской Федерации // Символ науки. – 2018. – №4. – С. 45-47.
18. Ковальчук А.В. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России / А.В. Ковальчук, Н.Ю. Сайбель // Концепт. – 2019. – №1. – С. 90-95.
19. Кодолова И.А. Специфика функционирования домашних хозяйств в Российской Федерации // МНИЖ. – 2023. – №1 (127). – С. 1-6.
20. Константинов И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2020. – №1. – С. 11-17.
21. Матвеев В.В. Финансовый менеджмент в сфере культуры: оценка эффективности, направления совершенствования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10. № 6. – С. 75-89.
22. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения России // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2021. – №2 (155). – С. 65-68.
23. Назарова Е.Н. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений Y и Z / Е.Н. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: Пенза, 15 ноября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 49-51.
24. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова// Вектор науки ТГУ. – 2021. –№ 2 (28). – С. 173-175.
25. Путин поставил задачу добиться в РФ всеобщей цифровой грамотности. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4307379 (дата обращения: 23.04.2024).
26. Резник С.Д. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // ИТС. – 2023. – №3 (112). – С. 522-539.
27. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики. – URL: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения: 23.04.2024).
28. Финансовая грамотность: учебное пособие для неэкономических направлений подготовки бакалавров / под ред. Е.Б. Хоменко. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2021. – 184 с.
29. Хикматов У.С. Основы финансовой грамотности: учебное пособие / У. С. Хикматов, М. Т. Койчуева. – Б.: КРСУ, 2019. – 163 с.
30. Хоменко Е.Б. Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. – 2022. – Т. 32, вып. 1. – С. 95-101.
31. Щербакова И.Г. Финансовая грамотность студентов и ее повышение посредством применения интерактивных методов обучения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2022. – №6. – С. 1042-1048.
Ресурсы Интернет:
32. Результаты опроса молодежи, проведенного Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) на начало 2022 года. – URL: https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-vtoroy-predstavitel-molodezhi-schitaet-chto-emu-nedostatochno-znaniy-o-finansovoy-bezopasnos/?ysclid=l9ybfz4uob818100718 (дата обращения: 23.04.2024).