ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 6 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
1.1. Организационно-методические и технические условия 6
организации дистанционного обучения
1.2. Электронный образовательный курс как основная форма 21
организации дистанционного обучения
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 34 СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация электронной образовательной среды в МАОУ 34 «Лицей № 1» г. Красноярска
2.2. Конструирование содержания электронного образовательного 40 курса в системе Moodle по биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Идея получения образования на расстоянии в данное время очень прогрессирует. Может показаться удивительным, но первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Я.А. Коменским 350 лет назад. Ведь именно он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники, создал базу для использования системного подхода в образовании, написав «Великую дидактику». Тем самым, по признанию многих исследователей, считается родоначальником дистанционного образования. Конечно же, это не было тем дистанционным обучением, какое мы видим сегодня.
Электронный образовательный курс (ЭОК) в настоящее время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь учителю и ученику в учебном процессе. Они направлены на активизацию и повышение продуктивности учебнопознавательной деятельности учеников, к которым отнесены: создание мотивации изучения дисциплины, наглядность представления учебной информации, интерактивность, ориентация на самостоятельное освоение, технологическая и содержательная преемственность различных этапов обучения дисциплине, нелинейность структуры учебного материала, комплексное использование средств мультимедиа [31].
Общая цель создания электронных ресурсов - повысить эффективность процесса овладения знаниями и повысить качество обучения. В курсе биологии электронные средства обучения могут использоваться в качестве дополнительных инструментов обучения, которые позволяют методично организовать самостоятельную работу учащихся, контролируемую преподавателями. Таким образом, в процессе изучения биологии будет осуществляться постепенное внедрение инновационных технологий, к которым, в частности, можно по праву отнести дистанционное обучение. В то же время в системе открытого образования электронные ресурсы являются одним из основных источников образовательной информации для обучающихся.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс
обучения биологии, включающий организацию дистанционного изучения общей биологии.
Предмет исследования: возможности электронного образовательного курса по подготовке к ЕГЭ по биологии в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования: разработать содержание электронно
образовательного курса, обеспечивающего формирование у обучающихся знаний по биологии для подготовке к ЕГЭ.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования: разработка электронно-образовательного курса по подготовке к ЕГЭ по биологии окажет положительное влияние на формирование и развитие биологических знаний, позволит их систематизировать и обобщить.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть значение, сущность и организацию проведения дистанционного обучения в биологическом образовании.
2. Выявить возможности электронной образовательной среды Moodle в организации ЭОК в МАОУ «Лицей 1».
3. Создать ЭОК «Подготовка к ЕГЭ по биологии» на платформе электронной образовательной среды Moodle МАОУ «Лицей 1».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме; анализ школьных программы и учебников; наблюдение учебно-воспитательного процесса по биологии; анализ платформы «Электронное обучение» на сайте лицея; разработка содержания, вопросов и заданий ЭОК.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ платформы «Электронное обучение» на сайте лицея.
На третьем этапе был разработан ЭОК «Подготовка к ЕГЭ по биологии» на платформе электронной образовательной среды Moodle МАОУ «Лицей 1», включающий более 20 ведео-уроков и презентаций, 15 тестов по различным темам, тесты по естественнонаучной грамотности, справочные материалы, ссылки на ресурсы для подготовке к ЕГЭ, раздел для решения задач по генетике и цитологии
База исследования: обучающиеся 10-11 классов МАОУ «Лицей № 1» г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 31 наименования. Общий объем работы составляет 53 страницы печатного текста.
В настоящее время спрос на дистанционное обучение растет в геометрической прогрессии. Так как система очень удобна и проста в использовании. Дистанционное обучение в виде электронных образовательных курсов для школьников при определенных условиях, таких как наличие высококачественных интерактивных средств массовой информации, ответственность, активность в обучении, и родительский контроль станут средством обеспечения качественного образования.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого учащегося: всю представленную работу, все заметки и комментарии учителя о работе, все сообщения на форуме. Преподаватель может создать и использовать любую систему оценки. Все примечания к каждому курсу хранятся в сводном листе. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность студентов, время их академической работы в сети. Модульная структура системы обеспечивает простоту использования для студентов и преподавателей.
Введение дистанционного обучения в практику образовательных организаций, в том числе и в преподавание школьной биологии, на наш взгляд, может повысить качество образования и подготовить учащихся к самостоятельной жизни в современном мире информационных технологий. Для этого мы разработали ЭОК «Подготовка к ЕГЭ по биологии», который включает в себя тесты для закрепления и актуализации знаний учащихся, презентации и видео-уроки для изучения материала, учебники для подготовки к контролю знаний, кодификатор по темам для подготовки, тесты по естественно-научной грамотности, глоссарий биологических понятий и раздел для решения заданий по генетике и цитологии.
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997. 196 с.
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
4. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного
обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической
конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.
5. Виды дистанционного обучения [Элетронный ресурс]. URL:
https: //edunews. ru/onlaj n/info/vidy-distantsionno go-obucheniya.html (дата
обращения 10.05.2022)
6. Герцунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Академия, 2008. 219 с.
7. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Демкин В. П., Краснова Г. А., Роберт И. В., Щенников С. А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. М.: Изд-во РУДН, 2003,241 с.
8. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=48465 (дата обращения 10.05.2022)
9. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.
10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
11. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003, 336 с.
12. История электронного образования [Элетронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/adept/istoriia-elektronnogo-obrazovaniia- 5f4f9cfbd82fdb1fd9eca69c (дата обращения 10.05.2020)
13. Кодексы и Законы РФ [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/ (дата обращения
17.05.2022)
14. Короповская, В. П. Методические основы создания электронного учебного курса: методические рекомендации. В. П. Короповская, О. К. Мясникова. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015. 39 c.
15. Медведева, О. А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы Moodle. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 1. С. 62-67....31