Использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения в
процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке
иностранного языка в системе среднего профессионального образования
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования 11
1.1 Содержание, структура и условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку 11
1.2 Особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в
системе среднего профессионального образования 28
2.1 Использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения на уроке иностранного языка в системе среднего
профессионального образования 28
2.2. Разработка и апробация комплекса заданий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования (в дополнение к учебному пособию «Career Paths: Agriculture 1». Авторы: Neil O' Sullivan, James D.
Libbin) 45
Выводы по главе 2 69
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 89
Приложение Г 95
Актуальность темы исследования. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование способности и готовности осуществлять коммуникацию профессиональной
направленности, т.е. формирование иноязычной коммуникативной
компетенции обучающихся в профессиональной области [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования].
Концепции формирования иноязычной коммуникативной компетенции исследуют В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, М.А. Бушуева, К.Г. Григорьева, О.В. Сумцова, О.В. Кузнецова, Дж. Мерино, Е. Фокидес.
В начале XXI века после разработки документа «Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment» (2001 г.), в котором представлена концепция иноязычной коммуникативной компетенции личности, и присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу (2003 г.) активизировалась работа по проведению исследований в области проектирования отечественных моделей профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.
Среди наиболее значимых следует отметить докторскую диссертацию И.И. Галимзяновой, в которой разработана педагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов неязыкового профиля. И.В. Леушиной рассмотрена проблема
совершенствования подготовки специалистов технического профиля в вузе на основе иноязычной подготовки. Модель формирования готовности будущих инженеров к работе с иноязычными источниками научно - технической информации предложена А.П. Васильевым.
Важнейшим следствием развития современной системы российского образования становится обновление содержания образования и поиск современных подходов к овладению иностранными языками. Одним из таких новшеств является внедрение элементов предметно-языкового интегрированного обучения на уроке иностранного языка.
Предметно-языковое интегрированное обучение набирает все больший интерес у преподавателей иностранного языка. Это обусловлено внедрением компетентностно-ориентированной модели обучения, что привело к серьезными изменениям в методике преподавания иностранного языка.
На сегодняшний день грамотный специалист должен обладать перечнем ключевых компетенций, таких как умение самостоятельно принимать решения, умение справляться со стрессом, умение работы в команде, иметь способность к самообразованию и быстро адаптироваться к новым условиям. На формирование таких компетенций и направлена образовательная деятельность в рамках методики предметно-языкового интегрированного обучения (Content-Language Integrated Learning; далее - CLIL).
Методика применения технологии CLIL на уроках иностранного языка рассматривается в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как: Н.Е. Боброва, С.М. Казеева, М.А. Макурина, А.С. Машрапова, Н.В. Попова, Д. Марш, Д. Койл, Д. Гредолл.
Предметно-языковой интегрированный подход к обучению, основанный на тесных междисциплинарных связях, актуален в свете современных тенденций и путей развития профессионального обучения и образования в средних специальных учебных заведениях.
В современных условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг и рабочей силы, работодатели нуждаются в грамотных специалистах, владеющих не только узконаправленными знаниями, но и иностранным языком непосредственно в рамках своей профессиональной деятельности. В свою очередь средние специальные образовательные учреждения, нацеленные на повышение рейтинга учебного заведения, нуждаются не только в преподавателях с двумя профилями подготовки, но и в передовых методиках обучения студентов, что делает актуальной тему исследования: «Использование элементов предметноязыкового интегрированного обучения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования».
Объектом исследования является процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.
Предметом исследования выступает обучение на иностранном языке в среднем профессиональном образовательном учреждении на основе внедрения элементов предметно-языковой интеграции.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в профессиональной области, обеспечивая интеграцию профессиональной деятельности в процесс обучения иностранному языку.
Цель исследования - теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики обучения на иностранном языке в среднем профессиональном образовательном учреждении на основе предметно-языкового интегрированного подхода для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в профессиональной области.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить содержание, структуру и условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.
2. Рассмотреть особенности формирования иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
3. Выявить базовые элементы реализации принципа предметно-языкового интегрированного обучения в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования.
4. Разработать комплекс заданий по формированию иноязычной
коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в
системе среднего профессионального образования (в дополнение к учебному пособию «Career Paths: Agriculture 1». Авторы: Neil O' Sullivan, James D. Libbin).
5. Провести апробацию разработанного методического материала на базе Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» (г. Красноярск).
6. Проанализировать данные опытно-экспериментальной работы и дать рекомендации по внедрению элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: контент-анализ литературы и интернет-ресурсов по вопросам современных подходов к обучению иностранным языкам; анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование участников педагогического эксперимента; методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретическую базу исследования составили работы в сфере формирования иноязычной коммуникативной компетенции: А.В.
Хуторского, Г.А. Петровой, В.В. Сафоновой, М.В. Черезовой, Е.С. Шестаковой, Л. Бахмана, Дж. Равена; в сфере обучения иностранному языку в условиях среднего профессионального образования - И.В. Зайцевой, Е.А. Машутиной; в сфере применения технологии CLIL на уроках иностранного языка - Л.А. Кокшаровой, Т.А. Лалетиной, А.Е. Крашенниковой, М.А. Макуриной, А.С. Машраповой, Д. Марша, Д. Койла, Ф. Болла.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» (г. Красноярск). Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс КГБПОУ «Красноярский аграрный техникум».
В ходе исследования разработан комплекс заданий в дополнение к действующему учебному пособию, который позволяет отразить принципы реализации предметно-языкового интегрированного обучения на занятиях по иностранному языку в среднем профессиональном образовательном учреждении в рамках интеграции иностранного языка и профессиональных дисциплин.
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования в дополнение к учебному пособию «Career Paths: Agriculture 1». Авторы: Neil O' Sullivan, James D. Libbin.
Практическая значимость результатов исследования
обусловливается возможностью применения разработанных методических рекомендаций при реализации методики предметно-языкового
интегрированного обучения на практических занятиях по иностранному языку обучающихся СПО, а также при подготовке обучающихся к чемпионату World Skills.
Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом и публикацию научной статьи по тематике исследования (включена в базу данных РИНЦ): «Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как метод подготовки студентов к чемпионату World Skills в неязыковом среднем специальном
образовательном учреждении» в сборнике материалов XV международной научно-практической конференции «Современные тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе»: Красноярск, Сибирский
государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 20 мая 2021 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложении". Работа изложена на 82 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования и приводятся сведения об апробации.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования» рассмотрены содержание, структура и условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку; выявлены особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования» изучены базовые элементы реализации принципа предметно-языкового интегрированного обучения в образовательном процессе. Проанализированы данные опытно-экспериментальной работы и даны рекомендации по внедрению элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы и намечается перспектива дальнейшего исследования.
Список использованных источников включает 58 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, нормативные документы и учебные издания.
Приложение А содержит документы, подтверждающие апробацию разработанного комплекса заданий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования на базе Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Красноярский аграрный техникум» (г. Красноярск).
Приложение Б включает технологическую карту учебного занятия с элементами предметно-языкового интегрированного обучения по теме «Animal products» (Продукты животного происхождения).
Приложение В включает технологическую карту учебного занятия с элементами предметно-интегрированного обучения по теме «Feeding farm animals» (Кормление сельскохозяйственных животных).
Приложение Г содержит текстовой и иллюстративный материал к занятиям по темам «Animal products» (Продукты животного происхождения) и «Feeding farm animals» (Кормление сельскохозяйственных животных).
Цель исследования, которое заключалось в изучении теоретических аспектов и экспериментальной разработке учебных занятий в среднем профессиональном образовательном учреждении на основе предметноязыкового интегрированного подхода в обучении иностранному языку, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся была достигнута, эффективность разработанных и внедренных в образовательный процесс методических материалов подтверждена.
Изучая и анализируя научную и методическую литературу по теме исследования, мы можем наблюдать увеличение числа научных работ, посвященных эффективному преподаванию иностранного языка с применением предметно-языкового интегрированного обучения. Такой подход в настоящее время представляется особо интересным, учитывая существующие как в нашей стране, так и во всем мире тенденции к глобализации и интернационализации образования.
В первой главе рассмотрены содержание, структура, условия и особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Во второй главе описываются принципы реализации предметноязыкового интегрированного обучения на уроке иностранного языка и приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении.
В ходе работы выявлены базовые элементы реализации принципа предметно-языкового интегрированного обучения в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования:
во-первых, иностранный язык будет выступать связующим звеном при передаче знаний по предмету; во-вторых, при разработке рабочей программы по иностранному языку необходимо применять интеграцию обсуждаемых тем в профессиональных текстах, рассматривать ситуации профессионального общения с разных точек зрения.
В средних специальных образовательных учреждениях, которые принимают участие в Чемпионате World Skills, стоит отметить предметноязыковое интегрированное обучение как одну из перспективных форм организации обучения для качественной подготовки участников.
При выборе модели реализации предметно-языкового
интегрированного обучения, мы отталкивались от отсутствия возможности внесения глобальных изменений в учебный план и рабочую программу учебных дисциплин в КГБ ПОУ «Красноярский аграрный техникум», от необходимости создания гибкого, легко-редактируемого,
экспериментального, краткосрочного модуля, реализуемого преподавателем иностранного языка, имеющим базовые знания в предметной области «Основы животноводства» и регулярно консультирующимся с преподавателем учебной дисциплины, который является экспертом площадки «Сити-фермерство», а также лично занимается подготовкой студентов к Чемпионату World Skills.
Нами был разработан, научно-обоснован и апробирован комплекс заданий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере на уроке английского языка с элементами предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал следующее: Применение предметно-языкового интегрированного обучения дает возможность сделать акцент на профессионально ориентированных темах, в результате чего повышаются мотивация и заинтересованность студентов. Отрабатывая различные темы, студенты получают навык владения предметной терминологией и необходимыми языковыми конструкциями. Таким образом, на занятиях происходит погружение в естественную профессиональную языковую среду.
Для того, чтобы у студентов была сформирована иноязычная коммуникативная компетенция в профессиональной области необходимо внедрение предметно-языкового интегрированного обучения c первого курса обучения, однако в наших условиях это возможно реализовать лишь на старших курсах. Во-первых, старшие курсы больше замотивированы на получение профессиональных навыков, чем курсы нового набора. Во-вторых, владение иностранным языком студентами первых курсов находится на низком уровне. В-третьих, достижение основной прагматической цели применения предметно-языкового интегрированного обучения в системе среднего профессионального образования - принятие участия в Чемпионате World Skills International, возможно только со второго курса обучения.
Подводя итог, необходимо подтвердить гипотезу нашего исследования: использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в профессиональной области, обеспечивая интеграцию профессиональной деятельности в процесс обучения иностранному языку.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке комплекса заданий ко всему тематическому блоку учебного пособия «Career Paths: Agriculture 1».
1. Акопян, Л.Г. Компетентностный подход в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов [Текст] / Л.Г. Акопян. - Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. ун-та, 2015. - 765 с.
2. Английский язык. Экология, почвоведение и
природопользование: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / О.А. Егорова, О.Н. Козлова, Е.Э. Кожарская, Л.В. Полубиченко. - М.: Юрайт, 2019. - 112 с.
3. Байрева, О.В. Коммуникативная компетентность студентов
неязыкового ВУЗа: опыт формирования в процессе обучения иноязычному деловому общению [Текст] / О.В. Байрева. - Оренбург: Изд-во
Оренбургского гос. ун-та, 2015. - 756 с.
4. Беляева, Н.А. Скнарина И.И. Формирование иноязычной
компетенции у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dmee.ru/docs/100/index-24553.html (дата обращения:
12.12.2021).
5. Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Совершенство, 2005. - 98 с.
6. Боброва, Н.Е. Особенности использования методики CLIL в рамках иноязычной подготовки студентов [Текст]/ Н.Е. Боброва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №5-2 (71). - С. 164-166.
7. Бушуева, М.А. О формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза / М.А. Бушуева // Современные направления развития педагогической мысли и педагогики И. Е. Шварца: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2009. Ч. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_22.html. (дата обращения: 10.12.2021).
8. Васильев, А.П. Формирование готовности будущих инженеров к работе с иноязычными источниками научно-технической информации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / А.П. Васильев. - Чебоксары, 2008. - 179 с.
9. Ветошкина, Д.В. Рефлексия на уроках английского языка как
эффективный прием развития УУД у учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/refleksiia-na-urokakh-angliiskogo-
iazyka-3.html
10. Галимзянова, И. И. Педагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 [Текст] / И.И. Галимзянова. - Казань, 2009. - 384 с.
11. Григорьева, К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL: дис..канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / К.С. Григорьева; Казан. федер. ун-т. - Казань, 2016. - 223 с.
12. Дробышева, Н.Н. Интегративный компонент как связующий элемент предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в неязыковом вузе [Текст] / Н.Н. Дробышева // Мир науки, культуры и образования. - 2020. - №1 (80). - С. 82-84.
13. Дубинина, Г.А., Звягинцева Е.П., Кондрахина Н.Г. Теоретикометодологические подходы к обеспечению финансовой грамотности посредством предметно-языкового интегрированного обучения монография: [Текст]/ Г.А. Дубинина. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 252 с.
14. Жигадло, В.Э., Одинокая, М.А., Пятницкий, А.Н. Место предметно языкового интегрированного обучения в обучении вузовской дисциплине «иностранный язык в профессиональной деятельности» [Текст] / В.Э. Жигадло, М.А. Одинокая, А.Н. Пятницкий. - Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2018. № 2. - С. 148-160.
15. Жуванышева, У.С. CLIL как основа педагогики трехъязычного образования [Текст] / У.С. Жуванышева // Педагогическая наука и практика. - 2018. - №2 (20). - С. 22-25....58