Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков в основной школе с использованием подкастов 6
1.1. Подкасты как один из видов ИКТ 6
1.2. Понятие лексических навыков и способы их формирования 11
1.3. Способы формирования лексических навыков с использованием подкастов
15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексических навыков в 8 классе с использованием подкастов на уроках английского
языка 20
2.1. Изучение лексического материала по теме «Food/Shopping» в УМК
«Spotlight» для 5 - 8 классов 20
2.2. Анкетирование для выявления уровня сформированности лексических
навыков у учащихся 8 класса 25
2.3. Система упражнений по формированию лексических навыков при помощи подкастов 26
Выводы по главе 2 34
Заключение 35
Приложение А 41
Приложение Б 42
Приложение В 43
Приложение Г 45
Данная работа посвящена изучению использования подкастов в процессе формирования лексических навыков обучающихся в 5-8 классах основной школы. Подкасты как подвид ИКТ сегодня активно используются в практике преподавания иностранных языков и обсуждаются в методической литературе. Они являются эффективным средством формирования разных навыков и умений у учащихся, включая и лексические навыки. Понятие «подкаст» на сегодняшний день является вполне четко определенным, но довольно обобщенным: под ним понимается любая аудио- или видеоинформация, представленная на интернет- ресурсе и используемая в процессе изучения иностранного языка.
Использование подкастов в ходе изучения иностранного языка имеет большой дидактический потенциал. Подкасты позволяют увидеть язык в действии, повышают мотивацию. учащихся, делают процесс изучения лексики и других аспектов иностранного языка более простым и увлекательным, позволяют использовать разные каналы восприятия и продуцирования информации. Однако, несмотря на эти преимущества, на практике подкасты используются достаточно редко, что отчасти связано с недостаточной оснащенностью современной российской школы или не до конца развитой компьютерной грамотностью педагогов и учеников.
Более того, в настоящее время влияние подкастов на процессы иноязычного образования изучены еще не полностью. Данное средство обучения требует дополнительных исследований, чтобы выделить необходимые условия использования подкастов, в частности, при формировании лексических навыков.
Обучение лексикой стороне речи играет сегодня важную роль в процессе изучения иностранного языка. Без знания лексики невозможно общение на иностранном языке (ни устное, ни письменное), затруднено восприятие печатного или звучащего текста. Лексика - это строительный материал иностранного языка, следовательно, на формирование лексических навыков в современной методике преподавания иностранных языков направлено повышенное внимание. Более того, сегодня педагоги и методисты ищут наиболее эффективные и мотивирующие средства формирования лексических навыков, одним из которых является подкаст.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена, во- первых, большой значимостью подбора эффективных средств для развития лексических навыков; во-вторых, большим дидактическим потенциалом подкастов для обучения лексической стороне изучаемого языка; в-третьих, недостаточной изученностью подкастов и их роли в ходе развития лексических навыков учащихся средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является формирование лексических навыков на уроках английского языка в основной школе.
Предметом исследования является подкаст как средство формирования и развития лексических навыков.
Цель исследования заключается в том, чтобы показать эффективность использования подкастов в процессе формирования лексических навыков в 5-8 классах и разработать упражнения с использованием подкастов для изучения лексики в этих классах.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть подкасты как один из видов ИКТ, раскрыть понятие лексический навык и способы его формирования.
2. Предложить способы формирования лексических навыков с
использованием подкастов.
3. Проанализировать изучение лексического материала по теме «Food» в УМК «Spotlight»
4. Разработать анкету и провести анкетирование для выявления уровня сформированности лексических навыков по выбранной теме у учащихся 8 класса.
5. Разработать и описать систему упражнений по формированию лексических навыков при помощи подкастов.
Теоретическую основу исследования составили психолого
педагогические труды исследователей проблем формирования лексических навыков и использование подкастов для этого, таких методистов, как Э.Г. Азимова, В.С. Буторевой, В.И. Журавлевой, К.В. Капранчиковой, С. Каско, А.А. Мусиной, Е.В. Смирновой, Е.Н. Солововой, Л.П. Солонцовой, А.Н. Щукина и др.
В качестве материалов исследования в работе используются УМК по английскому языку для 5-8 классов «Spotlight», а также подкасты, представленные в сети Интернет.
Методы исследования включают:
• метод анализа научной литературы;
• метод описания;
• метод анализа и синтеза;
• эмпирический метод.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что подкаст является одним из видов ИКТ, т.е. программно-технических средств и методов обучения, которые интегрированы в урок для сбора, хранения и отображения информации разного типа. По типу ИКТ подкасты следует относить к типу асинхронной коммуникации. Они включают в себя аудио- и видеоматериалы, которые воспроизводятся за счет любых технических средств.
Подкасты могут применяться для развития разных навыков и умений учащихся, включая и лексические навыки, т.е. способность учащихся вызывать из долговременной памяти слова или фразы, которые соответствуют коммуникативной цели. Способы развития лексических навыков очень разнообразны. В совокупности с подкастами есть возможность использовать принципы наглядности, перевода, словарной работы, развития языковой догадки, умений аудирования. Наиболее популярными сегодня методиками обучения лексическим навыкам являются мультимедийные программы обучения, стихи, песни, игровые технологии, а также подкасты, которые включают в себя разнообразные ИКТ средства.
Формирование лексических навыков за счет подкастов происходит в виде прослушивания видеоинформации или просмотра видеороликов (включая видеоуроки, наиболее популярные в настоящее время). При этом формирование лексических навыков даже при помощи подкастов сохраняет свою традиционную поэтапность: введение лексики, ситуационный этап и варьирующий этап. При использовании подкастов можно применять разные способы работы с видео- и аудиоинформацией, использовать аутентичные тесты, подключать эмоциональную сферу, что делает подкасты хорошим источником формирования лексических навыков на любом этапе обучения иностранному языку.
В традиционной системе обучения английскому языку подкасты используются крайне редко. Однако формирование лексических навыков является главной задачей каждого УМК, что проанализировано на основе УМК линейки «Spotlight» для 5, 6, 7 и 8 классов. В результате анализа данных УМК выделена единая лексическая тема, которая начинает изучаться в 5 классе и наиболее интересно изучается в ходе формирования лексических навыков в 8 классе.
На основе данного УМК для 8 класса в нашей работе разработана система упражнений. Однако перед проведением пробного урока необходимо выявить уровень сформированности лексических навыков у учащихся 8 класса, что делается за счет анкетирования, которое включает лексический тест и тест на любимое занятие на уроке.
Система упражнений по формированию лексических навыков построена на основе четырех подкастов: 2 видеокастов, аудиокаста и скринкаста. Такое разнообразие позволяет сделать урок более интересным для учащихся 8 класса. Лексический навык развивается поэтапно. Работа с каждым подкастом включает в себя несколько заданий предтекстового, текстового и послетекстового этапов. В результате выполнения этих упражнений есть возможность наиболее эффективно и интересно для учащихся сформировать лексический навык в области определенной темы.
1. Ажель, Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 369-371.
2. Акбаева Х. Лексика в системе языковых средств как важнейший компонент речевой деятельности // Academy. 2017. № 3 (18). С. 46-48.
3. Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Academy. 2019. № 3 (42). С. 60 - 63.
4. Буторева В.С., Кривоносова Ю.А., Прокопец А.В. Подкаст как средство обучения иностранному языку // Обеспечение пограничной безопасности и охрана Государственной границы Республики Беларусь: теория и практика: сб. тез. докл. 7-й Респ. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2 / редкол.: А. Е. Виноградов [и др.]. Минск: ГУО «ИПС РБ», 2017. С. 215-217.
5. Ваулина Ю.Е. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. 164 с.
6. Ваулина Ю.Е. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 136 с.
7. Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе. Spotlight. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. М.: Просвещение, 2010. 102 с.
8. Ваулина, Ю.Е. Английский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 216 с.
9. Гринчук К.В. Использование ментальных карт при формировании
лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку в школе // Энергия науки: Электронный сборник материалов VII
Международной студенческой научно-практической Интернет-
конференции. 2017. С. 697-702.
10. Двуреченская М.И., Баранова Н.А. Использование стихов и песен как способ развития иноязычных навыков на среднем этапе обучения // Современные проблемы лингводидактики. 2020. С. 33-35.
11. Елохина Е.Н. Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 132-136.
12. Журавлева В.И., Журавлева Н.А. Использование подкастов для совершенствования навыков восприятия на слух английской речи // Проблемы педагогики. 2017. № 4 (27). С. 23-25.
13. Капранчикова К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 49-56.
14. Колонских Н.Е., Пономарева Я.С. Формирование учебно-познавательной компетенции посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 180-182.
15. Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового
поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный
ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/9423 (дата обращения:
31.05.2021)....37