Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №170127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 7
1.1 Подходы к изучению межличностных отношений младших
подростков 7
1.2 Понятие и формы девиантного поведения 12
1.3 Психологические особенности межличностных отношений
младших подростков с девиантным поведением 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов и их интерпретация 29
2.3 Рекомендации для педагогов по взаимодействию с девиантными
детьми младшего подросткового возраста 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Согласно теориям психического развития, подростковый возраст - важный и сложный этап формирования личности. Именно на этот период приходится формирование системы мотивов, ценностных ориентаций, мировоззрения, определяющих представления человека о себе, о других людях, о мире. Как всякий критический этап онтогенеза, подростковый возраст отмечен особой сензитивностью к воздействию экзогенных и эндогенных факторов. В процессе адаптации к происходящим изменениям подростком апробируются доступные ему формы совладающего со стрессом поведения, в том числе апробируются и различные формы девиантного поведения.
Существуют различные подходы к выявлению факторов риска возникновения девиантного поведения. Подростковый возраст сам по себе выступает как фактор риска возникновения девиантного поведения, определяется как критический в плане социализации. Психологические трудности подростка могут возникнуть не только в результате физического, полового созревания, но и как следствие кризиса личности или конфликта в общении с близким человеком. Причинами могут стать сложность самосознания (самоопределение), восприятие и оценка собственных возможностей, комплекс неполноценности, проблема идентификации, дисфункциональный опыт.
Несмотря на огромное количество исследований, в настоящее время между теорией и реальной практикой психолого-педагогической работы с подростками имеется существенный разрыв. Многие предлагаемые практические рекомендации ориентированы на изменение внешних проявлений без учета личностных психологических особенностей подростков и не дают заметного результата при использовании. В этой связи исследование психологических особенностей межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением является актуальным.
В результате анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между острой необходимостью коррекции девиантного поведения у подростков и недостаточно проработанным вопросом влияния особенностей межличностных отношений младших подростков на девиантное поведение.
Существующее противоречие и научно-практическая значимость проблемы позволили определить тему исследования: «Особенности межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением».
Объект исследования - межличностные отношения младших подростков.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением.
Гипотеза исследования: существуют особенности межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением:
- для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны такие типы межличностных отношений как авторитарный, эгоистичный, агрессивный;
- для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких отношений в сочетании с выраженным ожиданием от других принятия и проявления интереса.
Целью данной работы является: выявить особенности межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением.
2. Рассмотреть подходы к изучению межличностных отношений младших подростков.
3. Раскрыть понятие и формы девиантного поведения.
4. Рассмотреть психологические особенности межличностных
отношений младших подростков с девиантным поведением.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением.
6. Проанализировать полученные результаты.
7. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам, работающим с младшими подростками с девиантным поведением.
Методологическую основу исследования составили принципы культурно-исторического (Л.С. Выготского) и деятельностного
(А.Н. Леонтьев) подходов. В разработке теоретической основы работы использованы представления о периодизации и механизмах личностного развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн), теоретические исследования психологической мотивации девиантного поведения у подростков (Б.С. Братусь, Я.И. Гилинский, B. Ю.Завьялов, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич).
Теоретическую основу исследования составляют труды, рассматривающие девиантное поведение как нарушение процесса социализации (А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова); и межличностных отношений (А.С. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, В.О. Португалов,
C. А. Рачинский и др.).
Для проверки гипотезы и решения задач исследования был использован комплекс методов исследования, включающий в себя:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование.
Использованы методики:
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- опросник межличностных отношений В. Шутца.
База исследования. Практической базой исследования явилась средняя образовательная школа № XX г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определение особенностей межличностных отношений младших подростков с девиантным поведением, будет способствовать формированию личностно - ориентированного подхода к коррекции установок подростков с девиантным поведением.
Структура выпускной квалификационной работы определена последовательностью решения основных задач исследования. Она состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографический список и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девиантное поведение подростков всегда было острой проблемой. Актуализация ее в настоящее время обусловливается усложнением условий функционирования общества в целом, неустойчивостью, напряженностью социальных процессов, что вызывает массовые состояния психоэмоционального напряжения, всплески алкоголизации, наркотизации, агрессивности, криминальной активности и другие негативные явления.
В ходе анализа литературных источнико было установлено, что:
1. Проблема межличностных отношений в малой группе - одна из наиболее разработанных в социальной психологии. В основе нашей работы лежит определение Е.Л. Сиряг, что межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Так же автором отмечается, что межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
2. Под девиантным поведением в отечественной литературе понимается как отклонение от нормы поведения или развития. При исследовании проблемы девиантного поведения в различных направлениях используются такие понятия, как «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение» и ряд других. Девиантное (отклоняющееся) поведение всегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности нормам, правилам поведения, установкам, ценностям и пр. В результате неблагоприятного психосоциального развития процесс социализации личности нарушается, что проявляется в виде отклоняющегося поведения.
Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения стоит в такой возрастной категории как подростковый этап возрастного развития. Это обусловлено тем, что для детей данного возраста характерны такие особенности:
- внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я - концепции»;
- пограничность и неопределенность социального положения;
- противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, предъявляемых взрослым обществом, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательный самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
С одной стороны, девиантное поведение может рассматриваться как сигнал или признак формирования особенностей и качеств личности и ее развития, а с другой стороны, использоваться в качестве воспитательного стимула для формирования личности или средства ее целенаправленного развития.
3. Подростковый период является одним из важнейших возрастных периодов, в которых большую значимость имеет межличностные взаимоотношения для гармоничного развития личности. Однако, в отношении девиантных подростков отмечается деформация мотивационно- потребностной основы общения со сверстниками, в которой ведущее место начинают занимать асоциальная и криминальная мотивация.
4. У младших подростков с девиантным поведением потребность в дружеском, интимно-личностном общении незначительно, но все же выражена, но у большинства процентов подростков эта важнейшая потребность не удовлетворяется. Следовательно, дефицит социально ценного общения с родителями, учителями, друзьями создает такую социальную ситуацию развития данных подростков, при которой они оказываются вне сферы положительного влияния важнейших факторов формирования личности.
Анализ полученных результатов, оцениваемый с использованием методик, которые применялись в выпускной квалификационной работе, позволил определить зафиксировать следующие результаты:
1. Для подростков с девиантным поведением (группа 1) в большей степени характерны такие стили межличностных отношений как авторитарный, эгоистичный, агрессивный, для младших подростков с нормой (группа 2) характерен дружелюбный тип межличностных отношений. Помимо этого, выражены показатели подчиняемого и альтруистического типов.
2. Исходя из полученных результатов, выявлено, что для межличностных отношений подростков с девиантным поведением (группа 1) характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких чувственных отношений (60%), они не испытывают потребность в зависимости и контроле (86,6%), но при этом не берут на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью (53,3%). Однако у многих из них выявлен высокий уровень стремления быть принятым в общество других (53,3%), при этом подростки очень осторожны при выборе лиц, с которыми выстраивают более глубокие эмоциональные отношения (86,6%).
Для межличностных отношений младших подростков с нормой (группа 2) характерно активное стремление принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей (60%); стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участие в его деятельности, проявляли к нему интерес, но может быть и такое, что подростки имеют склонность избегать контактов; такие подростки могут стремится быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства (33,3%), но и могут быть очень осторожны и избирательны в установлении близких чувственных отношений (60%). Помимо этого, большинство из них стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью (53,3%) .
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза нашла подтверждение:
- для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны такие типы межличностных отношений как авторитарный, эгоистичный, агрессивный;
- для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких отношений. Помимо этого, желание, чтобы другие проявляли интерес и принимали их в свое общество.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Агеева Л.Г., Костюнина Е.А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 864-868.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. Аспект Пресс, 2008. 363 с.
4. Арон И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. 2013. № 2. С. 168-175.
5. Баракова И.А. Особенности общения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Гуманитарный трактат. 2017. № 8. С. 18-20.
6. Безруких М.М. Проблемные дети: Монография. М.: УРАО, 2000. 308 с.
7. Болтунова А.И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 492-494.
8. Голованова Е.Г. Особенности межличностных отношений соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в классном коллективе. URL:http://www. scientific-notes.ru/pdf/038-040.pdf(дата обращения: 16.04.2018).
9. Дадуева Ю.А. Влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения в коллективе (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы) // Молодежный вестник ИРГТУ. 2015. № 3. С. 15
10. Джинот Х. Дж. Между родителем и подростком. М.: Прогресс. 2000. 168 с.
11. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. Челябинск: Искра-Профи, 2012. 229 с.
12. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.
13. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. 1998. № 2. С.50-58.
14. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Нечь, 2009. 141 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.
16. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. 65 с.
17. Казанцева В.А. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности // Успехи современной науки. 2016. № 3. С. 75-79.
18. Калинина Т.В., Костин С.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14-17 лет) // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 430-433.
19. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2016. 290 с.
20. Кобзева Н.А., Супруненко Г.А. Особенности межличностных отношений девиантных подростков // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С.1016-1022.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск : ТераСистемс, 2000. 432 с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Академия, 1989. 365 с.
23. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника. М.: Просвещение, 2000. 158 с.
24. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1998. 232 с.
25. Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. М.: РГБ, 2008. 196 с.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1996. 64 с.
27. Лусканова Н.Г. Диагностические проблемы школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальной школы и школьных психологов. М.: Академия, 1993. 225 с.
28. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 121 с.
29. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. СПб.: Речь, 2012. 445 с.
30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.
31. Невский И. А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М.: Просвещение, 1993. 270 с.
32. Николаева К.К. Определение понятия «девиантное поведение» в научной литературе // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 900-903.
33. Новик Н. Н. Межличностное общение в процессе формирования коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 2. С.174-179.
34. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияние самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 2008. Т. 19 № 1. С. 41.
35. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. 149 с.
36. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога М.: Сфера, 2004. 480 с.
37. Петровский А.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. 175 с.
38. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник ТГПУ. 2011. № 6. С.195-198.
39. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
40. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 656 с. URL: http://bookza.ru/search.php(дата обращения: 18.04.2018).
41. Саблина И.В. Психолого-педагогические особенности перехода детей из начальных классов в среднее звено школы // Концепт. 2013. № 02. URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13039.htm (дата обращения: 15.04.2018).
42. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 5-6. С. 216-222.
43. Филатова О.В. Особенности межличностного общения подростков с девиантным поведением // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 157-162.
44. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах // Материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология» (28-29 марта 2008 г.). Челябинск, 2008. 15 с.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 226 с.
46. Цукерман Г.А. 10-12 летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 63-69.
47. Черниговский В.Н. Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. 301 с.
48. Шаяхметова В.К., Минх Г.Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // Концепт. 2015. № 01. URL:http://e-koncept.ru/2015/75015.htm(дата обращения: 12.04.2018).
49. Шнейдер Л. Девиантное поведение детей и подростков М.: Академический проект, 2007. 336 с.
50. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка. Хрестоматия. Российское педагогическое агентство. М.: 2009. С. 286-312.URL: http://bookza.ru/search.php(дата обращения: 16.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ