Введение 3
Глава I. Понятие ЕГЭ и ИКТ, их роль в обучении английскому языку 7
1.1 ЕГЭ как итоговая форма контроля 7
1.2 ИКТ как средство обучения 13
Выводы по первой главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование использования ИКТ при подготовке к
ЕГЭ по английскому языку 25
2.1 Анализ УМК на содержание материалов для подготовки к ЕГЭ 25
2.2 Апробация предлагаемых заданий 28
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение А 41
Приложение Б 42
Приложение Г 44
Приложение Д 45
Актуальность исследования. Современный человек должен владеть языковым средством коммуникации для достижения успеха практически в любой сфере. В качестве реализации, выступают программы обучения языку. Для Российской Федерации, изучение английского языка в рамках обязательного предмета для общеобразовательных школ, профильно-ориентированных и высших учебных заведений закреплено в Федеральных Государственных Стандартах. Это подтверждает тезис о том, что изучение английского, как средства коммуникации, достаточно актуально и поддержано на государственном уровне. В рамках овладения языком, необходимы формы контроля.
ИКТ превосходно дополняют урок и помогают разнообразить формы деятельности, особенно при подготовке к итоговой; активизируется внимание, обучающийся мотивируется, «просыпается» интерес. Информационные технологии крайне эффективно развивают творческий потенциал обучающегося, ускоряют темп урока, а также увеличивают долю самостоятельной работы обучающихся.
Ныне ИКТ готовы решать значительные педагогические задачи. Они предоставляют абсолютно новые возможности для творчества, получения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы не только обучения, но и подготовки обучающихся к одному из самых ответственных моментов в их жизни - сдачи Единого Г осударственного Экзамена или ОГЭ. Существуют различные возможности применения компьютерных технологий, которые могут обширно использоваться в реализации подготовки к итоговой аттестации.
Разработка подобных уроков требует еще более скрупулезной разработки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. подобные понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок или занятие, учитель обязан обдумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, систематическая обратная связь с обучающимися, развивающий эффект обучения.
Главной формой контроля для общеобразовательных учреждений выступает единый государственный экзамен. Единый государственный экзамен (далее, ЕГЭ), предполагает овладение предметом на уровне программы общеобразовательного учреждения. Качество овладения определяется по сто бальной шкале. В рамках темы нашего исследования мы рассматриваем ЕГЭ по английскому языку как основной форме контроля усвоения предмета. ЕГЭ по английскому языку предполагает, что обучающийся за время обучения овладел языком на коммуникативном уровне, обладает навыками устной, письменной речи, знанием грамматики и лексики языка.
Поскольку обучающиеся Российской Федерации не находятся непосредственно в языковой среде, овладение языком происходит посредством изучения материала, преподаваемого в общеобразовательных учреждениях. Многие обучающиеся не могут овладеть материалом на базе общеобразовательного учреждения для высокого балла ЕГЭ, по следующим причинам: устаревший учебно-методический комплекс, не рассчитанный на подготовку к экзамену; отсутствие материально-технической базы, к примеру аудио техники; человеческий фактор. Многие обучающиеся обращаются в специальные центры подготовки или работают с репетиторами дополнительно, но это оказывает дополнительную финансовую нагрузку. Таким образом, существует проблема подготовки к ЕГЭ по английскому языку на базе общеобразовательного учреждения. Мы считаем, что решением данной проблемы может послужить использование дополнительных средств обучения, помимо учебно-методического комплекса.
Одним из путей эффективной подготовки обучающихся к новому формату выпускного экзамена является использование современных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только представить обучающимся информацию в строго отобранном и соответствующим образом организованном виде, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать знания и работать с различными источниками информации.
Объект исследования. Процесс подготовки к ЕГЭ по английскому языку с использованием ИКТ.
Предмет исследования. Использование ИКТ в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Цель - теоретический и эмпирический анализ возможности использования ИКТ для подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Описать роль и место ЕГЭ в общей системе контроля.
2. Провести анализ структуры ЕГЭ по английскому языку.
3. Исследовать ИКТ в образовательном процессе
4. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию ИКТ при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
5. Провести анализ опытно-экспериментальной работы
Теоретической основой исследования послужили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, теоретические и практические труды ученых и педагогов, работающих в области исследования эффективности единого государственного экзамена, таких как: Д.А. Иванов, Т.В. Киреева, Е.Е. Клековкина, Е.В. Магомедова, А.У. Терещенко и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, опрос, опытная работа, анкетирование, языковое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
Практическая база исследования: МБОУ Гимназия №3 Октябрьского района г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 20 учащихся 10-11 класса.
Хронологические рамки исследования: изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблемам мотивации в обучении иностранному языку, проведение опытной работы, разработку методического обеспечения уроков с мультимедиа, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в образовательном процессе . Работу можно применить в курсах педагогики и методики преподавания, в высших учебных заведениях, при подготовке научных работ разного профиля.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава вводит в теорию развития ИКТ и ЕГЭ, знакомит с историей вопроса. Здесь также раскрываются основные понятия работы: учебная мотивация, использование ИКТ в образовании, преимущества и недостатки технологий, описаны требования Федерального государственного
образовательного стандарта к оснащению кабинета английского языка. Кроме того, в этой главе раскрывается понятие оптимизации процесса обучения, рассматривается влияние технологий на оптимизацию процесса подготовки к ЕГЭ, повышение мотивации школьников и эффективность обучения.
Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы: анализ УМК по английскому языку, разработку дополнительного учебнометодического материала с использованием мультимедиа для 10 - 11 классов, анализ результатов опытной работы по внедрению ИКТ в школе.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
В соответствии с темой нашего исследования, «Использование ИКТ в подготовке к ЕГЭ по английскому языку», нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследования. В процессе исследования, нам удалось достигнуть поставленную цель: возможности использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ по английскому языку. В ходе исследования нам удалось теоретически и эмпирически выявить и описать эффективность ИКТ. Исследование последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблемам мотивации в обучении иностранному языку, проведение опытной работы, разработку методического обеспечения уроков с мультимедиа, оформление результатов исследования. В процессе работы были реализовали следующие задачи:
• Описана роль и место ЕГЭ в общей системе контроля.
• Проведен анализ структуры ЕГЭ по английскому языку.
• Исследован ИКТ в системе образования.
• Проведена опытно-экспериментальную работу по
использованию ИКТ при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, определена эффективность.
Таким образом, помимо традиционных средств ИКТ, в рамках подготовки к ЕГЭ мы планируем использование личных компьютеризованных средств, обучающихся при работе со специальными программами, набирающими популярность в образовательной среде.
Для подтверждения теоретических положений во время практики было разработано и проведено 7 уроков с использованием различных ИКТ. После завершения опытной работы, в ходе которой было проведено семь комбинированных уроков с использованием различных мультимедиа-технологий (компьютер с проектором и колонками, интерактивная доска, презентации с аудио- и видеофайлами, применение сети Интернет, самостоятельная подготовка мультимедийных презентаций по разным темам), были подвели итоги исследования. В приложении представлены диаграммы, демонстрирующие результаты внедрения ИКТ. Эффективность была доказана посредством тестирования, увеличение среднего балла на 0,3. С 4,0 до 4,3. Эффективность подтверждается проведенным входным и итоговым тестированием.
В заключение следует сказать, что использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении обеспечивает интенсификацию всех уровней учебного процесса, а также подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества. Однако следует помнить, что компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.
Исходя из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями можно сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Для педагога это процесс развития самого себя через дизайн предмета, постоянный поиск новых приемов и качественной реализации своей деятельности. Не смотря на достаточное время на подготовку к уроку, преподаватель, тем не менее, сохраняет материал, который может находиться на информационном носителе, и может использовать его в процессе обучения следующих обучающихся, не затрачивая достаточно времени. Недаром эта технология относится к технологиям 21 века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно- коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит более широкое распространение.
1. Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных
технологий и их роль в образовательном процессе. -
http: //belyk5 .narod.ru/IKT_new.htm
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.
3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. М. : Просвещение, 2012. 240 с.
4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М.А. Бовтенко; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2008.108 с.
5. Бочарова Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе, 1996. № 3. С. 50-55.
6. Введение ЕГЭ - самый масштабный эксперимент в истории нашей страны // Качество образования. - 2009. - № 10. - С. 6-13
7. Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2010.- 90 с.
8. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.
9. Власов Е.А., Юдина Т.Ф., Авраменко О.Г., Шилов А.В. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. - М.: Русский язык, 1990. - 77 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. - 284 с.
11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языка. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. унтов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 336 с.
12. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
13. Государственная программа по английскому языку для общеобразовательных школ Министерства Образования Российской Федерации / Составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. - М.: Издательство Дрофа, 2013. - 118 с.
14. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. - 230 с.
15. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. -Волгоград: Перемена, 2002. - 183 с....40