ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Изучение образа «Я» в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 9
1.3. Особенности развития образа «Я» в подростковом возрасте 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 24
2.1 Организация и методики исследования образа «Я» старших подростков 24
2.2 Результаты эмпирического исследования образа «Я» старших подростков
27
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию образа «Я»
старших подростков 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Изучение образа «Я» в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 9
1.3. Особенности развития образа «Я» в подростковом возрасте 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 24
2.1 Организация и методики исследования образа «Я» старших подростков 24
2.2 Результаты эмпирического исследования образа «Я» старших подростков
27
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию образа «Я»
старших подростков 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который осознает себя как субъект сознания, общения, а также действия. Продукт такого процесса самопознания - динамическая система представлений человека о самом себе, Образ «Я», что является одной из составляющих «Я-концепции».
Самосознание - это не то, что дается человеку от рождения, это результат развития. Зачаток сознания тождественности появляется в младенческом возрасте, после того как ребенок начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами, а также ощущения, которые вызваны собственным телом младенца.
Примерно с трех лет появляется сознание «Я», с тех пор, когда ребенок начинает употреблять личные местоимения, причем правильно. Наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте приобретает не только осознание своих психических качеств, но и самооценка.
Изучение образа «Я», а также его становление в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этот период идет интенсивный процесс его формирования. Это в значительной степени определяет особенности личности и поведение подростка.
В современной психологической науке изучению сущности самосознания посвящены исследования Л.С. Выготского, Р. Бернса, Л.И. Божович, К. Роджерса, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др., вопросы самопонимания рассматриваются в исследованиях В.В. Знакова, В.И. Пузько, И.А. Романовой. Однако, следует отметить, что изучение самопонимание исследователями рассматривается в большинстве случаев в юношеском возрасте.
Исследователи Л.И. Божович, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин, отмечают, что для подростков общение со сверстниками во многом определяет особенности поведения и деятельности, что формирует личность и образ «Я». Формирование желательного образа «Я» происходит за счет восприятия отношения других по отношению к себе, через формирование образа «социальное «Я».
Образ «Я» или «Я-концепция» есть совокупность установок на самого себя складывающихся из представлений: образ «Я», самооценка, потенциальная поведенческая реакция. Образ «Я» подростка формируется в ходе взаимодействия со сверстникам и в большей степени и со взрослыми в меньшей степени.
Изучением подросткового возраста, становлением личности, формированием образа «Я» занимались такие авторы как: В.А. Аверин, В.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, К. Роджерс, Д.Я. Райгородский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие исследователи.
Объект исследования: образ «Я».
Предмет исследование: особенности образа «Я» старших подростков.
Цель исследования: изучить особенности образа «Я» старших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в компонентах образа «Я» у мальчиков и девочек старшего подросткового возраста.
Определенные нами цель и гипотеза требуют решения следующих задач:
1. Рассмотреть психологические подходы к пониманию проблемы образа «Я» в отечественной и зарубежной литературе..
2. Рассмотреть характеристику подросткового возраста.
3. Определить пути развития образа «Я» в подростковом возрасте.
4. Подобрать методический инструментарий для проведения констатирующего эксперимента.
5. Провести эмпирическое исследование образа «Я» в подростковом возрасте.
6. Разработать систему занятий по формированию и развитию у детей подросткового возраста представлений образа «Я».
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опросные методы, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- опросник самоотношения (С.Р. Пантелеев и В.В. Столин);
- методика «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой).
Исследование образа «Я» в подростковом возрасте проводилось на базе МОУ СОШ №ХХХ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 24 подростка, обучающиеся в 9 классе в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможном использовании практических данных психологами и педагогами в работе с подростками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Самосознание - это не то, что дается человеку от рождения, это результат развития. Зачаток сознания тождественности появляется в младенческом возрасте, после того как ребенок начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами, а также ощущения, которые вызваны собственным телом младенца.
Примерно с трех лет появляется сознание «Я», с тех пор, когда ребенок начинает употреблять личные местоимения, причем правильно. Наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте приобретает не только осознание своих психических качеств, но и самооценка.
Изучение образа «Я», а также его становление в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этот период идет интенсивный процесс его формирования. Это в значительной степени определяет особенности личности и поведение подростка.
В современной психологической науке изучению сущности самосознания посвящены исследования Л.С. Выготского, Р. Бернса, Л.И. Божович, К. Роджерса, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др., вопросы самопонимания рассматриваются в исследованиях В.В. Знакова, В.И. Пузько, И.А. Романовой. Однако, следует отметить, что изучение самопонимание исследователями рассматривается в большинстве случаев в юношеском возрасте.
Исследователи Л.И. Божович, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин, отмечают, что для подростков общение со сверстниками во многом определяет особенности поведения и деятельности, что формирует личность и образ «Я». Формирование желательного образа «Я» происходит за счет восприятия отношения других по отношению к себе, через формирование образа «социальное «Я».
Образ «Я» или «Я-концепция» есть совокупность установок на самого себя складывающихся из представлений: образ «Я», самооценка, потенциальная поведенческая реакция. Образ «Я» подростка формируется в ходе взаимодействия со сверстникам и в большей степени и со взрослыми в меньшей степени.
Изучением подросткового возраста, становлением личности, формированием образа «Я» занимались такие авторы как: В.А. Аверин, В.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, К. Роджерс, Д.Я. Райгородский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие исследователи.
Объект исследования: образ «Я».
Предмет исследование: особенности образа «Я» старших подростков.
Цель исследования: изучить особенности образа «Я» старших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в компонентах образа «Я» у мальчиков и девочек старшего подросткового возраста.
Определенные нами цель и гипотеза требуют решения следующих задач:
1. Рассмотреть психологические подходы к пониманию проблемы образа «Я» в отечественной и зарубежной литературе..
2. Рассмотреть характеристику подросткового возраста.
3. Определить пути развития образа «Я» в подростковом возрасте.
4. Подобрать методический инструментарий для проведения констатирующего эксперимента.
5. Провести эмпирическое исследование образа «Я» в подростковом возрасте.
6. Разработать систему занятий по формированию и развитию у детей подросткового возраста представлений образа «Я».
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: опросные методы, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- опросник самоотношения (С.Р. Пантелеев и В.В. Столин);
- методика «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой).
Исследование образа «Я» в подростковом возрасте проводилось на базе МОУ СОШ №ХХХ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 24 подростка, обучающиеся в 9 классе в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможном использовании практических данных психологами и педагогами в работе с подростками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Рассматривая теоретические аспекты образа «Я» в подростковом возрасте можем выделить следующие аспекты:
1. На данный момент наука не имеет единой схемы описания сложного строения образа «Я». Образ «Я». есть целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны (Э. Эриксон, Р. Бернс). Структурно образ «Я» можно представить, как формирующуюся из трех составных процессов: самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа (Л.А. Николенко). В рамках каждого из процессов можно выделить три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.
2. Подростковый возраст является особым периодом онтогенеза личности поскольку является связующим между детский возрастом и взрослостью. Подростковый возраст заставляет ребенка пробовать варианты, именно поэтому подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослого, хотя часто отказываются от этой поддержки. Активное формирование личности, проходящее через критическое отношение к себе к своим недостаткам и полезным свойствам, формирует собственное «Я». Центральным фактором психологического развития подростков, является становление нового уровня самосознания, формирование образа «Я».
3. Формирование образа «Я» в подростковом возрасте проходит через такие взаимодействия, как: Я и образ тела, Я и самооценка, Я и мнение родителей, Я и мой внутрисемейный стиль общения, личностное самоопределение, Я и мои роли. Каждое из этих взаимодействий движет мнением подростка и себе, об окружающем мире, дает понимание каким в этом мире он хочет быть. Изначально наблюдается сильное расхождение своих представлений об идеальном мире, идеальных ролях, идеальных людях вокруг, и реальном мире. К старшему подростковому возрасту наблюдается стабилизация таких представлений.
4. На основании анализа теории по выбранной теме, можно выделить компоненты образа «Я»:
- когнитивный компонент ( «Я-реальное» - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени; «Я-зеркальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; «Я-идеальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать - изучали с помощью «Опросник самоотношения» (С.Р. Пантелеева и В.В. Столина);
- оценочный компонент образа «Я». (переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, другими словами, относят систему самооценок).
- поведенческий компонент (проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе изучали с помощью методики «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд.).
5. В результате эмпирического исследования были получены результаты об образе «Я» старших подростков - мальчиков и девочек.
Старших подростков характеризуются следующими характеристиками: высокой самоуверенностью в своих силах, высоко оценивают силу собственного «Я»; положительно принимают разные проявления своего «Я», выражено чувство симпатии к себе, принятия себя; ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности. Избирательное отношение к себе (к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих).
Особенности самоотношения мальчиков характеризуется следующими особенностями: в большей степени считают свое «Я» в качестве источника развития своей личности, активности, достижений, более избирательно воспринимают отношение окружающих к себе, высоко оценивают некоторые свои уникальные качества, другие же качества недооценивают.
Особенности самоотношения девочек характеризуется следующими особенностями: осуществляют контроль в привычных для себя условиях существования, снижение регуляционных возможностей «Я» в новых условиях, считают, что окружающие их ценят за личностные и духовные качества, высоко оценивают значимость своего мира, свою индивидуальность и неповторимость.
Система образа «Я» старших подростков характеризуются следующими характеристиками: высокая выраженность образа «Рефлексивное Я», выраженность образов «Физическое Я» и «Деятельное Я», менее представлены образы «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я» и «Перспективное Я».
Образ «Я» мальчиков подростков характеризуется следующими особенностями: мальчики имеют представления об особенностях характера, индивидуального стиля поведения, отмечают персональные характеристики и выражают эмоциональное отношение к себе, представлено стремление научиться чему-то новому или оценить свои навыки, умения и знания, что представлено в образе «Деятельное Я»;.
Образ «Я» девочек подростков характеризуется следующими особенностями: девочки подростки в большей степени направлены на реализацию будущего, осознание профессиональных намерений и жизненной перспективы, делают в большей степени акцент на своем телесном облике, проводят сравнение и оценку себя с точки зрения эталонов «женственности», что представлено в образа «Физическое Я».
1. На данный момент наука не имеет единой схемы описания сложного строения образа «Я». Образ «Я». есть целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны (Э. Эриксон, Р. Бернс). Структурно образ «Я» можно представить, как формирующуюся из трех составных процессов: самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа (Л.А. Николенко). В рамках каждого из процессов можно выделить три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.
2. Подростковый возраст является особым периодом онтогенеза личности поскольку является связующим между детский возрастом и взрослостью. Подростковый возраст заставляет ребенка пробовать варианты, именно поэтому подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослого, хотя часто отказываются от этой поддержки. Активное формирование личности, проходящее через критическое отношение к себе к своим недостаткам и полезным свойствам, формирует собственное «Я». Центральным фактором психологического развития подростков, является становление нового уровня самосознания, формирование образа «Я».
3. Формирование образа «Я» в подростковом возрасте проходит через такие взаимодействия, как: Я и образ тела, Я и самооценка, Я и мнение родителей, Я и мой внутрисемейный стиль общения, личностное самоопределение, Я и мои роли. Каждое из этих взаимодействий движет мнением подростка и себе, об окружающем мире, дает понимание каким в этом мире он хочет быть. Изначально наблюдается сильное расхождение своих представлений об идеальном мире, идеальных ролях, идеальных людях вокруг, и реальном мире. К старшему подростковому возрасту наблюдается стабилизация таких представлений.
4. На основании анализа теории по выбранной теме, можно выделить компоненты образа «Я»:
- когнитивный компонент ( «Я-реальное» - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени; «Я-зеркальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; «Я-идеальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать - изучали с помощью «Опросник самоотношения» (С.Р. Пантелеева и В.В. Столина);
- оценочный компонент образа «Я». (переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, другими словами, относят систему самооценок).
- поведенческий компонент (проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе изучали с помощью методики «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд.).
5. В результате эмпирического исследования были получены результаты об образе «Я» старших подростков - мальчиков и девочек.
Старших подростков характеризуются следующими характеристиками: высокой самоуверенностью в своих силах, высоко оценивают силу собственного «Я»; положительно принимают разные проявления своего «Я», выражено чувство симпатии к себе, принятия себя; ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности. Избирательное отношение к себе (к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих).
Особенности самоотношения мальчиков характеризуется следующими особенностями: в большей степени считают свое «Я» в качестве источника развития своей личности, активности, достижений, более избирательно воспринимают отношение окружающих к себе, высоко оценивают некоторые свои уникальные качества, другие же качества недооценивают.
Особенности самоотношения девочек характеризуется следующими особенностями: осуществляют контроль в привычных для себя условиях существования, снижение регуляционных возможностей «Я» в новых условиях, считают, что окружающие их ценят за личностные и духовные качества, высоко оценивают значимость своего мира, свою индивидуальность и неповторимость.
Система образа «Я» старших подростков характеризуются следующими характеристиками: высокая выраженность образа «Рефлексивное Я», выраженность образов «Физическое Я» и «Деятельное Я», менее представлены образы «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я» и «Перспективное Я».
Образ «Я» мальчиков подростков характеризуется следующими особенностями: мальчики имеют представления об особенностях характера, индивидуального стиля поведения, отмечают персональные характеристики и выражают эмоциональное отношение к себе, представлено стремление научиться чему-то новому или оценить свои навыки, умения и знания, что представлено в образе «Деятельное Я»;.
Образ «Я» девочек подростков характеризуется следующими особенностями: девочки подростки в большей степени направлены на реализацию будущего, осознание профессиональных намерений и жизненной перспективы, делают в большей степени акцент на своем телесном облике, проводят сравнение и оценку себя с точки зрения эталонов «женственности», что представлено в образа «Физическое Я».
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - «ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Особенности самооценки младших и старших подростков с разным уровнем успеваемости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Особенности отношения к себе старших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019



