Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ

Работа №170005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по
проблеме развития навыков пересказа естественно - научных текстов с общим недоразвитием речи 8
1.1. Развитие связной монологической речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития связной монологической речи при общем недоразвитии речи 15
1.3. Анализ существующих подходов к проблемам диагностики, коррекции нарушений и развитию навыков пересказа 20
Выводы по главе 1 29
2. Констатирующий эксперимент и его анализ по выявлению особенностей навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Дифференцированное содержание (направления и этапы), программно - методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию навыка пересказа у обучающихся 3-х классов с общим недоразвитием речи 51
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список используемых источников 66
Приложения 71

Актуальность. Под общим недоразвитием речи (далее - ОНР) понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально -волевой и личностной сфер дошкольника. Отклонения от нормы проявляются в игровой, бытовой и прочей деятельности.
В наше время прослеживается ощутимое повышение количества детей с нарушениями речевого развития, в особенности с ОНР. У детей с ОНР наблюдается весьма бедный, ограниченный словарный запас слов то, что никак не даёт обучающимся отчётливо и грамотно формулировать собственные мысли при построении связного высказывания; отмечается довольно низкий уровень овладение лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи; недостаточно сформированы как произносительная (звуковая), так и семантическая (смысловая) стороны речи, по этой причине формирование связной монологической речи у младших школьников с ОНР считается важной проблемой современной методики коррекционного обучения и воспитания.
Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком - это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.
В результате исследования психолингвистической и коррекционной литературы (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов и т.д.) выявили то, что затруднения в овладении связной речью у детей с ОНР обусловлено также вследствие вторичных отклонений в формировании ведущих психических процессов (воображение, память, мышление и др.). Таким образом, психологическая база обладает характерными особенностями, следовательно, у детей с ОНР затруднено освоение навыка пересказа, так как изложение пересказа имеет в себе ряд этапов: понимание, осознание, воспроизведение.
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ОНР важнейшим предметным или метапредметным результатом является пересказ художественных и естественно - научных текстов. [34]
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных между собой предложений.
В результате анализа литературных статистических данных и углублённого изучения опыта по проблеме исследования выявлены явные несоответствия и противоречия между имеющимися сведениями о недостаточной сформированности связной монологической речи обучающихся с ОНР и недостаточно слабою изученностью характерных особенностей пересказа естественно - научных текстов у обучающихся этой категории.
Умение пересказывать тексты естественно - научного содержания в логопедической литературе не систематизированы и фрагментарны. Следовательно, разработка дифференцированного содержания (направления и этапы), программно-методического и дидактического обеспечение логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно - научных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи приобретает особую актуальность.
Объектом исследования является связная монологическая речь у младших школьников с общим недоразвитием речи III-IV уровня.
Предметом исследования является пересказ естественно - научных текстов у обучающихся третьих классов с общим недоразвитием речи III-IV уровня
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности навыков пересказа естественно - научных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III-IV уровня и на основе выявленных особенностей составить дифференцированное содержание, программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы.
Гипотеза исследования: служит предположение о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания, что связано с затруднением в построении связной монологической речи, которые более значительно проявятся при пересказе естественно - научных текстов. Выявленные нами особенности и уровни сформированности навыков пересказа естественно - научных текстов позволят разработать дифференцированные методические рекомендации для обучающихся с общим недоразвитием речи ШУУ уровня.
Задачи:
1.Определить современное состояние проблемы развития навыков пересказа естественно - научных текстов в психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Выявить особенности смысловой целостности, лексико - грамматического оформления и самостоятельности выполнения задания пересказов художественных и естественно - научных текстов различных типов у младших школьников с общим недоразвитием речи III-IV уровня.
3. Составить дифференцированное содержание (направления и этапы), программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно - научных текстов у детей данной категории.
Методологической и теоретической основой исследования являлись положения специальной и общей педагогики и психологии:
- Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- Системно-комплексный подход к изучению, обучению детей с различными формами дизонтогенеза (П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);
- об основных закономерностях развития аномального и нормального ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинтшейн,);
- о дифференцированном подходе в системе логопедической работы (Р.Е. Левина, Н.Ю. Борякова, Р.И Лалаева);
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. В ходе исследования применялись теоретические и практические методы. К первым относится анализ логопедической и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической и медицинской документации, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных.
Организация исследования проводилась на базе одной из средних школ города Красноярска. В эксперименте приняло участие 20 детей 9 -10 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа скомплектована из 10 обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи, а контрольная группа скомплектована из 10 обучающихся третьего класса с нормой психофизического развития.
При комплектовании групп учитывались несколько факторов:
- возраст обучающихся (9 - 10);
- год обучения (3 класс);
-программа обучения: экспериментальная группа - АООП НОО обучающихся с ОНР (вариант 5.1.), контрольная группа - ООП НОО;
- противопоказания для включения в контрольную группу: не усвоение программы хотя бы по одному учебному предмету.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Первый этап (сентябрь - октябрь 2021): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников.
2. Второй этап (декабрь - февраль 2022): проведение констатирующего эксперимента и разработка методического обеспечения.
3. Третий этап (февраль-апрель 2022): анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении имеющихся данных об особенностях пересказа у младших школьников с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на развитие навыков пересказа естественно - научных текстов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в процессе исследования нами было охарактеризовано современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи при общем недоразвитии речи.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, связной речи) при нормальном слухе и интеллекте.
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно -разговорной речи, интерес игровой и предметной деятельности, эмоциональное избирательное отношение к окружающему миру. Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи.
Общее недоразвитие речи имеет 4 уровня выраженности: от первого до четвёртого уровня речевого развития. Отметим, что первичная патология речи тормозит формирование потенциальных сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Всё больше исследователей отмечают рост детей, имеющих недостатки в сфере фонетики, лексики и грамматики, которые с большей отчётливостью проявляются в пересказах детей.
В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования нами сделан вывод, что сформированный навык пересказа естественно - научных текстов играет важную роль в успешном овладении школьной программой.
Нами был проведен констатирующий эксперимент. Суть эксперимента состояла в выявлении особенностей и уровней сформированности навыков пересказа естественно - научных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи. Проведение обследования было разделено на два блока по три задания: пересказ текста повествование, описание и рассуждение.
Нами были обобщены результаты двух блоков констатирующего эксперимента и на основе этого условно мы выделили две группы среди учащихся экспериментальной группы: с относительно благоприятной перспективой и с менее благоприятной перспективой.
В группу с относительно благоприятными перспективами вошли обучающиеся, демонстрирующие средние и ниже среднего показатели выполнения заданий по пересказу художественных и естественно - научных текстов.
В группу с менее благоприятной перспективой вошли обучающиеся, которые демонстрируют уровни ниже среднего и низкого при пересказе художественных текстов и естественнонаучных текстов.
Далее мы составили дифференцированные методические рекомендации. Данные рекомендации направлены на формирование связной речи и лексико-грамматического строя речи.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что у всех обучающихся экспериментальной группы связная монологическая речь недостаточно развита, наблюдаются нарушения при пересказе естественно - научных и художественных текстов, наиболее сложным для детей оказался пересказ естественно - научного текста. По типу текстов, менее сложным для пересказа оказался текст - повествование, наиболее сложным для пересказа оказался текст - рассуждение.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Выявленные результаты не противоречат гипотезе о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания, что связано с затруднением в построении связной монологической речи, которые более значительно проявятся при пересказе естественно - научных текстов.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2002 г.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И. В., Евтушенко Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016 г. - С. 254-258.
4. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - Москва - Оренбург, 2000 г. - C. 132- 152
5. Ахутина, Т.В. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии / Т. В. Ахутина, Е. Ю. Матвеева, А. А. Романова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 2. - С. 84-95.
6. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале
7. Бочкарева, Т. А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии / Т. А. Бочкарева // Наука и школа. - 2020 г. - № 4. - С. 117-124.
8. Валявко С.М., Шулекина Ю.А. Особенности смыслового восприятия
слова детьми с нарушениями речевого развития // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс].
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-smyslovogo-vospriyatiya-slova-detmi-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 144 с.
10. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: монография. М.: Альфа, 2003.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2016 г. - 240 с. 53
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М.: Логос, 2006. - 429 с.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004 г. - 168 с.
14. Грибова,О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2012 г. - 80 с. детской речи): автореф. дис. канд. филол. Наук. М., 1984.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи./ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981г.- 111с.
16. Карачевцева И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: дисс. Канд. пед. наук. Белгород, 2012.
17. Кувшинова И.А. Мицан E.JI. Компетентностный подход к вопросу подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Актуальные проблемы современной
науки, техники и образования: тезисы докладов 77-й международной научнотехнической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019 г. - 320 с.
18. Ладыженская, Т.А. «Речевые секреты» / Т.А. Ладыженская. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 247 с.
19. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи у детей - СПб.: Наука-Питер, 2006 г. - С. 12-20.
20. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л.Б. Баряевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009 г. - С. 33-62.
21. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М., 2015. - 214 с.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2016г.
23. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников Леушина А.М. // Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 2016 г. - 30 с.
24. Логопедия / Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
26. Московкина, Т. А. Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Т. А. Московкина // Аллея науки. - 2018 г. - Т. 2. - № 5(21). - С. 1042-1046. 54
27. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
28. Павлова О.А., Демидова А.П. К вопросу об особенностях формирования представлений о числе и счете у дошкольников с общим недоразвитием речи //Гуманизация образования. 2019 г. № 2. - С. 74¬83.
29. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 2003. - 325 с.
30. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» - М.: Просвещение, 1979 г. — 431 с.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста)./Под.ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1981 г. - 159 с.
32. Томогашева, О.В. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О.В. Томогашева // Инновационная наука. - 2015 г. - №2. - С. 271-273.
33. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2004 г. - 288 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об
утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования".
35. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение.
Учебнометодическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «ГНОМ», 2000 г. - 128 с.
36. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003.
37. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев. - Москва: Педагогика, 2016. - 275 с.
38. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В., Сунагатуллина И.И.,
Кувшинова И.А. Идеи развивающего обучения в системе современного дошкольного образования: историко-педагогический аспект //
Современные наукоемкие технологии. 2018 г. № 10, - С. 234-238.
39. Шулекина Ю.А. Стратегии смыслового восприятия лексических единиц учащихся с общим недоразвитием речи // Развитие научного наследия М.Е. Хватцева в отечественной логопедии: материалы Между-нар. науч-практ. конф., 20 янв. 2009 г. / под общ.ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. С. 134-141.
40. https://docplayer.ru/67276991-Vypusknaya-kvalifikacionnaya-rabotaformirovanie-navykov-pereskaza-u-detey-s-o-n-riii-urovnya.html
41. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00756380 0.html
42. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika detej s obshhi m nedorazvitiem rechi/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ