ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Познавательная активность как психологическая проблема 6
1.2. Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Методы развития познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Результаты констатирующего этапа 33
2.3. Программа развития познавательной активности младших дошкольников 43
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность темы исследования. Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «современный образовательный процесс, прежде всего, должен быть направлен на развитие познавательной активности у детей» [23].
Дошкольное детство - это длительный период, который закладывает основы будущей личности и во многом определяет ее. Это время, когда и семья, и общество совместными усилиями создают все необходимые и доступные условия для развития ребенка. Дошкольное детство определяется как этап начала познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка рассматривается как процесс и результат усвоения культурно -исторического опыта предшествующих поколений. Активность ребенка, в том числе и познавательная, которая изображена в задании на установление соответствия, является необходимым условием для присвоения этого опыта.
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания, которое можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний.
Вопрос о познавательном развитии детей не является новым для науки. Однако точки зрения и теории многих ученых существенно различаются. В течение длительного времени в исследование этого вопроса внесли свой вклад видные специалисты из разных областей, в том числе психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, а также педагоги М.И. Лисина и Г.И. Щукина. Несмотря на свою обширную историю, проблема развития познавательной активности актуальна и сегодня. Ей посвящены работы современных ученых, таких как В.В. Щетинина, Е.А. Меньшикова, А.Н. Нефедова, М.Н. Полякова и др.
Реалии сегодняшнего дня требуют акцентировать внимание на развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста как основы развития личности, поскольку образовательный процесс закладывает основу для приобретения навыков, которые впоследствии становятся главным условием продолжения образования. На данный момент созданы различные методики развития познавательной активности детей, успешные формы и методические рекомендации по организации этого процесса, но, тем не менее, рассматриваемая тема остается актуальной.
Объект исследования: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности познавательной активности младших дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление особенностей познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить познавательную активность как психологическую проблему.
2. Рассмотреть особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать методы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и подобрать методики.
5. Разработать программу развития познавательной активности
младших дошкольников .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:
- психологические и педагогические исследования по изучению познавательной активности детей дошкольного возраста (Г.И. Щукина, О.Л. Матюшкина, Е.А. Морозова, В.В. Щетинина);
- содержательные идеи личностно-ориентированного образования (Л.Г. Бяткина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина);
- концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, B.C. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: проблемная ситуация, наблюдение, анкетирование;
3) методы обработки данных: процентный анализ.
Методики:
- проблемная ситуация «Выбери игру» (А.В. Бурма),
- «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой
- «Изучение волевых проявлений» Г.А. Урунтаевой .
База эмпирического исследования: МБДОУ Черемшанский детский сад «ХХХ» (группа детей младшего дошкольного возраста, 20 дошкольников).
Практическая значимость: данные полученные в процессе эмпирического исследования могут быть использованы психологами дошкольных образовательных организаций в своей работе по диагностике и развитию познавательной активности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 36 источников, приложения.
В ходе проводимой работы мы рассматривали особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и влияние на ее развитие игровой деятельности.
Познавательная активность - это качественная характеристика деятельности, которая определяется стремлением личности к успешному овладению знаниями и обусловлена при этом интеллектуальными и морально-волевыми чертами личности.
Под познавательной активностью личности нужно понимать качественную характеристику деятельности, которая определяется стремлением личности к успешному овладению знаниями и обусловлена при этом интеллектуальными и морально-волевыми чертами личности.
Дошкольный возраст считается периодом расцвета детской познавательной активности. Ее проявлениями на этом возрастном этапе являются: интерес ребенка к окружающей среде и самому себе; активное восприятие предметов, объектов, людей, событий; наблюдательность, сообразительность, любознательность, умелое использование увиденного и услышанного ранее, попытки самостоятельно делать выводы, находить новое в знакомом и знакомое в новом, умение радоваться своим открытиям; предпочтение новых, незнакомых задач, требующих умственных усилий; планирование своей познавательной деятельности, воплощение ее на практике; изменение при необходимости своих планов, поведения; интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию с новыми материалами.
Когнитивная деятельность не возникает естественным образом. Она развивается в течение сознательной жизни человека.
Познавательная активность в дошкольном возрасте носит ярко выраженный характер: она проявляется как любознательность, стремление к новому, эмоционально-положительное отношение к новому.
Полнота и разнообразие деятельности способствуют эффективному становлению познавательной активности ребенка-дошкольника: чем увлекательнее деятельность, тем выше уровень познавательной активности. Деятельность, соответствующая интересам, потребностям и возможностям ребенка, оказывает наибольшее влияние на его развитие и способствует его личностному росту.
Важный показатель развития познавательного интереса и познавательной активности дошкольников - их вопросы. Современные психологические исследования показали, что вопросы, которые чаще всего задают дети, можно сгруппировать по следующим основным типам: проверочные (с целью убедиться). Ответы на эти вопросы ребенку известны, но он не совсем уверен в этом или пытается закрепить, проверить свои знания; познавательные - как свидетельство бескорыстного интереса детей к окружающему и желание знать. Дети не могут сказать, зачем им это нужно, но проявляют большую заинтересованность.
К основным средствам формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста относятся: игровая, изобразительная, исследовательская, предметная, проектная, наблюдение, а также совместная деятельность со взрослым.
Среди многообразия средств, способствующих оптимизации познавательной активности дошкольников наиболее эффективными, являются общение со взрослым, игра, экспериментирование. К их детальному анализу мы обратимся в следующем параграфе исследования.
Игра для ребенка дошкольного возраста - это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра - способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества. Кроме того, дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.
Для выявления особенностей познавательной активности младших и средних дошкольников, нами было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования заключается в проверке следующей гипотезы исследования: существуют различия познавательной активности у детей младшего и среднего возраста. Внедрение во образовательную и воспитательную деятельность коррекционно -развивающей программы позволит повысить уровень познавательной активности младших дошкольников.
Эмпирическое исследование проводилась на базе МБДОУ Черемшанский детский сад «ХХХ». В исследовании принимали участие 20 младших дошкольников, которые были разделены по возрастным критериям: группа А - дети младшего дошкольного возраста, группа Б - дети среднего дошкольного возраста.
Методики диагностики познавательной активности младших и средних дошкольников: проблемная ситуация «Выбери игру» А.В. Бурма, методика «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой, методика «Изучение волевых проявлений» Г.А. Урунтаевой.
Нами были получены следующие результаты:
Уровень выраженности заинтересованного принятия информации по методике А.В. Бурма у младших дошкольников доминирует низкий уровень выраженности заинтересованного принятия информации - 50% (5 детей). Средний уровень проявился у 30% (3 ребенка). Высокий уровень выявлен у 20% (2 ребенка). У средних дошкольников низкий уровень выраженности заинтересованного принятия информации - 30% (3 детей), средний уровень проявился у 30% (3 ребенка), высокий уровень выявлен у 20% (2 ребенка). У детей среднего дошкольного возраста доминирует средний уровень выраженности заинтересованного принятия информации, то у детей младшего уровня преобладает низкий уровень.
Результаты диагностики умения задавать вопросы по методике Н.Б. Шумаковой: у младших дошкольников выявлены следующие уровни умения задавать вопросы: низкий уровень у 40% (4 ребенка), средний уровень у 50% (5 детей), высокий уровень у 10% (1 ребенок). У детей среднего дошкольного возраста выявлены следующие уровни умения задавать вопросы: низкий уровень у 30% (3 ребенка), средний уровень у 50% (5 детей), высокий уровень у 20% (2 ребенок). По уровню умения задавать вопросы по методике Н.Б. Шумаковой детей групп А и Б, преобладает средний уровень, но наблюдается разница по высокому уровню, у детей среднего дошкольного возраста высокий уровень имеют 2 ребенка, а у младших дошкольников 1 ребенок.
Результаты диагностики волевых проявлений по методике Г.А. Урунтаевой: преобладающий уровень волевых проявлений у младших школьников - низкий - 50% (5 детей), средний уровень выявлен у 30% (3 детей), высокий уровень у 20% (2 ребенка). У детей среднего дошкольного возраста доминирует средний уровень волевых проявлений 40% (4 ребенка), высокий и низкий уровень составили по 30% (3 ребенка). Сопоставив результаты волевых проявлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста, можно сказать, что у младших дошкольников преобладает низкий уровень 50% (5детей), а у детей младшего дошкольного возраста средний уровень 40% (4 ребенка).
Сформированность компонентов познавательной активности детей младшего дошкольного возраста находится, ниже по уровню, чем у детей среднего дошкольного возраста. Если наличие среднего уровня соответствует в целом норме, то высокий процент детей с низким уровнем развития компонентов познавательной активности является отставанием от нормы, требует коррекционной работы по развитию познавательной активности. Младшие дошкольники неспособны к самостоятельной постановке цели, к руководству ею в деятельности, пассивны в постановке задачи и поиске решения, не могут сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, не заинтересованы в принятии информации, не любознательны и не дисциплинированы, отсутствует познавательный интерес, что создает риски для их социальной адаптации и последующего обучения в школе.
Таким образом, возникла необходимость реализации работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством разработки программы с использование игровой деятельности.
Для этого нами была разработана программа, цель которой развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Формы организации работы - мини-групповая: частота занятий - 1 раз в неделю, 5 занятий; каждое занятие состоит из определенного алгоритма; продолжительность занятия не более 30 минут; среднее количество детей в группе 5 человек.
Алгоритм занятия: приветствие; разминка; задание на развитие определенного познавательного процесса; рефлексия; прощание: поощрение активности детей.
Был разработан тематический план программы по развитию познавательной активности дошкольников младшего возраста и разработан комплекс игр.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 2007. 230 с.
2. Бармашова Т.В. Формирование познавательной активности дошкольников - актуальная современная проблема // Сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2019 года, г. Волгоград). 2019. С. 204-207.
3. Бурма А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению. СПб, 1992. 217 с.
4. Венгер Л.А. Познавательное развитие ребенка в процессе совместной деятельности. М.: Росмен, 2013. №3. С. 25-29.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 510 с.
7. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 168 с.
8. Волчкова В.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2015. 336 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы психологии. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. М.: Автокнига, 2012. 360 с.
10. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета; коммент. Ю.Р. Селиванова. М.: Академический проект, 2008. 767 с.
11. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. СПб, 1992. 37 с.
12. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие. М.: Творческий центр Сфера, 2016. 96 с.
13. Зотова И.В., Фадеева Н.В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. №21 (103). С. 88-92.
14. Киселева Г.М., Лашкова Л.Л. Интеллектуально-познавательная деятельность дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 2012. 114 с.
15. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2017. №2. С. 25-37.
16. Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. М.: НАУКА, 2012. 223 с.
17. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Познавательное развитие детей. М.: Баласс, 2014. 80 с.
18. Кошалиева С.Ш. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Известия вузов Кыргызстана. 2016. №7. С. 96-100.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2005. 460 с.
20. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками. М.: НПО МОДЭК, 2008. 325 с.
21. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 с.
22. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 208 с.
23. Нефедова А.Н. К вопросу о познавательной активности дошкольника: понятийный аспект // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.-практ. конф., (28 ноября 2008 г. Шадринск), 2008. С. 204-208.
24. Нисканен Л.Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения: журн. для занятий с детьми. 2021. №4. С. 11-18.
25. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс +, 2002. 128с.
26. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. 313 с.
27. Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 177-197.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2000. 712 с
29. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Флинта, 2016. 256 с.
30. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. Москва: Юрайт, 2019. 258 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
32. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. / Подг. П. П. Гайденко. М.: Ладомир, 1995. 656 с.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,
1998. 356 с.
34. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. М.: Владос, 2016. 368 с.
35. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник. М.: Феникс, 2012. 208 с.
36. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2016. 382 с.