Введение 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Методическая наука и вопросы применения историографических материалов в школьном курсе истории 8
1.2. Историографическая подготовка в программных документах и образовательных стандартах 14
1.3. Практическое применение историографических материалов и связанные с ним проблемы .18 ГЛАВА 2. ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА И ЕЁ МЕСТО В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 21
2.1. Якобинская диктатура: характер, специфика и влияние на всемирную историю в оценке
советской историографии 21
2.2. Особенности советской историографии 34
ГЛАВА 3: МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ ПО ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЕ 38
3.1. Якобинская диктатура в школьном курсе истории 38
3.2. Разработка заданий с применением трудов советских историков якобинской диктатуры 45
Заключение 48
Список использованной литературы и источников 51
Приложение Таблица А1 55
Приложение Таблица А2 57
Приложение 3 59
Приложение 4 61
Приложение 5 62
Приложение 6 63
В последнее время всё больше внимания уделяется такому аспекту научного исторического знания, как изучение проблемных вопросов, особенно в школьном курсе. Технология проблемного обучения позволяет не только получать знания, но и развивать личностные характеристики, помогать в процессе социализации и расширять диапазон врождённых и приобретённых способностей. Поэтому, методология преподавания совершенствует старые методы и разрабатывает новые, подстраиваясь под меняющиеся образовательные стандарты.
Сейчас недостаточно просто выучить программу и приобрести знания. По новым положениям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), образование строится на формировании как предметных и метапредметных, так и личностных результатах освоения учебных программ. Так, ученик, по итогу освоения новых знаний, должен не только увеличить свой интеллектуальный багаж, но также научиться эти знания применять в стремительно меняющихся социальных условиях, при этом не забывая, в каком обществе он живёт. Образование должно решать задачи развития полноценной личности с определённым набором моральноэтических установок, стремлением к саморазвитию и четкой гражданской и человеческой позицией.1 Этим целям подчиняются все дисциплины, и для каждой также прописаны определённые стандарты, о которых стоит помнить, будучи преподавателем.
Так, недостаточно выучить даты, деятельность известных исторических личностей и основные события отечественной и мировой истории. Необходимо также сформировать у ученика способности свободно ориентироваться в историческом пространстве, развить умение вести дискуссии на исторические темы. А ещё, даже на базовом уровне, ученик должен иметь представление об исторической науке и изучать историю с привлечением различных источников. С увеличением требований, предъявляемых школьникам и учителям, расширяются и образовательные потребности, необходимые для реализации этих требований. Поэтому, необходимо искать такие источники, которые позволят не только получить новые знания, но и будут отвечать запросам меняющихся образовательных стандартов.
Данная работа рассматривает как проблемный исторический вопрос, так и понятие «историографии» и его возможную роль в процессе школьного обучения истории. В качестве проблемного вопроса выбрано такое явление, как якобинская диктатура (или, Эпоха Террора) 1793-1795 гг. Эта тема до сих пор изучается как отечественными, так и зарубежным исследователями. Однако историография претерпевает период затишья, а довольно значимые исследования принадлежат авторству советских историков, заслуги которых признаются и зарубежными коллегами.
Якобинская диктатура является одной из самых дискуссионных тем в историографии. Особой вклад в анализ этого вопроса сделала именно советская историография, для которой изучение Великой Французской революции было обусловлено не только её исторической значимостью, но и теми идеологическими установками, которые были характерны для научной истории периода Советского Союза. Несмотря на то, что деятельность якобинцев оценивается по-разному, нельзя отрицать того факта, что якобинская диктатура имела огромное значение для советской исторической науки. Таким образом, на примере изучения советской историографии якобинской диктатуры ученики могут познакомиться не только с самой темой и её оценками в исторической науке, а также разобраться в проблеме влияния идеологии на развитие науки и смене приоритетов в изучении исторических событий в зависимости от политической и идеологической ситуации в стране.
В школьном курсе истории якобинская диктатура изучается в 7-8 классах2, а также в старшей школе в рамках повторения всего пройденного за среднюю школу курса. И прежде чем разбирать якобинскую диктатуру в контексте историографического материала, нужно не только ознакомиться с перечнем и содержанием учебников и степенью отражения в них этой темы, но и выявить степень соответствия материала федеральному государственному образовательному стандарту. Материал учебников должен соответствовать следующим критериям: достаточно ли отражены причины установления диктатуры; представлена ли характеристика социальной базы; упомянуты ли законодательные основы режима и структура власти; каковы были причины падения и сколько внимания уделяется их раскрытию; достаточно ли полное у темы методическое наполнение.
Также необходимо уделить внимание проблеме необходимости включения историографических материалов в школьный учебный процесс. Постоянно меняющиеся образовательные стандарты требуют такого же обновления учебных материалов и ресурсов, соответствующих образовательным запросам и помогающих усваивать те знания, которые невозможно получить только из учебника.
Не стоит забывать и о метапредметных умениях, значимость которых также продекларирована в нормативных образовательных актах. История и обществознание тесно связаны между собой. Понимание исторических взаимосвязей, умение выстраивать причинно-следственные связи, исходя из исторических данных о личностях и событиях позволяют яснее и проще постигать обществоведческие знания. И наоборот, знание политических, социальных и экономических основ позволяет лучше разбираться в исторических процессах.
Объектом исследования является методика преподавания якобинской диктатуры в школе, предметом - методика использования трудов советских историков якобинской диктатуры на уроках в средней школе.
Целью исследования является раскрытие потенциала советской историографии якобинской диктатуры в контексте применения историографических материалов на уроках истории в средней школе.
Для того, чтобы реализовать цель исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать ситуацию с использованием историографических материалов в современной школе (методика, отражение в программных документах, проблемы);
2. Проанализировать период якобинской диктатуры и его отражение в советской историографии;
3. Оценить потенциал изучения якобинской диктатуры в средней школе;
4. Разработать задания с применением историографических материалов советских исследователей якобинской диктатуры.
Основными методами исследования являются сравнение, синтез и анализ, проблемно-поисковый.
В процессе исследования были использованы следующие группы источников:
1. Нормативные акты. К этой группе относятся те программные документы и нормативные акты, на основе которых строится образовательный процесс и регламентирующие деятельность педагога на уроках истории. Сюда относятся: проект историко-культурного стандарта по всеобщей истории, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), Примерные программы по истории.
2. Методические источники (учебная литература). К этой категории относятся те учебные пособия, к которым мы будем обращаться при анализе потенциала изучения якобинской диктатуры в средней школе, а также методические материалы по использованию историографических материалов в современной школе. Так, в работе будет использовано 5 учебных пособий, используемых сейчас при изучении всеобщей истории (рекомендованные Министерством просвещения РФ, входящие в федеральный перечень учебников).3 В качестве методических материалов использованы труды Ю.Л. Троцкого4, Н.Н. Лазуковой5 и Л.Н. Алексашкиной6.
3. Историографические источники для анализа роли ключевой темы исследования в советской историографии. Из этой категории источников использовались труды А.З. Манфреда («Великая Французская революция» и «Три портрета эпохи Великой Французской революции»). В.Г. Ревуненкова («Очерки по истории Великой Французской революции»), а также работы А.В. Адо, А.В. Гордона, Е.В. Тарле и др.
Литературу также можно разделить на две группы: историографическая и методическая. В качестве основной методической литературы использована монография О.М. Хлытиной «Историографические материалы в образовательном пространстве современной школы». Историографическая литература представлена трудами А.В. Адо («Французская революция в советской историографии»), А.В. Гордона («Великая Французская революция, преломленная советской эпохой»), В.Г. Ревуненкова («Марксизм и проблемы якобинской диктатуры» и «Проблемы якобинской диктатуры в новейших работах советских историков») и др.
Структура работы состоит из трёх глав. Первая посвящена методическим поискам и проблемам использования историографических материалов в современной школе и его нормативному регулированию.
Вторая глава посвящена истории якобинской диктатуры и освещению этого исторического процесса в трудах советских историков, роли восстания монтаньяр в советской историографии и анализу исторических оценок этого явления.
Третья глава посвящена образовательному потенциалу
историографических материалов по якобинской диктатуре, изучению преподаваемых по этой теме знаний в современных учебных пособиях, а также разработке заданий с использованием трудов советских историков якобинской диктатуры.
В ходе исследования мы проанализировали такие темы, как советская историография якобинской диктатуры и использование историографических материалов на уроках истории в школе.
Выяснилось, что у историографических материалов есть потенциал, который в условиях современного образования раскрыть очень сложно. Однако, если соблюдать требования нормативных актов и примерных программ по истории, и при этом использовать инновационные методики преподавания, есть возможность включить историографические материалы в процесс школьного исторического обучения.
В последнее время определённо делаются шаги навстречу расширению научному историческому обучению, о чём свидетельствуют как требования ФГОС, так и новые образовательные стандарты по всеобщей и отечественной истории. Как увеличивается перечень необходимых для формирования личностных, предметных и метапредметных умений, так и становится шире список требований к отбираемым материалам и их функциям. Конечно, реализация данных проектов требует достаточно большого количества времени и прочих ресурсов, однако наличие у государства потребности всестороннего развития школьников и попытки изменить существующие стандарты образования ясно дают понять, что в ближайшее время мы можем наблюдать позитивные изменения в сфере исторического образования.
Не стоит забывать и о проблемах, которые могут серьёзно усложнить процесс исторического обучения с использованием историографических материалов. В целом, они ненамного отличаются от общих проблем, с которыми сталкиваются преподаватели истории. При этом, недостаточность технического обеспечения и несоответствие образовательных требований реальной картине преподавания может компенсироваться личностными компетенциями учителя, если он достаточно опытен и образован, чтобы внедрять новые практики в процесс обучения.
Якобинская диктатура представляет достаточно обширное поле для исторического анализа, именно поэтому данный исторический период и был нами выбран. А советская историография, противоречивая по своей сути, представляет такое многообразие оценок и мнений по поводу истории и значения якобинской диктатуры, что ученики могут не только выбрать наиболее соответствующую их отношению точку зрения, но и составить, на основе фактов и изученных мнений, своё собственное представление.
Проанализировав период якобинской диктатуры и его отражение в советской историографии, мы пришли к выводу, что он не только не имеет однозначной трактовки, но и полон различных оценок и мнений, которые в совокупности дают большой простор для дальнейшего изучения. Каждый историк пытается по-своему трактовать каждый аспект якобинской диктатуры, и при этом, большую роль в исследовании данного процесса играет также и политическая обстановка в стране и господствующая в государстве и науке идеология. Изучение истории Великой Французской революции в общем и якобинской диктатуры в частности с разных позиций и с использованием различных историографических материалов позволяет не только расширить знания в данной области исторического знания, но повысить навыки работы с историческими источниками и составить собственное мнение не только на основе одного вспомогательного материала (в случае с обучающимися в школе - учебного пособия).
К сожалению, пока не существует методических рекомендаций, соотносящих использование историографических материалов и темы школьного курса истории. Есть общие наработки, и те, по большей части, посвящены старшим классам. Так же, как и нет готовой методической технологии, которая бы в полной мере отражала все потребности ученика и учителя, связанные с использованием историографических материалов в школе. Данная работа не ставила целью разработать новую технологию для внедрения её в школе. Но мы попытались разработать ряд рекомендаций, на примере изучения якобинской диктатуры, которые помогут облегчить учителю подбор и работу с материалами по историографии. А также доказать, что их внедрение в учебный процесс - действительно важно для формирования у детей определённых компетенций и развития необходимых навыков. Поэтому, мы считаем, что нам удалось справиться с поставленной в начале работы целью - нам удалось не только раскрыть потенциал изучения советской историографии якобинской диктатуры в контексте применения историографических материалов на уроках истории в средней школе, но и разработать задания, направленные на более углубленное изучения данного процесса школьниками и повышения их уровня личностных и предметных навыков.
1. Алексашкина Л. Н. Методологические основы школьного курса истории: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. С. 35-36.
2. Бовыкин Д.Ю. О современной российской историографии Французской революции XVIII века (полемические заметки) // Новая и новейшая история. 2007. № 1. С. 48-73.
3. Бовыкин Д.Ю. Французская революция XVIII в. в школьных учебниках России // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T. VI. Вып. 4(37). URL: https://history.jes.su/-s207987840001051-5-1 (дата обращения 06.04.2021).
4. Богоявленский, Б. Д. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 29-41.
5. Вагин, А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. А. А. Вагин, Н. В. Сперанская. М.: Учпедгиз, 1959. 436 с.
6. Влахопулов, Б.А. Методика истории. Курс 8-го класса женских гимназий. Киев.: Изд. Сотрудник, 1914. 320с.
7. Журавлёва О. Н. Подготовка ученического реферата по истории. СПб., 2000. С. 5.
8. Историография истории России : учеб. пособие для бакалавров / А. А. Чернобаев [и др.] ; под ред. А. А. Чернобаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 552 с.
9. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998. С. 49.
10. Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания. М., 1990. С. 5.
11. Лазукова Н. Н. «Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1993. № 1. С. 34-38.
12. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Издательство политической литературы, 1969. Т. 37, 1969. 748 с.
13. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Наука, 1981. 186 с.
14. Летчфорд С.Е. В.Г. Ревуненков против «Московской школы»: дискуссия о якобинской диктатуре // Французский ежегодник 2002: Историки Франции. К 100-летию В.М. Далина (1902-1985). М., 2002. С. 207-222.
15. Манфред А.З. Великая французская революция. М.: Наука, 1983. 432 с...23