Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению особенностей проявления
креативного мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие мышления, его основные виды 5
1.2 Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте 10
1.3. Основные характеристики творческого мышления дошкольников 16
1.4 Основные характеристики креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 29
2. Эмпирическое исследование особенностей проявления
креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста 31
2.1 Описание выборки и методик исследования 31
2.2 Анализ результатов диагностики особенностей проявления
креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста 40
2.3 Рекомендации для педагогов по развитию креативного мышления
дошкольников 44
Вывод по главе 49
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение
Актуальность. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий утрачивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, креативности.
Ранее исследования многих авторов ( Богоявленская Д.Б., Венгер Л.А., Дружинин В.Н., Дьяченко О.М., Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Матюшкин A.M.) были направлены на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. По их мнению, дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития.
Цель исследования - изучить особенности проявления креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования особенности проявления креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;
2. подобрать диагностические методы по изучению креативного мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить особенности креативного мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста;
4. составить рекомендации по развитию креативного мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - креативное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности проявления креативного мышления у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют отличия в особенностях проявления креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность) мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические: тестирование (тест креативности Торренса (субтест 1, субтест 2), тест креативного мышления Вильямса).
Теоретическая значимость: расширены научные представления о проявлении креативного мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, обогащены знания о проблеме креативного мышления дошкольников, раскрыты сходства и различия между проявлениями креативного мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, что позволит выработать правильную тактику поведения с ними.
Практическая значимость: методы и методики выявляют уровни креативного мышления девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Это поможет выработать более точную статистику проявления креативного мышления дошкольников, которая применяется в образовании. Разработанные рекомендации могут использоваться психологами для работы с педагогами, родителями.
В настоящее время нашему обществу не хватает креативных людей, которые способны нестандартно мыслить и принимать нетипичные решения. Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Креативность развивается только тогда, когда ей позволяет среда, т.к. среда стимулирует поиск собственных ориентиров, а непринятие готовых идей, решений. То есть креативность, является творческой способностью, а именно способностью к преобразованию знаний, которые развиваются в процессе онтогенеза.
Нами была определена цель исследования, выделены задачи, объект и предмет исследования и выдвинута гипотеза.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующему:
Многие психологи считают эту черту способностью порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться от стандартного мышления, умением быстро находить решение в проблемных ситуациях.
В исследовании многих авторов указывается, что высокий уровень креативности 45 % преобладает у мальчиков и лишь 20 % у девочек. Так же они утверждают, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении.
В зарубежной психологии термин «творческое мышление» отождествляют с термином « креативность». Креативность - это творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом, а так же и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Для реализации поставленной в исследовании цели было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании участвовали дошкольники старшей группы возраста 5-6лет «Центра развития ребенка Детский сад №323» г. Красноярска в количестве 20 человек.
Для решения поставленных нами задач и для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методики: тест Торенса (Субтест 1 и Субтест 2), тест креативности Вильямса.
Диагностические методики соответствовали цели исследования, являются распространенными и апробированными.
По итогам констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:
-по тесту Торенса Субтест 1 и Субтест 2, уровень креативности выше у мальчиков, чем у девочек. Это свидетельствует о том, что девочки более стандартны в своих ответах. У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме, и результаты мальчиков превышают результаты девочек. Так же, ответы девочек часто повторялись. Это свидетельствует о том, что беглость воспроизведение идей у девочек ниже.
-по тесту креативности Вильямса, уровень проявления креативного мышление у мальчиков выше, чем у девочек. В данной методике у девочек ниже развиты показатели креативности как оригинальность и разработанность. Это свидетельствует о том, что девочки менее способны генерировать нестандартные и оригинальные идеи, отличные от общепринятых схем, так же менее способны тщательно прорабатывать возникшие идеи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что у мальчиков старшего дошкольного возраста креативное мышление выше, чем у девочек старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных, нами разработаны рекомендации для педагогов по развитию креативного мышления старшего дошкольного возраста; для детей был подобран комплекс игр на изменения показателей креативного мышления.
Цель рекомендаций: развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи рекомендаций: развитие гибкости, оригинальности и разработанности креативного мышления девочек старшего дошкольного возраста; повышение показателя креативного мышления - беглости мальчиков старшего дошкольного возраста.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существуют отличия в особенностях проявления креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность) мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста подтверждена.
1. Алътшуллер Г.С. Шапиро Р. Б., О психологии изобретательского творчества // Вопр. психол.- 1956. - № 6. С. 37-49.
2. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. Склонности и
способности. Л., 1962. С. 15-37.
3. Ассовская А.В., Цветкова Л.А., Яничева Т.Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения, 97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 56-58.
4. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
5. Богоявленская Д.Б., Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета,1993.
6. Богоявленская Д.Б., Психология творческих способностей.- М.: Академия,2002.
7. Введение в психологию / Под ред. Р.С. Немова. - М., 2010
8. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.
9. Выготский Л.С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка - М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.
10. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Мысль, 1965.
11. Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психол. -2007. - №7.С. 130-139.
12. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.- сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.
13. Кудрявцев В., Синельников В., 1995.- №9: 52-59 с., №10:С.54-55.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 1997.
15. Лук А.Н. Психология творчества./под ред. Лук А.Н. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
17. Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека - 1969, The Journal of Transpersonal Psychology, № 1, ISBN: 1-57983-000-5
18. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: МОДЭК, 1999. -640с. (Серия «Психологи Отечества» ).
19. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.
20. Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1996. С. 8-17.
21. Поддьяков Н. Н., Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы современной психологии. -М., 1983.
22. Сидельникова В.А. Проблема творческого мышления. Гендерная и половая принадлежность как влияющий фактор// Материалы Международной научно- практической конференции "Социально- психологическая компетентность личности". - Прага, 2011.
23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996. - 192 с.
24. Теплов Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. 1940. № 4-5.
25. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.
26. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления// Школьный психолог, 2001, №5.
27. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
28. Туник Е.Е.Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб : Речь, 2003.- 96 с.
29. Фишер К. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.
30. Фром Э. Душа человека. М., 1992.
31. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 214 с.