Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №169979

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО 9 ОБУЧЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1. Дистанционная среда обучения как условие организации 9
образовательной деятельности обучающихся по биологии
1.2. Психологическая готовность учащихся старших классов к 19
обучению в режиме дистанционного обучения
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ 27 ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 27 работы школы
2.2. Содержание и методические условия организации 42 дистанционного обучения по биологии в МАОУ «Средняя школа №24»
ВЫВОДЫ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

В настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Дистанционное обучение повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся за счет самоорганизации, способности взаимодействовать с компьютерными технологиями и выполнять задачи самостоятельно, а приобретенные компьютерные навыки и способность учиться на расстоянии помогают учащимся к «дополнительной социализации». До сих пор дистанционное обучение позволяло создать систему непрерывного самообучения и обмена информацией. При дистанционном обучении происходит обмен учебной информацией с помощью современных средств на расстоянии.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» утверждено, что при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [33].
Создание открытой системы дистанционного обучения как возможности для реализации образования опирается на работы В.Е. Бочкова, Е.С. Волкова, В.Н. Ершова, Г.А. Краснова, Т.Н. Мартынова, Е.С. Полата, И.В. Сергиенко, Т.Л. Терехова и др. Однако теоретическое и методологическое обоснование дистанционной технологии как компонента формирования
4
предметных результатов обучения учащихся в настоящее время полностью не
представлено.
Анализ литературы, педагогического опыта и состояния современных подходов к организации обучения школьников показывает, что, несмотря на вовлеченность современных школ в модернизацию образования, возможности дистанционного обучения реализуются слабо. Это связано с недостаточной проработкой моделей организации дистанционного обучения, соблюдением педагогических условий, отсутствием методического обеспечения, слабой интеграцией дистанционного и очного образования.
Анализ указанных проблем и необходимость их решения выявил ряд противоречий между:
• потенциальными возможностями дистанционного обучения и его недостаточным использованием в процессе обучения учащихся;
• потребность школы в организации дистанционного обучения и отсутствие эффективной модели организации дистанционного обучения учащихся
• реальный и должный уровень развития педагогических условий этого процесса, позволяющих в полной мере использовать возможности дистанционного обучения в школе.
Актуальность исследуемой проблемы позволила нам сформулировать тему диссертационного исследования «Формирование предметных результатов по биологии в условиях дистанционного обучения в старших классах».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в старшей школе, включающий работу в дистанционной среде обучения.
Предмет исследования: методические условия формирования
предметных результатов по биологии в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования: выявить влияние дистанционной среды обучения на формирование предметных результатов по биологии в старших классах.
С учетом цели предполагается решение следующих задач
исследования:
1. Изучить психолого-педагогические и методические основы проблемы организации обучения старшеклассников в условиях дистанционной среды обучения;
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в практике современного естественнонаучного образования;
3. Разработать содержание и организацию образовательного процесса по изучению общебиологических понятий в формате дистанционного обучения;
4. Разработать методические рекомендации участникам образовательной деятельности по работе в дистанционной среде обучения.
Гипотеза исследования: успешность и эффективность изучения биологии в условиях дистанционного обучения возможна при соблюдении педагогических и методических условий:
• обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами;
• педагог владеет профессиональными компетенциями в области дистанционного обучения;
• осуществляется диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся;
• в учебной деятельности обучающихся используются педагогические технологии, применимые в формате дистанционного обучения;
• самостоятельная учебно-познавательная деятельность
обучающихся происходит на основе использования ИКТ.
Для решения поставленных перед нами задач и проверки гипотезы, выдвинутой нами, использовались следующие методы исследования:
теоретические - анализ психолого-педагогических работ по теме исследования, нормативных документов, учебно-методических материалов по обучению в школе; моделирование гипотез, построение методологической модели по формированию предметных результатов среде дистанционного обучения; прогнозирование образовательных результатов;
эмпирические - наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент и диагностика формирования предметных результатов по биологии; качественный и количественный анализ экспериментальных данных;
статистика - обработка данных, полученных в ходе экспериментальной работы, с использованием математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели методики по формированию предметных результатов в условиях дистанционного обучения по биологии в старших классах, включающей взаимосвязанные блоки компонентов: основной (целевой), теоретико­методический (включая процессуальный, содержательный и результативный компоненты); разработке и обосновании экспериментальной методики по формированию предметных результатов, основой которой является достижение целей основного общего биологического образования за счет осуществления процесса обучения биологии с применением дистанционного обучения.
База исследования: 150 учащихся 10-11 классов муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова» г. Красноярска, обучающиеся в дистанционной форме.
Выполнение выпускной квалификационной работы осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2019 г.) был проведен анализ, психолого­
педагогической, методической литературы, результатов мониторинга по формированию предметных результатов по биологии в старших классах в условиях дистанционного обучения. Определены методологические и теоретические основы проблемы исследования, сформулирована гипотеза исследования и разработан план проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2020-2021гг.) проанализированы нормативные документы. Разработаны методические рекомендации по формированию предметных результатов по биологии.
На третьем этапе (2020-2021 гг.). Проведена работа в условиях дистанционного обучения повышения уровня сформированности предметных результатов по биологии. Разработаны методические рекомендации применительно к темам курса биологии в старших классах в соответствии с планируемыми результатами. Систематизированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные результаты исследования были представлены на методических семинарах, проводимых на базе МАОУ «Средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова» г. Красноярска в течение 2019-2021 учебных годов; на XI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференция «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития" 2019 г. (научная статья «К вопросу использования дистанционного обучения в естественнонаучном образовании»); на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века. 2020 г. (научная статья «Использование дистанционного обучения в процессе обучения биологии»); на XII Всероссийской научно-методической конференции «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках IX Международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития". 2020 г. (научная статья «Реализация уроков биологии с применением дистанционных технологий обучения»).
Структура работы: введение, две главы, выводы, список
использованных источников, включающий 50 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что дистанционное обучение в образовательном учреждении - это сложный, комплексный процесс, сущность которого состоит в обеспечении обучения школьника в условиях удаленного доступа к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет.
2. Анализ современного состояния показал тенденции и перспективы развития дистанционного обучения в школе, представлено описание контингента школьников, обучающихся дистанционно, охарактеризована готовность учителей биологии к дистанционному обучению.
3. В ходе проведенного исследования было разработано содержание, организация образовательного процесса по изучению общебиологических понятий в формате дистанционного обучения, а также предложены методические рекомендации по формированию предметных результатов по биологии


1 Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика //Высшее образование в России. 2011. №. 11.
2 Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. 1999. 196 с.
3 Асадпур К.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №. 1. С. 41-43.
4 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. 1993. 190 с.
5 Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. 2010. 239 с.
6 Варданян Н.А. Дистанционное обучение в общеобразовательной школе // Интернет и образование. 2012. №. 42.
7 Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика //М.: НМЦ СПО. 1999. С. 33.
8 Галичин В.А., Манушин Э.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: состояние и перспективы по материалам II Международного конгресса ЮНЕСКО // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. 2000. С. 193-243.
9 Горбунова Е.Е., Бутюгина А.А., Полушкина Т.В. Дистанционные технологии в образовании // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. №. 1. С. 428-433.
10 Гордеева Л.К., Мясникова Т.С. Применение дистанционного обучения в
условиях пандемии: преимущества и недостатки (на материале
социологического опроса) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. №. 1 (34). С. 196-198.
11 Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников ВИМ: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. МА Шолохова. 2001. 230 с.
12 Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. 2003. 106 с.
13 Дударева Н.В., Утюмова Е.А. Формирование личностных результатов обучения учащихся старших классов при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в условиях дистанционного обучения // редакционная коллегия. 2021. с. 95.
14 Жог В.И., Соколова А.А. Информатизация системы образования: теория и практика // Педагогическое образование и наука. 2008. №. 4. С. 31-34.
15 Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. 2012. Кон И. С. Психология ранней юности. - Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1989. С. 255-255...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ