ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТНО- ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ (CLIL) ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
|
Введение 4
1. Теоретические основы обучения чтению на уроке иностранного языка в 8 классе в школе с углубленным изучением языка 10
1.1 Поисковое чтение как инструмент формирования иноязычной
коммуникативной компетенции 10
1.2 Особенности обучения иностранному языку в 8 классе в школе с углубленным
изучением языка 15
Выводы по главе 1 20
2. Разработка комплекса заданий с использованием элементов предметноязыкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной
компетенции на уроке немецкого языка в 8
классе 22
2. Методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в контексте современного иноязычного образования 22
2.2 Комплекс заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс», Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др.) 27
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение А 42
Приложение Б 47
Приложение В 51
Приложение Г 59
Приложение Д
1. Теоретические основы обучения чтению на уроке иностранного языка в 8 классе в школе с углубленным изучением языка 10
1.1 Поисковое чтение как инструмент формирования иноязычной
коммуникативной компетенции 10
1.2 Особенности обучения иностранному языку в 8 классе в школе с углубленным
изучением языка 15
Выводы по главе 1 20
2. Разработка комплекса заданий с использованием элементов предметноязыкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной
компетенции на уроке немецкого языка в 8
классе 22
2. Методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в контексте современного иноязычного образования 22
2.2 Комплекс заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс», Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др.) 27
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение А 42
Приложение Б 47
Приложение В 51
Приложение Г 59
Приложение Д
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами: Формирование целостного мировоззрения и иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся является приоритетным направлением современного образования [Федеральный Государственный...., 2015].
Особое место в процессе становления целостного мировоззрения обучающихся отводится их межпредметным умениям и навыкам, которые могут быть сформированы через использование методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Большинство отечественных и зарубежных методистов (Г.А. Хамитова, Е.А. Чусляева, Л.Л. Салехова, Д. Вольф, Д.Марш, Д. Койл) приходят к выводу о том, что обучение общеобразовательному предмету через иностранный язык положительно влияет как на усвоение иностранного языка, так и общеобразовательного предмета.
Применение методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) целесообразно на этапе сформированности базовых знаний иностранного языка.: 8-11 класс. Обучение иностранному языку в 8 классе имеет свои особенности, основанные на психологических новообразованиях старшего школьного возраста и на выборе профиля подготовки иностранного языка самим обучающимся. Предметные задачи обучения и требования к обучающимся описаны в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Изучением особенностей обучения иностранному языку в старшей школе занимались Н.Д. Гальскова, И.С. Кон, Л.Б. Ительсон.
В данном исследовании предполагается использовать методику предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению. Чтение, в том числе поисковое, представляет собой один из основополагающих видов коммуникативной деятельности, который подразумевает умение обучающегося находить нужную информацию в тексте. Обучение поисковому чтению важно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, без данного навыка обучающийся не сможет полноценно коммуницировать на изучаемом языке. Исследованием обучения чтению, в том числе поисковому, занимались Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, Ч. Бейкер.
Проанализировав УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др), мы пришли к выводу о том, что упражнений и заданий для обучения поисковому чтению, на наш взгляд, в данном УМК недостаточно для того, чтобы у обучающихся могли сформироваться навыки поискового чтения.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Использование элементов методики предметноязыковой интеграции (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем особенности предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) поисковому чтению на уроке иностранного языка в старших классах.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в 8 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Описать чтение как вид речевой деятельности.
2. Определить особенности обучения поисковому чтению в 8 классе в школе с углубленным изучением языка.
3. Раскрыть понятие «предметно-языковое интегрированное обучение» в контексте современного иноязычного образования.
4. Провести анализ возможности практического использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в 8 классе.
5. Разработать комплекс заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
Теоретическую базу работы составляют теоретические положения по обучению иностранному языку Н.Д. Гальсковой и С.К. Фоломкиной; положения об особенностях обучения иностранному языку в старшей школе, изложенные в трудах Н.Д. Гальсковой, И.С. Кона, Л.Б. Ительсона; по обучению чтению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина; по обучению поисковому чтению Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской; исследования практического применения предметно-языкового интегрированного обучения Г.А. Хамитовой, Е.А. Чусляевой, Л.Л. Салеховой, Д. Марша, Д. Койла; нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 8 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение документации; обобщение практического опыта.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2019 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление на международных (15) и всероссийских (4) научно-практических конференциях: выступление с докладом «Использование лингводидактических технологий на CLIL-уроке: география и английский язык» на V Международной научнопрактической конференции «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном мире»: Минск, Белорусский Государственный Университет, 2019; выступление с докладом «Использование интерактивных средств на GLIL-уроке: география и английский язык» на III Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения»: Красноярск, Сибирский Федеральный Университет, 2019; публикацию статьи «Предметноязыковое интегрированное обучение (CLIL) как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся общеобразовательной школы» в научно-популярном издании «Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева» (2020 г., №1[51], в соавторстве с кандидатом педагогических наук, доцентом Селезневой И.П.); выступление с докладом на XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития» с докладом «CLIL-урок в условиях дистанционного обучения: информационная культура и немецкий язык»: Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, 2021. 2 опубликованных статьи включены в базу данных РИНЦ; 1 статья включена в список ВАК.
Апробация также осуществлялась путем участия в конкурсе научноисследовательских работ «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация», организованном ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» и УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (30 апреля 2021 г.) - диплом II степени в номинации «Методика преподавания иностранного языка» за работу «Использование элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) на уроке английского языка в 8 классе».
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 40 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе рассматривается чтение как вид речевой деятельности; определяются особенности обучения поисковому чтению в 8 классе в школе с углубленным изучением языка.
Вторая глава представляет анализ возможности использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе. Практическая часть раздела содержит комплекс заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит сертификат участника и текст статьи «Использование лингводидактических технологий на CLIL-уроке: география и английский язык», включенной в сборник материалов V Международной научнопрактической конференции «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном мире»: г. Минск, Белорусский Государственный Университет, 2019 г.;
Приложение Б содержит сертификат участника и текст статьи «Использование интерактивных средств на GLIL-уроке: география и английский язык», включенной в сборник материалов III Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения»: г. Красноярск, Сибирский Федеральный Университет, 2019 г.;
Приложение В содержит текст статьи «Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся общеобразовательной школы», опубликованной в издании из перечня ВАК «Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева» (2020 г., №1[51], в соавторстве с кандидатом педагогических наук, доцентом Селезневой И.П....
Особое место в процессе становления целостного мировоззрения обучающихся отводится их межпредметным умениям и навыкам, которые могут быть сформированы через использование методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Большинство отечественных и зарубежных методистов (Г.А. Хамитова, Е.А. Чусляева, Л.Л. Салехова, Д. Вольф, Д.Марш, Д. Койл) приходят к выводу о том, что обучение общеобразовательному предмету через иностранный язык положительно влияет как на усвоение иностранного языка, так и общеобразовательного предмета.
Применение методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) целесообразно на этапе сформированности базовых знаний иностранного языка.: 8-11 класс. Обучение иностранному языку в 8 классе имеет свои особенности, основанные на психологических новообразованиях старшего школьного возраста и на выборе профиля подготовки иностранного языка самим обучающимся. Предметные задачи обучения и требования к обучающимся описаны в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Изучением особенностей обучения иностранному языку в старшей школе занимались Н.Д. Гальскова, И.С. Кон, Л.Б. Ительсон.
В данном исследовании предполагается использовать методику предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению. Чтение, в том числе поисковое, представляет собой один из основополагающих видов коммуникативной деятельности, который подразумевает умение обучающегося находить нужную информацию в тексте. Обучение поисковому чтению важно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, без данного навыка обучающийся не сможет полноценно коммуницировать на изучаемом языке. Исследованием обучения чтению, в том числе поисковому, занимались Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, Ч. Бейкер.
Проанализировав УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др), мы пришли к выводу о том, что упражнений и заданий для обучения поисковому чтению, на наш взгляд, в данном УМК недостаточно для того, чтобы у обучающихся могли сформироваться навыки поискового чтения.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Использование элементов методики предметноязыковой интеграции (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем особенности предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) поисковому чтению на уроке иностранного языка в старших классах.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в 8 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Описать чтение как вид речевой деятельности.
2. Определить особенности обучения поисковому чтению в 8 классе в школе с углубленным изучением языка.
3. Раскрыть понятие «предметно-языковое интегрированное обучение» в контексте современного иноязычного образования.
4. Провести анализ возможности практического использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке иностранного языка в 8 классе.
5. Разработать комплекс заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
Теоретическую базу работы составляют теоретические положения по обучению иностранному языку Н.Д. Гальсковой и С.К. Фоломкиной; положения об особенностях обучения иностранному языку в старшей школе, изложенные в трудах Н.Д. Гальсковой, И.С. Кона, Л.Б. Ительсона; по обучению чтению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина; по обучению поисковому чтению Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской; исследования практического применения предметно-языкового интегрированного обучения Г.А. Хамитовой, Е.А. Чусляевой, Л.Л. Салеховой, Д. Марша, Д. Койла; нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 8 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение документации; обобщение практического опыта.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2019 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление на международных (15) и всероссийских (4) научно-практических конференциях: выступление с докладом «Использование лингводидактических технологий на CLIL-уроке: география и английский язык» на V Международной научнопрактической конференции «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном мире»: Минск, Белорусский Государственный Университет, 2019; выступление с докладом «Использование интерактивных средств на GLIL-уроке: география и английский язык» на III Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения»: Красноярск, Сибирский Федеральный Университет, 2019; публикацию статьи «Предметноязыковое интегрированное обучение (CLIL) как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся общеобразовательной школы» в научно-популярном издании «Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева» (2020 г., №1[51], в соавторстве с кандидатом педагогических наук, доцентом Селезневой И.П.); выступление с докладом на XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития» с докладом «CLIL-урок в условиях дистанционного обучения: информационная культура и немецкий язык»: Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, 2021. 2 опубликованных статьи включены в базу данных РИНЦ; 1 статья включена в список ВАК.
Апробация также осуществлялась путем участия в конкурсе научноисследовательских работ «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация», организованном ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» и УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (30 апреля 2021 г.) - диплом II степени в номинации «Методика преподавания иностранного языка» за работу «Использование элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) на уроке английского языка в 8 классе».
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 40 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе рассматривается чтение как вид речевой деятельности; определяются особенности обучения поисковому чтению в 8 классе в школе с углубленным изучением языка.
Вторая глава представляет анализ возможности использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе. Практическая часть раздела содержит комплекс заданий для обучения поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе с использованием элементов методики предметноязыкового интегрированного обучения (CLIL) (в дополнение к УМК Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» (Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит сертификат участника и текст статьи «Использование лингводидактических технологий на CLIL-уроке: география и английский язык», включенной в сборник материалов V Международной научнопрактической конференции «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном мире»: г. Минск, Белорусский Государственный Университет, 2019 г.;
Приложение Б содержит сертификат участника и текст статьи «Использование интерактивных средств на GLIL-уроке: география и английский язык», включенной в сборник материалов III Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения»: г. Красноярск, Сибирский Федеральный Университет, 2019 г.;
Приложение В содержит текст статьи «Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся общеобразовательной школы», опубликованной в издании из перечня ВАК «Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева» (2020 г., №1[51], в соавторстве с кандидатом педагогических наук, доцентом Селезневой И.П....
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении поисковому чтению на уроке немецкого языка в 8 классе.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс, Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др.) поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе работы. Весь исследованный материал систематизирован для удобства его дальнейшего использования в учебных целях.
В ходе исследования предпринята попытка решить выявленное противоречие между интересом большинства обучающихся 8 класса к закреплению междисциплинарных связей на уроке иностранного языка и недостаточным количеством заданий, направленных на осуществление данного процесса, представленных в УМК.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) к другим темам, представленным в УМК.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения в процессе обучения поисковому чтению, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс, Авторы: Радченко О. А., Конго И. Ф., Гертнер У. и др.) поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе работы. Весь исследованный материал систематизирован для удобства его дальнейшего использования в учебных целях.
В ходе исследования предпринята попытка решить выявленное противоречие между интересом большинства обучающихся 8 класса к закреплению междисциплинарных связей на уроке иностранного языка и недостаточным количеством заданий, направленных на осуществление данного процесса, представленных в УМК.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий с использованием элементов предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) к другим темам, представленным в УМК.
Подобные работы
- РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021





