Введение 3
1. Теоретические аспекты развития лексических навыков обучающихся
средних классов с использованием игровых приемов 6
1.1 Лексические навыки как основа обучения иностранным языкам 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся подросткового
возраста 10
1.3 Дидактическая игра в системе обучения иностранному языку:
определение, функции, классификация 13
1.3.1 Отличие игровых приемов от дидактической игры 18
выводы по главе 1 18
2. Практическое использование игровых приёмов в развитии лексического
навыка английского языка у обучающихся шестого класса 20
2.1 Методические обоснования использования игровых приемов на уроках
английского языка в шестом классе 20
2.2 Игровые приемы для формирования лексического навыка по теме
«travelling» 29
2.2.1 План - конспект урока английского языка в 6 классе с применением игрового приема 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 49
Приложение В 50
Приложение Г 51
Приложение Д 52
Приложение Е 53
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться. Основой для построения межличностной коммуникации на иностранном языке является не только грамматический навык, но и лексический.
Обучающиеся 5 - 7 классов должны усвоить большой объем новых лексических единиц (около 400), обслуживающих ситуации общения; в т.ч. устойчивые словосочетания и реплики-клише речевого этикета [Кузнецов, 2010]. Из этого следует, что учителю следует уделить особенно пристальное внимание повышению эффективности процесса развития лексического навыка на уроке иностранного языка. Помимо увеличения пассивного словаря обучающихся, необходимо обеспечить проведение более интенсивной тренировки в употреблении нового лексического материала в процессе речевого акта для перевода лексических единиц из пассивного запаса в активный.
Усвоение лексических единиц - процесс длительный, однако в условиях ограниченного времени урока (то есть 45 минут), результативность данного процесса часто не достигает необходимого уровня, что впоследствии сказывается на лексической стороне речи обучающихся. Вместе с тем, увеличивая количество лексических упражнений, велик риск падения интереса и мотивации к изучению английского языка со стороны обучающихся.
Одним из способов разрешения сложившегося противоречия может стать применение игровых приёмов. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися реже и медленнее, чем материал, в ходе освоения которого игровые приемы не применялись. Это объясняется, прежде всего, тем, что дидактическая игра - это сочетание увлекательности, за счёт которой процесс обучения становится занимательным и пробуждающим интерес, и деятельности, благодаря которой образовательный процесс становится более качественным, а полученные знания - прочными и долговременными [Кацуро, 2015].
Таким образом, все вышеперечисленное доказывает актуальность темы нашего исследования «Игровые приёмы как средство развития лексического навыка на уроках английского языка в шестых классах».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предметом исследования является игровые приемы как средство развития лексических навыков на уроках английского языка.
Целью работы является представление эффективности игровых приёмов как средства развития лексического навыка у обучающихся шестого класса в процессе изучения английского языка...
В данной работе мы попытались рассмотреть особенности такой комплексной составляющей обучения иностранному языку как лексический навык. В процессе исследования темы данной работы, а именно при изучении литературы нами был сделан вывод о том, что обучение иностранному языку во многом зависит от качества обучения лексической стороне речи, поскольку лексика - это основа, которая становится предпосылкой к формированию и развитию грамматических навыков в частности, а также коммуникативной компетенции в целом.
Целью данной работы было обоснование эффективности игровых приёмов в развитии лексического навыка у обучающихся шестого класса общеобразовательных учреждений. Опрос обучающихся, а также анализ УМК «Forward 6. Part 1», соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включенный в федеральный перечень, указали на некоторые актуальные проблемы обучения в общеобразовательных учреждениях, такие как: низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, связанный с потерей интереса к образовательной деятельности, и неудовлетворительное количество
лексических упражнений для результативного развития соответствующего навыка.
Выявленные проблемы являются фактическим доказательством необходимости использования игровых приемов, поскольку преимущества данного средства обучения, а именно: повышение интереса к обучению благодаря увлекательному формату, отсутствие необходимости в специальном оборудовании для проведения, а также снятие эмоционального напряжения, способны увеличить дидактический потенциал проводимых уроков, увеличить эффективность развития лексического навыка и повысить мотивацию...
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. 2004. № 9. С. 22-25.
3. Асророва М.У. Современные психолого-педагогические
технологии обучения. // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: «Молодой ученый»,
2016. 110 с.
4. Белышева Н.В., Методические рекомендации по использованию игр и игровых приемов на уроках иностранного языка. Бирск, ГБПОУ Бирский многопрофильный профессиональный колледж, 2016. 36 с.
5. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 1970. 232 с.
6. Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. 2011. № 3. С. 52 - 55.
7. Бычковская Е. В., Гончаренко А. Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 51-33.
8. Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П. и др. Английский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.
1. М.: Вентана-Граф: Personal Education Limited, 2015. 112 с.
9. Винокурова С.С. Методика использования игровой деятельности при обучении иностранного языка в младших классах // Sciences of Europe.
2017. №17-2 (17). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-igrovoy-deyatelnosti-pri-
obuchenii-inostrannogo-yazyka-v-mladshih-klassah (дата обращения:
11.05.2020).
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя.2-е издание. М: АРКТИ, 2003. 192 с.
12. Головцова И.Г., Рудакова Л.В. Проблемы внедрения
интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. №2.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-
vnedreniya-interaktivnyh-form-obucheniya-v-ramkah-kompetentnostnogo- podhoda (дата обращения: 10.04.2020).
13. Еремина С.А., Мещеряков К.С. Использование элементов игры на уроках иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2019. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- elementov-igry-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 11.06.2020).
14. Кацуро С.В. Игровые приемы на уроках английского языка //
Архивариус. 2015. №3 (3). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priemy-na-uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 14.05.2020).
15. Киприянов С.Н. Эмоционально-волевая сфера учеников средних
классов // Наука и образование сегодня. 2019. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-volevaya-sfera-uchenikov-
srednih-klassov (дата обращения: 11.04.2020)...34