Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №169886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 5
1.1. Развитие осязания, мелкой моторики в онтогенезе 5
1.2. Особенности осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 15
1.4. Подходы к коррекции и развитию осязания и мелкой моторики у детей с
нарушениями зрения 16
Выводы по I главе 20
Глава II. Константирующий эксперимент и его анализ 21
2.1. Организация и методика проведения исследования 21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Методические рекомендации 30
Выводы по II главе 38
Заключение 39
Список использованных источников 40
Приложения 43

В современной тифлопедагогике довольно актуальным и значимым вопрос является коррекционное развитие детей с нарушением зрения. Коррекция первичного дефекта, как правило, происходит за счет восполнения недостающих знаний об окружающем мире посредством компенсаторики. Познание и осязание окружающего мира у детей с нарушением зрения в большей степени с помощью тактильных ощущений. Именно поэтому так важно для слепых и слабовидящих иметь развитую моторику и осязание.
Роль осязания в усилении компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста, у взрослых с глубокими нарушениями зрения обоснована в исследованиях М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина,
Р.Б. Каффеманаса, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др.
Стоит отметить, что, несмотря на важность осязания и мелкой моторики в процессе компенсаторного развития ребенка с нарушением зрения, существующих тифлопедагогических исследований не достаточно. В настоящий момент довольно мало разработанных эффективных методик, направленных на развитие осязания и мелкой моторики.
Таким образом, актуальность этой проблемы заключается в том, что наличие полностью сформированного осязания и мелкой моторики, как одного из ведущих компенсаторных факторов детей с нарушением зрения, является необходимым условием успешности познавательной деятельности.
Цель исследования: выявить особенности и подобрать методические рекомендации по развитию осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения.
Объект исследования: осязание и мелкая моторика у младших дошкольников.
Предмет исследования: особенности сформированности осязания и мелкой моторики у слабовидящих дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу научного и методического характера по проблеме развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать методику на исследование осязания и мелкой моторики в процессе онтогенеза.
3. Проанализировать полученные результаты методов исследования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Гипотеза: у детей с нарушением зрения будут наблюдаться несформированности осязания и мелкой моторики, проявляющиеся в неточностях, трудностях, ошибках опознания поверхностей различных предметов, а также нарушения переключаемости и замедленный темп ручной моторики.
Теоретическая значимость заключается в подтверждении данных об особенностях развития осязания и мелкой моторики и младших дошкольников с нарушением зрения, представленных в научных исследованиях М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Л.И. Солнцевой и др.
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации и дифференцированы на основе уровнего подхода. Данные рекомендации содержат упражнения, задания и этапы работы, которые могут быть использованы логопедами и тифлопедагогами.
Структура. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы (без приложений) составляет 43 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью данного исследования нами были выделены теоретические особенности процесса развития осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушением зрения.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую, тифлопедагогическую литературу. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование и преодоление недостаточной сформированности осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
В рамках решения второй задачи, нами была подобрана диагностическая методика, направленная на изучение осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Методика была дополнена нами с учетом офтальмологических требований и с учетом количественной оценки результатов исследования.
В рамках решения третьей задачи был изучен уровень сформированности навыков осязания и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. В рамках исследования было выявлен тот факт, что дети данной категории были более успешны в образовательном процессе, с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу на основе глубокого психолого-педагогического изучения их особенностей.
В рамках решения четвертой задачи мы подобрали комплекс коррекционных упражнений, направленных на формирование мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.
Таким образом, цель данного исследования была достигнута, а поставленные задачи решены.



1. Агаян, Г.Г. Рукавичка: Пальчиковая сказка / Г.Г. Агаян.- М., 2014.
2. Бирюков А. А. Массаж и самомассаж / А. А. Бирюков.-2000.
3. Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В.Б. Галкина, Хомутова Н.Ю // Дефектология.- 1999.-№3
4. Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения / И.П. Гайлене // Дефектология .- 1990.-№2
5. Гордиенко, С.А. Пальчиковый театр. Колобок (Теремок. ДевочкаСнегурочка. Репка) / С.А. Гордиенко. - Ростов-на-Дону, 2014.
6. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения / Т.А. Дорофеева // Дефектология - 2002.- №1
7. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П. Дудьев // Дефектология.- 1999.-№4
8. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Л.А. Дружинина.- М., 2000.- 21 с.
9. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.А. Дружинина. - М., 2006.
10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.- М., 2000.- 240 с.
11. Зинченко, В.П. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве.- М., 1966.- С.277-300.
12. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевычелова. - Волгоград, 2012.
13. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения / Н.Н. Иванова // Дефектология. - 1998. - №4.
14. Каффеманас Р.Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей / Р.Б. Каффеманас // Дефектология. - 1988. - №2.
15. Каффеманас Р.Б. Особенности интермодального переноса образа у нормально развивающихся школьников и детей с нарушениями развития / Р.Б. Каффеманас // Дефектология. - 1994. - №3.
16. Каффеманас Р.Б. Сравнительное исследование осязания у аномальных детей разных категорий / Р.Б. Каффеманас // Дефектология. - 1991. - №5.
17. Коноваленко В.В. Самомассаж кистей и пальцев рук / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.- М., 2001.
18. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / под ред. Л. И. Солнцевой.- М.: ВОС, 1990.
19. Кулагин, Ю.А. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Ю.А. Кулагин.- М., 1954.-16 с.
20. Крупенчук, О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Младшая группа детского сада / О.И. Крупенчук.- СПб.: Издательский дом Литера, 2009.- 32 с.
21. Лернер Ю.М. Особенности построения образов предметов объёмной формы на сенсорно ограниченной основе / Ю.М. Лернер //Дефектология.- 1987. - №4
22. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак.- СПб.: Каро.- 2006.
23. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. -
1988. - №4. 71
24. Машанский В.Ф. Вибрационный способ исследования тактильной чувствительности слепых и некоторые приемы ее повышения /В.Ф. Машанский, В.Б. Есиков, В.К. Рогушин, В.И. Штильбанс // Дефектология.- 1997.- №6
25. Милова Л.М. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников / Л.М. Милова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №1.
26. Моисеева Р. Пальчиковые игры / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. - 2000. - №10.
27. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л.В. Мясникова.- Саратов: центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.- 19 с.
28. Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Атюкевич.- Спб., 1999.- 86 с.
29. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева.- Спб., 2011.
30. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средство компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушением зрения: дисс. ...канд. пед. наук / Л.Б. Осипова.- М., 2010.
31. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002.
32. Подколзина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. - 2001.- №2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ