Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 7
1.1. Пандемия COVID-19 и ее влияние на психологическое здоровье 7
1.2. Психоэмоциональное состояние в подростковом возрасте. Тревожность и
ее особенности 10
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 21
2.3. Методические рекомендации, направленные на снижение уровня
тревожности у старших подростков 29
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 46
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 года объявила о пандемии COVID-19. Ситуация пандемии стала относительно новой формой стресса для человечества. Российское общество психиатров и исследователи других стран отмечают, что пандемия COVID-19 провоцирует у людей эмоциональные переживания в виде повышения уровня тревожности, дистресса и других реактивных реакций [1, 9, 22, 25].
Карантин и самоизоляция могут усиливать страх и тревогу. Закрытие школ, социальное дистанцирование, беспокойство о собственном здоровье и своих близких, неуверенность в будущем, а также информационная перегрузка приводят к беспокойству и могут оказывать пагубное влияние на психоэмоциональное состояние.
В группе риска также находятся дети и подростки. В исследованиях разных стран [2, 29] многие родители жалуются на то, что у их детей возникают трудности с концентрацией внимания, а также повышенная раздражительность, возбуждение и нервозность. Для многих подростков ситуация пандемии являлась случаем, где они подвергаются воздействию многочисленных сопутствующих факторов риска, которые повышают вероятность появления проблем с психическим здоровьем. По мере нарастания риска происходит избыточная реакция на стресс (аллостатическая нагрузка), ведущая к преждевременному изнашиванию организма. Что в дальнейшем может привести к изменениям реактивности на стресс и изменить способы, которыми личность реагирует на будущие проблемы, другие различные стрессовые ситуации. Введение ограничений, связанных с пандемией, являются для подростка наиболее болезненными, так как в подростковый период характеризуется тем, что главный центр жизни подростка переносится в сферу общения. Для подросткового периода в целом характерна эмоциональная нестабильность, так как в подростковом возрасте переживания становятся все более неопределенными, двойственными, особенно изменения в социальной среде многие подростки воспринимают как стрессовые. Поэтому для подростка наиболее распространенные эмоциональные состояния это тревожность и эмоциональная подавленность. Кроме того во время перестройки организма, когда происходят психические и физиологические изменения, может появиться чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Также, обладая настойчивым чувством взрослости, у подростка часто возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой множество отрицательных эмоциональных состояний, в том числе и тревожность. Кроме того изменилась и форма обучения с очной на дистанционную и обратно, все это влияет на адаптацию личности и может вызвать тревожность от неопределенности ситуации. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, также все виды тревожного расстройства снижают работоспособность и повышают утомляемость.
Кроме того многие исследователи говорят о высокой вероятности психологических последствий пандемии в виде постстрессовых состояний в дальнейшем [24, 31].
Поэтому целью работы является изучить психоэмоциональное состояние старших подростков, оценить динамику их изменений и разработать рекомендации для старших подростков в период пандемии COVID-19.
Объект: учебная деятельность старших подростков.
Предмет: особенности психоэмоционального состояния в учебной деятельности у старших подростков в период пандемии.
Гипотеза исследования: изучение показателей тревожности и значение их уровней поможет выявить особенности изменения психоэмоционального состояния у старших подростков при обучении в период пандемии COVID-19, и в соответствии с этими особенностями разработать рекомендации для снижения ее уровня.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
2. Проанализировать методики и подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей психоэмоциональных состояний у старших подростков при обучении в период пандемии COVID-19;
3. Организовать и провести исследование особенностей
психоэмоциональных состояний у старших подростков при обучении в период пандемии COVID-19;
4. Разработать практические рекомендации с учетом выявленных особенностей проявления психоэмоциональных состояний у старших подростков при обучении в период пандемии COVID-19.
При выполнении нашего исследования в качестве теоретико-методологической базы мы опирались на следующих исследователей: И.В. Дубровина, О.В. Кондаш, А.В. Микляева, А.М. Прихожан, Ч.Д. Ф. Перлз, К. Рудестам, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, Д.В. Эльконин, П. Экман.
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, методы теоретического обобщения и сравнения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: тестирование, опрос, беседа
Методики исследования:
Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным);
Методика «Шкала тревожности» О.В. Кондаша;
Разработанная авторская анкета (Приложение);
Интервьюирование и беседы с участниками образовательного процесса (классного руководителя, родителей, социального педагога).
Математический метод обработки данных проведенного исследования.
Базой исследования являлась МБОУ СОШ № 39 г. Красноярск. В исследовании приняли участие все обучающиеся 8а класса. Возраст испытуемых составил 14 - 15 лет.
Описание структуры работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, библиографического списка и приложений, всего 61 страница. Основной текст содержит 40 страниц, 4 иллюстрации и 3 таблицы. Библиография насчитывает 32 источника.
Ситуация пандемии COVID-19 стала относительно новой формой стресса для человечества, которая способна вызывать постстрессовое состояние в дальнейшем, независимо от возраста.
Сам подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами, поэтому ситуация пандемии для многих подростков является случаем, где они подвергаются воздействию многочисленных сопутствующих факторов риска, которые повышают вероятность появления проблем с психическим здоровьем. Тревожные подростки в целом живут, ощущая постоянный беспричинный страх, и по мере нарастания риска из-за пандемии происходит избыточная реакция на стресс (аллостатическая нагрузка), которая может привести к преждевременному истощению организма, так как долгое переживание стресса может привести к посттравматическим психосоматическим последствиям.
Если рассматривать тревожность с точки зрения рассмотрения как о сигнале угрозы активизирует личность, ее внутренние собственные ресурсы во время столкновения с трудностями для того, чтобы достигнуть цели и наилучшего результата. Необходимый уровень тревожности позволяет адаптироваться к реальности, поэтому определенный уровень тревожности является неотъемлемой характеристикой личности.
Однако когда ее уровень повышен или высокий, а также наоборот личность проявляет чрезмерное спокойствие, все это приводит в дезадаптивной реакции и проявляется в дезорганизации поведенческой сферы и деятельности личности.
По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что пандемия COVID-19 оказывает влияние на психоэмоциональное состояние старших подростков в качестве его усиления, что вызывает переживания в виде повышенной и высокой тревожности, в том числе у некоторых подростков выражается чрезмерное спокойствие.
Психокоррекционную и психопрофилактическую работу с тревожностью необходимо проводить по снижение ее уровня, обучению навыков совпадающего поведения в стрессовых ситуациях, развитию у подростков ассертивности.
Психопрофилактическую работу в первую очередь необходимо проводить с педагогами и родителями. Следует заниматься психологическим просвещением, направленным на профилактику возникновению тревожности у подростков.
В заключение отметим, что психопрофилактика и психокоррекция тревожности у детей и подростков должна носить общий, личностно-ориентированный характер. Также очень важно для положительного результата коррекционной работы перенесение результатов в реальную жизнь, так как, если в окружении значимых взрослых не будет понимания и поддержки по отношению к изменениям в поведении, эмоциональном состоянии подростка, то достижения, полученные в ходе коррекции, будут неустойчивыми. Поэтому важно работать со всеми субъектами образовательного процесса.
1. Алехин, А. Н., Дубинина Е. А. Пандемия: клинико-психологический аспект [Текст] / А. Н. Алехин, Е. А. Дубинина. // Артериальная гипертензия. - 2020. - №3. - 312-316 с.
2. Вельтищев, Д. Ю. Психическое здоровье населения различных стран в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) [Текст] / Д. Ю. Вельтищев, Т. А. Лисицына, А. Б. Борисова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2020. - Т. 30. - № 4. - С. 83-86.
3. ВОЗ. Коронавирус. [Электронный ресурс] / Всемирная организация
здравоохранения. - 2020. - Режим доступа:https://www.who.int/ru/health-
topics/coronavirus#tab=tab_1 (Дата обращения: 15.03.2021).
4. ВОЗ. Что такое пандемия? [Электронный ресурс] / Всемирная
организация здравоохранения. 2020. - Режим доступа:
https ://www.who. int/csr/disease/swineflu/frequently_asked_questions/pandemic/ru/(Дата обращения: 17.03.2021).
5. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020
года [Текст] / Е. И. Первичко, О. В. Митина, О. Б. Степанова, Ю. Е. Конюховская, Е. А. Дорохова // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. - М.:
Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. - Т. 1. 71-99 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004 — 512с.
7. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2008 - 693 с.
8. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б Дарвиш - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
9. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Текст] / С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, Т.И. Медведева, О. Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование. Интернет-безопасность: сб. материалов. - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. - Т. 12, № 2. - 100-121 с.
10. Для предупреждения кризиса в области психического здоровья
требуются значительные ресурсы [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. — 2020. — Режим доступа:
https://www.who.int/ru/news/item/14-05-2020-substantial-investment-needed-to-avert- mental-health-crisis(Дата обращения 14.04.2021).
11. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Акад. проект, 2013. — 419 c.
12. Кондаш, О. В. Шкала классического, социально-ситуационного страха, волнения [Текст] / О. В. Кондаш - М., 1973. - с. 256 - 264 с.
13. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
14. Немцов, Р. С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немцов. // Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений — Изд. 4-е. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 688 c.
15. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра [Текст] / Ф. Перлз. — Мастера психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 320 c.
16. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 c.
17. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы [Электронный ресурс] / О. М. Бойко, Т. И. Медведева, С. Н. Ениколопов, О. Ю. Воронцова. О. Ю. Казьмина // Психологические исследования. — 2020. — Т. 13, № 70. — 1 с. — Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n70/1731 -boyko70.html (Дата обращения: 28.03.2021)
18. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных [Текст] / Ю. С. Шойгу [и др.]. - М: Смысл, 2007. - 319 с.
19. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Текст] / К. Рудестам - М., 2004.- 368 с.
20. Спилбергер, Ч. Д. Тревога и поведение [Текст] / Ч. Д. Спилбергер. - СПб.: Питер, 2001. - 252 с.
21. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний [Текст] / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 с.
22. Федотов. И. Психологическая и психиатрическая помощь в период пандемии COVID-19. Пандемия COVID-19 и психическое здоровье. [Электронный ресурс] / И. Федотов // Российское общество психиатров, 2020 Режим доступа:https://psychiatr.ru/news/1102 (Дата обращения: 01.04.2021).
23. Ханин, Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях
значимой совместной деятельности [Электронный ресурс] / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — 56-58 с. — Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915056.htm.(Дата обращения: 15.02.2021).
24. Холобова Ю. Б. Особенности переживания тревоги в период пандемии COVID-19 представителями разных возрастных групп [Электронный ресурс] / Ю. Б. Холобова // Международный журнал медицины и психологии. - 2020. Т. 3. №2
- 114-117 с. Режим доступа:http://ijmp.ru/archives/10223.(Дата обращения 20.03.2021).
25. Шматова, Ю. Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований [Электронный ресурс] / Ю. Е. Шматова // Проблемы развития территории. - 2020.
- №4 (108). 88-108 с. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-covid-19-na-psihicheskoe-zdorovie-naseleniya-kak-pokazatel-chelovecheskogo-potentsiala-opyt-zarubezhnyh-issledovaniy (Дата обращения: 22.03.2021).
26. Экман, П. Психология эмоций [Текст] / П. Экман. — Изд. 2-е. — СП.: Питер, 2017. — 240 с. — Мастера психологии.
27. COVID-19: Protecting people and societies [Электронный ресурс] // OECD
Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). — 2020. - Режим доступа:
https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-protecting-people-and-societies-e5c9de1a/#contactinfo-d7e5176 (Дата обращения: 24.03.2021).
28. Harper C. A., Satchell L. P., Fido D., et al. Functional fear Predicts Public
Health Compliance in the COVID-19 Pandemic [Электронный ресурс] // International Journal of Mental Health and Addiction. - 2020. - Режим доступа:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7185265/ (Дата обращения:
20.03.2021).
29. Magson N., et al. Risk and Protective Factors for Prospective Changes in
Adolescent Mental Health during the COVID-19 Pandemic [Электронный ресурс] // Journal of Youth and Adolescence. — 2021. — № 50. — C. 44-57. — Режим доступа: https ://link. springer.com/ article/10.1007/s10964-020-01332-9#Sec33. (Дата
обращения: 01.04.2021).
30. Leung G. M., Lam T.-H., Ho, L.-M., et al. The impact of community
psychological responses on outbreak control for severe acute respiratory syndrome in Hong Kong [Электронный ресурс] // Journal of Epidemiology and Community Health. - 2003. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/9024514_The_impact_of_community_psychological_responses_on_outbreak_control_for_severe_acute_respiratory_syndrome_in_Hong_Kong (Дата обращения: 10.04.2021).
31. Wade, M. Why we need longitudinal mental health research with children and youth during (and after) the COVID-19 pandemic [Электронный ресурс] / M. Wade, H. Prime, D. Browne // Psychiatry Research. — 2020. — Vol. 290. — Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113143 (Дата обращения: 15.04.2021).
32. Xiang, Y., et al. Timely mental health care for the 2019 novel coronavirus outbreak is urgently needed [Электронный ресурс] / Y. Xiang // The lancet.
Psychiatry. - 2020 - Vol. 7, № 3. - P. 228-229. Режим доступа:
https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(20)30046-8/fulltext(Дата обращения: 20.03.2021).