ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ 6
1.1. Опыт изучения концептов в лингвистической науке 6
1.2. Изучение концепта в освещении когнитивной лингвистики 13
1.3. Структура и содержание концепта 19
1.4. Методы исследования концептов 23
1.5. Проблема понятия «языковое сознание» 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 31
2.1. Обзор существующих исследований концепта «русский язык» 31
2.2. Результаты проведения ассоциативного эксперимента 36
2.3. Анализ полученных реакций 38
2.3.1. Анализ реакций русскоязычных респондентов 38
2.3.2. Анализ реакций респондентов-инофонов 46
2.4. Структура и содержание концепта «русский язык» в языковом сознании
сибирских студентов 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Исследование выполнено в русле когнитивной лингвистики.
Актуальность исследования обусловлена интересом современного языкознания к связи языка с сознанием и национальной культурой, а также к проблеме отражения в языке основных концептов национальной концептосферы.
На данный момент концепт выступает в качестве объекта исследования во множестве научных работ. Исследователи используют теоретическую и методологическую базу различных направлений в концептуальных исследованиях: лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, психолингвистики. Особый интерес представляют базовые концепты культуры того или иного народа; в частности, концепт «русский язык» является базовым для русского языкового сознания. Наиболее известной работой, посвященной данному концепту, является диссертация Л. А. Тавдгиридзе «Концепт “русский язык” в русском языковом сознании», написанная под руководством И. А. Стернина. Другие существующие работы, как правило, содержат анализ концепта в сознании отдельных социальных групп.
Цель исследования - выявить структуру и содержание концепта «русский язык» в языковом сознании сибирских студентов.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определить сущность концепта как объекта исследования когнитивной лингвистики;
2. Раскрыть содержание понятия «языковое сознание»;
3. Описать методологию исследования концепта;
4. Провести ассоциативный эксперимент среди сибирских студентов, позволяющий судить о структуре и содержании концепта «русский язык»;
5. На основе данных эксперимента представить модель концепта «русский язык»;
Объектом исследования является концепт «русский язык».
Предмет исследования - структура и содержание концепта «русский язык».
В качестве материала исследования послужили реакции, полученные в результате ассоциативного эксперимента.
Теоретическую базу исследования составляют работы, посвященные концептологии - сущности концепта на основе существующих направлений исследования (В. И. Карасик, Ю. Е. Прохоров), исследованиям в области когнитвиной лингвистики (Н, Н. Болдырев, 3. Д. Попова, И. А. Стернин, Е. С. Кубрякова), лингвокультурологии (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Ю. С. Степанов), психолингвистики (А. А. Залевская). Кроме этого, были привлечены исследования, разрабатывающие проблему языкового сознания (Т. Н. Ушакова, Е. Ф. Тарасов, Н. Ф. Алефиренко).
В качестве методов исследования были использованы: метод ассоциативного эксперимента, сопоставительный анализ, семантико-когнитивный метод исследования концептов, который предполагает когнитивную интерпретацию полученных реакций и дальнейшее упорядочение полученных когнитивных признаков с помощью статистического метода для отображения содержания концепта, а также их классификацию с целью моделирования его структуры.
Практическая значимость обусловлена расширением эмпирической базы по исследованию концепта «русский язык», возможностью использования исследования для разработки курсов по когнитивной лингвистике; кроме этого, данная работа может быть привлечена в рамках исследования других концептов (например, «родной язык», «второй язык»).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, приводятся цель и задачи, а также теоретическая и методологическая основа.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения концептов» рассматривается проблема определения понятия «концепт» с точки зрения различных направлений, детально описывается понимание термина в русле когнитивной лингвистики, а также соответствующие методы исследования. Отдельный параграф посвящен проблеме понятия «языковое сознание».
Во второй главе «Лингвокогнитивный анализ концепта “русский язык”» представлен обзор существующих работ, посвященных концепту «русский язык», а также результаты проведенного ассоциативного эксперимента в виде модели структуры и содержания концепта «русский язык». Для реакций носителей русского языка и инофонов приводятся отдельные модели концепта, а также их сопоставление.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы, а также указаны перспективы исследования.
Апробация работы. Предварительные результаты исследования были представлены на XIV международной научно-практической конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, СФУ, 21-22 апреля 2022 г.). Кроме этого, полученный в ходе работы материал был использован для участия в V международной научной конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» (Абакан, ХГУ, 19-20 мая 2022 г.).
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию концепта «русский язык» в языковом сознании сибирских студентов. Для выполнения поставленной цели была рассмотрена история изучения концептов в отечественной лингвистике: рассмотрены основные направления концептуальных исследований, выделяемые учеными а также взгляды на сущность концепта в рамках этих направлений. Большинство исследований проводится в русле трех дисциплин: лингвокультурология, когнитивная лингвистика и психолингвистика. Для данного исследования была использована теоретико-методологическая основа лингвокогнитивного направления. Когнитивная лингвистика рассматривает концепт как результат осмысления поступившей информации, которая складывается в сознании в единицу мышления. Таким образом, мышление представляет собой проведение операций с концептами. Лингвокогнитивное исследование того или иного концепта позволяет сделать выводы о представленности соответствующего ему явления в языковом сознании.
В работе также были рассмотрены взгляды на сущность языкового сознания, чтобы определить понимание этого термина, подходящее для данной работы. В рамках данного исследования под языковым сознанием мы понимаем совокупность образов сознания, которая овнешняется языковыми средствами. В соответствии с этим определением, концепт представляет собой структурный и смысловой элемент языкового сознания.
Кроме этого, была изучена методология исследования концептов, применяемая в научных работах лингвокогнитивного направления. В частности, был описан семантико-когнитивный подход, который был применен в данной работе. Этот подход предполагает когнитивную интерпретацию реакций, полученных в ходе ассоциативного эксперимента, с целью моделирования структуры и содержания концепта. Структуру концепта составляют образ, иформационное содержание и интерпретационное поле. В содержании концепта выделяется ядро, ближняя дальняя и крайняя периферии. В ходе когнитивной интерпретации на основе полученных реакций выделяются когнитивные признаки, которые распределяются по вышеперечисленным элементам структуры и содержания концепта. Анализ полученных моделей позволяет сделать выводы о репрезентации концепта в языковом сознании.
В рамках работы был сделан обзор существующих работ, исследующих концепт «русский язык», который показал, что в русском языковом сознании концепт является базовым для русской концептосферы. Он обладает объемной когнитивной структурой, имеет преимущественно оценочный характер, причем преобладающими являются положительные оценки. Концепт имеет мифологическую составляющую, образованную такими когнитивными признаками, как «великий» и «могучий». Эти признаки транслируют национальный стереотип, который существует автономно, т. е. не подвержен влиянию других признаков, которые вступают с ним в противоречие. В языковом сознании иностранных студентов, в свою очередь, концепт имеет в большей степени утилитарный характер, так как утилитарная зона представлена наиболее ярко.
В работе были представлены результаты проведенного ассоциативного эксперимента, на основе которых были смоделированы структура и содержание концепта «русский язык» (отдельно для носителей русского языка и инофонов). Структура и содержание были подвергнуты анализу сначала по отдельности, затем в сопоставлении друг с другом. Анализ и сопоставление были использованы для формулировки выводов данной выпускной квалификационной работы.
Анализ реакций носителей показал, что ядерными, а значит наиболее важными являются когнитивные признаки «сложный», «родной», «имеющий большое количество возможностей для выражения» и «предмет изучения в школе». Будущее русского языка оценивается этой группой респондентов положительно. Сравнение реакций о русском языке и об английском показало, что русский язык, в отличие от английского, не рассматривается носителями как дающий возможности. Анализ содержания концепта показал, что образная составляющая концепта в большинстве своем представлена когнитивными образами, нежели перцептивными. Интерпретационное поле оказалось наиболее ярким в структуре исследуемого концепта. В оценочной зоне доминирующими оказались положительные оценки. Ядро концепта достаточно яркое (35,5% от всего содержания концепта).
Анализ реакций инофонов позволил заключить, что наиболее важными у инофонов оказались признаки: «предмет изучения в школе», «имеет много возможностей для выражения» и «популярный». Будущее русского языка инофоны оценивают положительно. В образной составляющей доминируют когнитивные образы. Интерпретационное поле концепта представлено ярче остальных элементов его структуры. В ядре, дальней и крайней периферии превалирует интерпретационное поле, в ближней - информационнее содержание.
На основе сопоставления двух моделей концептов, было заключено что обе группы респондентов транслируют в большей степени положительное отношение к русскому языку, а также вербализуют одни и те же стереотипы о языке. Особенность восприятия русского языка инофонами заключается в том, что они воспринимают его как язык межнационального общения, в то время как носителям важнее его принадлежность к России. В структуре концепта в целом доминирует интерпретационное поле, наиболее ярко представлены когнитивные признаки, относящиеся к энциклопедической и утилитарной зоне. Обе группы вербализуют признаки, связанные с изменениями, происходящими в русском языке. Носители чаще вербализуют признак «деградирует», инофоны - «развивается». Обе группы на стимул «русский язык в будущем» чаще всего дают реакции, вербализующие признак «улучшение положения языка». У обеих групп респондентов наличествует когнитивный признак «родной». Это свидетельствует о важности этого языка для инофонов, а также о положительной оценке русского языка у обеих групп.
В качестве перспектив работы мы рассматриваем уточнение результатов данного исследования на большем количестве материала, а также изучение престижа русского языка в разных языковых сообществах.
1. Алефиренко Н. Ф. Концепт и значение в жанровой организации речи: когнитивно-семасиологический корреляции // Жанры речи. 2005. № 4. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36393618(дата обращения: 01.06.2022)
2. Алефиренко Н. Ф. Концепт понятие категория в свете современной лингвокогнитивистики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. № 18. С. 5-12.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская речь: сборники, издаваемые Отделом словесных искусств: новая серия. Гос. ин-т истории искусств; под ред. Л. В. Щербы. Ленинград: Academia. 1928. 84 с.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж: Изд-ов Воронежского государственного университета. 1997. 330 с.
5. Бастриков А. В., Бастрикова Е. М. Лингвокультурные концепты как основа языкового менталитета // Вестник ТГГПУ. 2012. № 3. С. 15-19.
6. Баринова И. А., Нестерова Н. М., Овчинникова И. Г. «Языковое сознание»: к вопросу об определении и интерпретации термина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. № 4. С. 10-21
7. Белянин В. П. Психолингвистика. Учебник / В. П. Белянин. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 2016. 415 с.
8. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. Изд. 2.-е, стер. 123 с.
9. Варуха И. В. Ментальные структуры: значение, концепт, понятие // Вестник ЧелГУ. 2011. №20. С. 50-52.
10. Воркачев С. Г. Методологические основания
лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. [Электронный ресурс]. 2002. URL:http://tpl1999.narod.ru/index/0-50(дата обращения: 19.03.2022).
11. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт: монография / С. Г. Воркачев. М.: Гнозис. 2004 (ГУП Смол. Обл. тип. Им. В. И. Смирнова). 236 с.
12. Журавель Т. Н. Этноязыковая ситуация в приграничном районе (Усинская долина Красноярского края): монография / Т. Н. Журавель, О. В. Фельде. Красноярск: Сиб. федер. ун-т. 2017. 140 с.
13. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис. 2005. С 411.
14. Ильина Е. В. Языковое сознание как макроуровень
репрезентации концептов [Электронный ресурс]. 2015. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60599(дата обращения 26.03.2022).
15. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена. 2002. 477 с.
16. Коннова М. Н. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта. 2012. 313 с.
17. Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта: методы выявления и механизмы семантизации // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. №1. С. 49-60.
18. Крюкова Г. А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №59. С. 128-135.
19. Краткий словарь когнитивных терминов / Составители: Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Филологический институт МГУ им. М. В. Ломоносова. 1996. С. 91-92.
20. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. №1. 1993. 96 с.
21. Лыткина О. И. Проблемы изучения концепта в современной лингвистике // Rhema. Рема. 2009. №4. С. 67-80.
22. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособоие. 2-е изд. Минск: ТетраСистемс. 2005. 256 с.
23. Матвеева Д. С. Концепт как единица сознания // Вестник ВУиТ. 2010. №6. С. 94-99.
24. Плотникова С. Н. Концепт и концептуальный анализ как лингвистический метод изучения социального интеллекта // Вестник ИГЛУ. 2012 № 2. С. 193-200.
25. Попова 3. Д. Когнитивная лингвистика / 3. Д. Попова, И. А. Стернина. М: ACT: Восток - Запад. 2007. 314 с.
26. Попова 3. Д. Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж. 2001. 191 с.
27. Попова 3. Д. Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж. 1999. 30 с.
28. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта: [электронный ресурс] учеб. пособие / Ю. Е. Прохоров. 4-е изд., стереотип. М.: Флинта. 2016. 176 с.
29. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния. Уфимцева Н. В. [и др.] / Под ред. Н. В. Уфимцевой. М. Ярославль: Издательство Канцлер, 2017. 240 с.
30. Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А. В. Рудакова. Воронеж: «Истоки». 2004. С. 69.
31. Симанова Т. А. Развитие концептов «русский язык» и «родной язык» в языковом сознании иностранных студентов: экспериментальное исследование: автореф дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Воронеж. 2010. 22 с.
32. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: автореф. дне. ... д-ра филол. наук:10.02.19. Волгоград. 2004. 42 с.
33. Смирнова О. М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 247-253.
34. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект. 2004. С. 42.
35. Стернин И. А. Коммуникативное и когнитивное сознание [электронный ресурс]. 2002. URL:http://www.philology.ru/linguistics1/sternin-02a.htm(дата обращения: 27.03.2022).
36. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под редакцией И. А. Стернина. Воронежский государственный университет. 2001. С. 58-65.
37. Стернин И. А. Психолингвистика и концептология // Вопросы психолингвистики. №5. 2007. с. 33-40.
38. Стернин И. А. Розенфельд М. Я. Слово и образ. Монография / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: «Истоки». 2008. 243 с.
39. Тавдгиридзе Л. А. Концепт «русский язык» в русском языковом сознании: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж. 2005. 24 с.
40. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
41. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М. Школа «Языки русской культуры». 1996. С. 96.
42. Ушакова Т. Н. Языковое сознание и принципы его исследования
[Электронный ресурс]. 2000. URL: https://iling-
ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html 204/1-2.html(дата обращения: 27.03.2022).
43. Худяков А. А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты [Электронныый ресурс]. 1996. URL:http://professor-hudyakov.ru/pdf/1996-concept.pdf(дата обращения: 03.06.2022)
44. Цыбенова Ч. С. Языковое сознание в контексте исследования языковой ситуации / Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. №3. С. 56-66
45. Шушакова О. В. Концепт «Русский язык» в языковом сознании школьника (к постановке проблемы) [Электронный ресурс]. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-russkiy-yazyk-v-yazykovom-soznanii-shkolnika-k-postanovke-problemy(дата обращения: 03.06.2022).