ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности учебной мотивации неуспевающих младших школьников, как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Мотивация как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста и
особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте. 14
1.3. Приемы и методы по развития учебной мотивации неуспевающих
младших школьников 25
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников. 35
2.1. Методика и процедура исследования 35
2.2 Комплексные занятия, как средство формирования мотивации у
неуспевающих младших школьников. 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение
Глава 1. Особенности учебной мотивации неуспевающих младших школьников, как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Мотивация как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста и
особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте. 14
1.3. Приемы и методы по развития учебной мотивации неуспевающих
младших школьников 25
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников. 35
2.1. Методика и процедура исследования 35
2.2 Комплексные занятия, как средство формирования мотивации у
неуспевающих младших школьников. 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
Данной проблемой в отечественной психологии занималась Л.И. Божович , А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А.К. Маркова, а в зарубежной - Д.К.Маккеланд, Г.Олпорт, Д.Берлайн, А. Маслоу и др. Но к сожалению, работы данных авторов не в полной мере раскрывают особенности формирования и активизации учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
"Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "кем я был" и "кем я стал".
Формирование учебной деятельности неразрывно связано с двумя линиями развития. Во-первых, это мотивированность овладение учебным материалом: никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира. Во-вторых, это формирование умений свободного перехода от учебной к не-учебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач.
Испытывая трудности в процессе овладения учебной деятельностью младший школьник может попасть в категорию неуспевающих учеников.
Неуспеваемость школьника рассматривалась многими педагогами и психологами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов, роли учителя в процессе овладения им учебной деятельностью, а также особенностей взаимодействия в семье.
В психолого-педагогической практике известно понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость к усвоению знаний». Детей с низкой восприимчивостью к усвоению знаний принято называть детьми с пониженной обучаемостью и отличать от детей с высокой
обучаемостью.
Таким образом, особенности развития учебной мотивации неуспевающих младших школьников в настоящее время является одной из важнейших задач для успешного усвоения учебного материала.
Цель курсовой работы: раскрыть особенности сформированности мотивации неуспевающих младших школьников.
Объект исследования — процесс развития учебной мотивации младших школьников
Предмет исследования — особенности развития учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Гипотеза: предполагается, если систематически проводить комплексные занятия с неуспевающими младшими школьниками, направленные на формирование и активизацию учебной мотивации, то это позволит им более успешно усвоить учебную деятельность.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого - педагогическую литературу по теме исследования.
- Рассмотреть мотивацию учения как психолого-педагогическую категорию;
- Определить структуру и содержание мотивации учения младших школьников;
- Изучить этапы и методы формирования и развития мотивации учения у неуспевающих младших школьников;
- Выявить способы диагностики мотивации учения младших школьников.
- Подобрать методы диагностики, направленные на выявлений сформированности мотивации и личностных особенностей неуспешных школьников, адекватные возрасту.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, методика оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, диагностика самооценки А.И.Липкиной, мелодика изучения учебной мотивации Р. Гинзбурга.
База исследования: учащиеся 2 - 4 классов МБОУ Усольской СШ Дзержинского района Красноярского края
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
Данной проблемой в отечественной психологии занималась Л.И. Божович , А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А.К. Маркова, а в зарубежной - Д.К.Маккеланд, Г.Олпорт, Д.Берлайн, А. Маслоу и др. Но к сожалению, работы данных авторов не в полной мере раскрывают особенности формирования и активизации учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
"Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "кем я был" и "кем я стал".
Формирование учебной деятельности неразрывно связано с двумя линиями развития. Во-первых, это мотивированность овладение учебным материалом: никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира. Во-вторых, это формирование умений свободного перехода от учебной к не-учебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач.
Испытывая трудности в процессе овладения учебной деятельностью младший школьник может попасть в категорию неуспевающих учеников.
Неуспеваемость школьника рассматривалась многими педагогами и психологами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов, роли учителя в процессе овладения им учебной деятельностью, а также особенностей взаимодействия в семье.
В психолого-педагогической практике известно понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость к усвоению знаний». Детей с низкой восприимчивостью к усвоению знаний принято называть детьми с пониженной обучаемостью и отличать от детей с высокой
обучаемостью.
Таким образом, особенности развития учебной мотивации неуспевающих младших школьников в настоящее время является одной из важнейших задач для успешного усвоения учебного материала.
Цель курсовой работы: раскрыть особенности сформированности мотивации неуспевающих младших школьников.
Объект исследования — процесс развития учебной мотивации младших школьников
Предмет исследования — особенности развития учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Гипотеза: предполагается, если систематически проводить комплексные занятия с неуспевающими младшими школьниками, направленные на формирование и активизацию учебной мотивации, то это позволит им более успешно усвоить учебную деятельность.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого - педагогическую литературу по теме исследования.
- Рассмотреть мотивацию учения как психолого-педагогическую категорию;
- Определить структуру и содержание мотивации учения младших школьников;
- Изучить этапы и методы формирования и развития мотивации учения у неуспевающих младших школьников;
- Выявить способы диагностики мотивации учения младших школьников.
- Подобрать методы диагностики, направленные на выявлений сформированности мотивации и личностных особенностей неуспешных школьников, адекватные возрасту.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, методика оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, диагностика самооценки А.И.Липкиной, мелодика изучения учебной мотивации Р. Гинзбурга.
База исследования: учащиеся 2 - 4 классов МБОУ Усольской СШ Дзержинского района Красноярского края
Мотивация младших школьников является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности и психологического состояния обучающихся. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы выявили, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения приводит к снижению успеваемости школьников. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная, система, регулирующая жизнедеятельность человека, определяющая его поведение и включающее в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки, эмоции, ценности и др. Именно мотивация, определяет направленность личности.
Исходя из определения, рассмотрели структуру и содержание мотивации. Мотивация делится на познавательные, социальные, позиционные, внешние и игровые мотивы.
В ходе работы были подобраны и проведены диагностики сформированности школьной и учебной мотивации и самооценки младших школьников, адекватные возрасту. Вследствие чего выявлено, что у большинства неуспевающих низкий уровень учебной мотивации.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: создание на
уроках ситуации успеха; создание эмоциональной атмосферы, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход и др.
Таким образом можно считать что цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Результатом выпускной квалификационной работы являются «разработанные комплексные занятия по профориентации « В мире профессий» для учащихся младших классов, , а также разработанные рекомендации для педагогов, уроки в начальной школы. Представленные разработки могут успешно применяться в работе педагогов начальной школы
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы выявили, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения приводит к снижению успеваемости школьников. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Мотивация - это сложная, многоуровневая неоднородная, система, регулирующая жизнедеятельность человека, определяющая его поведение и включающее в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки, эмоции, ценности и др. Именно мотивация, определяет направленность личности.
Исходя из определения, рассмотрели структуру и содержание мотивации. Мотивация делится на познавательные, социальные, позиционные, внешние и игровые мотивы.
В ходе работы были подобраны и проведены диагностики сформированности школьной и учебной мотивации и самооценки младших школьников, адекватные возрасту. Вследствие чего выявлено, что у большинства неуспевающих низкий уровень учебной мотивации.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: создание на
уроках ситуации успеха; создание эмоциональной атмосферы, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход и др.
Таким образом можно считать что цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Результатом выпускной квалификационной работы являются «разработанные комплексные занятия по профориентации « В мире профессий» для учащихся младших классов, , а также разработанные рекомендации для педагогов, уроки в начальной школы. Представленные разработки могут успешно применяться в работе педагогов начальной школы
Подобные работы
- АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Особенности учебной мотивации младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Формирование мотивации к учебе у неуспевающих
младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности неуспевающих младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



