Содержание
Введение 3
Глава I. Основы разработки электронного справочника
1.1 Понятие электронного словаря-справочника 5
1.2 Аналитический обзор электронных словарей справочников 7
1.3 Этапы построения электронного справочника «Методика обучения информатике» 9
Глава II. Электронный справочник «Методика обучения информатике»
2.1 Описание и пользовательский интерфейс программы 13
2.2 Структурная схема программы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного постиндустриального общества.
Актуальность исследования: в свете выше сказанного, использование таких электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые позволяют обучающемуся самостоятельно, не чувствуя дискомфорта, связанного с недостаточным знанием русского языка, в индивидуальном режиме получить нужную информацию, прослушать правильное произношение термина и получить перевод является актуальным.
Цель исследования: создать электронный справочник по дисциплине «Методика обучения информатике».
Задачи исследования:
1) изучение теоретической, научно-методической литературы по программированию, базам данных и разработке электронных справочников;
2) изучение и анализ существующих программных информационных справочных продуктов (электронных справочников);
3) разработка электронного справочника «Методика обучения информатике».
Объект исследования: процесс разработки программного продукта.
Предмет исследования: процесс разработки электронного справочника по методике обучения информатике.
Новизна состоит в том, что в работе учитываются национально-региональные особенности процесса обучения информатике, связанные с коммуникативными проблемами, возникающими в условиях тувинско-русского двуязычия. Разработанный в результате выпускной квалификационной работы электронный справочник кроме того, что предоставляет справочную информацию, но и дает возможность получения перевода на тувинский язык некоторых трудно воспринимаемых (непонятных) фраз, фрагментов или отдельных слов словарных статей на тувинский язык. Предоставляет возможность прослушивания правильного произношения некоторых слов и фрагментов в тексте словарной статьи.
Практическая значимость работы: Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный программный продукт может использоваться на занятиях по курсу «Методика обучения информатике», студентами во время педагогической практики, учителями и преподавателями в практике обучения информатике.
В итоге выполненной работы можно сделать вывод о практической ценности электронного словаря-справочника. С его помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное справочник даёт больше возможностей студентам, учителям и преподавателям для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Также важное значение электронных справочник состоит в том, что администратор может быстро дополнять и изменять текстовый или звуковые материалы при возникновении такой необходимости.
Таким образом, разработанный электронный словарь-справочник обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.
В данной работе реализована электронный словарь-справочник по теме «Методика обучения информатике».
В ходе работы были реализованы следующие поставленные задачи:
1) изучение теоретической, научно-методической литературы по программированию, базам данных и разработке электронных справочников;
2) изучение существующих программных продуктов (электронных справочников);
3) разработка электронного справочника «Методика обучения информатике».
Поставленную цель считаю достигнутой, получен конкретный программный продукт. Однако, данную программу можно доработать по функциональности, оптимизации программного кода. Считаю необходимым апробировать программу, с целью улучшения характеристик программного обеспечения, а также для добавления новых функциональных возможностей, печать выделенного фрагмента словарной статьи.
1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
2. Виссер Джуст. Разработка обслуживаемых программ на языке C# /ДМК Пресс, 2017. - 192 с.
3. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
4. Карл Вигерс и Джой Битти. Разработка требований к программному обеспечению Издание третье, дополненное/ пер с англ - М.: Издательство «Русская редакция»; Спб, БХВ - Петербург, 2014 - 736 стр.
5. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб.: Питер, 2001. - 304с.
6. Могилев А.В. Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Могилев А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10, стр. 89-92.
9. Ульман Дж., Уидом Дж. Введение в системы баз данных. - М.: Лори, 2000. - 374с.
10. Интегрированная среда разработки Visual Studio https: //msdn.micro soft.com/ru-ru/library/dn762121.aspx
11. Разработка электронного методического справочника
http://pandia.ru/text/79/047/58515.php
12. Этапы создания электронного учебного пособия
http://sociosphera.com/publication/conference/2014/253etapy_sozdaniya_elektronno
go_uchebnogo_ posobiya/