Введение 3
1 Фонетические навыки иноязычной речи 6
1.1 Навыки и умения с методической точки зрения 6
1.2 Виды навыков 7
1.3 Фонетические навыки 8
1.4 Развитие фонетических навыков 11
1.5 Особенности развития фонетической стороны речи на основном этапе
обучения 16
Выводы по главе 1 18
2 Совершенствование фонетических навыков обучающихся
общеобразовательной школы 20
2.1 Характеристика используемого УМК 20
2.2 Характеристика обучающихся экспериментального класса 22
2.3 Исследование совершенствования фонетических навыков в 8 классе...26
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение А 41
Приложение Б 42
Приложение В 43
Приложение Г 45
Приложение Д 46
Приложение Е 47
Приложение Ж 48
Приложение И 49
Приложение К 51
Фонетика - важный раздел изучения любого языка. Так как письменность появилась гораздо позже устной речи, а в некоторых языках письма нет до сих пор, то фонетика и соответственно фонетические навыки должны быть обязательно сформированы и должны совершенствоваться каждым человеком.
Актуальность исследования определяется важностью формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках иностранного языка
Объект - обучение фонетике на уроках иностранного языка.
Предмет - комплекс упражнений и фонетических зарядок для развития фонетических навыков у обучающихся 8 класса.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике как наличие музыкального слуха у обучающихся помогает в развитии фонетической стороны иноязычной речи.
В исследовании мы исходим из гипотезы: наличие музыкального слуха у обучающихся может послужить важным фактором в развитии фонетических навыков на уроках иностранного языка.
Исходя из цели и гипотезы, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к обучению произношению.
2. Изучить виды фонетических навыков, упражнений и фонетических зарядок, способствующих развитию данных навыков.
3. Рассмотреть особенности совершенствования фонетических навыков на основном уровне образования у обучающихся с музыкальным слухом.
4. Разработать комплекс упражнений и фонетических зарядок на совершенствование фонетических навыков обучающихся на базе УМК Forward 8 (авторы: Вербицкая М.В., Миндрул О.С, Маккинли С., Хастингс Б.).
Теоретическую базу исследования составляют работы ведущих лингвистов и методистов по проблемам использования аутентичного материала [Астахова]; психологии обучения [Артемов], [Зимняя, 1990], [Крутецкий], [Рубинштейн]; методики обучения иностранным языкам [Гальскова, Гез, 2013], [Пассов, 1989], [Сакалаева, 2016]; фонетики языка [Скрипник, Смоленская, 2010]; навыков и умений [Шатилов, 1977], а также словари и пособия по методике [Философский энциклопедический словарь], [Соловова, 2008].
В работе использованы такие методы исследования как анализ методической и психолого-педагогической литературы, тестирование, математические методы обработки полученных данных, а также систематизация материала с помощью таблиц.
Опытно-экспериментальная база исследования - Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия №4», г. Красноярска в 8 «Н» классе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования теоретического материала в методике преподавания иностранных языков, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, также можно использовать практический материал при проведении уроков ИЯ на основном уровне образования...
Не существует единого мнения касательно навыков и умений в иноязычной речи, но в одном все мнения схожи - навыки и умения актуальный и обсуждаемый вопрос методики и педагогики.
Фонетика - важная часть любого языка, соответственно фонетические навыки должны совершенствоваться независимо от этапа изучения иностранного языка. Именно эти навыки помогают влиться в языковую среду посредством коммуникации.
Что же касается музыкального слуха, то несмотря на то, что иностранные языки и музыка, казалось бы, довольно далеки друг от друга, мы хотели показать, что взаимосвязь можно найти практически во всех науках. Использование этой взаимосвязи может привести к оптимизации и интенсификации учебного процесса.
Опираясь на все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Совершенствование фонетических навыков должно осуществляться во время всего срока изучения иностранного языка с помощью фонетических зарядок и различных упражнений.
2. На основном этапе обучения необходимо усложнять задание на развитие этой группы навыков: вводить аудиоматериалы не только с академической речью, но и с аутентичной, содержащей диалекты или акцент.
3. Любая деятельность на уроке, в том числе и направленная на совершенствование фонетической стороны иноязычной речи, будет эффективна только в случае учитывания возрастных особенностей и интересов обучающихся. Особенно это относится к подростковому возрасту.
4. Упражнения в учебно-методическом комплексе можно и нужно менять и дополнять материалом из других УМК или же интернета для более успешного усвоения обучающимися любого аспекта иностранного языка.
5. Наличие музыкального слуха является одним из факторов, который поможет в развитии фонетической стороны иноязычной речи. Также следует отметить, что данный вид слуха можно сформировать и развить абсолютно у каждого, что убирает его из преимуществ, недоступных всем одинаково.
6. Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса дополнительных упражнений ко всем тематическим разделам УМК «Forward» для 8 класса с целью внедрения комплекса в учебный процесс.
1. Английский язык. Forward. 8 класс. Книга для учителя. ФГОС / М. В. Вербицкая, О. С. Миндрул, С. Маккинли, Б. Хастингс. Издательский центр "Вентана-Граф" Pearson Education Limited Москва, 2018. 224с.
2. Английский язык. Forward. 8 класс. Учебник с аудиоприложением. ФГОС / М. В. Вербицкая, О. С. Миндрул, С. Маккинли, Б. Хастингс. Издательский центр "Вентана-Граф" Pearson Education Limited Москва, 2018. 144с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс]: URL: https://sci.house/yazyikam-obucheniya-metodiki- scibook/psihologiya-obucheniya-inostrannyim-yazyikam.html (дата обращения: 08.11.2018).
4. Астахова А.Г. Использование аутентичных материалов при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]: URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/9/23576 (дата обращения: 06.04.2019).
5. Большой психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. Москва: АСТ, 2009. 811с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013. 333с.
7. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 161¬169.
8. Китайгородская Г.А.Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]: URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kitaigorodskay/text.pdf (дата обращения: 19.03.2019)
9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. [Электронный ресурс]: URL: http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy osnovy-pedagogicheskoy- psihologii 1972/go,0;fs,1/ (дата обращения: 08.12.2018).
10. Лебединская Б.Я. Фонетический практикум по английскому языку М.: АСТРЕЛЬ - АСТ, 2005. 176с.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2010. 511с.
12. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Справочное пособие. 9-е изд., стереотип. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. 522 с.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с
14. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Москва: ИКАР, 2010. 446с.
15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 277 с...30