Введение 3
1. Теоретические аспекты развития языковых и речевых навыков и умений
говорения с использованием кейс-стади на уроках иностранного языка 8
1.1. Понятие навыков и умений. Основные этапы развития. 8
1.2. Говорение как вид речевой деятельности. Виды говорения 13
1.2.1. Ситуативность как один из главных принципов обучения РД 17
1.3. Кейс-технологии в иноязычном образовательном процессе. Виды кейс-
стади 21
1.4. Способы реализации языковых навыков и умений говорения на уроках
иностранного языка с использованием метода кейс-стади 26
Выводы по главе 1 28
2. Реализация ситуативного обучения в предъявлении языкового материала
на уроках иностранного языка 30
2.1. Организация и методическое обеспечение учебного процесса на уроке
иностранного языка при проведении педагогического эксперимента 30
2.2 Результаты проделанной работы по теме «Keep fit and Healthy» 39
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение A 54
Приложение Б 55
Приложение В 60
Приложение Г 61
Приложение Д 62
В современной лингводидактике давно утвердилось положение о том, что в педагогическом процессе развитие иноязычных навыков и умений моделируется с помощью речевых ситуаций. Под речевыми ситуациями, в свою очередь, понимается совокупность задаваемых обучающимся речевых условий, необходимых и достаточных для решения коммуникативной задачи и, соответственно, осуществления ими речевого действия.
Создание ситуации речевого общения - важнейшее условие успешной организации диалогического и полилогического общения на уроках иностранного языка.
Необходимость развития навыков и умений диалогической речи продиктована требованиями действующих Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, задающих весьма высокие требования к уровню освоения обучающимися иностранного языка. Хорошее знание иностранного языка, владение им на уровне понимания и способности к элементарному тематическому диалогу рассматривается в качестве неотъемлемого компонента общей культуры человека и гражданина.
Следует отметить, что проблема ситуативного обучения иностранному языку не нова. Её изучению посвятили свои труды такие известные учёные, как Н.Д. Гальскова, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин и другие. Все они высказывали единую мысль о том, что диалогическая речь может протекать в определённой ситуации, а ситуативность есть не что иное, как важнейший признак диалогической речи.
В этой связи теоретиками и практиками лингводидактики всё больше внимания уделяется разработке и реализации метода кейс-стади в предъявлении языкового материала.
Таким образом, тему настоящего исследования, сформулированную как «Развитие речевых навыков и умений говорения с использованием кейс-стади на уроках английского языка в 6 классах», следует признать актуальной.
Объект исследования является процесс обучения говорению.
Предметом данного исследования выступает метод кейс-стади как средство оптимизации процесса обучению говорению на иностранном языке в условиях средней школы.
Цель исследования состоит из теоретического обоснования и проверки эффективности использования метода кейс-стади при развитии навыков и умений говорения в обучении иностранному языку в средней школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние метода кейс-стади на оптимизацию процесса обучения иностранному языку в средней школе.
2. Проверить эффективность использования метода кейс-стади на уроках иностранного языка по заданной теме на формирование навыков и умений говорения, умения работать с текстом, формулировать и решать проблемные задачи.
3. Проанализировать результаты проделанной работы на уроках английского языка в 6 классах...
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить тот факт, что метод кейс-стади играет неотъемлемую часть в преподавании иностранного языка и предоставляет отличную возможность обучающимся творчески применить пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний. Также благодаря этому методу обучающиеся учатся адаптироваться к реальным и потенциально важным ситуациям.
Помимо всего перечисленного, метод кейс-стади стимулирует самостоятельное приобретение знаний и дает обучающимся возможность использовать и демонстрировать на уроках свои лучшие стороны.
Из практической части исследования можно сделать вывод, что на основании сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики умений работать с текстом, формулировать проблему и решать проблемные задачи в экспериментальной и контрольной группах, а также статистической обработки результатов, полученных в экспериментальной группе, применение ситуативного обучения в процессе изучения обучающимися английского языка способствует развитию таких общеучебных умений, как умение работать с текстом, умение формулировать проблему и умение решать проблемные задач.
Таким образом, метод кейс-стади, подобно любому другому активному методу обучения, должен применяться не ради его применения, а лишь тогда, когда применение данного метода становится лучшим способом достижения поставленных целей для конкретной изучаемой темы или. Только при таком условии можно говорить о том, что использование метода кейс-стади станет залогом успеха групповой работы, при выполнении которой каждый участник ощутит себя настоящим исследователем или генератором идей.
1. Аверин М.М. Немецкий язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. М.: Просвещение: Cornlesen, 2013. 96 с.
2. Актуализация профессионально-иноязычного тезауруса студентов технических вузов в соответствии с потребностями науки, технологии и бизнеса в рамках информационно-процессуального компонента модели системы изучения иностранных языков на примере авиационного // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №3. [Электронный ресурс] URL: https://mii-nanki.eom/PDF/4lPDMN318.pdf (дата обращения 10.04.2019).
3. Архипова Н.В. Психолого-педагогические аспекты образовательной технологии кейс-стади. М.: Спутник, 2013. 227 с.
4. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 383 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: 1969. 265 с.
6. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский. Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2005. 288 с.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 29 с.
8. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
9. Божко Ю.И. Ситуативный подход обучения иноязычной
профессионально-коммуникативной компетенции студентов
судоводительских факультетов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Сер . 3. Социология. Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 49-59.
10. Бочкова Р.В. Информационные технологии образовании. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. Изд. 3-е. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как
наука: проблемы и перспективы // Московский государственный
областной университет. 2013. № 1. С. 22 - 35.
13. Гвоздева А.В. Синергетический подход к методам обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1. С. 9-12.
14. Глазырина Е.С. Ситуативный подход как лингводидактическая стратегия
для организации диалогического и полилогического общения студентов - регионоведов на уроке иностранного языка по аспекту «Язык
специальности» // Челябинский гуманитарий. 2014. № 1. С. 32-35.
15. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. Екб.: Диамант, 1992. 320 с...35