Реферат 2
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки формирования мировоззренческих позиций старшеклассников 11
1.1. Формирование мировоззренческих позиций старшеклассников как
историко-педагогический феномен 11
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
мировоззренческих позиций старшеклассников 30
1.3. Жизнедеятельность школы как среда и ресурс формирования
мировоззренческих позиций старшеклассников 46
Выводы по главе 1 56
Глава II. Педагогические условия формирования мировоззренческих позиций старшеклассников в МБОУ СШ №19 г. Красноярска 59
2.1. Примерная модель формирования мировоззренческих позиций
старшеклассников МБОУ СШ №19 59
2.2. Описание этапов реализации модели формирования мировоззренческих
позиций старшеклассников МБОУ СШ №19 71
2.3. Оценка уровня сформированности мировоззренческих позиций
старшеклассников МБОУ СШ №19 80
Выводы по главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
Приложение 1 106
Приложение 2 128
Приложение 3 130
Приложение 4 133
Актуальность исследования. Уровень развития современного общества показывает, что оно находится в состоянии поиска самоидентификации и строительства гражданского общества и демократического государства. Молодое поколение - это основной фундамент будущего нашей страны.
Современные старшеклассники в силу своего возраста являются самоопределяющимися субъектами не только в личной, но и в общественной сфере взаимоотношений. От того насколько сформированы мировоззренческие позиции молодого поколения, напрямую зависит развитие гражданского общества и морально-этический облик государства.
Государство, в рамках своей образовательной политики, ставит задачу по воспитанию современных граждан демократического государства, на что указывает Национальная доктрина образования до 2025 года. Согласно данной доктрине, старшеклассник должен обладать способностью к социализации в обществе, обладать высоким уровнем нравственности, а также быть готовыми к выбору жизненной и профессиональной позиции. Государственные стандарты (ФГОС) в данном контексте ставят на передовые позиции личностные результаты образования. Основным результатом является формирование целостного мировоззрения школьника, которое в свою очередь должно базироваться на фундаментальных национальных и общечеловеческих ценностях.
Учитывая тот факт, что старшеклассник всегда испытывает необходимость в решении мировоззренческих проблем, то на наш взгляд, является актуальным процесс влияния школы на формирование мировоззренческих позиций учащихся который, по нашему мнению, не может происходить без созданных для него педагогических условий.
Степень изученности проблемы достаточно обширна. В отечественной и зарубежной философии, психологии и педагогике существует множество научных трудов, посвящённых теме диссертационного исследования. Понятие мировоззрения с точки зрения философии затрагивали зарубежные исследователи ещё в XVIII веке, к примеру, И. Кант рассматривал феномен мировоззрения в рамках идеи разума и воли, в XIX веке немецкий философ
Э.Гуссерель сформировал понятие о «жизненном мире».
Отечественные философы XIX и начала XX века держали в поле своего внимания проблемы мировоззрения. Н. А. Бердяев выдвигал идею об основе нравственно-этических идеалов, С.Л.Франк поднимал вопрос о роли активной деятельности в формировании мировоззрения личности, В.С. Соловьёв обосновывал прямую необходимость мировоззренческих ориентаций для дальнейшей жизни человека в целом. Русские философы считали, что духовные ценности и идеалы личности - это фундаментальное основание её мировоззрения...
В настоящей диссертации нами был рассмотрен актуальный для современной школы процесс формирования мировоззренческих позиций старшеклассников. Актуальность данного процесса опосредована тем, что формирование целостного мировоззрения школьника является одной из задач образовательной политики государства, а также постановкой на первые места личностных результатов в рамках Стандарта.
Теоретический анализ философской психологической педагогической литературы показал, что мировоззренческие позиции являются базой для формирования активной, творческой, гармонично развитой личности. С педагогической точки зрения процесс формирования мировоззренческих позиций определяется как деятельность, обеспечивающая получение знания, приобретения опыта поведения, эмоциональных переживаний, социально ответственных поступков и присвоения мировоззренческой позиции в качестве личностно-значимой для старшеклассника.
Процесс формирования мировоззренческих позиций сталкивается с рядом определённых проблем и особенностей, поскольку он проходит в условиях мировоззренческого кризиса российского общества, что не может не отражаться на подрастающем поколении. Современные старшеклассники во многом стремятся к независимости и стремлению формировать свои мировоззренческие позиции самостоятельно зачастую исходя из прагматико¬утилитарных интересов. Российская школа не является фактором, влияющим на формирование мировоззрения старшеклассников, поскольку они позиционируют школу как сугубо источник знаний и активно противодействуют её вмешательству в свой внутренний мир, находя мировоззренческие ориентиры вне школы и даже семьи, что показывают результаты проведённых тестирований.
Выявленные в ходе исследования ресурсы школьного образования в формировании мировоззренческих позиций старшеклассников делятся на внутренние (личностные ресурсы педагога) и внешние (ресурсы образовательной среды). Внутренние и внешние ресурсы школы являются взаимосвязанными, и не один из них не может быть реализован отдельно друг от друга. Современная школа обладает этими ресурсами, и они способны запустить процесс формирования мировоззренческих позиций в школе.
В ходе исследования сформулирована и описана технология формирования мировоззренческих позиций старшеклассников в учебной и внеучебной деятельности.
Модель формирования мировоззренческих позиций старшеклассников в учебной деятельности описана на основе диалоговой рефлексивно¬критической технологии, которая имеет свои этапы (критическо-смысловой, рефлексивный, завершающий) и предположительно реализуется с помощью активных методов обучения (дискуссия, дебаты, мотивационная беседа, деловая игра). Наиболее эффективно технология может использоваться на уроках Обществознания на основе принципа сотрудничества с использованием личностно-ориентированных ситуаций. Основной целью технологии является формирование критического мышления и приобретение личностно-значимых мировоззренческих знаний...
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Алиев, М. Г. Согласие. Социально-философский анализ [Текст] : дис... д-ра филос. наук : 09.00.11 : защищена 22.05.01 : утв. 15.07.01 / Алиев Муху Гимбатович. - М., 2001. - 287 с. - Библиогр. : С. 275-284.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1968. - 340 с.
4. Андреев, В. И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования [Текст] / В. И. Андреев // Образование и саморазвитие. - 2011. - №1. - С. 20-26.
5. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.
6. Анохина, М. А. Личностно-адаптированная система обучения [Текст] / М. А. Анохина // Педагогика. - 2003. - №7. - С. 67-71.
7. Арутюнян, М. П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы [Текст] / М. П. Арутюнян // Высшее образование. - 2004. - №12. - С. 32-36.
8. Арутюнян, М. П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы [Текст] : дис... докт. филос. наук : 09.00.01 : защищена 02.04.07 : утв. 27.02.06 / Арутюнян Маргарита Павловна. - Хабаровск, 2006. - 352 с.- Библиогр. : С. 335-348.
9. Атепалихин, М. С. Проблема формирования мировоззрения школьников при проведении физических измерений [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 защищена 09.02.06 : утв. 01.11.05 / Атепалихин, Михаил Сергеевич. - Киров, 2005. - 159 с. - Библиогр. : с. 125-139.
10. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр. - М. : Искусство, 1979. - С. 361-373.
11. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики [Текст] : курс лекций : в 2 т. Т. 1 / Д. А. Белухин. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 318 с.
12. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. - 1989. - №3. - С. 23-29.
13. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Пер. с англ. [Текст] / Р. Берне. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.
14. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности [Текст] / Л. И. Божович - М. : Наука, 1981. - 301 с.
15. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14...120