Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тувинский национальный детский костюм

Работа №16977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология производства продукции

Объем работы103
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1008
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОСТЮМА 5
1.1 История тувинского национального костюма 5
1.2 Цветовая гамма, орнамент национального одежда 10
ГЛАВА II. ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОСТЮМА 25
2.1 Технический проект на изготовление детского национального костюма. Разработка требований к материалам для данного изделия 25
2.2 Техническое задание на изготовление детского национального костюма 27
2.3. Исходные данные для построения основы чертежа 37
2.4. Рабочий проект тувинского детского национального костюма 57
2.5 Техника безопасности для ручных работ 72
2.6. Инструкция по технике безопасности для работы универсальных швейных машинах 72
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» 75
3.1. Пояснительная записка 75
3.2. Содержание программы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 100


Актуальностью данной выпускной квалификационной работы является изучение и развитие детского национального костюма тувинцев. Детский национальный костюм является объектом этнокультурной составляющей технологического образования.
Возрождение, сохранение и изучение этнокультурной составляющей технологического образования способствует обучению и воспитанию на народных традициях и ценностях, содействует духовно-нравственному становлению растущей личности, способного самоопределяться в мировой цивилизации.
Изучение этнической материальной культуры и ее внедрение в учебно-воспитательный процесс, как этнокультурную составляющую технологического образования, на уроках технологии и внеклассных занятиях, является актуальной деятельностью учителя технологии. Содержание этнокультурного компонента дисциплины технологии в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с традиционной культурой народа Тувы: основам культуры дома (этнические традиции, обычаи); с традиционными технологиями обработки материалов и традиционными видами ремесел (резьба по дереву, вышивка и др.);
- изучение традиционного декоративно - прикладного искусства Республики Тыва, национальной кухни, национального костюма, элементов убранства национального жилища (юрты);
Цель работы проектирование детского национального костюма
Задачи
• Анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
• Проектирование и пошив детского национального костюма;
• Рассчитать себестоимость изделия;
• Разработка программы кружка «Методика обучения технология швейных изделий».
Объектом выпускной квалификационной работы является тувинский национальный детский костюм.
Предметом выпускной квалификационной работы является проектирование тувинского национального детского костюма.
Гипотеза изучение, сохранение и развитие детского национального костюма, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков
Методы исследования:
1. Метод наблюдения;
2. Метод опросов;
3. Метод беседы;
4. Метод проектирования;
Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость для студентов, педагогов и учителей технологии общеобразовательных учреждений разного уровня.
Данная выпускная квалификационная работа основана на трудах ученых С.И. Вайнштейна, В.П.Дьяконова, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль, Л.В Гребнев, Н.Я. Бичурин, Л.Ш. Сат-Бриль, Л.П. Потапова, Т. Б. Будугечиева, А. К. Кужугет, Г. Н. Курбатского.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и развитие этнической культуры способствуют развитию традиционного костюма, его конструкции и технологии изготовления, в связи с этим появилась необходимость в исследовании национального костюма и разработке методических, творческих работ по конструированию и технологии изготовления детского национального костюма.Тувинский костюм служит объектом, этнокультурной составляющей технологического образования. Его можно носить в быту, на отдыхе и как нарядную и повседневную одежду.
Истоки национальной культуры уходят вглубь, что некоторые ее черты имелись у племен, населявших территорию Тувы уже около двух тысяч лет назад.
Известно, что орнамент - один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Изменение технических приемов орнаментации и материала влияет на эволюцию некоторых узоров, но обычно ведет к исчезновению исходных мотивов, которые нередко сохраняются в течение тысячелетий. Вместе с тем орнамент развивается и обогащается в результате как внутренних (эндогенных) процессов, так и диффузий (влияние культур других этносов). Одна часть новаций, проникших извне, вскоре отмирает, другая органически входит в культуру и участвует в ее дальнейшем генезисе. Новации эндогенного и диффузного происхождения, вошедшие в культуру в определенные исторические периоды и участвующие в ее дальнейшем генезисе, называют историко - генетическими слоями.
В тувинском орнаментике выделены три основных последовательно развивающихся историко - генетических слоя: докочевнический, раннекочевнический, позднекочевнический. Каждый из слоев связан с определенными этапами в этнической истории Тувы.
В настоящее время прославляется традиция к многих народных художественных промыслов, поэтому возникает необходимость изучения и во всестороннем анализе декоративного прикладного искусство и народного художественного промысла с целью их сохранения как части материальной культуры Республика Тыва.
Орнамент - одна из составляющих национального искусства тувинского народа, ее красоте, уважение к традициям предков. Окружающий мир, его осмысление и является началом эстетического восприятия мира тувинцев-кочевников.
Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых. Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство. Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядов о магическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчестве эстетическое начало.
Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор.
Насколько долгим и сложным был процесс становления традиционного искусства тувинцев; сколько народов, начиная со скифов и гуннов (с VIII века до н. э.) и заканчивая русскими (начало ХХ века), повлияли на него. При этом надо отметить особенность, на которую указывали искусствоведы и этнографы: процесс заимствования был фильтрованным, творческим, оставалось только то, что было близко и понятно. Возрождение традиционной культуры в первозданном виде как такового в современных условиях перехода к иному образу жизни быть уже не может. Это необратимый процесс и это данность. Проблема состоит лишь в том, то надо хотя бы выделить важнейшие, базовые части традиционной духовной культуры тувинцев.
В настоящее время старинная традиционная одежда сменилась новой, покупной, и на нее почти полностью перешла молодежь. Детям также покупают платье и обувь в магазине. Правда фабричная одежда не успела полностью вытеснить нашу национальную одежду. Она еще сохранилась в некоторых районах Тувы. Раньше каждая женщина в семье умела выделывать и раскраивать шкуры и шить одежду. Девочки с10-12 лет постепенно обучались обработке шкур и шитью, т.е. шитье одежды было женским занятием. У каждой женщины имелись необходимые принадлежности для шитья. Хранились они в специальном мешочке (ине хавы или чажан хавы- мешочек для иглы). Кроме этих мешочков принадлежности для шитья держат в изголовье на кровати, вкалывая иглы с нитками войлочный спальный матрац (тожек) с обшивкой по краю. В полный комплект национальной одежды тувинцев входит: тон (халат), головной убор(борт), безрукавная одежда (кандаазын, щегедек), сапоги (идик), пояс (кур), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V -образный угол. Подобные платья предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков, уйгуров, киргизов, монголов.
Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная
У самых маленьких детей тон был типичного покроя, характерными признаки, которые являются, стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.
Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить свободу движений. Пояс в этом возрасте функционального значение не имел. Когда дети подрастали, начинали помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им подвязывали пояс.
При проектировании нами были рассмотрены техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект и рабочий проект на изготовление детского национального костюма с элементами тувинского орнамента. В техническом задании сделана сравнительная оценка измерений фигуры с измерениями типовой фигуры, определены размерные характеристики, разработаны требования к проектируемому изделию.
В техническом предложении разработан эскиз детского национального костюма с элементами тувинского орнамента, который соответствует общим требованиям, предъявляемым к костюму. В эскизном проекте приведено описание костюма. В соответствии техническим проектом построен чертеж конструкции костюма. Платье имеет декоративную отделку. В рабочем проекте сделаны раскладка лекал на ткани, раскрой изделия, разработана технологическая последовательность, технический рисунок поузловой обработки детского национального костюма с элементами тувинского орнамента. Расчет себестоимости изделия отражает доступность изготовления изделия. В третьей главе рассмотрена разработка рабочей программы и занятия кружка «Проектирование детского национального костюма с элементами тувинского орнамента». Нами был проделан анализ литературы по теме, и определена теоретическая основа исследования, которая включает труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова.
Данная исследовательская работа подтвердила гипотезу, о том, что изучение и развитие детского национального костюма, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков.
Данная работа имеет методическую, практическую ценность для учителей технологии общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ, а также может послужить основой для разработки творческих проектов учащихся.
Во второй главе рассмотрено проектно конструкторская документация национального тувинского детского костюма. В проекте разработаны эскиз проектируемого изделия, расчет и чертеж конструкции детского плечевого изделия, подобраны прибавки к конструктивным участкам.
В третьей главе разработана программа «Методика обучения технологии изготовления швейных изделий», для учащихся 7 класса, конспект занятия (вводного), по теме «Тувинский национальный костюм», классный час в форме устного журнала.



1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.
2. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» новый 2015 года № 273 - ФЗ
3. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Тыва. - Кызыл, 2006
4. Амирова Элеонора Камилевна, Сакулина Ольга Викторовна, Сакулин Борис Сергеевич, Труханова Антонина Тимофеевна. «Конструирование одежды» -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496с.
5. Бескоровайная Г. П. «Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учеб пособие для студентов высш учеб заведений. -2-е изд. стер - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 120 с. С 36 - 39
6. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общей редакцией Г.П. Бескоровайной. - М .: Мастерство, 2000. - 96 с.
7. Будугечиева Т. Б. О проблеме изучения художественных традиций тувинского народа. //Ученые записки ТНИИЛИ. - Кызыл.: 1973. - Вып. 16. - С. 91 - 99.
8. Будугчиева Т. Б. Художественное наследие тувинцев. - М.: 1995.- 151 с.
9. Булатова Елена Баторовна, Евсеева Марина Николаевна.
«Конструктивное моделирование одежды» -2-е изд., стер. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
10. Буткевич Л. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» /Л. М. Буткевич. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с.
11. Вайнштейн С. В. История народного искусства Тувы. //М.: 1974.- 224 с.
12. Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.
13. Вайнштейн С. И. "Мир кочевников...", С 147-161
14. Волков Г.Н. «Этнопедагогика тувинского народа» [текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. - Кызыл: Изд. - полиграф. Отдел «Билиг», 2009. - 212 с., - С. 78-91.
15. Герчук Ю. А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. - М.: Галарт, 328 с., С. 5.
16. Голондарева Н. Б. Симоненко В. Д. «Технология 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику часть I/ - Волгоград. Учитель -
АСТ, 03 -104с. С 55- 63.
17. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. «Моделирование и художественное оформление одежды». М.: Мастерство; Высшая школа, 2000 г.
18. Гребне в Л. В. «Тувинский героический Эпос». (Опыт историко-этнографического анализа), М., 1960 г., С. 98.
19. Гусейнов Г.М. «Композиция костюма» : Учеб. пособие для студ. высш. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2004. - 432 с.
20. Дэвлет М.А. «Наскальные изображения тувинской национальной одежды как исторический источник». / М.А. Дэвлет // Учен. Зап. / ТИГИ. - Кызыл, 2002. Вып.19. - С. 141-155.
21. Дыртык-оол А.О.«Тувинские женские украшения: история и традиция»
22. Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев». / В.П. Дьяконова Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции: материалы по археологии и этнографии им. Н.Н. Михлухо- Маклая. - М., 1960. - С. 238-266.
23. Ермилова В.В. «Моделирование и художественная оформление одежды» - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 184с.
24. «Конструктивное моделирование одежды» -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
25. Кабо Р.М. «Очерки истории и экономики Тувы». - М., - 1934
26. Кенин - Лопсан. М.Б «Традиционная культура тувинцев». Тувинское книжное издательство Кызыл - 2006 С149 - 150, 17 - 18, 232.
27. Кругликов Г.И. «Методика преподавания технологии с практикумом»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. аведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
28. Крючкова Г.А. «Технология и материалы швейного производства»: Учебник для нач. проф. Образования / Галина Алексеевна Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
29. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация [Текст] / А. К. Кужугет. - Кемерова: КемГУКИ, 2006. - 320 с.,165
30. Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы межрегиональной науч.-прак. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) /Сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - ГОУ СПО Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - 280 с. С. 164-168.
31. Курбатский Г.Н. «Тувинцы в своем фольклоре» (историко-этнографического фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с.
32. Куулар М.М. «Моделирование одежды на основе тувинского национального костюма». Учеб методическое пособие 050502 « Технология и Предпринимательства» Кызыл изд ТывГУ 2011 с 80.
33. Куулар М.М. «Этнокультурологический подход к педагогической деятельности в условиях среднего и высшего профессионального образования Р.Т».
34. Лопсан А. «Технология раскроя и пошива национального халата на уроках обслуживающего труда». / Ая Лопсан // Башкы. - 2009. - №4. - С. 16-20.
35. Макавеева М.С. «Основы художественного проектирования костюма». Практикум: учеб. пособие для нач. проф. Образования / Н.С.Макавеева. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с., (8) с. цв. ил.
36. Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» // Башкы. - 2007. - №1. - Ар. 76-77.
37. Намзал З.Х. Терлик тон: [тыва тон дугайында] // Кадын. - 1996. - №1. - Ар. 23-25.
38. Намзал Э.Х. «Технология. Примерные учебные программы для 5¬9 классов». Кызыл - 2010.
39. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир образование», 2008. - 736 с.
40. Педагогика любви: Материалы международной научно-практической конференции «Этнографическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». 8-12 июля 2009 г. часть II. (под науч. Ред. А.С. Шаалы - Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг» Института развития национальной школы. - 2010.- 112 с.
41. Петушкова Г.И. «Проектирование костюма» : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Петушкова, - 3-е изд., стер - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
42. Потапов Л.Н. Очерки народного быта тувинцев. М., «Наука»,
1969. 402 с. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая.ТНИИЯЛИ.
43. Практикум по производственному обучению профессии «Портной» : учеб. пособие для нач. проф. Образования / Т.В. Могузова, Н.Н. Байкова, Е.В. Тулупова, Е.В. Стрельцова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 112 с.
44. Программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020557-3
45. Русско-тувинский словарь: 32000 слов / М.Д. Биче-оол, А.К. Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред. Д.А. Монгуша. - М.: Рус. Яз., 1980. - 664 с. - ТНИИЯЛИ.
46. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства / Серия « Учебники, учебные пособия»
47. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие.
- М.: Аспект Пресс. 2001.
48. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев. /Л.Ш. Сат-Бриль // Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988. - С. 41-51.
49. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник для нач. проф. образования / М.А. Силаева. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
50. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. / История. Символика /. - Кызыл: Респ. тип., 2000. - 72 с.
51. Сономцерен Л. Введение. // Ядамсурен У. Народный костюм МНР.- Улан-Батор, 1967.-С.9
52. Хертек Р. Н., Научный руководитель - Куулар М. М., старший преподаватель кафедры ТиП.
53. Ховалыг Р. Так наряжались в Урянхае: [традиционный тувинский костюм] / Роланда Ховалыг // Сокровища культуры Тувы. - М., 2006. - С. 144-152.
54. Ховалыг Р. Тыва хеп аймаа: тоогузу болгаш хевирлери. // Башкы.
- 2006. - №3. - Ар. 91-94.
55. Ховалыг Р. Тыва хеп сын. // Башкы. - 2006. - №4. - Ар. 92-96.
56. Файзрахманова А, Л., Файзрахманов И.М. Конструирование и моделирование детской одежды: учебно-методическое пособие / А.Л. Файзрахманова, И.М. Файзрахманов. - Елабуга: Изд-во филиала КФУ в г. Елабуга, 2012. - 92 с.
57. Фокина Л. В.. История декоративно - прикладного искусства: учеб. Пособие Ростов: Феникс, 2009. - 239с.
58. Чернякова В.И. Технология обработки ткани 7-9 класс М., 2000.
59. Шалган Е. Тыва хептин онзагай хевирлери. // Башкы. - 1997. - №4. Ар. 54-55.
60. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» - М.2002
61. Ячневская Е.А. Конструирование одежды: учебник для студ. высш. заведений / Е.А. Янчевская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
62. ГОСТ 17916 - 86. Фигуры девочек типовые
63. http: //luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm
64. http: //tuvaculture.ru/87-tradicionnyj -tuvinskij -kostyum.html
65. http: //www.slavyanskaya-kultura.ru/art/ruskii-narodnyi- kostyum/tuvinskii-nacionalnyi-kostyum.html
66. http: //www.tuvaonline.ru/2013/06/10/marina-sotpa-nacionalnyy- stil.html
67. http://www.tuvsu.ru/?q=content/seminar-po-tehnologii-tradicionnaya- odezhda-tuvincev
68. http: //www.tuva.asia/news/tuva/6777-nac-odezhda. html
69. http://pu9tuva.ru/view_ post.php?id=34
70. http: //www.sayanring.ru/guide/re gion/view/6/customs


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ