Формирование цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Выборка: 40 учеников 4-х классов.
В работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить нужное название и работа подойдет для любого учреждения.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования цифровых навыков младших школьников ……8
1.1 Цифровые навыки в педагогике: понятие, классификации, педагогические подходы к использованию в школьном образовании ……8
1.2 Условия и средства формирования цифровых навыков в младшем школьном возрасте ……………………17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровых навыков у младших школьников …29
2.1 Выявление уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников …29
2.2 Содержание и организация работы по формированию цифровых навыков у младших школьников ……46
2.3 Динамика формирования цифровых навыков у младших школьников ……………………………..………61
Заключение ……………………………………….…………………………… 82
Список используемой литературы ……84
Приложение А Методики диагностики сформированности цифровых навыков у детей младшего школьного возраста ………… 91
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования (констатирующий этап) …99
Приложение В Конспект занятия по формированию цифровых навыков у младших школьников ………101
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования (контрольный этап) …………102
База исследования: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Выборка: 40 учеников 4-х классов.
В работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить нужное название и работа подойдет для любого учреждения.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования цифровых навыков младших школьников ……8
1.1 Цифровые навыки в педагогике: понятие, классификации, педагогические подходы к использованию в школьном образовании ……8
1.2 Условия и средства формирования цифровых навыков в младшем школьном возрасте ……………………17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровых навыков у младших школьников …29
2.1 Выявление уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников …29
2.2 Содержание и организация работы по формированию цифровых навыков у младших школьников ……46
2.3 Динамика формирования цифровых навыков у младших школьников ……………………………..………61
Заключение ……………………………………….…………………………… 82
Список используемой литературы ……84
Приложение А Методики диагностики сформированности цифровых навыков у детей младшего школьного возраста ………… 91
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования (констатирующий этап) …99
Приложение В Конспект занятия по формированию цифровых навыков у младших школьников ………101
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования (контрольный этап) …………102
В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. От 08.12.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» поставлена задача обеспечения «возможности детям получать качественное общее образование …, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением…» [38].
Приоритетами стратегического направления, согласно Распоряжению Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования…», являются «сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности («цифровая зрелость» сферы образования)» [39].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относит «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, …использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» [44].
Анализ приведённых нормативных документов свидетельствует о высокой актуальности исследования, направленного на развитие и оценку цифровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, развитие цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов является необходимостью, соответствующей современным образовательным стандартам и запросам общества. С другой стороны, использование онлайн-сервисов часто фокусируется на узконаправленных задачах и отдельных аспектах обучения, тогда как требуется комплексный подход к формированию всех аспектов цифровых навыков у младших школьников.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников при использовании онлайн-сервисов?
Цель данного исследования – разработать комплекс педагогических условий, способствующих формированию цифровых навыков детей младшего школьного возраста посредством работы с онлайн-сервисами, проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс формирования цифровых навыков у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников с использованием онлайн-сервисов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса формирования цифровых навыков у младших школьников повысится при реализации ряда педагогических условий, в числе которых:
– проведение занятий с использованием онлайн-сервисов во внеурочной деятельности;
– включение в структуру внеурочных занятий как теоретической, так и практической части с целью обеспечения целостного формирования цифровых навыков: понимания и умения использовать знания на практике;
– использование в ходе внеурочных занятий интерактивных и творческих форм деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
– провести анализ психолого-педагогической литературы, раскрыть понятие «цифровые навыки», рассмотреть виды таких навыков;
– подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников, провести констатирующее исследование;
– разработать и реализовать содержание образовательной внеурочной деятельности по формированию цифровых навыков у младших школьников на основе создания педагогических условий, включающих использование онлайн-сервисов;
– провести контрольное исследование, проанализировать динамику развития цифровых навыков у младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение и синтез;
– педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика уровня сформированности цифровых навыков, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую базу исследования составили труды современных исследователей в области педагогики: Н.Д. Берман [9], Г.Г. Исаевой [19], Т.В. Кормилицыной [21] и других исследователей, раскрывающих специфику обучения в цифровой среде; Т.А. Бороненко [9], Л.Л. Босовой [10; 11], Е.Г. Потупчик [36], С.С. Хромова [46] и других педагогов, изучающих вопросы формирования цифровых навыков школьников.
Новизна данного исследования заключается во всестороннем и систематическом подходе к изучению процесса формирования цифровых навыков у младших школьников. Работа вносит важный вклад в теорию и практику педагогики, предлагая детализированное определение понятий, классификацию цифровых навыков и анализ современных педагогических подходов к их внедрению в школьное образование.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научной базы знаний о формировании цифровых навыков у младших школьников посредством использования онлайн-сервисов, а также в создании предпосылок для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в работе педагога для формирования цифровых навыков младших школьников.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. В исследовании приняли участие два четвёртых класса по 20 обучающихся в каждом.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 24 рисунками.
Приоритетами стратегического направления, согласно Распоряжению Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования…», являются «сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности («цифровая зрелость» сферы образования)» [39].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относит «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, …использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» [44].
Анализ приведённых нормативных документов свидетельствует о высокой актуальности исследования, направленного на развитие и оценку цифровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, развитие цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов является необходимостью, соответствующей современным образовательным стандартам и запросам общества. С другой стороны, использование онлайн-сервисов часто фокусируется на узконаправленных задачах и отдельных аспектах обучения, тогда как требуется комплексный подход к формированию всех аспектов цифровых навыков у младших школьников.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников при использовании онлайн-сервисов?
Цель данного исследования – разработать комплекс педагогических условий, способствующих формированию цифровых навыков детей младшего школьного возраста посредством работы с онлайн-сервисами, проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс формирования цифровых навыков у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников с использованием онлайн-сервисов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса формирования цифровых навыков у младших школьников повысится при реализации ряда педагогических условий, в числе которых:
– проведение занятий с использованием онлайн-сервисов во внеурочной деятельности;
– включение в структуру внеурочных занятий как теоретической, так и практической части с целью обеспечения целостного формирования цифровых навыков: понимания и умения использовать знания на практике;
– использование в ходе внеурочных занятий интерактивных и творческих форм деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
– провести анализ психолого-педагогической литературы, раскрыть понятие «цифровые навыки», рассмотреть виды таких навыков;
– подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников, провести констатирующее исследование;
– разработать и реализовать содержание образовательной внеурочной деятельности по формированию цифровых навыков у младших школьников на основе создания педагогических условий, включающих использование онлайн-сервисов;
– провести контрольное исследование, проанализировать динамику развития цифровых навыков у младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение и синтез;
– педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика уровня сформированности цифровых навыков, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую базу исследования составили труды современных исследователей в области педагогики: Н.Д. Берман [9], Г.Г. Исаевой [19], Т.В. Кормилицыной [21] и других исследователей, раскрывающих специфику обучения в цифровой среде; Т.А. Бороненко [9], Л.Л. Босовой [10; 11], Е.Г. Потупчик [36], С.С. Хромова [46] и других педагогов, изучающих вопросы формирования цифровых навыков школьников.
Новизна данного исследования заключается во всестороннем и систематическом подходе к изучению процесса формирования цифровых навыков у младших школьников. Работа вносит важный вклад в теорию и практику педагогики, предлагая детализированное определение понятий, классификацию цифровых навыков и анализ современных педагогических подходов к их внедрению в школьное образование.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научной базы знаний о формировании цифровых навыков у младших школьников посредством использования онлайн-сервисов, а также в создании предпосылок для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в работе педагога для формирования цифровых навыков младших школьников.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. В исследовании приняли участие два четвёртых класса по 20 обучающихся в каждом.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 24 рисунками.
В рамках выполнения дипломного проекта осуществлён глубокий теоретический анализ процессов формирования цифровых навыков у учащихся начальных классов. Помимо теоретического исследования, был проведён эксперимент, целью которого являлась эмпирическая проверка эффективности разработанных методических решений. Этот экспериментальный подход позволил оценить результативность предложенных методик в образовательном процессе.
В первой главе работы описаны методологические подходы, связанные с освоением цифровых навыков в области педагогики. Проанализированы различные классификации цифровых навыков и представлены обоснования педагогических стратегий, применимых в школьной практике для развития таких навыков. Отдельное внимание в данной главе уделено исследованию условий и ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения цифровым навыкам младших школьников, включая использование информационных технологий, адаптацию учебного материала к цифровому формату и интеграцию образовательных онлайн-инструментов в рутинные учебные процессы.
Во второй главе работы представлены методика и результаты проведенного экспериментального исследования. Исходное исследование было направлено на оценку начального уровня цифровых навыков у учащихся начальных классов. Результаты тестирования и наблюдений показали различия в степени освоения цифровых навыков среди школьников. Некоторые из учащихся уже активно и уверенно использовали разнообразные технологические средства, в то время как другие столкнулись с трудностями при выполнении даже базовых технологических операций. Эти данные послужили основой для разработки индивидуализированной образовательной программы, адаптированной к индивидуальным потребностям и начальному уровню развития каждого ученика.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего анализа начального уровня цифровых навыков учащихся начальных классов, были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Это позволило провести точную оценку влияния внедренных образовательных интервенций.
На основе проанализированных данных была разработана и реализована образовательная программа, которая включала в себя компьютерные упражнения. Каждое занятие в рамках программы состояло из теоретической и практической частей, что способствовало не только передаче знаний, но и их эффективному усвоению. Кроме того, программа обогащалась интерактивными и творческими видами занятий, что стимулировало интерес учащихся и способствовало глубокому освоению материала.
Финальная оценка эффективности программы проводилась после завершения обучающего курса, включающая повторное тестирование для определения уровня сформированности цифровых навыков. Результаты демонстрировали значительное улучшение по всем измеряемым параметрам по сравнению с исходным уровнем, что свидетельствовало о высокой эффективности примененных методических и дидактических подходов.
Исследование подтвердило исходную гипотезу и выявило, что целостный подход, объединяющий теоретическое обучение, практическую реализацию знаний и применение интерактивных методик, значительно усиливает уровень владения цифровыми навыками среди учащихся начальных классов.
Эти результаты предоставляют ценные данные для оптимизации образовательного процесса на начальной стадии обучения и могут служить основой для будущих научных исследований в данной области. Улучшение цифровых навыков на ранних этапах обучения критически важно для обеспечения успешной адаптации учащихся к условиям конкурентоспособного и насыщенного технологиями мира.
В первой главе работы описаны методологические подходы, связанные с освоением цифровых навыков в области педагогики. Проанализированы различные классификации цифровых навыков и представлены обоснования педагогических стратегий, применимых в школьной практике для развития таких навыков. Отдельное внимание в данной главе уделено исследованию условий и ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения цифровым навыкам младших школьников, включая использование информационных технологий, адаптацию учебного материала к цифровому формату и интеграцию образовательных онлайн-инструментов в рутинные учебные процессы.
Во второй главе работы представлены методика и результаты проведенного экспериментального исследования. Исходное исследование было направлено на оценку начального уровня цифровых навыков у учащихся начальных классов. Результаты тестирования и наблюдений показали различия в степени освоения цифровых навыков среди школьников. Некоторые из учащихся уже активно и уверенно использовали разнообразные технологические средства, в то время как другие столкнулись с трудностями при выполнении даже базовых технологических операций. Эти данные послужили основой для разработки индивидуализированной образовательной программы, адаптированной к индивидуальным потребностям и начальному уровню развития каждого ученика.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего анализа начального уровня цифровых навыков учащихся начальных классов, были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Это позволило провести точную оценку влияния внедренных образовательных интервенций.
На основе проанализированных данных была разработана и реализована образовательная программа, которая включала в себя компьютерные упражнения. Каждое занятие в рамках программы состояло из теоретической и практической частей, что способствовало не только передаче знаний, но и их эффективному усвоению. Кроме того, программа обогащалась интерактивными и творческими видами занятий, что стимулировало интерес учащихся и способствовало глубокому освоению материала.
Финальная оценка эффективности программы проводилась после завершения обучающего курса, включающая повторное тестирование для определения уровня сформированности цифровых навыков. Результаты демонстрировали значительное улучшение по всем измеряемым параметрам по сравнению с исходным уровнем, что свидетельствовало о высокой эффективности примененных методических и дидактических подходов.
Исследование подтвердило исходную гипотезу и выявило, что целостный подход, объединяющий теоретическое обучение, практическую реализацию знаний и применение интерактивных методик, значительно усиливает уровень владения цифровыми навыками среди учащихся начальных классов.
Эти результаты предоставляют ценные данные для оптимизации образовательного процесса на начальной стадии обучения и могут служить основой для будущих научных исследований в данной области. Улучшение цифровых навыков на ранних этапах обучения критически важно для обеспечения успешной адаптации учащихся к условиям конкурентоспособного и насыщенного технологиями мира.



