Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов (Тольяттинский государственный университет)

Работа №169765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы101
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Выборка: 40 учеников 4-х классов.
В работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить нужное название и работа подойдет для любого учреждения.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования цифровых навыков младших школьников ……8
1.1 Цифровые навыки в педагогике: понятие, классификации, педагогические подходы к использованию в школьном образовании ……8
1.2 Условия и средства формирования цифровых навыков в младшем школьном возрасте ……………………17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровых навыков у младших школьников …29
2.1 Выявление уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников …29
2.2 Содержание и организация работы по формированию цифровых навыков у младших школьников ……46
2.3 Динамика формирования цифровых навыков у младших школьников ……………………………..………61
Заключение ……………………………………….…………………………… 82
Список используемой литературы ……84
Приложение А Методики диагностики сформированности цифровых навыков у детей младшего школьного возраста ………… 91
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования (констатирующий этап) …99
Приложение В Конспект занятия по формированию цифровых навыков у младших школьников ………101
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования (контрольный этап) …………102

В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. От 08.12.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» поставлена задача обеспечения «возможности детям получать качественное общее образование …, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением…» [38].
Приоритетами стратегического направления, согласно Распоряжению Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования…», являются «сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности («цифровая зрелость» сферы образования)» [39].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относит «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, …использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» [44].
Анализ приведённых нормативных документов свидетельствует о высокой актуальности исследования, направленного на развитие и оценку цифровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, развитие цифровых навыков младших школьников при использовании онлайн-сервисов является необходимостью, соответствующей современным образовательным стандартам и запросам общества. С другой стороны, использование онлайн-сервисов часто фокусируется на узконаправленных задачах и отдельных аспектах обучения, тогда как требуется комплексный подход к формированию всех аспектов цифровых навыков у младших школьников.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников при использовании онлайн-сервисов?
Цель данного исследования – разработать комплекс педагогических условий, способствующих формированию цифровых навыков детей младшего школьного возраста посредством работы с онлайн-сервисами, проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс формирования цифровых навыков у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования цифровых навыков у младших школьников с использованием онлайн-сервисов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса формирования цифровых навыков у младших школьников повысится при реализации ряда педагогических условий, в числе которых:
– проведение занятий с использованием онлайн-сервисов во внеурочной деятельности;
– включение в структуру внеурочных занятий как теоретической, так и практической части с целью обеспечения целостного формирования цифровых навыков: понимания и умения использовать знания на практике;
– использование в ходе внеурочных занятий интерактивных и творческих форм деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
– провести анализ психолого-педагогической литературы, раскрыть понятие «цифровые навыки», рассмотреть виды таких навыков;
– подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников, провести констатирующее исследование;
– разработать и реализовать содержание образовательной внеурочной деятельности по формированию цифровых навыков у младших школьников на основе создания педагогических условий, включающих использование онлайн-сервисов;
– провести контрольное исследование, проанализировать динамику развития цифровых навыков у младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение и синтез;
– педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика уровня сформированности цифровых навыков, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую базу исследования составили труды современных исследователей в области педагогики: Н.Д. Берман [9], Г.Г. Исаевой [19], Т.В. Кормилицыной [21] и других исследователей, раскрывающих специфику обучения в цифровой среде; Т.А. Бороненко [9], Л.Л. Босовой [10; 11], Е.Г. Потупчик [36], С.С. Хромова [46] и других педагогов, изучающих вопросы формирования цифровых навыков школьников.
Новизна данного исследования заключается во всестороннем и систематическом подходе к изучению процесса формирования цифровых навыков у младших школьников. Работа вносит важный вклад в теорию и практику педагогики, предлагая детализированное определение понятий, классификацию цифровых навыков и анализ современных педагогических подходов к их внедрению в школьное образование.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научной базы знаний о формировании цифровых навыков у младших школьников посредством использования онлайн-сервисов, а также в создании предпосылок для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в работе педагога для формирования цифровых навыков младших школьников.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. В исследовании приняли участие два четвёртых класса по 20 обучающихся в каждом.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 24 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выполнения дипломного проекта осуществлён глубокий теоретический анализ процессов формирования цифровых навыков у учащихся начальных классов. Помимо теоретического исследования, был проведён эксперимент, целью которого являлась эмпирическая проверка эффективности разработанных методических решений. Этот экспериментальный подход позволил оценить результативность предложенных методик в образовательном процессе.
В первой главе работы описаны методологические подходы, связанные с освоением цифровых навыков в области педагогики. Проанализированы различные классификации цифровых навыков и представлены обоснования педагогических стратегий, применимых в школьной практике для развития таких навыков. Отдельное внимание в данной главе уделено исследованию условий и ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения цифровым навыкам младших школьников, включая использование информационных технологий, адаптацию учебного материала к цифровому формату и интеграцию образовательных онлайн-инструментов в рутинные учебные процессы.
Во второй главе работы представлены методика и результаты проведенного экспериментального исследования. Исходное исследование было направлено на оценку начального уровня цифровых навыков у учащихся начальных классов. Результаты тестирования и наблюдений показали различия в степени освоения цифровых навыков среди школьников. Некоторые из учащихся уже активно и уверенно использовали разнообразные технологические средства, в то время как другие столкнулись с трудностями при выполнении даже базовых технологических операций. Эти данные послужили основой для разработки индивидуализированной образовательной программы, адаптированной к индивидуальным потребностям и начальному уровню развития каждого ученика.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего анализа начального уровня цифровых навыков учащихся начальных классов, были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Это позволило провести точную оценку влияния внедренных образовательных интервенций.
На основе проанализированных данных была разработана и реализована образовательная программа, которая включала в себя компьютерные упражнения. Каждое занятие в рамках программы состояло из теоретической и практической частей, что способствовало не только передаче знаний, но и их эффективному усвоению. Кроме того, программа обогащалась интерактивными и творческими видами занятий, что стимулировало интерес учащихся и способствовало глубокому освоению материала.
Финальная оценка эффективности программы проводилась после завершения обучающего курса, включающая повторное тестирование для определения уровня сформированности цифровых навыков. Результаты демонстрировали значительное улучшение по всем измеряемым параметрам по сравнению с исходным уровнем, что свидетельствовало о высокой эффективности примененных методических и дидактических подходов.
Исследование подтвердило исходную гипотезу и выявило, что целостный подход, объединяющий теоретическое обучение, практическую реализацию знаний и применение интерактивных методик, значительно усиливает уровень владения цифровыми навыками среди учащихся начальных классов.
Эти результаты предоставляют ценные данные для оптимизации образовательного процесса на начальной стадии обучения и могут служить основой для будущих научных исследований в данной области. Улучшение цифровых навыков на ранних этапах обучения критически важно для обеспечения успешной адаптации учащихся к условиям конкурентоспособного и насыщенного технологиями мира.



1. Абдрахманова Г. И., Ковалёва Г. Г. Цифровые навыки населения // Цифровая экономика: экспресс-информация. 2017. № 1(58). С. 1–4.
2. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183–201.
3. Андрюхина Л. М. Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахметов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. № 3. С. 116–147.
4. Ахпашева И. Б. Проектирование и разработка методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся с глубокими нарушениями зрения // Вестник Томского государственного педагогического Университета. 2019. № 3 С. 96–101.
5. Ашимова Х. Н. Цифровые технологии как метод формирования информационных навыков студентов в процессе обучения // Глобус. 2020. № 3(49). С. 13–16.
6. Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ: 4 класс: Учебник: В 2 ч. (третий год обучения). Москва : Академкнига. 2013. Ч. 2. 96 с.
7. Берман Н. Д. Обучение в цифровой среде: необходимость формирования цифровых навыков преподавателей и студентов // Европейский педагогический форум : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Петрозаводск, 13 февраля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 64–68.
8. Бойко Т. В., Скрипкина Н. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря») // Молодой ученый. 2019. № 44. С. 324–327. URL: https://moluch.ru/archive/282/63590/ (дата обращения: 18.05.2024).
9. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47–73.
10. Босова Л. Л. О подходах к формированию цифровых навыков обучающихся на уровне общего образования // Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (в образовании). 2020. С. 47–58.
11. Босова Л. Л., Павлов Д. И. «Новая» грамотность и формирование ее компонентов при обучении информатике в начальной школе // Наука и школа. 2019. С. 156–166.
12. Булин-Соколова Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений. М. : Просвещение, 2012. 128 с.
13. Василькова Н. А., Гафарова Е. А., Диденко Г. А., Шварцкоп О. Н. Цифровые образовательные технологии: дидактические возможности и риски: монография. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера». 2023. 98 с.
14. Волкова Л. В., Волкова Ю. С. Цифровая грамотность младших школьников: условия и механизмы формирования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. № 10. 2022. С. 25–37.
15. Гершунский Б. С. Философия образования: учеб. пособие для студентов высш. и ср. пед. учеб. заведений. М.: «Московский психолого-социальный институт», 1998. 432 с.
16. Голубев О. Б., Никифоров О. Ю. Онлайн-сервисы как ключевой элемент сетевых образовательных технологий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. С. 132–134.
17. Дерюгина И. А. Цифровые навыки студентов для цифрового мира // ТОГУ-Старт: фундаментальные и прикладные исследования молодых : Материалы научно-практической конференции, Хабаровск, 23–25 апреля 2020 года. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. С. 202–207.
18. Ельцова О. В. Содержание и уровни развития цифровой грамотности у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2020/5/30163.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
19. Исаева Г. Г., Усманов Т. И., Османова М. Х. Формирование цифровых навыков в использовании ИКТ в образовании // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6–1 С. 312–322.
20. Колыхматов В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 9. С. 152–158.
21. Кормилицына Т. В. Формирование цифровых компетенций и навыков в педагогическом образовании как современный тренд // Гуманитарные науки и образование. 2022. № 1(45). С. 42–48.
22. Корольков В. А., Орехова А. С. Взаимосвязь понятий «умение» и «навык» в современной парадигме образования // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 12–2(119). С. 69–71.
23. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. № 24(2). С. 48–83.
24. Лис П. А. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики // Цифровая трансформация образования : сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции, Минск, 30 мая 2018 года. Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 461–464.
25. Ломаско П. С., Симонова А. Л. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования // Вестник ТГПУ. 2015. № 7(160). С. 78-84.
26. Магомедова М. А., Гамматаева С. Л. Влияние цифровизации образования на психологию формирования личности // Modern Science. 2022. № 6–2. С. 71–72.
27. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 195–203.
28. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: «Волго-Вятская академия государственной службы», 2002. 157 с.
29. Митрохина С. В., Кобер Г. А. Развитие у младших школьников цифровой грамотности в процессе обучения математике // Дидактика сетевого урока : материалы IV Международной научно-практической онлайн-конференции, г. Минск, 2–3 декабря 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск: БГПУ, 2022. С. 280–286.
30. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. № 1. С. 156–201.
31. Николаева М. А., Авдюкова А. Е. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3. С. 93–109.
32. Образовательные онлайн-сервисы // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Омской области. URL: clck.ru/3DTSxE
33. Петрова В. С., Щербик Е. Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский экономический журнал. 2018. Т. 3. № 5–3. 2018. С. 237–244.
34. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») // Гарант: справочно-информационная система. URL: https://base.garant.ru/403498932/
35. Половина И. П., Шестаков А. П., Захарова В. А., Егоров К. Б. Независимая оценка сформированности отдельных цифровых навыков обучающихся общеобразовательных организаций: подходы и результаты // Информатика и образование. 2021. № 9. С. 31–39.
36. Потупчик Е. Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 178–185.
37. Положение об организации внеурочной деятельности // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Александровская основная общеобразовательная школа: официальный сайт. URL: https://t26758g.sch.obrazovanie33.ru/sveden/document/
38. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.06.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Консультант плюс: справочно-информационная система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/?ysclid=m1ejjypdun167728265
39. Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 N 3427-р» // Консультант плюс: справочно-информационная система. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82304.html?ysclid=m1ejv49vi5990185353
40. Розина И. Н. Цифровая грамотность в курсе «Академическое письмо» (на русском языке) // Образовательные технологии и общество. 2018. № 4. С. 538-556.
41. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). С. 27–35.
42. Тимофеева Н. М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7(46). С. 26–27.
43. Трофимова Н. Н. Цифровая грамотность и цифровые навыки в контексте трансформации системы образования // Альманах Крым. 2021. № 27. С. 78–86.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями и дополнениями от: 18 июля, 8 ноября 2022 г., 22 января 2024 г. // ГАРАНТ: справочно-информационная система. URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=m1ek26toh622001755
45. Хаблиева С. Р. Основные подходы к формированию цифровых навыков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. № 3(40). С. 36–41.
46. Хромов С. С., Каменева Н. А. Современный подход к формированию и развитию цифровой грамотности в образовании // Открытое образование. 2016. № 1. С. 60–65.
47. Чигишева О. П. Цифровая грамотность исследователя в условиях Открытой науки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 4(25). С. 241–244.
48. Шайдуллина Р. М. Формирование цифровых навыков у магистрантов при изучении дисциплины «Педагогика профессионального и дополнительного профессионального образования» // Актуальные вопросы высшего образования. 2021. № 27. С. 75–80.
49. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1. С. 87–98.
50. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8. С. 1–4.
51. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компетентный состав // Концепт. 2021. № 4. С. 46–57.
52. Якунин А. Ф. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2016. № 1. С. 468–471.
53. Ячина Н. П., Фернандез О. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник ВГУ. 2018. № 1. С. 134–138.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ