ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) 7
1.2. ЗОЖ и его компоненты у студентов 17
1.3. Психологические факторы формирования здорового образа жизни у
студентов ВУЗов 22
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 23
2.1. Методы и процедура исследования 30
2.2. Результаты эмпирического исследования здорового образа жизни у студентов 32
2.3. Основные рекомендации студентам в формирования здорового образа жизни 49
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования. Здоровый образ жизни на сегодняшний день очень актуальная тема для обсуждения. Здоровье молодого поколения - первостепенная задача современности, требующая комплексного подхода к поиску решений с привлечением специалистов разных научных сфер. Проблемы здорового образа жизни могут быть рассмотрены с позиции медицины, психологии, физиологии, валеологии, социальной работы, с использованием различных определений и классификаций, сложившиеся в тех или иных научных школах [8].
В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни. Таких как, социологических, медико-биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы.
Целый ряд ученых обсуждают общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др.); исследуется влияние различных факторов на формирование ЗОЖ студентов (В. Буйлов, Э.Л. Диси, Т.А. Иванова, В.Г. Николаев, А.Н. Пивоваров, Э.Н. Полякова, В.В. Пономарев, Н.А. Русина, М.В. Хватова, А.Г. Щедрина и другие); изучается уровень знаний студентов по данной тематике (А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина, Л.Г. Шуляковский и др.).
По заключениям экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), состояние здоровья населения лишь на 10% определяется развитием медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий [47].
ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшних студентов к здоровому образу жизни. Ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное исследование на сегодняшний день является особенно актуальным. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов».
Цель: изучить психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов.
Объект исследования: условия формирования здорового образа жизни.
Предмет исследования: психологические условия формирования ЗОЖ у студентов Тувинского государственного университета (ТувГУ).
В основу исследования положена гипотеза: у студентов имеется осознанное понимание значимости здорового образа жизни, но отсутствуют реальные действия по формированию ЗОЖ по отношению к себе.
В соответствии с вышеизложенным взглядом на проблему, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы ЗОЖ в науке на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.
2. Исследовать психологические условия, необходимые для формирования ЗОЖ студентов.
3. Выявить уровень сформированности представлений и отношения студентов о здоровом образе жизни, являющиеся психологическими условиями его формирования.
4. Составить рекомендации по формированию ЗОЖ у студентов на основе выявленных причин.
Методологическими основами исследования являются работы ученых таких как: Ю.П. Лисицына, Г.И. Царегородцева, А.М. Изуткина, И.И. Брехмана, И. В. Полуниной, В.И. Белова, Н.М. Амосова, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева, В.И. Лях, А.В. Чоговадзе и др.
Методы: в процессе исследования, в соответствии с его целями и задачами, использовались: теоретические методы - это логико-исторический анализ работ по исследуемой проблеме; методы моделирования организационных и психологических явлений и процессов, синтез и др.
Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение, эмпирическое исследование; методики: тест С. Дерябо, В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью» для выявления значимых жизненных ценностей, анкета «Отношение студентов к формированию здорового образа жизни», методика В.Д. Пурина «Что мешает мне вести ЗОЖ?» - выявляет уровень помех в отношении ведения студентами здорового образа жизни.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2014) осуществлялся анализ состояния изученности проблемы ЗОЖ в науке и практике; диагностика студентов с целью изучения уровня ЗОЖ; определение цели, задач, гипотезы, исходных методолого-теоретических оснований исследования.
Второй этап (сентябрь-декабрь 2014) наблюдение, беседы со студентами ТувГУ.
Третий этап (январь апрель 2015) посвящен обобщению и интерпретации полученных результатов теоретического и экспериментального исследования; составлению психолого-педагогических рекомендаций по формированию ЗОЖ у студентов.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Тувинский Государственный Университет» Республики Тыва. Выборка исследования: 47 студентов, из их юношей 28 человек, девушек 19 человек. Возраст студентов составляет от 19 до 25.
Практическая значимость исследования здорового образа жизни состоит в том, что в современных условиях, когда состояние системы здравоохранения можно оценить как кризисное, забота человека о своем здоровье, о снижении рисков физических и психических расстройств является одной из повседневных, практических задач. Наиболее доступным средством выступает ведение здорового образа жизни. Не только отказ от вредных привычек и контроль питания, но и активные занятия спортом являются составляющими этого понятия. Таким образом, психолого-социологический анализ отношения студента к здоровому образу жизни имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, цель, задачи и гипотеза исследования, указываются объект и предмет, описываются методологическая основа и методический аппарат выпускной квалификационной работы.
Первая глава знакомит с научно-теоретическими основами ЗОЖ. Дан анализ понятий ЗОЖ, в физиологической, биологической, психологической и социально-психологической науке, описание особенностей компонентов ЗОЖ студентов.
Во второй главе представлено проведение эмпирических исследований изучения психолого-педагогических условий для формирования ЗОЖ, на примере студентов, как одного из этапа, требующего внимания психологов, педагогов и других участников образовательного процесса.
В заключении изложены основные выводы, определены перспективы дальнейшей работы по проблеме выпускной квалификационной работы.
Приложение дополняет материалы теоретического и эмпирического исследования - 3.
Анализ литературу и исследования по затронутой теме, были сделаны выводы по результатам проведенного эмпирического исследования.
«Здоровье» - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки (соматическое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье).
«Образ жизни» - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.
В классификации образа жизни выделяется четыре категории: экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни».
«Здоровый образ жизни» - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.
Выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды.
«Формирование здорового образа жизни» - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. ЗОЖ - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.
В формировании здорового образа жизни наиважнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о своем здоровье и здоровье находящихся вокруг людей.
Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья студентов является формирование психологических условий для воспитания полезных и преодоления вредных привычек, что находится в компетенции педагогических работников.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Для выявления превалирующих ценностных ориентаций и отношений к ЗОЖ были проверены с помощью следующих методик:
1) Методика С. Дерябо, В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
2) Анкета «Отношения студентов к формированию здорового образа жизни».
3) Методика В.Д. Пурина «Что мешает мне вести ЗОЖ?».
Методика С. Дерябо, В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью», с целью которой является значимые жизненные ценности, и какое место среди них занимает здоровье у студентов показало, что у 63% студентов здоровье занимает первое место, также некоторое количество (24%) студенты считают, что проблема здоровья не так важна, небольшого количества (13%) студентов здоровье занимает последнее место.
Анкета «Отношения студентов к формированию здорового образа жизни» проявило, что большинство опрошенных студентов (78%) положительно относятся к здоровому образу жизни, следят за правильным питанием (юноши), занимаются спортом и считают, что ЗОЖ - это основа активного образа жизни, посещают различные спортивные секции. А девушки (63%), хотя и относятся хорошо к здоровому образу жизни, не уделяют должного внимания к правильному питанию, сидят дома, не занимаются спортом и считают - абсолютно здоровая нация это иллюзия.
Методика В.Д. Пурина «Что мешает мне вести ЗОЖ?» - для выявление уровня помех в отношении ведения студентами здорового образа жизни, выявило, что некоторые студенты (12%) не в состоянии самостоятельно решать некоторые проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни, им нужны корректная помощь со стороны друзей и взрослых (родителей) и деньги. А большинство студентов в состоянии справиться с имеющимися (незначительными проблемами в ведении здорового образа жизни) помехами.
Обобщая выше изложенное можно заключить, что для большинства студентов основным препятствием поддержания здорового образа жизни является отсутствие мотивации и правильное понимание ЗОЖ.
Наблюдения исследователей, показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Такой мотив, как угроза здоровью в отдаленном будущем, не является значимым для большинства студентов. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются.
В связи с этим формирование мотивации и правильного понимания ЗОЖ у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий дает шанс на здоровое будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у студентов ЗОЖ. И начинать надо с формирования правильного понимания ЗОЖ, которое через некоторое время должно стать самоутверждением в установку на здоровый образ жизни.
Основными психологическими условиями формирования у студентов здорового образа жизни являются мотивация и установки на здоровье и здоровый образ жизни.
Основной задачей в формировании, сохранении и укреплении здоровья студентов является психологические условия для ведения здорового образа жизни. ЗОЖ формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать психологические условия для ведения здорового образа жизни в учебном заведении для студентов, зависит вся последующая деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. То есть привить студентам ЗОЖ. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни поскольку, большинство студентов знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие старшекурсники и взрослые привержены этим привычкам.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных пристрастий: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Созданием психологических условий воспитания в формировании здорового образа жизни является профилактика, успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.
Подводя итог работы, приходим к таким выводам, что главной проблемой является нежелание студентов уделять больше внимания к своему здоровью, которое в дальнейшем могло бы привести их к здоровому образу жизни.
В решении проблемы формирования здорового образа жизни среди студентов, есть только единичные исследования в разных областях науки: педагогики, валеологии, медицины, но этого мало для полного преодоления вредных привычек и воспитания полезных формирующих ЗОЖ.
Требуется создание вокруг студента информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями. На основе, которых, возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья и формирования ЗОЖ становятся привычными и перерастают в потребность.
На основе обретаемых знаний и опыта у студентов вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию валеологической культуры, как части культуры личности в целом. Поэтому необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности и нравственности.
Все это в целом требует особого внимания к организации здорового образа жизни во всех слоях общества. Как составная часть этой проблемы является вопрос формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи, что способствует более качественной трудовой жизнедеятельности. Исследование данного вопроса требует изучения причин, которые привели к резкому снижению физического здоровья студентов и факторов среды, изменивших здоровый образ жизни.
Таким образом, гипотеза, что у студентов имеется осознанное понимание значимости здорового образа жизни, но отсутствуют реальные действия по формированию ЗОЖ по отношению к себе, подтвердилась.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов // 3-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64с.
2. Апанасенко, Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы / Г.Л. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №6. -2.2 8.
3. Бароненко, В.А., Здоровье и физическая культура студента: Учебник. Изд-во УПИ / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2003.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров. - М.: Academia. - 2009. - 528 с.
5. Батрымбетова, С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента / С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов. - 2007.
- С. 165--179.
6. Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: 1990.- 206 с.
7. Быков, C.B. Образование и здоровье / C.B. Быков // Социологические исследования. - 2000. - №°1. - С. 125 129.
8. Васильева, О.С. Психическое здоровье как интерактивная характеристика личности / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов // Психологический вестник. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. - 1998. - N° 3. - С. 418.
9. Виленской, М.Я. Физическая культура и ЗОЖ студента / Под ред. Виленской М.Я. - М.: Кнорус. - 2013.
10. Воронова, Е. ЗОЖ в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е. Воронова - Ростов на Дону: Феникс. - 2014.
11. Г афиатулина, Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. канд. социолог. наук / Н.Х. Гафиатулина. - Ростов-н /Д. - 2007. - 24 с.
12. Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов. - М:Academia. - 2009. - С. 256.
13. Горчак, С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни / С.И. Горчак // ЗОЖ. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев. - 1991. - С. 19-39.
14. Григорьев, В.И. Механизмы социокультурной интеграции содержания и организации неспециального физкультурного образования студенческой молодежи / В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №10. - С.2-7.
15. Димов, В.М. Здоровье этноса как проблема социальной безопасности /
B. М. Димов, В.Н. Паутов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. -C. 166-179.
16. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - M.:Academia. - 2008. - 192 с.
17. Иванова, И.Н. Жизненные стили в условиях ценностной дифференциации // Проблемы XXI века: культура поведения молодежи. Роль общества в воспитании молодежи: Сб. Статей / И.Н. Иванова // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 164-167.
18. Ивахненко, Г.А. Здоровье московских студентов: социологический анализ самосохранительного поведения / Г.А. Ивахненко // СОЦИС. - 2006. - № 5.
19. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
20. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова. - Изд-ва: Форум, Инфа-М. - 2007. 208 с.
21. Качан, Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и ЗОЖ. Метод. пособие / Л.Г. Качан. - Новокузнецк, 2002. - С.45.
22. Кобякова, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
23. Козина, Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. канд. социолог. наук / Г.Ю. Козина. - Пенза. - 2007. - 24 с.
24. Кряжев, В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления / В.Д. Кряжев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №2 1. - С. 58-61.
25. Куприянова, Э.В. ЗОЖ как метод сохранения и укрепления здоровья студентов : автореф. дис. канд. социолог. наук / Э.В. Куприянова. - Пенза, 2007. - 24 с.
26. Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ, 1998. - 2№3. - С.49-52.
27. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. -М. : ГЭОТАР-Медиа. - 2010. - 512 с.
28. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №°4. - С.11-15.
29. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков // М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
30. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. Психологическая энциклопедия / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург "Прайм- Еврознак", 2004. - 666 с.
31. Морозов, М. Основы здорового образа жизни / М. Морозов. - М. ВЕГА, 2014.
32. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов / Л. Москвина. - Саратов, 1996. - С.297-299.
33. Назарова, Е.Н., Основы здорового образа жизни / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2013.
34. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин - М.: Academia. - 2010. - 336 с.
35. Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности / Н.Н. Обозов. - Часть 1- СПб.: ЛНПП Облик. - 2002. - 196 с.
36. Оськина, Е.П. Самоорганизация в реформе вузовского физического воспитания / Е.П. Оськина, С.Б. Нарзулаев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №9. - С.45-47.
37. Рапопорт, Л.А. Спорт в вузе: проблемы организации / Л.А. Рапопорт. -2001. - №8. - С. 16-18.
38. Ручкин, Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества / Б.А. Ручкин, В.А. Родионов, A.B. Пыжиков // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №1. - С. 146-165.
39. Семченко, Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов. - 2007. - С. 136-138.
40. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ. - 2007.¬111 с.
41. Соловьев, Г.М. Центры здоровья как организационно-педагогический фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов / Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2001. - №9. - С.48-51.
42. Спасибенко, С.Г. Социальные проблемы здорового долголетия / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №2. - С. 103-127.
43. Фролова, Л.В. Занятия активными физическими упражнениями в организации досуга студенческой молодежи. Межвузовский сборник научных трудов / Л.В. Фролова // Саратов, изд-во СГСЭУ. - 2004.
44. Фролова, Л.В. Роль мотивации в формировании потребности в здоровом образе жизни студентов вузов. Оптимизация учебно-тренировочного процесса. Сборник научных докладов / Л.В. Фролова // Нижний Новгород: - 2004. - С.44-46.
45. Фролова, Л.В. Социокультурная динамика отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом в системе высшего профессионального образования. Сборник научных статей / Л.В. Фролова // Саратов. «Научная книга». - 2005. - С. 214-218.
46. Фролова, Л.В. Физическая культура в аспекте возрастных особенностей студенческой молодежи социуме / Среда обитания, здоровье и физическое развитие студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Изд- во СГСЭУ. Саратов. - 2004. - С. 58-61.
Электронный ресурс:
47. Библиотека учебной и научной литературы [электронный ресурс] http://sbiblio.com/biblio/archive/volkov etno/00.aspx.