Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментным портфелем организации и его совершенствование 8
1.1. Сущность и содержание ассортиментного портфеля организации 8
1.2. Факторы, влияющие на управление ассортиментным портфелем 18
1.3. Методы совершенствования ассортиментного портфеля организации....21
Глава 2. Анализ ассортиментного портфеля организации ИП
«Бирюза» 28
2.1. Характеристика деятельности ИП «Бирюза» 28
2.2. Анализ ассортимента ИП «Бирюза» 32
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию ассортиментного портфеля ИП «Бирюза» 42
3.1. Предложения по совершенствованию ассортиментного портфеля 42
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций по
совершенствованию ассортиментного портфеля 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
В условиях рыночной экономики возросла роль грамотного формирования ассортимента. Это позволит повысить доход организации как при производстве, так и при сбыте. К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход.
Любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях. Потому, что ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой.
Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортиментного портфеля, его управлением и совершенствованием.
Формирование ассортиментого портфеля составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой' конкуренции и стать преуспевающим.
С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей» вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
Ассортиментный портфель формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
Ассортиментный портфель приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя, предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия, с производимым товаром зависят его экономические показатели.
Конечной целью совершенствования системы управления продуктовым портфелем становится соответствие продукции дифференцированным потребностям рынка, экономическая стабильность и успешное позиционирование предприятия на рынке.
Данная тема вызывает интерес тем, что в ней раскрываются теоретические основы формирования ассортиментного портфеля. Как уже говорилось выше, от правильного воплощения этих теоретических основ на практике зависти очень многое. Именно эта проблема во многом повлияла на выбор темы исследования.
Разработка проблем методов управления ассортиментным портфелем предприятия сбытовой сети в современной экономике России является достаточно новой, и в силу этого слабо разработанной сферой экономической науки. В целом достаточно изученными в научной литературе являются методы и особенности сбыта.
Отдельные вопросы, посвященные аспектам становления ассортиментного портфеля предприятий, рассмотрены в трудах отечественных специалистов А.Э. Абалова, А.В. Аникина, И.Т. Балабанова, С.М. Борисова, В.И. Букато, А.В. Касаткина, М.Х. Лапидуса, а также зарубежных специалистов таких как: М. Бордо, С. Хармстона, А. Шварца, Т Мартеля, Р Прингла, А. Гехра. Здесь стоит отметить, что в трудах ученых освещена именно производственная сфера, поэтому исследования в области розничной торговли, по нашему мнению, не получили достаточной разработки практические вопросы, связанные с формированием концепции развития и управления ассортиментным портфелем предприятия сбытовой сети...
Ассортиментный портфель организации представляет собой главный инструмент маркетинга в конкурентоспособности организации в целом.
Основной задачей ассортиментного портфеля является максимальное удовлетворение спроса покупателей. Именно покупатели в современных условиях рынка определяют товар, который будет способствовать повышению конкурентоспособности организации.
По данным проведенного опроса можно сделать вывод, что организации ИП «Бирюза» остро нуждается в расширении ассортимента, большому количеству покупателей не удалось найти именно тот товар, в котором они нуждались, а, следовательно, критично маленький процент потребителей с уверенностью может посоветовать данную организацию своим знакомым и друзьям. Результаты опроса показали некачественно сформированный ассортиментный портфель, в который необходимо внести коррективы.
ИП «Бирюза» имеет хорошее географическое расположение, что является одной из ее конкурентных позиций. Конкурентов у организации большое количество, к ним относятся: федеральные сети дискаунтеры, сети заводов производителей, локальные розничные сети, а также представители малого бизнеса. Организация имеет незначительную широту ассортимента, но достаточно приемлемые цены. Самым ходовым товаром являются изделия из серебра, так как организация уже давно занимается их продажей и основной доход имеет именно с этой группы товаров. Уверенно возрастаю продажи на изделия из драгоценных камней. Как таковую абсолютную прибыль не имеет продажа бижутерии, вероятно, стоит задуматься о ее дальнейшей продаже.
Приведенный во второй главе анализ ассортиментного портфеля ИП «Бирюза», позволил установить основные предложения по его улучшению:
- внедрение нового продукта в ассортимент организации
- сокращение товара, не имеющего спроса
В качестве нового товара было принято запустить в продажу изделия из капельного серебра. Такие изделия имеют спрос уже достаточно большой период времени. Они выглядят очень необычно и изысканно, на данный момент они находятся на пике популярности. У многих покупателей будет вызывать интерес даже такое необычное название.
Также было принято расширить ассортимент сувениров из серебра. На витрине появятся запонки для рубашек, зажимы для галстуков для мужчин. Для женщин будут представлены нежные заколки , ободки на голову с элементами из серебра. Все эти товары будут представлены исключительно из серебра, так и с добавлением драгоценных камней для торжественного случая.
Вследствие структурирования и разбора ассортиментного портфеля во второй главе, очевидно, что продажа такого товара как бижутерия не приносит организации достаточно прибыли, такой товар не привлекает новых покупателей в магазин и совершенно не формируют положительный имидж ИП «Бирюза». Данную категорию товара можно исключить из ассортимента организации, не принося отрицательного воздействия для организации.
Общая оценка эффективности предложенных рекомендаций проводится по сводным данным, которые будут отражать эффективность внедрения нового товара и сокращение товара, не имевшего спрос. Это поможет изучить динамику и тенденции развития организации в дальнейшем.
Необходимо рассчитать экономическую эффективность, она определяет соотношение прибыли, которую получит организация при использовании предложений по совершенствованию ассортиментного портфеля, и затрат, которые для этого потребуются.
Можно сделать вывод, что данные предложения по совершенствованию ассортиментного портфеля поспособствуют увеличении прибыли организации.
1. Адлер Ю. Процессное описание бизнеса — основа основ и для системы экономики качества / Ю. Адлер, С. Щепетова // Стандарты и качество. — 2014. — № 2. — С. 66—69.
2. Акофф P Л. Планирование будущего корпорации / P Л. Акофф, Пер. с англ. М.: Сирин ,2014. - 256 с.
3. Акофф P Л. Планирование в больших экономических системах / Р Л. Акофф, Пер. с англ. -М.: Наука, 2015.-216 с.
4. Алескеров Ф. Н. Ассортимент и качество товаров: управление в регионе / Ф. Н. Алескеров, А. Н. Яровинов. М.: Азер, 2017. - 189 с.
5. Анализ, синтез, планирование решений в экономике:Учебник для вузов по спец. «Информационные системы в экономике»/А.В. Андрейчинков, О.Н. Андрейчинкова,. М.: Финансы и статистика, 2014. - 366с.
6. Арефьева Е. Н. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли / Е. Н. Арефьева // Финансовый директор. -2017.
7. Арсланова 3. Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования / 3. Арсланова, В. Лившиц // Инвестиции в России. 2015. -№1-2. -С. 12- 14.
8. Астапов К.В., Инновации промышленных предприятий и экономический рост/ К.В. Астапов// Экономист. 2015. - № 6. - С. 14-19.
9. Афанасьев В. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции/ В. А. Афанасьев, И.В. Сорокин, О.В. Апыхтин // Кожевенно-обувная промышленность. 2016. - №3-4. - С. 24-27.
10. Балдилов Е.М. Управление качеством и ассортиментов товаров народного потребления. / Е.М. Балдилов, А.Н. Юсубаев. Казахстан, 2013. - 90с.
11. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развитияи меры государственного регулирования / JL Бжилянская // Экономист. -2018.- №3.
12. Бизнес-планирование: Учебник для вузов./В.Г. Черняк. М.: ЮНИТИ, 2017.- 470 с.
14. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2014.-892с.
15. Бурмистров Н.П. Оценка, анализ и планирование технико-экономического уровня производства /Н.П. Бурмистров, Ю.Ф. Коровин.- Киев: Техника, 2016.-78с...59