ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 11
1.1. Понятие взаимодействия дошкольной образовательной организации
с семьей в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 20
1.3. Формы и методы организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
41
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 41
2.2. Исследование характера взаимодействия педагогов и родителей в
дошкольной образовательной организации 42
2.3. Реализация психолого-педагогических условий организации
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников 47
2.4. Контрольный эксперимент 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи всегда были в центре внимания дошкольной педагогики. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Иначе говоря, дошкольная образовательная организация взаимодействует с ребенком в интересах его личности, с государством (выступая его представителем-посредником) - в интересах его самого, с обществом - в виде его базовой структуры - семьей, которая также встроена в государство.
Проблема всей этой цепочки взаимодействия в том, что образовательное учреждение - это и есть представитель государства, и именно государство формирует заказ на образовательную и воспитательную деятельность. Чтобы уйти от такого одностороннего взаимодействия с семьей, и включить ее в систему развития личности ребенка, в закон «Об образовании в Российской Федерации», была включена одна из задач, стоящих перед детской дошкольной организацией - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [67].
Основанием такого взаимодействия, указанном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является принцип сотрудничества с семьей [68]. Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Ориентирами этого взаимодействия обозначены следующие: работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи [68].
Исходя из этих условий, дошкольное образовательное учреждение обязано строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка, но при этом есть основная проблема понимания - как именно наиболее эффективно организовать этот процесс. Проблема связана с тем, что все участвующие в жизни и воспитании ребенка стороны - семья, государство, само дошкольное образовательное учреждение, значительно изменились, изменилась сама социальная и технологическая среда функционирования этих институтов, и эти изменения затрагивают все ранее привычные способы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Иначе говоря, изменилась степень свободы выбора вариантов взаимодействия для всех участников образовательного процесса, что позволяет учитывать более дифференцированно их особенности. Предлагаемые в настоящее время уже проверенные педагогической наукой формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников недостаточно отражают современные запросы к этой деятельности...
Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что проблема организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников действительно является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане. Смена образовательных стандартов и подходов к воспитанию и развитию детей в современном мире требуют такое взаимодействие с семьей, чтобы оно обеспечивало полноценное развитие личности ребенка. Предлагаемые в настоящее время уже проверенные педагогической наукой формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников недостаточно отражают современные запросы к этой деятельности. Разрабатывая проблему организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, мы выделили следующие психолого-педагогические условия при которых возможно добиться эффективности данного взаимодействия:
- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями;
- организация совместной деятельности педагогов и родителей с учетом интересов и потребностей семьи;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми.
На основе анализа педагогической и психологической литературы отечественных и иностранных исследователей, занимавшихся изучением организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников нами уточнено содержание понятия взаимодействия, как ключевого понятия нашего исследования:
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей понимается как объединение воспитательных линий для решения задач воспитания в семье и в дошкольной организации, при условии выработки единого взгляда родителей и воспитателей на процесс воспитания. Такое взаимодействие предусматривает мотивацию родителей и педагогов на поддержание контактов друг с другом, с позиции сотрудничества, с учетом возможностей и способностей всех участвующих сторон [34].
Наше исследование позволило выявить существующие особенности характера взаимодействия педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации на основе оценки субъектами взаимодействия. Были выявлены несогласованность во взглядах на ряд вопросов, отсутствие в педагогическом арсенале необходимых навыков взаимодействия, отсутствие форм и методов взаимодействия, ориентированных на современные запросы семьи. Также обнаружена недостаточная готовность педагогов к проведению мероприятий интерактивного характера, требующих серьезной подготовки и определенного уровня профессионализма.
Согласно гипотезе исследования нами разработана и реализована работа с педагогами, направленная на повышение их профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с педагогами включала проведение консультаций, семинаров-практикумов, педагогических советов. Использовались психологические тренинги по общению, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, конкурсы педагогических ситуаций...
1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я, 2014. № 10. С. 23-29.
2. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада, М.:Владос, 2009. 213 с.
3. Аленькина Т.Н. Сайт ДОУ как модель общественного управления / Т.Н. Аленькина, Е.А. Макарова // Управление ДОУ, 2011. № 9. С. 41-51.
4. Бабинина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
5. Бакланова С.В. Инновационные формы активизации участия родителей в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО / С.В. Бакланова, М.М. Полуротова // Детский сад от А до Я, 2016. № 3. С. 94¬99.
6. Бражицкая А.А. Формы взаимодействия ДОО с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 28-31.
7. Белоногова Г.Н. Педагогические знания - родителям / Г.Н. Белоногова, А.Б. Хитрова. // Дошкольное воспитание, 2013. № 4.С. 8-18.
8. Богославец А.Г. Взаимодействие ДОО и семьи в условиях малого города / А.Г. Богославец, А.А. Майер. // Управление ДОО, 2014. № 5. С. 8-16.
9. Белокурова Г.В. Комплексный подход к использованию наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в приемной группе детского сада / Г.В. Белокурова, О.М. Беляева // Образование и наука в современных условиях, 2015. № 1. С. 36-40.
10. Бундакова Л.А. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения как средство совершенствования системы управления качеством образования // Традиции и новации в дошкольном образовании, 2017. № 1. С. 7-9.
11. Бура О.А. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО / О.А. Бура, О.Б. Степанова // Детский сад от А до Я, 2016. № 3. С. 86-93.
12. Вакуленко Л.С. Детский сад глазами родителей: ожидания и реалии // Дошкольная педагогика, 2017. № 7. С. 56-59.
13. Венкова З.Л. Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. 2017.№ 2. С. 31-34.
14. Гамова С.В. Родительско-педагогический проект - способ включения родителей в образовательный процесс ДОУ / С.В. Гамова, Е.В. Фокина, Т.С. Назырова // Детский сад от А до Я, 2016. № 3. С. 100-105.
15. Ганичева А.Н. Методический инструментарий исследования качества образования в ДОО // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, 2017. № 2. С. 16-27...80