ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 11
1.1. Понятие взаимодействия дошкольной образовательной организации
с семьей в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 20
1.3. Формы и методы организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
41
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 41
2.2. Исследование характера взаимодействия педагогов и родителей в
дошкольной образовательной организации 42
2.3. Реализация психолого-педагогических условий организации
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников 47
2.4. Контрольный эксперимент 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 11
1.1. Понятие взаимодействия дошкольной образовательной организации
с семьей в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 20
1.3. Формы и методы организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
41
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 41
2.2. Исследование характера взаимодействия педагогов и родителей в
дошкольной образовательной организации 42
2.3. Реализация психолого-педагогических условий организации
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников 47
2.4. Контрольный эксперимент 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи всегда были в центре внимания дошкольной педагогики. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Иначе говоря, дошкольная образовательная организация взаимодействует с ребенком в интересах его личности, с государством (выступая его представителем-посредником) - в интересах его самого, с обществом - в виде его базовой структуры - семьей, которая также встроена в государство.
Проблема всей этой цепочки взаимодействия в том, что образовательное учреждение - это и есть представитель государства, и именно государство формирует заказ на образовательную и воспитательную деятельность. Чтобы уйти от такого одностороннего взаимодействия с семьей, и включить ее в систему развития личности ребенка, в закон «Об образовании в Российской Федерации», была включена одна из задач, стоящих перед детской дошкольной организацией - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [67].
Основанием такого взаимодействия, указанном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является принцип сотрудничества с семьей [68]. Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Ориентирами этого взаимодействия обозначены следующие: работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи [68].
Исходя из этих условий, дошкольное образовательное учреждение обязано строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка, но при этом есть основная проблема понимания - как именно наиболее эффективно организовать этот процесс. Проблема связана с тем, что все участвующие в жизни и воспитании ребенка стороны - семья, государство, само дошкольное образовательное учреждение, значительно изменились, изменилась сама социальная и технологическая среда функционирования этих институтов, и эти изменения затрагивают все ранее привычные способы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Иначе говоря, изменилась степень свободы выбора вариантов взаимодействия для всех участников образовательного процесса, что позволяет учитывать более дифференцированно их особенности. Предлагаемые в настоящее время уже проверенные педагогической наукой формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников недостаточно отражают современные запросы к этой деятельности...
Проблема всей этой цепочки взаимодействия в том, что образовательное учреждение - это и есть представитель государства, и именно государство формирует заказ на образовательную и воспитательную деятельность. Чтобы уйти от такого одностороннего взаимодействия с семьей, и включить ее в систему развития личности ребенка, в закон «Об образовании в Российской Федерации», была включена одна из задач, стоящих перед детской дошкольной организацией - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [67].
Основанием такого взаимодействия, указанном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является принцип сотрудничества с семьей [68]. Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Ориентирами этого взаимодействия обозначены следующие: работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи [68].
Исходя из этих условий, дошкольное образовательное учреждение обязано строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка, но при этом есть основная проблема понимания - как именно наиболее эффективно организовать этот процесс. Проблема связана с тем, что все участвующие в жизни и воспитании ребенка стороны - семья, государство, само дошкольное образовательное учреждение, значительно изменились, изменилась сама социальная и технологическая среда функционирования этих институтов, и эти изменения затрагивают все ранее привычные способы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Иначе говоря, изменилась степень свободы выбора вариантов взаимодействия для всех участников образовательного процесса, что позволяет учитывать более дифференцированно их особенности. Предлагаемые в настоящее время уже проверенные педагогической наукой формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников недостаточно отражают современные запросы к этой деятельности...
Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что проблема организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников действительно является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане. Смена образовательных стандартов и подходов к воспитанию и развитию детей в современном мире требуют такое взаимодействие с семьей, чтобы оно обеспечивало полноценное развитие личности ребенка. Предлагаемые в настоящее время уже проверенные педагогической наукой формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников недостаточно отражают современные запросы к этой деятельности. Разрабатывая проблему организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, мы выделили следующие психолого-педагогические условия при которых возможно добиться эффективности данного взаимодействия:
- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями;
- организация совместной деятельности педагогов и родителей с учетом интересов и потребностей семьи;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми.
На основе анализа педагогической и психологической литературы отечественных и иностранных исследователей, занимавшихся изучением организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников нами уточнено содержание понятия взаимодействия, как ключевого понятия нашего исследования:
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей понимается как объединение воспитательных линий для решения задач воспитания в семье и в дошкольной организации, при условии выработки единого взгляда родителей и воспитателей на процесс воспитания. Такое взаимодействие предусматривает мотивацию родителей и педагогов на поддержание контактов друг с другом, с позиции сотрудничества, с учетом возможностей и способностей всех участвующих сторон [34].
Наше исследование позволило выявить существующие особенности характера взаимодействия педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации на основе оценки субъектами взаимодействия. Были выявлены несогласованность во взглядах на ряд вопросов, отсутствие в педагогическом арсенале необходимых навыков взаимодействия, отсутствие форм и методов взаимодействия, ориентированных на современные запросы семьи. Также обнаружена недостаточная готовность педагогов к проведению мероприятий интерактивного характера, требующих серьезной подготовки и определенного уровня профессионализма.
Согласно гипотезе исследования нами разработана и реализована работа с педагогами, направленная на повышение их профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с педагогами включала проведение консультаций, семинаров-практикумов, педагогических советов. Использовались психологические тренинги по общению, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, конкурсы педагогических ситуаций...
- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями;
- организация совместной деятельности педагогов и родителей с учетом интересов и потребностей семьи;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми.
На основе анализа педагогической и психологической литературы отечественных и иностранных исследователей, занимавшихся изучением организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников нами уточнено содержание понятия взаимодействия, как ключевого понятия нашего исследования:
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей понимается как объединение воспитательных линий для решения задач воспитания в семье и в дошкольной организации, при условии выработки единого взгляда родителей и воспитателей на процесс воспитания. Такое взаимодействие предусматривает мотивацию родителей и педагогов на поддержание контактов друг с другом, с позиции сотрудничества, с учетом возможностей и способностей всех участвующих сторон [34].
Наше исследование позволило выявить существующие особенности характера взаимодействия педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации на основе оценки субъектами взаимодействия. Были выявлены несогласованность во взглядах на ряд вопросов, отсутствие в педагогическом арсенале необходимых навыков взаимодействия, отсутствие форм и методов взаимодействия, ориентированных на современные запросы семьи. Также обнаружена недостаточная готовность педагогов к проведению мероприятий интерактивного характера, требующих серьезной подготовки и определенного уровня профессионализма.
Согласно гипотезе исследования нами разработана и реализована работа с педагогами, направленная на повышение их профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с педагогами включала проведение консультаций, семинаров-практикумов, педагогических советов. Использовались психологические тренинги по общению, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, конкурсы педагогических ситуаций...
Подобные работы
- Клуб «В гостях у Буратино» как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, управление дошкольным образованием. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022





