Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №169731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования связной монологической речи у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1 Развитие связной монологической речи в онтогенезе 6
1.2 Особенности овладения монологической речью у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 15
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и
формирования связной монологической речи 20
Глава 2. Констатирующий эксперимент по изучению особенностей связной монологической речи у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ и результаты констатирующего эксперимента 35
2.3 Методические рекомендации по развитию связной монологической речи
у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 51
Заключение 57
Список использованных источников 62
Приложение А 67
Приложение Б 68
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Приложение Ж 74
Приложение И 76
Приложение К 78
Приложение Л 80
Приложение М 82
Приложение Н 84
Приложение П


Актуальность темы исследования определяется рядом объективных факторов. Во-первых, дошкольное детство - один из важнейших периодов в жизни человека. Его значимость обусловлена, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте закладываются базовые предпосылки дальнейшего интеллектуального, личностного и социального развития ребёнка. Все три названных направления развития ребёнка в дошкольном возрасте неразрывно связаны с овладением ребёнком речью.
К 5 - 6 - летнему возрасту речь ребёнка должна выполнять всё многообразие свойственных ей функций (номинативную, коммуникативную и т.д.), достигнуть достаточно высокого уровня связности. Однако не во всех случаях это становится возможным. При наличии нарушений в речевом развитии формирование монологической речи затрудняется.
На протяжении довольно продолжительного времени (более двух десятилетий) специалистами в области дошкольного образования и логопедии отмечается непрерывная тенденция к увеличению численности детей с нарушениями в речевом развитии в целом и общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III уровня, в частности. Это привело к активизации деятельности специалистов в направлении поиска и разработки наиболее эффективных направлений исследования и коррекции речевых нарушений у дошкольников. На сегодняшний день структура первичного дефекта при ОНР III уровня хорошо изучена, существует множество методических рекомендаций по преодолению затруднений, возникающих у дошкольников с ОНР III уровня в овладении родной речью. Тем не менее, в практической работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагоги дошкольных образовательных организаций по-прежнему испытывают существенные затруднения. Наиболее сложным оказывается решение задачи по формированию связной монологической речи.
Результативность дошкольного образования на сегодняшний день оценивается с позиции достижения тех показателей, которые задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Достижение этих показателей является обязательным для всех воспитанников, в связи с чем в работе с детьми, развитие которых по каким-либо причинам отклоняется от возрастной нормы, педагогам приходится изыскивать такие методы и приёмы, которые позволяли бы преодолевать объективно существующие препятствия и достигать заданных ФГОС ДО результатов. Основная сложность здесь заключается в том, что даже при наличии в детском саду логопедического сопровождения воспитанников с нарушениями в речевом развитии достижение стандартизованных показателей развития связной монологической речи требует системного подхода, предполагающего интенсивную совместную работу воспитателей с узкими специалистами. Более того, основная нагрузка в данном случае ложится именно на воспитателя, который призван решать задачу речевого развития воспитанников непрерывно в контексте повседневной непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов.
С учётом последнего обстоятельства можно говорить о наличии противоречия между логопедической специализацией вопроса развития связной монологической речи дошкольников с ОНР III уровня и фактической решаемостью этой задачи в поле образовательной деятельности, осуществляемой воспитателями. Наличие такого противоречия определяет актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, которая концентрируется вокруг поиска оптимальных способов и приёмов развития связной монологической речи дошкольников 5 - 6 лет с ОНР III уровня, пригодных для систематической работы с детьми.
Цель выполнения настоящей выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей и сформированности связной монологической речи дошкольников 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и подборе комплекса игр и упражнений на их основании.
В качестве объекта исследования выступает связная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности сформированности связной монологической речи детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Выявить современное состояние проблемы формирования связной монологической речи у детей 5 - 6 лет с ОНР III уровня в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2) Выявить особенности лексико -грамматического оформления, смысловой целостности и самостоятельности высказывания, а также умения осуществлять пересказ текста, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, составлять повествовательный рассказ на основе личного опыта и описательный рассказ с опорой на наглядное изображение объекта/ситуации у детей 5 - 6 лет с ОНР III уровня;
3) Подобрать дифференцированный комплекс игр и упражнений для развития связной монологической речи у детей 5 - 6 лет с ОНР III уровня.
В процессе работы применялись следующие методы:
- общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы исследования (констатирующий эксперимент, тестирование).
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось выявление особенностей и сформированности связной монологической речи дошкольников 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III уровня и подборе комплекса игр и упражнений на их основании.
Изучение теоретических аспектов проблемы развития монологической речи позволяет сделать вывод о том, что монолог - более сложная, в сравнении с диалогом, форма речи, основное предназначение которой заключается в целенаправленной передаче информации, и которая обладает такими свойствами, как односторонний характер высказывания, ориентированный своим содержанием на слушателя, осмысленность, логичность, непрерывность, развёрнутость и меньшее (в сравнении с диалогом) количество используемых невербальных средств.
Основы монологической речи закладываются на первом году жизни, когда активная речь детей только начинает формироваться на основе примитивного понимания ребёнком обращённой к нему речи взрослого. Осмысленные слова, выступающие в качестве эквивалента целых фраз, предложений, появляются к началу второго года жизни как средство выражения ребёнком своих потребностей. К концу второго года жизни детская речь начинает выполнять не только коммуникативную функцию, но и познавательную, и выражение ребёнком своих мыслей становится более ясным и точным. На третьем году жизни понимание речи развивается быстрыми темпами, словарный запас резко возрастает, появляется собственная активная речь, планирующая функция речи усложняется, тем самым приобретая форму монологической, контекстной речи. На рубеже 4-5 лет у детей появляются своеобразные варианты рассказа, а к 5 -6 годам завершается процесс фонематического развития речи, дети осваивают грамматический, синтаксический и морфологический строй родного языка, и соответственно, начинают интенсивно овладевать монологической речью. Таковы закономерности развития монологической речи в онтогенезе.
Понятие «общее недоразвитие речи» объединяет различные речевые нарушения - от тяжёлых форм, при которых нарушены все компоненты речи, до лёгких, незначительных нарушений в звукопроизношении и использовании лексико-грамматических средств языка. Особенность этиологии общего недоразвития речи III уровня заключается в том, что у ребёнка нет патологии ЦНС, следовательно, нарушения речи имеют обратимый характер.
Речь ребёнка с ОНР III уровня отличается бедностью словарного запаса, недостаточной экспрессивностью, наличием грамматических ошибок, снижением речевой активности. Дети с таким типом нарушения речевого развития испытывают сложности в программировании развёрнутого высказывания, что отчётливо проявляется в процессе пересказа и рассказывания в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности изложения. У детей этой категории имеются сложности с составлением и простых, и развёрнутых фраз, из-за чего их монологическая речь утрачивает содержательность и связность.
Для обследования речи детей с ОНР III уровня принято использовать стандартизованные комплексные методики, как правило, включающие серии заданий на составление фраз разного уровня сложности, пересказ, составление описательных рассказов по картинкам и рассказа от своего имени. Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно и предусматривает обязательное использование наглядности.
Констатирующий эксперимент по изучению особенностей связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня осуществлялся на базе двух дошкольных образовательных организаций в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности. Для проведения исследования было сформировано две выборки: экспериментальная группа - 10 воспитанников с ОНР III уровня; контрольная группа - 10 воспитанников с нормативным речевым развитием.
При проведении констатирующего эксперимента, использовались общепринятые методы, но за основу была взята методика В.П. Глухова. Констатирующий эксперимент включал четыре задания:
1. Пересказ текста: адаптированный вариант текста «Котёнок» Толстого Л.Н., с сокращением объема текста и заменой сложных лексем.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Сочинение рассказа на основе личного опыта на тему «Моя прогулка» по плану.
4. Составление рассказа-описания игрушки по плану.
Для обработки и интерпретации результатов исследования использовались критерии оценки и уровни успешности выполнения диагностических заданий, предложенные Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.
В экспериментальной группе наилучшие результаты были получены при пересказе текста и составлении описательного рассказа с опорой на наглядность. Наиболее благополучно выглядит такой параметр, как самостоятельность. Существенную роль в связной монологической речи у детей с ОНР III уровня играет наличие речевых образцов и опоры на наглядность. По критериям смысловой целостности и лексико-грамматического оформления среднегрупповые оценки равны, они соответствуют среднему уровню, что означает наличие у детей определённых трудностей в установлении и передаче в собственных монологических высказываниях смыслового единства, в подборе подходящих слов и использовании развёрнутых речевых конструкций.
Дети с нормативным речевым развитием наиболее успешны при составлении рассказа по серии сюжетных картинок и описательного рассказа с опорой на наглядность. Пересказ текста и составление рассказа на основе личного опыта даются детям с нормативным речевым развитием немного хуже, хотя и на уровне не ниже среднего. Самые высокие баллы получены по параметру смысловой целостности, что указывает на наличие у детей с нормативным речевым развитием способности не только понимать суть отдельных смысловых единиц текста, но и связывать их воедино, передавая в собственных монологических высказываниях. На втором месте - показатель самостоятельности, что так же указывает на значимость создания ориентировочной основы действия. Самые низкие средние баллы получены по параметру лексико-грамматического оформления монологической речи, что свидетельствует о несовершенстве навыка использования словарного запаса и грамматического строя речи.
На основе анализа литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего эксперимента нами подобран комплекс игр и упражнений по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Содержание работы по развитию связной речи предлагается осуществлять по трём направлениям:
1. Развитие лексики.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие связности речи.
Для работы по направлению «Развитие лексики» подобран материал (игры и упражнения) на формирование, уточнение и активизацию предметного словаря, словаря признаков и глагольного словаря. Работу по направлению «Развитие грамматического строя речи» предполагается осуществлять с применением игр и упражнений на словообразование, словоизменение, формирование синтаксической стороны речи. Направление «Развитие связности речи» предусматривает работу над осмысленностью речевых высказываний, смысловым восприятием текста. Подбор дидактического материала осуществлялся для двух групп: первая группа - это дети с относительно благоприятной перспективой (средний уровень), а вторая группа - дети с менее благоприятной перспективой (уровень ниже среднего и низкий).
Таким образом, все поставленные задачи работы решены, цель достигнута.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Москва: Академия, 2000. 400 с.
2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис... канд. пед. наук / Т.Д. Барменкова. 1996. 177 с.
3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов; под ред. Г.А. Золотовой. Москва: Русский язык, 2001. 720 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. Москва: Транзиткнига, 2006. 158 с.
5. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 158 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание трудов. / Л.С. Выготский. Москва: Эксмо, 2011. 640 с.
7. Галкина И.А. Гуманитарные технологии развития языковых представлений о типах текста у дошкольников: Монография / И.А. Галкина. Иркутск: ФГБОУ «ВСГАО», 2014. 208 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Москва: Наука, 1961. 472 с.
9. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография / В.П. Глухов. Москва: В. Секачев, 2014. 537 с.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. Москва: АРКТИ, 2002. 312 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. Москва: Просвещение, 1985. 112 с.
12. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: книга для логопедов: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Литур, 2011. 316 с.
13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. Москва: Флинта; Наука, 2011. 328 с.
14. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов / Г.М. Криницына. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 147 с.
15. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
16. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Москва: Владос, 2009. 224 с.
17. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye- podhody-k-metodike-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolmkov
18. Левшина Н.И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. 2014. № 6. 94-103 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. Москва: Просвещение, 1969. 214 с.
20. Лисина Л.Л. Развитие вербально-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Л.Л. Лисина // Сб. «Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук». Йошкар- Ола: Марийский гос. ун-т, 2018. 207-221 с.
21. Логинова В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.А. Логинова; под ред. Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 2004. 223 с.
22. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. Москва: Эксмо, 2020. 608 с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. Москва: Издательство МГУ, 1998. 336 с.
24. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. Москва: Педагогика, 1985. 208 с.
25. Перегудова Т.С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет / Т.С. Перегудова, Е.В. Балакирева // Дошкольная педагогика. 2016. № 8. 44-47 с.
26. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи / Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 386 с.
27. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: сбор. научн. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Москва: АПН СССР, 1987. 120 с.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 2013. 223 с.
29. Развитие речи дошкольника: сбор. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. Москва: АПН СССР, 1990. 137 с.
30. Речевые секреты / Под ред. Т.А. Ладыженской. Москва: МГПУ, 2014. 112 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2010. 506 с.
32. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. Москва: ВЛАДОС, 1997. 192 с.
33. Сигодина Н.А. Приемы работы по развитию связной речи с младшими школьниками с общим недоразвитием речи / Н.А. Сигодина // Сб. «Наука и социум». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. Ред. Е.Л. Сорокина. - Москва, [б/и], 2018. 134-138 с.
34. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. Москва: Юрайт, 2019. 191 с.
35. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. Москва: Просвещение, 1984. 296 с.
36. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие / Н.А. Стародубова. Москва: Академия, 2013. 396 с.
37. Тамбовцева А.Г Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Дисс. ... канд. пед. наук / А.Г. Тамбовцева. Москва,1983. 199 с.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 1981. 159 с.
39. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. Москва.: Владос, 2006. 112 с.
40. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. ФГОС ДО / Т.А. Ткаченко. Ростов-н/Д.: Феникс, 2021. 63 с.
41. Трифонова Е.В. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (теория и практика деятельностного подхода) / Е.В. Трифонова // Детский сад от А до Я. 2011. №2. 4-17 с.
42. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Москва: Просвещение, 1998. 254 с.
43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2011. 256 с.
44. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Москва: Дрофа, 2009. 189 с.
45. Филичева Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. Москва: В. Секачев, 2018. 198 с.
46. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. Москва: Знание, 2014. 80 с.
47. Шадрина Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад теория и практика. 2012. № 3. 36-47 с.
48. Щербак С.Г. Коммуникативно-когнитивный подход к формированию коммуникативно-речевых навыков монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Сборник научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии, 29 мая 2015 г. Москва: Гос. инс-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2017. 169-173 с.
49. Щербак С.Г. Особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. Челябинск, 2016. 32-34 с.
50. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин. Москва: Просвещение, 1978. 344 с.
51. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский; Отв. ред. А. А. Леонтьев. Москва: Наука, 1986. С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ