Введение 3
1. Теоретические аспекты квеста как педагогической технологии 6
1.1. Понятие и сущность квестов 6
1.2. Виды и структура квест-технологий 9
1.3. Особенности применения квест-технологий 14
Выводы по главе 1 20
2. Методика применения «квест-технологий» при обучении
иноязычному говорению 22
2.1. Психологические особенности участников квеста 22
2.2. Разработка урока с применением «квест-технологий» 24
2.3. Анализ урока и методические рекомендации по применению 30
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованных источников 40
Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Большую роль в этом сыграли появившиеся несколько десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Их часто называют «бродилками», поскольку для достижения цели на любом уровне прохождения игры нужно ходить и что-то искать для выхода на следующий блок.
Английское слово «Quest» можно трактовать как «поиск» или «приключение». На поиске решения для какой-то конкретно поставленной цели и основаны квест-технологии.
В образовании они начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж и его ученик Том Марч, преподаватель английского языка, разработали модель веб-квеста, как одной из стратегий для успешной интеграции сети Интернет в образовательный процесс. Изначально эта технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана заинтересовать ученика, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении - на компьютере или в реальной жизни) и стали отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике и методике.
Квесты можно использовать на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную тему, весь учебный предмет, а могут быть и межпредметными. Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения [8]. Он может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Тенденция к использованию квеста в обучении гуманитарным дисциплинам, в частности, в преподавании иностранных языков, обусловлена тем, что он развивает критическое мышление, способность сопоставлять, анализировать, систематизировать информацию. У учащихся повышается мотивация, так как они воспринимают задание как нечто
«реальное» и «полезное», что ведет к увеличению эффективности
познавательного процесса.
Квест как игровая форма обучения также способствует развитию воображения, установлению эмоциональных контактов между учениками, снимает чрезмерное психологическое напряжение, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности [6].
Актуальность затрагиваемой темы определяется необходимостью использования квест-технологий на уроках, поскольку современный ученик - это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов». Задача педагога - вовлечь его в учебный процесс, в учебную и творческую деятельность, дать возможность реализации способностей каждого...
В ходе выполнения работы была достигнута цель и решены все задачи.
Рассмотрев понятие и сущность образовательных квестов, можно сказать, что их использование содействует:
- организации учебного процесса на основе проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде, информационно-коммуникационных технологий;
- планированию субъектного педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способствующего формированию у школьников познавательной мотивации и универсальных учебных действий;
- стимулированию использования электронных гаджетов и Интернет- ресурсов в образовательном процессе;
- четкому структурированию занятия с учетом элементов квеста и их содержательного наполнения;
- оптимизации работы педагога по подготовке к занятию, как по времени, так и по усилиям;
- подготовке методических материалов по трансляции разработанных образовательных квестов для уроков и внеурочной деятельности.
Применение квест-технологий при обучении иностранным языкам способствует развитию навыков аудирования и чтения на иностранном языке, поиску решений проблемных ситуаций, активизирует логическое и творческое мышление, способствуя его всестороннему развитию.
Использование квест технологии в обучении иностранным языкам даёт однозначно положительные результаты, но требует определённой подготовки и опыта от учителя и от учеников.
Выявленные преимущества и недостатки использования квест- технологий позволили сделать вывод, что они создают условия для гармоничного развития личности, обеспечивают успешное усвоение знаний, 38
умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни и являются тем инструментом, при помощи которого учитель может формировать у ученика навыки и умения человека XXI века.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N273-03 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).
2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N164^ 31.08.2009 N320, от 19.10.2009 N427,OT 10.11.2011 N2643, от 24.01.2012 N39, от 31.01.2012 N69).
3 Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
4 Аляева Н. А. Сокровища капитана Флинта // Читаем, учимся, играем.
2016. № 4. С. 8-12.
5 Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
6 Бабушкина А. Квестодел. Замысел: методический журнал для учителей начальной школы. 2014. № 5/6. С. 58-60.
7 Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие: Флинта: Наука, 2005.
8 Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. URL: http://ito.bitpro.ru (дата обращения: 20.05.2018).
9 Гончарова Н.Ю. Новые информационные технологии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. / Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. URL: http://www.acis.vis.rU/8/4/1_5/4.htm (дата обращения: 20.05.2018).
10 Жебровская О.О. Международный вебинар «Живые квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. URL: http://ext. spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html (дата обращения: 20.05.2018).
11 Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 20.05.2018).
12 Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Образовательный квест как
интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т 13. С. 3496-3500. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85700.htm (дата обращения:
20.05.2018).
13 Коркунова Н.В. Британия и британцы: Информационно¬
литературный квест. 5-7 классы. Часть 2 (заключительная). 2017. № 4. С. 89¬93.
14 Коркунова Н.В. Британия и британцы: Информационно¬
литературный квест. 5-7. 2017. № 3. С. 81-95.
15 Литвяк Е. Игра - квест «Пять ключей от страны знаний».
Посвящение в первоклассники: Игра и дети. 2016. № 5/6. С. 2-5...30