Особенности сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическая проблема развития геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой
психического развития 6
1.2. Особенности геометрических представлений у дошкольников с
задержкой психического развития 15
1.3. Анализ научных исследований по формированию геометрических
представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Исследование сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.1. Организация и методика исследования геометрических представлений
у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию геометрических представлений у старших дошкольников
с задержкой психического развития 44
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список используемых источников 55
Приложение 62
Глава 1. Теоретическая проблема развития геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой
психического развития 6
1.2. Особенности геометрических представлений у дошкольников с
задержкой психического развития 15
1.3. Анализ научных исследований по формированию геометрических
представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Исследование сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.1. Организация и методика исследования геометрических представлений
у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию геометрических представлений у старших дошкольников
с задержкой психического развития 44
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список используемых источников 55
Приложение 62
Актуальность исследования.
На современном этапе становления специальной педагогики достаточно остро стоит проблема, связанная с увеличением количества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное нарушение, связанное с временной задержкой развития психики, оказывает существенное влияние не только на личность дошкольника, но нарушает ход познавательного развития ребенка. Следовательно, при трудностях сознательного усвоения тех или иных видов деятельности у ребенка с задержкой психического развития будет страдать деятельность психики в целом, а именно трудности восприятия, нарушения внимания, мышления, речевое недоразвитие и память.
В рамках рассматриваемой темы курсовой работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно - следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т. д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
Объект исследования: геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: сформированность геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития будут характеризоваться: трудностями выделения объемных фигур, их называнием, пониманием структурных элементов фигур, дифференциации изображений, предметов и форм.
Задачи исследования:
1. Изучить геометрические представления дошкольников с ЗПР в онтогенезе.
2. Выявить особенности сформированности геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.
Методологические основы исследования.
Проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, С.Г Шевченко, и др. У данных авторов раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различными уровнями интеллектуальных отклонений. В своих работах они пытались показать, как предоставив детям нарушениями в интеллектуальном развитии «орудия труда математиков»: песок, воду, грифельную доску, мел, карандаши, бумагу, и, конечно, дидактические игрушки, — можно научить их пользоваться «языком математики», пусть даже самым простым. Ими разработаны диагностики, программы по обучению старших дошкольников с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений, об особенностях формирования геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в экспериментальном выявлении особенностей сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР и составлении содержания методических рекомендаций для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, два основных раздела, выводы к каждому из них, заключение, список литературных источников и приложения.
На современном этапе становления специальной педагогики достаточно остро стоит проблема, связанная с увеличением количества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное нарушение, связанное с временной задержкой развития психики, оказывает существенное влияние не только на личность дошкольника, но нарушает ход познавательного развития ребенка. Следовательно, при трудностях сознательного усвоения тех или иных видов деятельности у ребенка с задержкой психического развития будет страдать деятельность психики в целом, а именно трудности восприятия, нарушения внимания, мышления, речевое недоразвитие и память.
В рамках рассматриваемой темы курсовой работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно - следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т. д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
Объект исследования: геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: сформированность геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития будут характеризоваться: трудностями выделения объемных фигур, их называнием, пониманием структурных элементов фигур, дифференциации изображений, предметов и форм.
Задачи исследования:
1. Изучить геометрические представления дошкольников с ЗПР в онтогенезе.
2. Выявить особенности сформированности геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.
Методологические основы исследования.
Проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, С.Г Шевченко, и др. У данных авторов раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различными уровнями интеллектуальных отклонений. В своих работах они пытались показать, как предоставив детям нарушениями в интеллектуальном развитии «орудия труда математиков»: песок, воду, грифельную доску, мел, карандаши, бумагу, и, конечно, дидактические игрушки, — можно научить их пользоваться «языком математики», пусть даже самым простым. Ими разработаны диагностики, программы по обучению старших дошкольников с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений, об особенностях формирования геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в экспериментальном выявлении особенностей сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР и составлении содержания методических рекомендаций для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, два основных раздела, выводы к каждому из них, заключение, список литературных источников и приложения.
На современном этапе становления специальной педагогики достаточно остро стоит проблема, связанная с увеличением количества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное нарушение, связанное с временной задержкой развития психики, оказывает существенное влияние не только на личность дошкольника, но нарушает ход познавательного развития ребенка. Следовательно, при трудностях сознательного усвоения тех или иных видов деятельности у ребенка с задержкой психического развития будет страдать деятельность психики в целом, а именно трудности восприятия, нарушения внимания, мышления, речевое недоразвитие и память.
В рамках рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно-следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития, важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
ФГОС ДО и ФАОП для дошкольников с ЗПР предполагает сформированность геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте, что включает в себя знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области изобразительной деятельности как лепка, рисование, конструирование.
В результаты реализации констатирующего этапа исследования были выявлены специфические особенности и уровни сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
На основе полученных данных мы отметили, что наиболее высокие баллы дошкольники с ЗПР получили в процессе выполнения задания «Отбери по форме», а также при выполнении задания «Раскрась фигуру». Сложными оказали задания «Назови фигуру», так как респонденты не могли вспомнить (не знали) названия некоторых объемных геометрических фигур (треугольная призма, куб). Дети с ЗПР, которые оказались на уровне выше среднего часто допускали ошибки и испытывали трудности дифференциации понятий «угол» и «сторона», в связи с чем им нужна была помощь педагога.
Также у дошкольников с ЗПР были сложности с дифференциацией предметов и их форм, и им было сложно с такой геометрической фигурой, как овал, чем квадрат. Также им необходима была обучающая помощь со стороны педагога. Они затрачивали время на поиск необходимых геометрических фигур и даже пытались угадывать их. Сложно действовали на ощупь с плоским фигурами и испытывали трудности дифференциации их друг от друга, чем в работе с фигурами объемными. Наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР возникли при выполнении заданий, в которых требовалось назвать объемную форму.
Таким образом, с целью осуществления дифференцированного подхода при формировании геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР мы выделил 2 группы.
В первую группу были включены дошкольники с относительно благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В нее вошло 6 детей. Эта группа дошкольников характеризовалась уровнем выше среднего, средним и ниже среднего уровня успешности. Эти дети сталкивались с такими трудностями как называние объемных геометрических фигур, но могли понимать структурные элементы геометрических фигур, хотя часть детей путала понятия «стороны» и «углы». Могли найти картинки похожей формы при выполнении заданий, а также отбирали фигуры по заданному образцу. Однако у них возникали трудности в ситуации, когда нужно было достать фигуру из мешочка.
Во вторую группу были включены старшие дошкольники с ЗПР с менее благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В эту группу были включены дошкольники с ЗПР, продемонстрировавшие низкий уровень успешности. Они имели выраженные сложности при выполнении заданий. Показали слабые знания в заданиях, где нужно было назвать фигуры (кроме круга), а также они не понимали структурных элементов геометрических фигур («сторона», «углы»). У них возникали сложности выполнение заданий на дифференциацию изображений, предметов, форм (допускают ошибки, находят только 1 изображение или 1 предмет из двух).
Выявленные специфические трудности при выполнении заданий, важно учитывать при определении содержания дифференцированных методических рекомендаций.
В рамках рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно-следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития, важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
ФГОС ДО и ФАОП для дошкольников с ЗПР предполагает сформированность геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте, что включает в себя знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области изобразительной деятельности как лепка, рисование, конструирование.
В результаты реализации констатирующего этапа исследования были выявлены специфические особенности и уровни сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
На основе полученных данных мы отметили, что наиболее высокие баллы дошкольники с ЗПР получили в процессе выполнения задания «Отбери по форме», а также при выполнении задания «Раскрась фигуру». Сложными оказали задания «Назови фигуру», так как респонденты не могли вспомнить (не знали) названия некоторых объемных геометрических фигур (треугольная призма, куб). Дети с ЗПР, которые оказались на уровне выше среднего часто допускали ошибки и испытывали трудности дифференциации понятий «угол» и «сторона», в связи с чем им нужна была помощь педагога.
Также у дошкольников с ЗПР были сложности с дифференциацией предметов и их форм, и им было сложно с такой геометрической фигурой, как овал, чем квадрат. Также им необходима была обучающая помощь со стороны педагога. Они затрачивали время на поиск необходимых геометрических фигур и даже пытались угадывать их. Сложно действовали на ощупь с плоским фигурами и испытывали трудности дифференциации их друг от друга, чем в работе с фигурами объемными. Наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР возникли при выполнении заданий, в которых требовалось назвать объемную форму.
Таким образом, с целью осуществления дифференцированного подхода при формировании геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР мы выделил 2 группы.
В первую группу были включены дошкольники с относительно благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В нее вошло 6 детей. Эта группа дошкольников характеризовалась уровнем выше среднего, средним и ниже среднего уровня успешности. Эти дети сталкивались с такими трудностями как называние объемных геометрических фигур, но могли понимать структурные элементы геометрических фигур, хотя часть детей путала понятия «стороны» и «углы». Могли найти картинки похожей формы при выполнении заданий, а также отбирали фигуры по заданному образцу. Однако у них возникали трудности в ситуации, когда нужно было достать фигуру из мешочка.
Во вторую группу были включены старшие дошкольники с ЗПР с менее благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В эту группу были включены дошкольники с ЗПР, продемонстрировавшие низкий уровень успешности. Они имели выраженные сложности при выполнении заданий. Показали слабые знания в заданиях, где нужно было назвать фигуры (кроме круга), а также они не понимали структурных элементов геометрических фигур («сторона», «углы»). У них возникали сложности выполнение заданий на дифференциацию изображений, предметов, форм (допускают ошибки, находят только 1 изображение или 1 предмет из двух).
Выявленные специфические трудности при выполнении заданий, важно учитывать при определении содержания дифференцированных методических рекомендаций.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Индивидуальный подход к формированию пространственных
представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальный подход к формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Использование логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



