Введение 3
Глава 1. Теоретическая проблема развития геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой
психического развития 6
1.2. Особенности геометрических представлений у дошкольников с
задержкой психического развития 15
1.3. Анализ научных исследований по формированию геометрических
представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Исследование сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.1. Организация и методика исследования геометрических представлений
у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию геометрических представлений у старших дошкольников
с задержкой психического развития 44
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список используемых источников 55
Приложение 62
Актуальность исследования.
На современном этапе становления специальной педагогики достаточно остро стоит проблема, связанная с увеличением количества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное нарушение, связанное с временной задержкой развития психики, оказывает существенное влияние не только на личность дошкольника, но нарушает ход познавательного развития ребенка. Следовательно, при трудностях сознательного усвоения тех или иных видов деятельности у ребенка с задержкой психического развития будет страдать деятельность психики в целом, а именно трудности восприятия, нарушения внимания, мышления, речевое недоразвитие и память.
В рамках рассматриваемой темы курсовой работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно - следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т. д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
Объект исследования: геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: сформированность геометрических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что геометрические представления дошкольников с задержкой психического развития будут характеризоваться: трудностями выделения объемных фигур, их называнием, пониманием структурных элементов фигур, дифференциации изображений, предметов и форм.
Задачи исследования:
1. Изучить геометрические представления дошкольников с ЗПР в онтогенезе.
2. Выявить особенности сформированности геометрических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.
Методологические основы исследования.
Проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, С.Г Шевченко, и др. У данных авторов раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различными уровнями интеллектуальных отклонений. В своих работах они пытались показать, как предоставив детям нарушениями в интеллектуальном развитии «орудия труда математиков»: песок, воду, грифельную доску, мел, карандаши, бумагу, и, конечно, дидактические игрушки, — можно научить их пользоваться «языком математики», пусть даже самым простым. Ими разработаны диагностики, программы по обучению старших дошкольников с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений, об особенностях формирования геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в экспериментальном выявлении особенностей сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР и составлении содержания методических рекомендаций для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, два основных раздела, выводы к каждому из них, заключение, список литературных источников и приложения.
На современном этапе становления специальной педагогики достаточно остро стоит проблема, связанная с увеличением количества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное нарушение, связанное с временной задержкой развития психики, оказывает существенное влияние не только на личность дошкольника, но нарушает ход познавательного развития ребенка. Следовательно, при трудностях сознательного усвоения тех или иных видов деятельности у ребенка с задержкой психического развития будет страдать деятельность психики в целом, а именно трудности восприятия, нарушения внимания, мышления, речевое недоразвитие и память.
В рамках рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы, роль развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте на познавательную деятельность детей с задержкой психического развития достаточно велика. В частности, геометрические представления помогают дошкольникам этой группы изучать окружающий мир и познавать причинно-следственные связи и зависимости.
При трудностях усвоения геометрических представлений у детей с задержкой психического развития будут возникать пробелы в знаниях, что отразится на дальнейшем получении представлений в процессе обучения в школе. Возникнут сложности с умением осуществлять мыслительные процессы: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.
Рассматриваемая нами проблема исследования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития исследовалась многими педагогами и психологами в современной отечественной науке. Широко данные вопросы освещались в трудах Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистовой, С.Г Шевченко и др. [3; 4; 14].
Знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области как изобразительная деятельность - лепка, рисование, а также продуктивная деятельность - конструирование.
В силу психофизического развития детей с задержкой психического развития, важное значение имеет учет специфики, которая характеризуется замедленным темпом усвоения материала на занятиях, что как следствие ограничивает их практический опыт и оказывает влияние на личностное развитие ребенка в целом. Данная тема актуальна в силу важности осуществления коррекционной работы с данной группой детей.
ФГОС ДО и ФАОП для дошкольников с ЗПР предполагает сформированность геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте, что включает в себя знание фигур элементов, из которых они состоят, умение их сравнивать, классифицировать, анализировать оказывают положительное влияние на познавательную сферу этих детей. Знание формы, цвета, размера фигуры позволяет дошкольникам с задержкой психического развития лучше осваивать такие предметные области изобразительной деятельности как лепка, рисование, конструирование.
В результаты реализации констатирующего этапа исследования были выявлены специфические особенности и уровни сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
На основе полученных данных мы отметили, что наиболее высокие баллы дошкольники с ЗПР получили в процессе выполнения задания «Отбери по форме», а также при выполнении задания «Раскрась фигуру». Сложными оказали задания «Назови фигуру», так как респонденты не могли вспомнить (не знали) названия некоторых объемных геометрических фигур (треугольная призма, куб). Дети с ЗПР, которые оказались на уровне выше среднего часто допускали ошибки и испытывали трудности дифференциации понятий «угол» и «сторона», в связи с чем им нужна была помощь педагога.
Также у дошкольников с ЗПР были сложности с дифференциацией предметов и их форм, и им было сложно с такой геометрической фигурой, как овал, чем квадрат. Также им необходима была обучающая помощь со стороны педагога. Они затрачивали время на поиск необходимых геометрических фигур и даже пытались угадывать их. Сложно действовали на ощупь с плоским фигурами и испытывали трудности дифференциации их друг от друга, чем в работе с фигурами объемными. Наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР возникли при выполнении заданий, в которых требовалось назвать объемную форму.
Таким образом, с целью осуществления дифференцированного подхода при формировании геометрических представлений у старших дошкольников с ЗПР мы выделил 2 группы.
В первую группу были включены дошкольники с относительно благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В нее вошло 6 детей. Эта группа дошкольников характеризовалась уровнем выше среднего, средним и ниже среднего уровня успешности. Эти дети сталкивались с такими трудностями как называние объемных геометрических фигур, но могли понимать структурные элементы геометрических фигур, хотя часть детей путала понятия «стороны» и «углы». Могли найти картинки похожей формы при выполнении заданий, а также отбирали фигуры по заданному образцу. Однако у них возникали трудности в ситуации, когда нужно было достать фигуру из мешочка.
Во вторую группу были включены старшие дошкольники с ЗПР с менее благоприятной перспективой развития геометрических представлений. В эту группу были включены дошкольники с ЗПР, продемонстрировавшие низкий уровень успешности. Они имели выраженные сложности при выполнении заданий. Показали слабые знания в заданиях, где нужно было назвать фигуры (кроме круга), а также они не понимали структурных элементов геометрических фигур («сторона», «углы»). У них возникали сложности выполнение заданий на дифференциацию изображений, предметов, форм (допускают ошибки, находят только 1 изображение или 1 предмет из двух).
Выявленные специфические трудности при выполнении заданий, важно учитывать при определении содержания дифференцированных методических рекомендаций.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединская и др. / Под ред. К.СС. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127 с.
2. Бабкина Е.Г. Роль учителя-логопеда в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста сс проблемами в интеллектуальном развитии // Вестник Тогирро, 2015. - № 32. - С. 29.
3. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: автореферат диссертации... доктора педагогических наук: 13.00.03. - Москва, 2005. - 40 с.
4. Белошистая А.М. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: дисс. д-ра пед. наук / А.В. Белошистая. - М.: Просвещение, 2006. - 405.
5. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - С. 23.
7. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под ред. Будько Т.С.: Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Изд-во БрГУ. - 2010. - 46 с.
8. Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Тимошина. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
10. Воронина Л.В. теоретические основы обучения математике в период детства: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Г.В. Воробьева, Е.А. Утюмова
- Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 348 с.
11. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / Под ред. Н.А. Борисовой. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. - С. 80 - 101.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Москва: Изд-во Юрайт, 2021.
- 332 с.
13. Грэхем Кл. Зрение и зрительное восприятие / Кл. Грэхем. - М.: Речь. - 114 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
15. Заболотских О.П. Развитие мыслительных операций у детей с задержкой психического развития 7 - 8 лет в процессе коррекционной работы // Бакалавр, 2016. - № 11(24). - С. 46 - 48.
16.Зайцева Е.И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы международ. науч. конф. - Т. 2 - СПб: Реноме, 2012. - С. 264 - 266.
17. Зайцева Е.И. Особенности и уровни сформированности геометрических представлений старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.И. Зайцева // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов- на Дону, 23 декабря 2021 г. - Ростов-на - Дону: ООО «Изд-во BBM», 2021.
- С. 260-263.
18. Захарищева М.А., Скрябина Д.Ю. Особенности обучения решению текстовых задач детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // психолого-педагогический поиск, 2018. - № 4(48). - С. 163 - 179.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.: Кн. для учителя. - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с
20. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2019. - 352 с.
21. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]; утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р
22. Кретнева Е.В. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития / Е.В. Кретнева, И.Г. Сытенко, О.О. Гура // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 10(37). - С. 50 - 51.
23. Кудакова Н.Г. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с помощью движений // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3(52). - С. 164 - 167.
24. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов, С.А. Дынина // 66 Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 2. - С. 101 - 104.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Изд-во Владос, 2004. - 303 с.
26. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
27. Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Санкт-Петербург, 2004. - с. 29.
28. Метлина Л.С. Математика в детском саду, Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
29. Микляева Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений / Ю.Н. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32
30. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. - М.: Ид-во Детство-Пресс, 2021. - 280 с.
31. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5 - 6 лет / В.П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112 с.
32. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. - М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - Москва: издательство Юрайт, 2024. - 411 с.
34. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой. - 5 изд. (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
35. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г Шевченко.
- М.: Школьная Пресса, 2005. - 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 13).
36. Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах на основе принципа фузионизма // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2004. - 29 с.
37. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
39. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15.
40. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, К.А. Логиновой. - СПб.: ЦЦК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. - 415 с.
41. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 23 - 24
42. Пышкало А.М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах: пособие для учителя / А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2009. - 258 с
43. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.: науч. рук. Е.В. Соловьева. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 232 с.
44. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн. Нар. Асвета, 1990. - 96 с.
45. Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
46. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2009. - 303 с.
47. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.
48. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Московского психолого-социального института. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
49. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
50. Трикоз Ю.Ю. Диагностика уровня сфрмированности элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР // Аллея науки. - 2020 № 10 (49). - С. 700 - 705.
51. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. - Уфа, 2011. - 80 с.
52. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
53. Чурина В.А. Влияние сформированности сенсорных эталонов на развитие математических способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционно-педагогическое образование. - 2020 № 3(23). - С. 56 - 62 с.
54. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Московского психолого-педагогического института: Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2005. - 392 с.
55. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2011. - 368 с.
57. https: //iro23 .ru/wp-
content/uploads/2023/06/%D0%A4%D0%9E%D0%90%D0%9F-
%D0%94%D0%9E%D0%97%D0%9F%D0%A0.pdf
58. https://detstvo-
press.ru/upload/iblock/635/oht2otiatizzozv5rif3ya61natut921 .pdf