Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)

Работа №123098

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306».
Выборка: 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 6
1.1. Понятие «геометрические представления» и их развитие в нормальном онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости 12
1.3. Методические аспекты формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 25
2.1. Организация эмперическим исследованием 25
2.2. Изучение особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 2 главе 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 41
Приложения 45

Одним из средств, способствующих успешной математической подготовки старших дошкольников, является их деятельность по изучению геометрического материала. Формирование геометрических представлений старших дошкольников – проблема сложная и многоаспектная, которая решается как в методике математики, так и в психолого-педагогической науке. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Именно эти способности, необходимые для успешного формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости развиты слабо. Старшие дошкольники с умственной отсталостью затрудняются в соотнесении форм объектов с абстрактными геометрическими фигурами. Эти дошкольники испытывают затруднения при выделении геометрических фигур в нерасчлененном контуре, в том числе и в образцах выполняемых аппликаций. Еще большие сложности возникают у детей в продуктивной деятельности, когда им предлагается воспроизвести образец из геометрических фигур, полученных самостоятельно, с использованием чертежных инструментов, а не данных в готовом виде.
Проблема формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посвящены научные труды А.А. Катаевой, С.Ю. Кондратьевой, Е.А. Стреблевой и др. Исследования Н.Л. Дорониной, А.В. Ельцовой и др. показывают, что старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Эти особенности восприятия умственно отсталых детей подтверждаются при узнавании ими геометрической фигуры, показанной им в непривычном положении (Р.А. Курашова, Б.И. Пинский, Е.В. Щербакова и др.). Формирование геометрических представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на протекании и развитии всех психических процессов, возможности развития геометрических представлений весьма ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми (Г.А. Мишина, Л.А. Якуницкая и др.).
У умственно отсталых дошкольников на разных этапах развития существуют неполные образы предметов, часть предметов и явлений они не воспринимают или воспринимают искаженно, поэтому не могут самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке, правильно действовать с незнакомыми предметами (Л.Б. Баряева, Е.А. Шевченко и др.). Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, один и тот же ребенок может хорошо выполнять одно задание, даже достаточно сложное, и не выполнить другое более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: дети выполняют знакомые задания, с переходом на новый материал не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, переходят к хаотичным действиям (Е.Н. Кошак, Т.А. Павлова и др.).
Несмотря на значительное количество научных работ по изучению особенностей формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости теоретического плана, прикладной аспект формирования геометрических представлений продолжает оставаться недостаточно изученной в теории и практике олигофренопедагогики.
Объект исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятие «геометрические представления» и их формирование в нормальном онтогенезе;
- выявить особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости;
- подвергнуть анализу методы и приемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- установить особенности и уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Умственная отсталость характеризуется выраженным понижением интеллектуальных способностей по сравнению со средними (часто выражается как коэффициент интеллекта ниже 70-75) в сочетании с ограничением более двух функций из следующих: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопасности. Лечение включает обучение, работу с семьей, социальную поддержку.
Формирование геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости представляет большие трудности. Причины этих труд¬ностей заключаются в первую очередь в особенностях познаватель¬ной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анали¬за, синтеза, слабости обобщения и отвлечения. Умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста имеют ограниченный запас наблюде¬ний, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.
С целью определения уровнем сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости было проведено исследование. Результаты по методике «Представления о форме предмета» Л.А. Венгера, Л.И. Сысуевой показывают, что по всем четырем заданиям 6 старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости (60%) набрали 5 балов из 8 возможных; 4 (40%) старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости набрали по 3 балла из 10. В ходе анализа результатов по методике «Пространственные представления» Н.И. Гуткиной было установлено, что у 50% старших дошкольников с легкой степенью умственно отсталости пространственные представления сформированы на среднем уровне, у 50% – на низком уровне.



1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
2. Аксютина, А.С. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе непосредственной образовательной деятельности [Текст] / А.С. Аксютина // В сборнике: Современные проблемы науки и образования. сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 121-124.
3. Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития [Текст] / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. – М. : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
4. Андриянова, К.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями как важнейший фактор при подготовке их к обучению в школе [Текст] / К.В. Андриянова // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 6 (57). – С. 921-923.
5. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Б. Баряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений /А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
7. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст]/ Под. ред. Будько Т. С.; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2010. – 46 с.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – СПб.: Питер, 2014. – 478 с.
9. Габова, М.А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО [Текст] / М.А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 151 с.
10. Доронина, Н.Л. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в инклюзивной группе [Текст] / Н.Л. Доронина // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2018. – № 4 (8). – С. 4.
11. Ельцова, А.В. Особенности планирования образовательной деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения [Текст] / А.В. Ельцова // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы XII Международной научной конференции. – Казань, 2020. – С. 43-45.
12. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики [Текст] / Э.Б. Заседателева. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
13. Замский, Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века [Текст] / Х.С. Замский. – М.: Эксмо, 2012. – 478 с.
14. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стреблева. – М.: Бук-мастер, 200.– 191 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 c.
16. Козырева, О.А. Организационно-методические вопросы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонение в развитии [Текст] / О.А. Козырева // Практический психолог. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
17. Кондратьева, С.Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 7 (87). – С. 42-48.
18. Кондратьева, О.А. Математическое развитие детей с ограниченными возможностями [Текст] / О.А. Кондратьева // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 15-19.
19. Кошак, Е.Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития; учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.Н. Кошак. – Минск: БГПУ, 2016. – 98 с.
20. Кузнецов, М.С. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М.С. Кузнецов // Modern Science. – 2022. – № 1-2. – С. 245-248.
21. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ [Текст] / Р.А. Курашова. – М.: Новое знание, 2016. – 345 с.
22. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие [Текст] / Г.А. Мишина. – М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
23. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Т.А. Павлова // Сб. игровых упражнений. – М.: Школьная пресса, 2014. – 64 с.
24. Пинский, Б.И. Воспитание детей с умственной отсталостью [Текст] / Б.И. Пинский. – СПб.: Питер, 2013. – 423 с.
25. Приходько, О.Г. Нарушение математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.Г. Приходько // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-8. – С. 186-193.
26. Рузская, А.Г. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская; Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1967. – 323 с.
27. Тихомирова, О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О.В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 155 с.
28. Шевченко, Е.А. Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством ЛЕГО-конструктора [Текст] / Е.А. Шевченко // Молодой ученый. –2016. – № 12-6 (116). – С. 137-141.
29. Щербакова Е.В. Развитие познавательной активности детей с ОВЗ через активизацию конструктивной деятельности [Текст] / Е.В. Щербакова // В сборнике: Артемовские чтения. Материалы XIII Международной научной конференции. – Самара, 2021. – С. 295-301.
30. Якуницкая, Л.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.А. Якуницкя // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы:. сборник научных статей и материалов III международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 396-400.
31. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей с ОВЗ в конструктивной деятельности [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика- синтез, 2015. – 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ