Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью?
1.1 Формирование навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста в онтогенезе?
1.2 Особенности формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 17
1.3 Обзор методов и приёмов формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственнойотсталостью25
Выводы по главе 132
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью34
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента40
2.3 Методические рекомендации, направленные на развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 48
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения 80
Актуальность исследования заключается в том, что у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью возникают определенные трудности в развитии, которые могут сказаться на формировании различных видов деятельности, включая конструктивную деятельность. Изучение этого вопроса может помочь разработать более эффективные методы обучения и поддержки детей с умеренной умственной отсталостью в их развитии.
Конструктивная деятельность является важным аспектом развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Она может помочь разработать более эффективные методы обучения, которые будут ориентированы на потребности детей. Родители и педагоги могут помочь развиваться ребёнку через игру, а именно с помощью конструирования. Оно помогает развивать у детей усидчивость, координацию движений, речь, внимание и другие навыки.
Изучение особенностей сформированности конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью может помочь понять, какие факторы влияют на развитие этой деятельности у детей в целом. Это может быть полезно не только для обучения детей с умеренной умственной отсталостью, но и для развития методик обучения и воспитания в целом.
Автор А.П. Гаврилушкина отмечает, что конструктивная деятельность, как особый вид деятельности, оказывает огромное значение на всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Следует отметить, что у детей с нарушением интеллектуальной сферы недостаточно развит конструктивный праксис и вся конструктивная деятельность в целом.
В трудах отечественных педагогов Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.П. Гаврилушкиной, А.Н. Леонтьева, З.В. Лиштван большое значение уделяется ресурсным сторонам детей с умеренной умственной отсталостью, которые могут оказывать благоприятное воздействие на процесс коррекции и компенсации личности и психической деятельности ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС - ДО) конструктивная деятельность относится к образовательной области «познавательное развитие». Её основная цель заключается в получении определённого продукта путём сборки комплектующих. Она может реализовываться через создание разнообразных конструкций и моделей из различных материалов, включая в себя лего-конструкторы, деревянные бруски и т.д. Важно отметить, что по мере того, как ребёнок становится более опытным в данном виде деятельности, его творческий потенциал постоянно расширяется. В результате дети начинают проявлять больше самостоятельности и креативности при создании конструкций, используя различные комбинации и не только.
Проблеме формирования конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью посвящены работы и исследования О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Стребелевой, Ф.Ш. Балича, Л.И. Бобровской, Е.А. Екжановой. Очевидным становится тот факт, что недостаточно освещены вопросы практической части по проблеме исследования.
Наше исследование посвящено изучению уровней сформированности конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования конструктивной деятельности у данной категории детей.
Целью данной работы является изучение и определение содержания дифференциации методических рекомендаций по формированию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Объектом исследования является конструктивная деятельность у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Предметом исследования является содержание дифференциации методических рекомендаций по формированию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью имеет характерные особенности, которые заключаются в нарушении целостности восприятия образа предмета, сложностях анализа синтеза предметов, отсутствием умения выполнять конструирование по образцу, что позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по развитию конструктивной деятельности у рассматриваемой группы дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности и уровни сформированности конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
3. Определить содержание дифференциации методических рекомендаций по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретические методы исследования (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, констатирующий эксперимент и методические рекомендации).
Теоретико-методическая основа исследования:
1) Исследования особенностей развития старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью (Н.А. Антипова, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева, О.П. Гаврилушкина, Г.И. Шинкаренко);
2) Исследования конструктивной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью (А.Н. Давидчук, Г.А. Урунтаевой, Н.Н. Иванова).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней будут рассмотрены способы формирования конструктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, составлены методические рекомендации по развитию конструктивной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учителя- дефектологи смогут применять на практике методические рекомендации по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Организация исследования: Центр дошкольного образования (детский сад компенсирующей направленности) города Красноярска. В обследование принимали участие 5 детей в возрасте 6-7 лет на основании адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - АООП ДО) обучающихся с умеренной умственной отсталостью (Вариант 2).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 76 страниц, включает две главы, список литературы содержит 63 источника.
В результате проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам.
В настоящее время большое внимание педагогов, воспитателей, дефектологов акцентировано на проблеме развития мыслительной деятельности ребенка, поиску его сильных, ресурсных сторон, которые является фундаментов коррекционно-развивающего процесса.
Наше исследование заключалось в изучении особенностей сформированности конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования данной деятельности у представленной группы детей.
В первой главе были изучены и рассмотрены: психолого-педагогические основы формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, выявлены особенности формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, диагностические и коррекционные методы и приёмы формирования навыков конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Во второй главе описывается проведенный констатирующий эксперимент, выявляющий уровень сформированности конструктивной деятельности у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью. В качестве используемой методики была выбрана психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
Проанализировав результаты дошкольников, было выявлено, что с высоким уровнем пространственных представлений не было ни одного ребенка, у 1 ребенка выявлен средний уровень и у 4 детей диагностирован низкий уровень конструктивной деятельности.
С целью помочь детям повысить их уровень конструктивной деятельности мы решили разработать содержание дифференциации методических рекомендаций для старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Для низкого уровня сформированности нами были предложены упрощенные дидактические игры для формирования конструктивной деятельности, а для среднего уровня были усложнены для закрепления конструктивной деятельности.
Содержание формирования конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью заключает в себе следующие направления коррекционной работы: целостное восприятие предметного изображения на картинке; развитие умений работать по показу, действовать целенаправленно; развитие умений работать по образцу; развитие ориентировки на величину предметов; развитие умений подражать действиям взрослого, понимание указательного жеста.
Таким образом, цель исследования достигнута, проведенный эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью будут характеризоваться такими особенностями, как: нарушение целостности восприятия образа предмета, сложности анализа синтеза предметов, отсутствие умения выполнять конструирование по образцу.
Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты исследования свидетельствуют о необходимости реализации комплексной, системной коррекционной помощи по развитию конструктивной деятельности у данного группы дошкольников.
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» города Канаш Чувашской Республики. Канаш. 2020. URL: http://www.еdu21.cap.ru/homе/5010/2022/%D0%B0%D0%Bе%D0% Ве%В0%ВБ%20%В 1 %83%D0%Bе%20%D0%B4%D0%Bе%D 1 %83%202.pdf (дата обращения: 01.05.2023)
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПБ.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
3. В.С. Мухина Детская психология - М., 1999. - С. 78.
4. Вялых О.А. Возможности конструктивной деятельности в коррекционной работе с детьми с недостатками в интеллектуальном развитии // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции Красноярск, 1997 - С. 26-28.
5. Вялых О.А. Некоторые особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии // Дети с проблемами в развитии / 1996 - С. 92.
6. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с разным уровнем психического развития. - Иркутск,1999. - С. 34¬37.
7. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных
учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1991.- С. 94.
8. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985. - С. 55.
9. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976. - С. 65.
10. Дошкольное воспитание аномальных детей: / Под ред. Л.П. Носковой - М. : Просвещение, 1993. - С. 34.
11. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко.-СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 25.
12. Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537.
13. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. : Просвещение, 2003. - С. 67-70.
14. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
15. Запорожец А.В., Венгмр Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. - М.,: Просвещение, 1967. - 245 с.
16. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988 - 208 с.
17. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 416 с.
18. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
19. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта (сборник научных трудов) - М., 1990. - 203 с.
20. Косминская В.Б. Особенности конструктивной деятельности дошкольников. - С. 36.
21. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. М: Сфера, 2019. - С. 240
22. Л.С. Выготский, Воображение и творчество в детском возрасте - М. Просвещение, 1991. - С. 31.
23. Лазуренко С. Б. Комплексный подход к определению образовательного маршрута детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / С.Б. Лазуренко //Дефектология. 2018.№5. - С. 44 - 55.
24. Лиштван З.В., Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. - М.: Просвещение, 1971. - С. 87.
25. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада //Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2010. - 175с.
26. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребёнка-дошкольника. М.; Л., 1948 - 197 с.
27. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.: ВЛАДОС. 2017. 159 с. 37.
28. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: / Под ред. Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1991. - С. 68-70.
29. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. - М.,:
Просвещение. 1983.
30. Мухина В.С., Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.
31. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.:Кронос, 2010. - 301 с.
32. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И., Строительные игры в детском саду - М: Просвещение, 1966. - 267 с.
33. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.,2007. - 302 с.
34. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2017. - 480 с.
35. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 192 с.
36. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002. - 190 с.
37. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: лекции 1-4. М.: Педагог. ун-т «Первое сентября», 2008. - 192 с.
38. Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика. 1985. - С 72.
39. Поддъяков Н.Н. Структура конструирования по условиям в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика. 1985. - С 72
40. Психология дошкольника хрестоматия - М.,2000. - 192 с.
41. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.метод.пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. Курск.: Курск. гос. ун-т, 2017. - 121 с.
42. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2014. - 182 с.
43. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2014. - 182 с.
44. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. - 168 с.
45. Стребелева Е. А. О результатах исследований в области дошкольной олигофренопедагогики [Текст] / Е. А. Стребелева //Дефектология. 2016. №3. - С. 22-28.
46. Стребелева Е. А. Организация модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. №3. - С.25 -35.
47. Стребелева Е. А. Организация модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. №3. - С.36 -38.
48. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1994. № 5. - С. 62-66. 55.
49. Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Стругаева// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XLI международной студенческой научно-практической конференции № 1(40). М., 2021. - С. 235-240.
50. Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Стругаева// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XLI международной студенческой научно-практической конференции № 1(40). М., 2021. - С. 235-240. 56.
51. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева.М.: Академия, 1999. - 334 с.
53. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. педагог.ин-тов, уч-ся педагог. училищ и колледжей, воспит. детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 192 с.
54. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно
методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. Балашов: Николаев, 2004. 80 - С. 58.
55. Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. Уфа: Вагант, 2007. - 260 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2020.
57. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. - М.: изд. Сфера, 2011. 143 - С. 61.
58. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
59. Шинкаренко Г.И. Состояние навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников / Сб. научных трудов. Коррекционно воспитательная работа в специальных д.у. // Под ред. Морозовой Н.Г. М.,1976. - С. 18-22.
60. Эльконин Д.Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: учеб.пособие /Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов. М.: Просвещение, 1946. - С.34
61. Юрченко, Е. А. Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте - С. 246-247
62. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. — Мн. «Современное Слово», 1998. -768 - С. 234.
63. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов Психическое развитие детей в норме и патологии. - М.,2004. - 192 с.